Казахские мыслители начала XX в.: С.Торайгыров, А.Байтурсынов, М.Дулатов. Партия «Алаш» и алашординцы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахские мыслители начала XX в.: С.Торайгыров, А.Байтурсынов, М.Дулатов. Партия «Алаш» и алашординцы



Общественно-политическая мысль Казахстана в начале XX в. развивалась в тесной связи с историческим развитием духовной культуры русского народа и народов Средней Азии. Здесь сыграли свою роль и географическая сопредельность стран этого региона, и непосредственное взаимодействие их народов, и, глазным образом, общие черты их общественного бытия, особенно после присоединения Казахстана к России. На формирование собственно казахского общественного сознания, развитие казахской общественной мысли, духовной культуры и философии решающее влияние оказал тот глубокий перелом, который произошел в Казахстане на рубеже двух веков. Этот перелом выражался во взаимодействии и взаимовлиянии самых разных и неожиданных факторов, возможность появления которых едва ли кто-либо в то время мог предсказать. Среди тех представителей казахской интеллигенции, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие казахской философии начала ХХ в. огромную роль, несомненно, сыграли Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, А. Байтурсынов, М. Дулатов и другие. Следует отметить, что каждый из них развивал философскую мысль в соответствие со своими политическими императивами. Все они, так или иначе, были связаны с научно-литературной деятельностью и принимали активное участие в общественно-политической жизни. Однако, философская проблематика, которая их интересовала, была у каждого своя. Именно этим, видимо, и объясняется, что мысли каждого из них отличались оригинальностью, были не стандартными и свежими для своего времени.

Особое место занимает в ряду этих выдающихся поэтов, писателей, ученых и мыслителей Султанмахмут Торайгыров. Тесная связь с народом, неизменное стремление облегчить его тяжелую долю, с необходимостью побуждали С. Торайгырова искать питательную почву для своих идей в вековых традициях народного сознания, в прогрессивной общественной мысли — в традициях просвещения. С. Торайгыров дал систематизированную критику религии духовенства. В этом отношении он, по-видимому, стоял ниже своего предшественника Ч. Валиханова. Его антиклерикальные и антирелигиозные мысли представлены довольно разрозненно. Но это, разумеется, не значит, что они разноречивы. В основе всех этих мыслей, несомненно, лежала одна общая идея, все они, в конечном счете, вытекали из одного, хорошо продуманного и достаточно глубоко обоснованного принципа. В стихах « Рай » и « Ад» поэт стремится раскрыть логическую несостоятельность религиозных идей о потустороннем мире. Он сопоставляет эти идеи со здравым смыслом нормальных людей и показывает, что мусульманские догмы о том свете никак не согласуются с ними. Свои антирелигиозные мысли и идеи, критическую оценку религиозных догм поэт сводит воедино в стихотворении «Вера в Аллаха», которая в наилучшем виде на русском языке представлена в переводе А. Жовтиса.

Ахмет Байтурсынов надеялся убедить своих читателей в том, что цена слова может стать великой только тогда, когда они предельно адекватно отражают чувства, переживания и мысли говорящего или пишущего. Говорить могут все, но не всем удается передать в словах точный смысл своих мыслей. Это происходит потому, что и мысли людей не всегда совпадают, а чаще не совпадают. Словом владеют все люди, поскольку они люди, но не все и не всегда могут пользоваться им умело, точно выразить с их помощью свои мысли, чувства и переживания. Байтурсынов считал необходимым дать философский анализ языку, выяснить логику его развития и закономерности ее функционирования. Он рассматривал философию языка, как науку о закономерностях становления слова, художественно и, эстетически значимого, в конечном счете. Он стремится дать обоснование значению слова, как фундаментальной, основополагающей формы выражения мысли. Коль скоро это так, то высказывающий свои мысли для других, считал он, должен позаботиться о том, чтобы слова и вложенный в них смысл без особого труда могли быть поняты другими, т. е, слушающими или читающими. Для этого высказывающийся или пишущий должен хорошо знать, и умело пользоваться словами того языка, на котором он желает высказаться. Смысл каждого слова должен быть установлен предельно точно.

Миржакипа Дулатова интересуют не исторические факты сами по себе, а их причины. Поэтому он постоянно стремится пропустить факты через социальную мысль, осветить их лучами теоретического анализа. В этом стремлении и реализуется социальное мышление ученого, его философия истории. Он выступает в качестве профессионального и достаточно хорошо эрудированного теоретика исторической науки, а как социальный мыслитель, ищет в прошлом дорогу в будущее. Мысль об истории для него — это мысль о том, что было в истории, и ни о чем другом. А то, что было в истории, отражается в форме научных понятий. Поэтому, справедливо полагал он, исследование истории казахского, киргизского и других народов требует уточнения понятий, без чего невозможно так же и точное, адекватное отражение исторической закономерности. М. Дулатов был одним из первых представителей казахской интеллигенции, кто положил начало исследованию истории казахской общественной мысли. Его перу принадлежат работы, посвященные Ахмеду Яссави, Ч. Валиханову, А. Кунанбаеву, А. Байтурсынову, Г. Потанину, Н. Нариманову, А. Беримжанову и др. В них, он в основном, сосредотачивает внимание на историко-биографическом аспекте рассматриваемых персоналий, но вместе с тем затрагивает и вопросы их мировоззренческих позиций. Главное здесь, заключается в том, что он выражает принцип полной толерантности к мировоззренческим позициям исторических деятелей. А будучи абсолютным противником религиозного мировоззрения, особенно ислама, в то же время решительно выступает в защиту мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави от разрушения как исторического памятника народов Средней Азии и Казахстана. Вот эта терпимость к инакомыслию, уважительное отношение к чувствам, мыслям и идеям, высвечивают М. Дулатова во всем величии его подлинно демократического мышления.

Партия «Алаш» и алашординцы. Первый всеказахский съезд, положивший начало оформлению политиче­ской партии «Алаш», проходил в Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года. На съезд прибыли делегаты из 6 областей - Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской и Букеевской орды. Председателем съезда был избран X. Досмухамедов. Съезд обсудил 14 вопросов и принял по ним соответствующее решение. При этом особое внимание было обращено на проблемы, касающиеся формы государственного устройства, автономии казахских областей, землеустройства, правоохранительных органах (народная милиция), образования, религии, судоустройства, женского вопроса, подготовки в учредительное собрание депутатов из казахских областей и о казахской политической партии. Программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым и.т.д. Программа состояла из 10 параграфов и была опубликована в газете «Казах» 21 ноября 1917 года. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократи­ческой, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управля­ются сами собой на одинаковых правах и интересах», т. е. казахским областям должна быть предоставлена автономия. Государственное устройство России должно включать: Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. В программе партии также говорилось и о том, что выборы органов государ­ственной власти должны быть прямыми, равными, тайными; автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации; религия должна быть отделена от государства; все народы равны перед судом, суд каждого народа дол­жен быть сообразен обычаям. Партия «Алаш» определила следующие задачи: создание войск для защиты народа; соци­ального партнерства, поддержки неимущих слоев населения; развитие народного образования; решение аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на ос­нове демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии «Алаш» стала газета «Казах», выходившая в Оренбурге до января 1918 года, затем ее сменила газета «Сары Арка». Процесс становления советской власти в Казахстане проходил неравно­мерно и неодинаково. Он имел ряд особенностей, обусловленных социально-экономическим развитием региона, расстановкой политических сил. В ряде рай­онов края установление советской власти носило затяжной и кровопролитный ха­рактер, в некоторых же районах проходило относительно мирно. В результате вооруженного восстания власть Советов была установлена во многих районах: Тургайской, Уральской, Семиреченской области. Относительно мирно власть пе­решла в руки Советов в: Чимкенте, Аулие-Ате, Букеевской Орде, Туркестане, Казалинске, Кокчетаве, Акмолинске. Всего же с октября 1917 до марта 1918 года советская власть была установлена на всей территории Казахстана, за исключени­ем Уральска. Основными очагами сопротивления Советам были оренбургский, уральский и семиреченский регионы. Для того чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции 1917 года, с по 13 декабря 1917 года в Оренбурге состоялся второй Всеказахский съезд. В его работе приняли участие делегаты со всего Казахстана: Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семи­палатинской, Семиреченской, Самаркандской области, от Алтайской губернии. Организаторами съезда были А.Букейханов, А.Байтурсынов, И. Омаров, М.Дулатов. Председателем съезда был избран Б.Кулманов, открылся съезд обсуждением сообщения с места о том, что юг Казахстана охвачен голодом, народ разрознен, а местные власти не в силах навести порядок. В качестве основного на съезде рассматривался вопрос о создании казахской автономии. Доклад об автономии сделал А.Букейханов, этот доклад и вопрос о ка­захской автономии были переданы на рассмотрения особой комиссии. От имени комиссии выступил Х.Габбасов. Съезд единогласно постановил образовать автономию казахских областей и присвоить ей имя «Алаш». Был образован временный народный совет «Алаш-орда» из 2 членов, 10 мест, из которых предоставлялись русским и представителям других народов края. Местом пребывания Алаш-орда бы определен Семипалатинск. На долж­ность главы правительства - председателя Всеказахского народного совета избра­ли на альтернативной основе А.Букейханова. Лидеры Алаш-орды контактировали с советской властью, X. и Ж. Досмухамедовы встречались с В.И. Лениным и И.В. Сталиным, X. Габбасов также вел пе­реговоры с И.В. Сталиным, как наркомом по делам национальности. Они добива­лись взаимного признания автономии Алаш советской властью. Но этого не про­изошло. Тогда лидеры Алаш-орды установили контакты с атаманом А.Дутовым после свержения им советской власти в Оренбурге, С Комитетом Учредительного собрания в Самаре, с Временным сибирским правительством в Омске. Отказавшись от контак­тов и компромиссов с советской властью, алашординцы перешли к союзу с атаманом А.Дутовым для борьбы с Советами. В июне 1918 года было принято постанов­ление Алаш-орды, где говорилось: «Все декреты, изданные Советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными». В августе в Семипалатинске был сформирован первый Алашский конный полк. С 11 по 18 сентября 1918 года в г. Уфе состоялось совещание, известное как Уфимская директория, она объединила членов Всероссийского учредительного собрания, уполномоченных представителей Сибирского временного правительст­ва, казачьих войск: оренбургского, уральского, сибирского, иркутского, семиреченского; представителей правительства: Башкирии, Алаш, Туркестана. Уфимская директория приняла решение о том, что с ее созданием в России восстанавливается единая централизованная власть, а автономные управления должны прекратить свое существование. В специальной грамоте данного органа от 4 ноября 1918 года говорилось о прекращении деятельности всех областных правительств, в частности, ее 1-ый пункт гласил: «1. Правительство Алаш - Алаш-орда считать прекратившим свое существование». Таким образом, Уфимская ди­ректория, объединившая все антисоветские силы, своим решением ликвидировала Алаш - орду. В Алаш - орде к тому времени произошел раскол. 11 сентября 1918 года образовалось Западное отделение Алаш - орды с центром в Джамбейты в Ураль­ской области во главе с Ж.Досмухамедовым. В Западное отделение вошли: Уральская область, Букеевская орда, Мангышлакский уезд, Актюбинский уезд. Центр Восточного отделения Алаш - орды пе­реехал из Семипалатинска в Жана Семей. Дальнейшая судьба Алаш - орды складывалась следующим образом. Пер­вая половина 1919 года прошла в маневрах между белыми и красными. Светское правительство понимало, что для привлечения на свою сторону широких масс ка­захского населения, ему важно сотрудничество с лидерами Алаш - орды, и 4 ноября 1919 года вышло постановление об амнистии алашординцам. 21 декабря того же года совет Алаш - орды принял решение перехода на сторону Советов. В начале 1920 года Алаш - орда перестала существовать, после принятия 9 марта решения о ее ликвидации.

Алихан Букейханов (1866-1937 гг.). О собое место в истории Казахстана занимает деятельность видного политика, ученого, публициста Алихана Букейханова. Он родился в Каркаралинском уезде Семипалатинской области, получил блестящее образование. Вначале учился в Каркаралинском русско-казахской школе, а затем окончил Омское техническое училище (в 1888 г.), и экономический факультет Санкт-Петербургского технического института (в 1894 году). В конце 19 в. Букейханов работал преподавателем в Омском сельскохозяйственном училище, занимался научной работой. А. Букейханов был одним из авторов 18-го тома обширного туда «Россия: общее географическое описание нашей Родины», принимал участие в экспедиции Ф.А. Щербины, которая занималась подготовкой массового переселения крестьян в Казахстан (1904 г.). А. Букейханов являлся членом кадетской партии, и был инициатором проведения в Уральске съезда представителей областей Казахстана, которые решили создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде, т.к. кадеты считали Россию «единой и неделимой», а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. В 1908 году Букейханов поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против царского указа о роспуске Государственной Думы. За что был арестован и отбывал наказание в Семипалатинске и Павлодаре. С весны 1913 г. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М.Дулатов приступили к изданию газеты «Казах», на страницах которой публиковались многочисленные статьи о просвещении народа, пробуждении его национального самосознания. Автором многих статей был сам А. Букейханов. В июле 1917 г. Букейханов объявил о своем выходе из партии кадетов, и вместе с другими представителями казахской интеллигенции вступил в исполком партии «Алаш». Он был одним из авторов программы Алаш, а на втором Всеказахском съезде был избран председателем правительства Алаш-Орды. Всю свою жизнь он посвятил освобождению своего народа от социального и национально-колониального гнета, его просвещению и процветанию.

Миржакып Дулатов (1885-1935). П оэт, публицист и переводчик, М.Дулатов родился 2 ноября 1885 г. в местечке Сарыкопа нынешней Костанайской области. Сначала М.Дулатов учился в аульной школе, а с 12-ти лет - в Торгайском двухклассном русско-казахском училище. В 1902 году окончил педагогические курсы, работал учителем в школе. Общественность Казахстана знала М.Дулатова по множествам его прекрасных произведений, как «Бедная Жасиан», сборнику стихов «Оян казак! (пробудись казах!), ставшее гимном для казахского народа, сборнику стихов – «азамат» (в этот сб.наряду со стихами Дулатова, вошли его переводы произведений Пушкина, Шиллера, Лермонтова и т.д.). В 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета «Казах», где Дулатов вместе с Байтурсыновым и Бокейхановым являются ее основателями. М. Дулатов был одним из составителей программы партии «Алаш». С конца 1917 г. до апреля 1918 г. Дулатов возглавил газету «Казах», являясь одним из руководителей правительства «Алаш Орды», членом его Военного Совета. В 20-30е гг. М. Дулатов работал в редакции газеты «Ак жол», «Енбекшы казак», журнал «Кызыл Казахстан». Начиная со 2-ой половины 20-х гг. начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. Дулатов был арестован, в апреле 1930 г. приговорен к растрелу, который был заменен 10-ю годами тюремного заключения. В 1988 г. он был посмертно реабилитирован.

Хамит Досмухамбетов (1883-1939). Выдающийся казахский ученый, общественный деятель, один из основателей национальной академии наук, Хамит Досмухамбетов родился 24 апреля 1883 г. в Атырауской области. После окончания Уральского училища, поступил в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1909 г. С 1909 по 1913 годы, он работал врачом в воинских подразделениях уральских казаков. В 1917-1919 гг. Х. Досмухамбетов вошел в партию «Алаш» и стал членом правительства «Алаш Орда». Вместе со своим братом Жантой Досмухамбетовым участвовал в борьбе против Советской власти, за установление казахской автономии. В марте 1918 г. Х. Досмухамбетов и Ж. Досмухамбетов возглавили делегацию алашординцев, направленную в Москву. Добившись приема у Ленина, делегация вручила ему постановление алашординского съезда, создавшего в декабре 1917 г. правительство Алаш-Орды. В 1918 году на съезде в Джамбейты было провозглашено создание Зпадного отделения «Алаш Орды», которую возглавили братья Досмухамбетовы.

Вопросы для самоконтроля

1. Мифология древних казахов о Первотворении и Вселенной.

2. Что представляла собой Древняя символика казахов, и какое место в ней отводилось юрте?

3. Каких животных символизировала мифология древних казахов?

4. Какое место в мифологии древних казахов занимали Тенгри (небо) и цвета?

5. Какую роль в быте древних казахов занимают шаманство и культ предков (аруах)?

6. Каковы особенности мусульманства в Казахстане?

7. Почему Коркут-ата считают первопредком казахов?

8. Что всю жизнь искал Асан Кайгы?

9. Какие проблемы волновали мыслителей 10-15 вв.?

10. Почему Чокана Валиханова считали великим казахским провидцем?

11. Почему Абая считали «гневным судьей» и «печальником народа»?

12. Какие философские проблемы поднимал Шакарим в своей книге «Три истины»?

13. Чем были обеспокоены поэты эпохи «Зар-заман»?

14. Казахские мыслители начала XX в.: М.Дулатов, А.Байтурсынов, С.Торайгыров.

15. Деятельность партии «Алаш» и алашординцев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.181.205 (0.029 с.)