Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал к теме №5. Средневековая философия

Поиск

УДК 1/14: 378 (075.8)

ББК 87я73

С 14

С 14 Н. Д. САГАДИЕВ, доктор философских наук Материалы к КУРСу ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ (в помощь преподавателям и студентам)

Учебное пособие. – Алматы, АТУ, 2009. – с.

ISBN 978-601-263-048-0

В Учебном пособии «Материалы к курсу лекции по философии» рассматриваетсякомплекс проблем касательно философии как феномена культуры, ее предметной сферы и специфических особенностей. Пособие составлено по программе 3-х кредитного курса философии, с ориентацией на все специальности АТУ, переходящей на обучение по кредитно-модульной структуре. В материалах первого раздела «Введение в философию» рассматриваются вопросы о генезисе, предмете и функциях философии, специфических чертах философского сознания. Материалы второго раздела «История философии» посвящены истории возникновения, и развития мировой философской мысли, характерным особенностям и тематической направленности исторических и национальных типов философии. В материалах третьего раздела «Теория философии» описываются логика современного научного познания, законы и категории диалектики, соотношения диалектической и формальной логик, проблемы сознательного и бессознательного, философия общества и человека. В конце каждого лекционного материала прилагается перечень обязательных тестовых вопросов на ПГК, позволяющий студентам успешно подготовиться и сдать Промежуточный Государственный Контроль по философии. Основное назначение Учебного пособия – помочь выполнению главного предназначения философии — формированию научного мировоззрения будущих специалистов, развитию их творческого мышления и методологической культуры. Отдельные положения книги могут быть использованы магистрантами и докторантами в своих научных исследованиях.

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор кафедры культурной антропологии КНУ им. Аль – Фараби Габитов Т. Х.

Кандидат философских наук, доцент кафедры СГД АТУ Рахимбаева Е. С.

Рассмотрено и утверждено к печати Ученым советом АТУ, протокол № 1 от 1октября 2009 г.

ISBN 978-601-263-048-0

©Н.Д.Сагадиев АТУ, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………….4

I.Введение в философию

Материал к теме № 1. Предмет философии. Место

и роль философии в обществе ………………………………………6

II.История Философии

Материал к теме №2. Индийская философия……………………..23

Материал к теме №3. Философия Древнего Китая.........................64

Материал к теме №4. Античная Философия……………………108

Материал к теме №5. Средневековая философия

Западной Европы и Арабо-мусульманского Востока.………….177

Материал к теме №6. Философия эпохи Возрождения

и Реформации (XIV – XVI вв.)…………………………………….220

Материал к теме №7. Философия Нового времени

и Просвещения (XVII–XVIII вв.)…………………..…….……….251

Материал к теме №8. Немецкая классическая философия..…….288

Материал к теме №9. Английская идеалистическая

философия XVIII в. и Французский материализм……………….322

Материал к теме №10. Марксизм и Западная философия

XIX-XX вв…………………………………………………………..340

Материал к теме №11. Казахская философия……………………360

Материал к теме №12. Русская философия………………….…….412
III.Теория философии

Материал к теме №13. Проблемы бытия и сознания…..…….......435

Материал к теме №14. Диалектика и Метафизика.……………….471

Материал к теме №15. Вопросы теории познания.

Философия человека и общества..………………………..………...503

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………….……………………538

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Материалы к курсу лекций по философии» разработано с учетом имеющихся материалов по «Истории философии» и современных реалий, вытекающих из процесса глобализаций. Как известно, современный мир характеризуется миром альтернатив, тревог и на­дежд, что вносит путаницу в миропонимание и мироосмысление людьми насущных проблем современного бытия, особенно вопросов о смысле и сути жизни. А это, как правило, непосредственно влияет на мировоззренческие установки, стиль мышления и образ жизни людей.

Из истории хорошо известно, что на рубеже подобных масштабных социальных перемен, интерес к философии всегда возрастает. Сегодня роль и значение философии в обществе также значительно возросла. Философия, как и прежде, призвана выполнять свое главное предназначение — формировать научное мировоззрение будущих специалистов, развивать их способности к творческому мышлению, повышать уровень их методологической культуры. И потому, исходя из общих стратегических требований по реформе системы образования в республике, настоящее пособие разработано по программе 3-х кредитного курса философии, с ориентацией на все специальности АТУ, и, прежде всего, на специализацию технологов легкой и пищевой промышленности, переходящих на обучение по кредитно-модульной структуре.

Учебное пособие поможет студентам углубленно изучить философию, систему ее законов, принципов и категорий, попракти­коваться в логическом и философском анализе как теоретических, так и социально-практических проблем. По ходу изучения и усвоения учебной программы курса, студенты начнут лучше понимать специфику и значение философии как науки и формы общественного сознания. В частности, ее роль в разработке мировоззренческих основ бытия природы, общества и мышления, в осмыслении и понимании их смысла и сути. Студенты также осознают и роль философии как методологического ориентира для других наук в процессе познания окружающей действительности, и, присущую ей специфическую логику, свойственную всем физико-математическим наукам, четкий смысл философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимостей, отно­шений между явлениями, как материального мира, так и социума. Особенно значимым для молодежи выступает знание основ главных диалектических принципов о всеобщей связи и развитии, позволяющих увидеть в социальных отношениях не только антагонизм, но и взаимозависимость классов, социальных групп и общностей.

Посредством учебного пособия студенты смогут развивать свои способности к логическому мышлению, самостоятельно пополнять и углублять свои зна­ния, развивать навыки работы с научной литературой. Предлагаемый в пособие перечень возможных тестовых вопросов на ПКГ, окажет студентам непосредственное содействие в целенаправленной подготовке и успешной сдаче промежуточного государственного контроля. Кроме того, все лекционные материалы ориентированы на решение следующих конкретных задач:

1) анализу важнейших философских теорий, концепций, положений, а также высказываний различных крупнейших фи­лософов, оценке их теоретического содержания и значения;

2) формированию и уточнению студентами своей собствен­ной позиции, взгляда на ту или иную философскую проблему посредством рефлексии и саморефлексии;

3) нахождению правильного ответа на те, или иные воп­росы, построению системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения;

4) развитию навыков работы с первоисточниками, монографиями, учебниками, журнальны­ми статьями, словарями и энциклопедиями.

Предлагаемый «Курс лекций по философии» будет способствовать более успешному внедрению кредитной технологии в преподавания философии, и активизации всего учебного процесса.

 

Философия и мировоззрение

Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-­первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.

Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека, отдельных групп и социальных общностей к миру. Следовательно, рассмотрение философии как специфической формы общественного сознания следует признать, более обоснованным и соответствующим действительности.

Основные вопросы мировоззрения:

Что такое человек и мир?

Откуда произошел человек?

Куда и зачем движет его судьба?

Какой смысл в существовании человека и общества?

В истории человечества существует три основные исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Исторически, первой, была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы.

К основным чертам мифов относят: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, не выделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (расширение и укрепление хозяйства, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная формавыражения; описательный характер.

Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия во многом схожа с мифологией: наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности. Это позволяет сказать, что религия включает в себя мифы. Однако есть и особенности, отличающие религию от мифов. Так, для религии уже характерно учение о потустороннем мире, наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации, обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и системный характер, чем мифология.

Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к системному и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т. е опирается на доказательства в обосновании своих положений).

Философия и наука

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук», - включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знания о природе, обществе, о нем самом – по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т. д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретной области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т. д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия, в своем исследовании опирается на данные частных наук, и служит для частных наук методологической основой в познании окружающего мира и социума.

4. Специфические черты философского знания:

-основная специфика философского знания как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), и в то же время не является научным знанием в чистом виде;

-главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

-предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним;

-имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.)

-носит предельно общий, теоретический характер;

-содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

- несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, то есть во многом субъективно;

-является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

-изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

-обладает свойством рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на самого себя);

-испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

-в то же время динамична – постоянно развивается и обновляется;

- неисчерпаема по своей сути;

- ограничена познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

5. Функции философии. Функция (лат. functio – исполнение, совершение) – устойчивое внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенно заданной конкретной системе. Философии характерны следующие функции:

1. мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром;

2. м етодологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

3. гносеологическая – способствует правильному и достоверному познанию окружающей действительности;

4. критическая – подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания;

5. а ксиологическая – оценивает вещи и явления окружающего мира с точки зрения их значимости и ценностей – морально ­нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное, отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождений; реформация; кризис капитализма конца Х1Х – начала ХХ вв. и др.);

6. социальная – объясняет устройство общества, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает способы их устранения или смягчения и пути совершенствования устоев общества;

7. воспитательно-гуманитарная – распространяет гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

8. прогностическая – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания, прогнозирует тенденцию развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Основные методы философии. Метод (греч. methodos буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В философии – это способ или путь и средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. В философии различают два основных метода: диалектику и метафизику.

Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются во взаимосвязанности и взаимозависимости, критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Диалектика представлена двумя направлениями; материалистической и идеалистической. Деление произведено касательно основного вопроса философии, о чем подробно будет сказано ниже. Материалистическая диалектика, на основе материалистического пониманияисторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, сочетает в органическом единстве законы развития, как бытия, так и познания, считая их тождественными по содержанию и различными по форме. Потому она выступает не только как онтологическое учение, но и как гносеологическое учение и логика, рассматривающая мышление и познание в становлении и развитии. Идеалистическая диалектика, в свою очередь, представлена объективным и субъективным направлениями. Объективный идеализм – провозглашая независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания людей, преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления и рассматривает их как бы автономно, в отрыве от сознания людей. Субъективный идеализм – наоборот, утверждая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека, преувеличивает роль ощущений, восприятий и подчеркивает зависимость внешнего мира от сознания человека. Тем самым, оба направления одинаково противопоставляют свои начала объективному миру.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, сами по себе, а не с точки зрения взаимосвязанности и взаимозависимости; статично, то есть игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития; однозначно, как бы прямолинейно (ведется поиск единого начала бытия, без всякого основания та или иная догма утверждается как абсолютная истина, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). К примеру, глубоко метафизичны почти все религиозные догмы.

Кромедиалектики и метафизики в философии функционируют еще ряд методов, которые не характерны диалектическому материализму:

- догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии;

- эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности. Так, в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе;

- софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью неполучение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства;

- герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко был распространен в западной философии (одновременно является философским направлением).

6. Основной вопрос философии. Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг которого выстраивается вся система. Таким вопросом милетской школы был вопрос о первоначале бытия (архэ), для Сократа – проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего метода познания. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Материализм (от латинского слова materialis - вещественный) – научное философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Таким образом, согласно материализму, материя вечна, независима, неуничтожима и первична – источник всех вещей, существует и развивается по своим собственным законам. Сознание и идеальное – вторично, определяется материальным. Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального.

Виды материализма. Различают материализм стихийный и научный. Стихийный материализм – это ранняя форма естественнонаучного материализма. Он представляет собой историко-философское понятие, характеризующее бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира не зависимо от сознания человека и богов. То есть это вера, построенная на интуиции, без понимания законов и закономерностей бытия триады: природы, общества и мышления человека. Научный материализм является философским мировоззрением, представляющий собой научное углубление и развитие позиций стихийного материализма на основе научных знаний, на основе познанных законов и закономерностей бытия триады. В историческом плане материализм постоянно эволюционировал, обретая те или иные формы. Исследователи выделяют следующие исторические формы материализма.

Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальный вид материализма, и он был стихийным и наивным. По нему, окружающий мир состоит из материальных элементов – воды, земли, воздуха, огня, или всех этих первоначал, атомов, рассматривающихся сами по себе, независимо от сознания человека и богов. Представителями были Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др. Слово наивный озн ачает бесхитростно – добродушный, доверчивый, обнаруживающий неопытность. Следовательно, наивный материализм представляет собой историко-философское понятие, характеризующее доверчивое убеждение ученых и философов в объективной реальности внешнего мира. Наивная обыденная точка зрения, видит в мире представлений нечто абсолютно адекватное бытию, его абсолютно идентичную копию, не понимая и не вникая в суть происходящих процессов и явлений. Оно показывает на отсутствие должного научного знания на тот период, а также отсутствия у большинства исследователей научного и социального опыта.

Метафизический, или механистический материализм Нового времен, в основном изучал природу, однако, все многообразие ее свойств и отношений сводит к механической форме движения материи. Представители: Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж. Ламетри. К.Гельвеций и др.

Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог – идеальный образ, созданный человеком для объяснения не понятных явлений

Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей. Материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Антиподом материализму выступает идеализм, признающийпервичным духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), а сама материя возникает из духа и подчиняется ему. Идеализм также не однороден, и подразделяется на две разновидности.

Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания людей (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный; иipse -сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только своего собственного «Я» и своих ощущений.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и где зародилась философия?

2. Каков предмет ее исследования?

3. В чем отличие философии от религии и мифологии?

4. В чем состоит специфика философии?

5. Является ли философия наукой?

6. Назовите основные разделы философии.

7. Как вы понимаете значение понятия «Функция»? Перечислите основные функции философии.

8. Что такое метод? Какие методы использует философия в своих исследованиях?

9. Чем метафизика отличается от диалектики?

10. В чем состоит главная суть основного вопроса философии?

11. Назовите основные отличия между материализмом и идеализмом в философии.

12. Перечислите основные формы материализма.

13. Чем отличается объективный идеализм от субъективного идеализма?

Вопросы для самоконтроля

1. Почему индийская философия развивалась непрерывно, без крутых поворотов?

2. Какие основные периоды различают в развитии индийской философии?

3. Чем была характерна особенность шраманского периода индийской философии?

4. Какие проблемы обсуждали древнеиндийские философы в период своего начального становления?

5. Почему в индийской философии не было стройной системы изложения истории философии?

6. Какую роль в развитии индийской философии оказал Брахманизм?

7. Кого представляли собой проповедники «Шраманы»?

8. Какую роль сыграли Веды в развитии индийской философии, и каковы основные содержания его самхитов и коментариев?

9. Что представляла собой шраманская эпоха индийской цивилизации?

10. Что означают понятия Рита, сансара, карма и мокша в Ведах?

  1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?
  2. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксаль­ные и ортодоксальные школы?
  3. О каких субстанциях говориться в джайнизме?
  4. Что говорится в джайнизме о правильной вере, правильном познании и пра­вильном поведении?
  5. О каких видах познания говорится в джайнизме?
  6. Приведите хронологию основных школ традиционного буддизма.
  7. Как понимается «срединный путь» в буддизме?
  8. Каковы различия между буддистскими школами «Хинаяна» (Малая колесница) и «Махаяна» (Большая колесница)?
  9. Расскажите о «четырех благородных истинах» Будды?
  10. Каковы содержания «восьмеричного пути» и «нирваны» в буддизме?
  11. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?
  12. Что такое пракрити и гуны в санкхья?
  13. Чем отличается онтология йоги от онтологии санкхьи?
  14. Чем «восьмеричный путь» йоги отличается от «восьмерично­го пути» буддизма?
  15. Что такое падартха, и какие падартхи предлагаются в вайшешика?
  16. Какие философские школы развивали учение об атомах?
  17. О каких источниках истинного знания говориться в ньяя?
  18. С точки зрения ньяя, как можно установить истинность знания?
  19. Какой особый источник истинного знания предлагает миманса?
  20. Что говориться в концепции миманса о достижении небесного блаженства?
  21. Какой путь освобождения от сансары предлагает веданта?
  22. Что означает в веданте «Ты есть то»?
  23. Какие возможности освобождения от страданий предлагались в философских школах Древней Индии?

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что означали Инь, Ян и Дао в религиозно-мифологических и натурфилософских представлениях Древнего Китая?
  2. Как характеризуется Дао в даосизме?
  3. Содержание концепции «недеяния» в даосизме.
  4. Что означало «исправление имен»в конфуцианстве?
  5. Чем отличались взгляды Конфуция и Лао-цзы касательно вопросов политической жиз­ни и управления государством?
  6. Каково содержание этических понятий взаимности, золотой середины и человеколюбия в конфуцианстве?
  7. «Что изучать и как учиться», рекомендовала педагогическая система Конфу­ция?
  8. По каким вопросам были противоположны взгляды Мэн-цзы и Сюнь-цзы?
  9. В чем заключался принцип «Желание неба» Лао цзы?
  10. О каких бедах в государстве говорил Лао цзы?
  11. Что понимал Лао цзы под «всеобщей любовью», «отрицанием нападения», «почитанием единства»?
  12. Как понимался процесс познания в моизме?
  13. Как объяснить смысл софизмов школы спорщиков (Минцзя), в частности, софизма Гунсунь Луна «Белая лошадь не есть лошадь»?
  14. Почему, с точки зрения легистов, на первом месте должно быть управление на основе закона?
  15. Как, легисты, рассматривали соотношение наград и наказаний?
  16. Какие новые идеи были предложены в ходе развития философской мысли Ки­тая?

Вопросы для самоконтроля

1. Какие периоды выделяются в античной философии?

2. Как решалась проблема архэ в милетской школе?

3. Что понимал Гераклит под логосом?

4. Какой смысл имела формула пифагорейцев: «Вещи суть числа»?

5. Каким образом элеаты обосновывали идею неизменности бытия?

6. Что хотел доказать Зенон с помощью апорий?

7. Какие «корни всех вещей» предлагал Эмпедокл?

8. Какую роль играют Филия и Нейкос в учении Эмпедокла?

9. Что такое «гомеомерии» у Анаксагора?

10. Что такое случайность, с точки зрения атомистов?

11. Что понимал под атомом Демокрит?

12. Что имел ввиду Протагор, когда говорил: «Человек есть мера всех вещей»?

13. В чем Сократ видит сущность человека?

14. Объясните значение понятия «майевтика» в философии Сократа.

15. Почему философию Платона называют «Объективным идеализмом»?

16. Какую аналогию между структурами души человека и государства проводил Платон?

17. Какую роль в гносеологии Платона играет «Воспоминание души»?

18. Чем онтология Платона отличается от онтологии Аристотеля?

19. Какую классификацию наук предложил Аристотель?

20. Какое ключевое понятие в этике Аристотеля?

21. В чем заключается концепция материи – формы у Аристотеля?

22. Какие формы государства Аристотель считает правильными и неправильными?

23. Какие школы эллино-римской философии позднеантичного периода носили этико-антропологический и антирелигиозный характер? Основное содержание их учений.

24. Почему некоторые школы эллино-римской философии позднеантичного периода обретают мистико-религиозный характер?

25. В чем киники видели счастье человека?

26. Почему скептики призывали к воздержанию от категорических суждений?

27. Что нового вносит Эпикур в атомистическую концепцию?

28. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм предполагает стремление к чувственным наслаждениям?

29. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам?

30. Что такое единое у неоплатоников?

31. О чем было произведение Тита Лукреция Кара «О природе вещей»?

32. Какие философские школы получили широкое распространение в Римской империи, и почему?

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объяснить успешное распространение христианства?

2. В чем заключается метод аллегорического толкования?

3. Что такое апологии, и как апологеты относились к античной философии?

4. Как в патристике рассматривалось соотношение веры и разума?

5. В чем заключаются концепции теоцентризма, креационизма, персонализма, провиденциализма в патристике?

6. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

7. Как решалась проблема универсалий в реализме и номинализме?

8. Чем отличаются катафатическое и апофатическое богословие?

9. Какие доказательства существования Бога предложил Ансельм?

10. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?

11. По каким вопросам Сигер и Дунс Скот полемизировали с Фомой?

12. В чем отличие мистики от схоластики?

13. Раскройте особенности арабо-мусульманской философии средневековья.

14. Какие взгляды проповедовали мутакалимы, мутазилиты и ашариты?

15. Какие взгляды проповедовали представители восточного перипатетизма?

16. Что представляло собой движение суфитов?

17. Каковы основные философские взгляды Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авицена) и Ибн-Рушда (Авэроэса)?

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличается представление о человеке в эпоху Возрождения от традиционных представлений Средневековья?

2. Кто является родоначальником гуманизма и его видными представителями?

3. Чем отличается концепция Макиавелли о государстве от теократической концепции?

4. Каково значение книги Эразма Роттердамского «Похвала глупости»?

5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от средневековой философии?

6. Каковы основные характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения?

7. Что такое пантеизм и гилозоизм?

8. Опишите модель идеального государства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

9. На что направлен скептицизм Монтеня?

10. Какие новые методологические идеи предлагали Леонардо да Винчи и Галилей?

11. О каких двух книгах говорили Кампанелла и Галилей?

12. В чем заключалась суть движения Реформации, и каковы его социальные последствия?

Вопросы для самоконтроля

1. В чем новизна и особенности философии Нового времени?

2. Объясните значения терминов «эмпиризм» и «рационализм». Что объединяет эти течения философской мысли ХУ11 в.?

3. Охарактеризуйте учение Ф.Бэкона об «идолах» познания.

4. Объясните фразу Декарта «Cogito ergo sum».

5. В чем заключается концепция «естественной морали»?

6. Онтология и гносеология Гоббса.

7. Что понимает Гоббс под естественным и государственным состоянием общества?

8. Как относился Локк к концепции «врожденных идей»?

9. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы и Г.Лейбница.

10. Как трактовал Спиноза соотношение свободы и необходимости?

11. Что такое монады и теодицеи у Лейбница, и что он понимал под рациональным и эмпирическим истинами?

12. Каковы основные черты философии эпохи Просвещения.

13. Что говорил Вольтер о функциях религии?

14. Что такое географический детерминизм?

15. Как Монтескье обосновывал необходимость разделения власти?

16. Какие формы неравенства выделял Руссо?

17. В чем заключается суть концепции «общественного договора»?

Субъективный идеализм Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814).Свою философию он назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом (1794). Главное положение его философии – «Я есть», которое полагает самое себя, оно первоначально. То есть, «Я» полагает первоначально свое собственное бытие как абсолютный субъект, наделенный активной бесконечной деятельностью и творящий мир. Отбросив кантовскую концепцию «вещи в себе», Фихте пытается вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Из этого общего мистического исходного «Я» Фихте выводит отдельное «Я», под которым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое «Я», которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Между «Я» как индивидуумом и «Я» как самосознанием есть различие. Первое сложилось под влиянием определенных внешних причин, второе – есть самосознание, духовность. Самосознание полностью определяется глубинными внутренними причинами души, его не могут выполнить другие за тебя. Поэтому Фихте призывает: «Воздвигни свое Я, сознай самого себя, по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.022 с.)