Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Трансцендентальный идеализм, агностицизм и дуализм КантаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иммануил Кант (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии и науки новейшего времени. Родился в г. Кенигсберге, в семье ремесленника. Его девиз жизни: «Выдержка и воздержание». Философия Канта получила название трансцендентального идеализма. Его философское творчество можно разделить на два периода: 1-й – до начала 70-х годов (1746-1770), называется «докритическим», а 2-й (1770-1797) – «критическим», поскольку именно тогда происходит переориентация сферы интересов Канта, и были написаны главные произведения, принесшие философу мировую славу: ««Критика чистого разума» (вопросы теории познания), «Критика практического разума» (этика), «Критика способности суждения» (эстетика и учение о целесообразности в природе). 1. В «Докритический период» - сфера интересов Канта ограничивается проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными исследованиями. Новаторство Канта при исследовании проблемы бытия, природы, естествознания заключается в том, что он был одним из первых философов, уделивших внимание проблеме развития (развития в природе). Из произведений этого периода важнейшим является трактат «Всеобщая история и теория неба». В нем Кант описывает свою космогоническую теорию – гипотезу о возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей вселенной), позже ставшая известной как теория Канта – Лапласа. Одновременно перед Кантом стояла уже в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания, о границах познания и, прежде всего, научного познания. Поэтому Кант и переходит в 70-е годы от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания (гносеологии). 2. «Критический период» Канта это агностицизм и априоризм. На первый план выходят проблемы гносеологии: познавательные возможности человека, границы научного знания, структура мышления. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Решает он эти вопросы с позиции агностицизма. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе, и утверждал, что человек познает мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей ( феномены ), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует, независимая от человеческого сознания сущность вещей – «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Тем самым, весь мир по Канту является «вещью в себе», у которого две стороны: познаваемый и не познаваемый. Реальный мир (огромное множество предметов и явлений окружающего мира), представляющий объект нашего разума и чувств есть «вещи в себе». Они как бы имеют две качественные стороны: поверхностные и внутренние. Первые, поверхностные, это образы (внешне проявляемые явления – феномены), доступные нашим органам чувств. Вторые, внутренние, сущностные (субстанциональные – ноумены) – не доступные нашему разуму. И потому «вещь в себе» абсолютно не может быть понята разумом, следовательно «вещь в себе» является предметом веры (бог, душа, бессмертие). Таким образом, основная идея произведения «Критики чистого разума» - агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). В докантовской гносеологии трудность познания определялась самим объектом познания – окружающим миром, который содержит в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что причиной этой трудности является сам человек и его разум, т.е. субъект познания, а не окружающий мир. Познавательные способности человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе познания (антиномии). Антиномии свидетельствуют о том, что Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает только противоречия мыслительной деятельности. С помощью разума можно одновременно доказать оба противоположных положения антиномии. Например, «существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» элементов, и «в мире нет ничего простого». Разум заходит в тупик. Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума. Однако, разум, наталкивается не только на собственные внутренние границы, на неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема. «Вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Исходя из чего, идеализм Канта получил название трансцендентального идеализма. Отсюда следует и главный вывод Канта: человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность. Все знание Кант делит на опытные (apastoriori) и доопытные (apriori). Апостериорное знание есть то знание, которое человек получает в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения. Априорное знание – это доопытное знание, то есть то знание, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства и практического подтверждения. Например, «все что случается, имеет причину», «человеческая жизнь протекает во времени», и это знание абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы (сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как формы. Кант считал, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятии. Будучи всеобщими и необходимыми, законы принадлежат не самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не формы существования вещей, а формы чувственного созерцания человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения. В результате познавательный процесс происходит следующим образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека. Органы чувств, принимают эти образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему. То есть, чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, то есть общие понятия, которые суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. В результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром. Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при помощи априорных законов, категорий и форм чувственного созерцания – пространства и времени. Отсюда вывод Канта: вещи сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более того, философия в той форме, в какой она существовала до Канта, невозможна. Функция философии познать сущность бытия, а она то, как раз и непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике рациональных способностей и определении границ познавательного процесса. Этика Канта. Поскольку теоретический («чистый») разум потерпел фиаско в своих попытках постигнуть мир вещей, то человеку остается уповать на «практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности, этику. Практическим разум называется потому, что его функция – руководить поступками человека, то есть устанавливать принципы нравственного действия. Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу. Нравственный долг Кант определяет в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива, который формулируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основной принцип) твоей воли и поведения во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства. Тем самым, категорический императив Канта отрицает возможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. Кант любил повторять, что нет ничего более ценного, чем звездное небо над нами и нравственный закон в нас. Субъективный идеализм Фихте Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814).Свою философию он назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом (1794). Главное положение его философии – «Я есть», которое полагает самое себя, оно первоначально. То есть, «Я» полагает первоначально свое собственное бытие как абсолютный субъект, наделенный активной бесконечной деятельностью и творящий мир. Отбросив кантовскую концепцию «вещи в себе», Фихте пытается вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Из этого общего мистического исходного «Я» Фихте выводит отдельное «Я», под которым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое «Я», которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Между «Я» как индивидуумом и «Я» как самосознанием есть различие. Первое сложилось под влиянием определенных внешних причин, второе – есть самосознание, духовность. Самосознание полностью определяется глубинными внутренними причинами души, его не могут выполнить другие за тебя. Поэтому Фихте призывает: «Воздвигни свое Я, сознай самого себя, пожелай стать самостоятельным». Во всяком действии, помимо носителя, есть и предмет, противоположный ему. И, так как, «Я» полагается первоначально внешними причинами, следовательно, противополагать можно только этому «Я». Отсюда формула Фихте: «Я полагает не-Я». Не-Я не существует без Я, объект может полагаться только при наличии субъекта, то есть сознание противополагает его себе, и отличает от себя. Без «Я» нет и «не-Я». Он считает, что без чувственности нет и чувственного мира. Без зрения и слуха нет видимого и слышимого мира. Следовательно, без самосознания, или «Я» не существует и мира как «не-Я». Следующий шаг – вторая формула наукоучения: «Я полагает себя и свою противоположность», как следствие синтеза первой и второй формул. Возникшее при этом противоречие Фихте решает через категорию взаимоопределения, используя методы «полагания», «противополагания» и «синтезирования». Я определяет «не-Я», и «не-Я» определяет «Я». В первом случае оно деятельно, оно практическое. Во втором случае, оно представляющее, или теоретическое. Поэтому, «Наукоучение» у Фихте состоит из практического и теоретического аспекта. На его основе он развивает систему категорий бытия и мышления – как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию». И хотя субъективный идеализм является основой его философии, в последнее время налицо тенденция усиления его внимания к объективному идеализму. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе, интерес которому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Но у него степень свободы зависит не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, которому принадлежит индивид. Будучи не в силах преодолеть иллюзии, порожденные отсталостью Германии, Фихте разрабатывает утопический проект «замкнутого торгового государства», с чертой националистической нем. исключительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.011 с.) |