Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Огромные социально-экономические изменения, произошедшие в эпоху В., нашли своё отражение и во мн. социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов, что отражало индивидуализм буржуазии. В новых трактовках государственной власти как совершенно независимой от религиозной санкции и церковного авторитета отражался факт становления и укрепления национальных государств (Н. Макиавелли, Ж. Боден, А. Моджевский и др.). Крупными представителями социально-философской мысли эпохи Ренессанса, обосновывающими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Боден (130-196) – «Шесть книг о республике», в Польше – Анджей Моджевский (103-172) – трактат «Об исправлении государства». А одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства был Никколо Макиавелли (1469-127). Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Его концепция государства отвергает прежнюю теократическую концепцию. Он считает, что самый мощный стимул человеческих действий – это интерес. Чтобы избежать ненависти, государю не следует зариться на имущество своих граждан и их женщин, ибо люди скорее простят смерть отца, нежели потерю имущества. Сохранение собственности лучше обеспечивается его приумножением. Но, из-за эгоизма людей происходит столкновение их интересов за собственность, которому следует поставить заслон. Он сторонник мощного централизованного национального государства, где власть принадлежит зажиточному сословию ремесленников и торговцев. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и другие. Очень по современному звучат многие советы мыслителя, касающиеся деятельности правителя. Так, к примеру, следующее его высказывание: «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Идеи Макиавелли о возможном, иногда, использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств, против собственного народа, получил название макиавеллизм. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство – все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.И, впоследствии, многиедиктаторы, и тираны использовали эти методы (макиавеллизм) в своей повседневной практике В эпоху Возрождения появляются и утопические учения, в которых на основе «Священного писания» выдвигались требования обобществления собственности. Томаса Мюнцера (1490-12) –немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформации и крестьянской войне 124-126гг. в Германии (подробно будет изложено в разделе Реформация) и Томаса Мора – английского гуманиста, автора произведения «Остров утопии …» и термина «утопия – место которого нигде нет» - считают основателями теории утопического социализма. С именем итальянского философа Томмазо Кампанеллы (168-1639), автора произведения «Город Солнца» - связывают создателя первого коммунистического общественного устройства без частной собственности, имевшей также утопический характер. Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом острове нет частной собственности, и труд является обязанностью всех членов общества. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в бога, существует полная веротерпимость. Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между богом и верующими не должно быть никакого посредника. Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к богу. Томмазо Кампанелла (до пострижения в 1582 г. в монахи – Джованни Доменико) (11568 – 1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического коммунизма. Он разделял натурфилософские взгляды Телезио, выступал против схоластики, развивал идеи сенсуализма и деизма, которые у него сочетались с его увлечением магией и астрологией. За свободомыслие подвергался преследованиям инквизиции. Мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 он попытался поднять восстание против испанских колонизаторов, но заговор был раскрыт, а сам попал в тюрьму на 27лет. Там он написал (1602 г.) свою знаменитую утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы. «Город солнца» сыграл определенную роль в развитии прогрессивной общественной мысли. Монтень Мишель де (1533-1592 гг.). Исходный пункт учения франц. философа – скептицизм. Однако, в отличие от агностицизма, Монтень не отрицает познаваемость мира. Основное соч. – «Опыты». Часто прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе – дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!». Сомнение – двигатель знания и науки, ему подвергаются средневековая схоластика, догматы католической церкви, само христианское понятие о Боге. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Потому что человек – природное существо и подчинен законам природы, он, часть всего живого, и должен жить в гармонии с природой и со всеми кто живет на земле. Отсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами, есть главный принцип морали. То есть человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, а вправе стремиться к счастью в жизни земной. Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Сознание понимал как специфическое свойство материи, смерть считал неизбежным, а бессмертие души – спорным. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим. 5. Социально-политические и духовные
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.011 с.) |