Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материал к теме № 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: определить место и значение философии в генезисе всей общественной системы (науки, культуры и человека), обосновать специфику ее научной и мировоззренческой основы и особенности ее предметной сферы. Определить значение философии в духовном производстве, ее методологическое значение для всего процесса познания, и, рассмотреть ее основные функции. Основные вопросы 1 Происхождение и предмет философии. 2 Философия и мировоззрение. 3 Философия и наука. 4 Специфические черты философского сознания. 5 Функции философии. 6 Основной вопрос философии. Ключевые слова и понятия: философия, природа, общество, человек, бытие, мировоззрение, общественное сознание, мифология, религия, наука; Р азделы философии: онтология, гносеология, антропология,социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика; Основной вопрос философии: материя-сознание, бытие-мышление, материализм и идеализм; материализм – стихийный, наивный, метафизический, вульгарный, материалистический и научный. Идеализм – объективный, субъективный(солипсизм); Методы философии: диалектика (материалистическая, идеалистическая) и метафизика; Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая, критическая, социальная, воспитательно-гуманитарная и прогностическая. Происхождение и предмет философии Слово философия (от греч.phileo – люблю и sophia - мудрость) – означает «любовь к мудрости», и представляет собой специфическую форму общественного сознания, познающую всеобщие законы и закономерности, которым подчинены как бытие (т. е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания. Впервые этот термин употребил древнегреческий ученый Пифагор (около580-500 гг. до н. э.). Он его использовал по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. В качестве особой науки ее впервые выделил Платон, объединивший в единую философскую систему онтологию, гносеологию и антропологию, получившее, в дальнейшем, распространение в западноевропейской культуре. Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно в середине VI в. до н. эр. в Греции (средиземноморская, греческая культура), и на Востоке – в Индии и Китае. Этот период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса, называется «осевым». В 800-600 гг. до н. э.– происходит резкий социально-экономический скачок в истории развития человечества: меняется основа производительных сил общества, сама социальная система начинает, переходит от родоплеменных структур к рабовладельческому обществу. Происходят большие перемены в духовной сфере: начинается процесс самосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили и творили: Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; Сиддхарта Гаутама (Будда) - в Индии, здесь же возникают Упанишады; в Иране – Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и то же время, и независимо друг от друга, в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это был период мощного духовного подъема в истории человечества. Люди искали ответы на следующие вопросы. Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Откуда мы, кто мы, куда идем? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Существует ли истина и возможно ли ее познание? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет, и именно они составляют ключевые моменты предмета философии. Характеру и содержанию этих вопросов соответствуют и основные разделы философии. Так, онтология есть учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. И потому, философию, в целом,можно определить и как науку, и как специфическую форму общественного сознания, изучающую основные закономерности бытия (природы, общества) и мыслительной деятельности человека, то есть мира в целом в символическом значений. Тем самым, предметную сферу философии можно представить как триаду: природа, общество и мышление человека. Философия и мировоззрение Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека, отдельных групп и социальных общностей к миру. Следовательно, рассмотрение философии как специфической формы общественного сознания следует признать, более обоснованным и соответствующим действительности. Основные вопросы мировоззрения: Что такое человек и мир? Откуда произошел человек? Куда и зачем движет его судьба? Какой смысл в существовании человека и общества? В истории человечества существует три основные исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Исторически, первой, была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. К основным чертам мифов относят: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, не выделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (расширение и укрепление хозяйства, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная формавыражения; описательный характер. Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия во многом схожа с мифологией: наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности. Это позволяет сказать, что религия включает в себя мифы. Однако есть и особенности, отличающие религию от мифов. Так, для религии уже характерно учение о потустороннем мире, наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации, обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и системный характер, чем мифология. Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к системному и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т. е опирается на доказательства в обосновании своих положений). Философия и наука Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук», - включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знания о природе, обществе, о нем самом – по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т. д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретной области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т. д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия, в своем исследовании опирается на данные частных наук, и служит для частных наук методологической основой в познании окружающего мира и социума. 4. Специфические черты философского знания: -основная специфика философского знания как уже отмечалось, заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), и в то же время не является научным знанием в чистом виде; -главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний; -предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним; -имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.) -носит предельно общий, теоретический характер; -содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук; - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, то есть во многом субъективно; -является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; -изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; -обладает свойством рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на самого себя); -испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; -в то же время динамична – постоянно развивается и обновляется; - неисчерпаема по своей сути; - ограничена познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. 5. Функции философии. Функция (лат. functio – исполнение, совершение) – устойчивое внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенно заданной конкретной системе. Философии характерны следующие функции: 1. мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. м етодологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3. гносеологическая – способствует правильному и достоверному познанию окружающей действительности; 4. критическая – подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; 5. а ксиологическая – оценивает вещи и явления окружающего мира с точки зрения их значимости и ценностей – морально нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное, отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождений; реформация; кризис капитализма конца Х1Х – начала ХХ вв. и др.); 6. социальная – объясняет устройство общества, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает способы их устранения или смягчения и пути совершенствования устоев общества; 7. воспитательно-гуманитарная – распространяет гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; 8. прогностическая – на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания, прогнозирует тенденцию развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Основные методы философии. Метод (греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В философии – это способ или путь и средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. В философии различают два основных метода: диалектику и метафизику. Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются во взаимосвязанности и взаимозависимости, критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Диалектика представлена двумя направлениями; материалистической и идеалистической. Деление произведено касательно основного вопроса философии, о чем подробно будет сказано ниже. Материалистическая диалектика, на основе материалистического пониманияисторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, сочетает в органическом единстве законы развития, как бытия, так и познания, считая их тождественными по содержанию и различными по форме. Потому она выступает не только как онтологическое учение, но и как гносеологическое учение и логика, рассматривающая мышление и познание в становлении и развитии. Идеалистическая диалектика, в свою очередь, представлена объективным и субъективным направлениями. Объективный идеализм – провозглашая независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания людей, преувеличивает, абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления и рассматривает их как бы автономно, в отрыве от сознания людей. Субъективный идеализм – наоборот, утверждая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека, преувеличивает роль ощущений, восприятий и подчеркивает зависимость внешнего мира от сознания человека. Тем самым, оба направления одинаково противопоставляют свои начала объективному миру. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, сами по себе, а не с точки зрения взаимосвязанности и взаимозависимости; статично, то есть игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития; однозначно, как бы прямолинейно (ведется поиск единого начала бытия, без всякого основания та или иная догма утверждается как абсолютная истина, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). К примеру, глубоко метафизичны почти все религиозные догмы. Кромедиалектики и метафизики в философии функционируют еще ряд методов, которые не характерны диалектическому материализму: - догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии; - эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной, ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности. Так, в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе; - софистика – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью неполучение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства; - герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко был распространен в западной философии (одновременно является философским направлением). 6. Основной вопрос философии. Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг которого выстраивается вся система. Таким вопросом милетской школы был вопрос о первоначале бытия (архэ), для Сократа – проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего метода познания. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Материализм (от латинского слова materialis - вещественный) – научное философское направление, утверждающее первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Таким образом, согласно материализму, материя вечна, независима, неуничтожима и первична – источник всех вещей, существует и развивается по своим собственным законам. Сознание и идеальное – вторично, определяется материальным. Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма. Различают материализм стихийный и научный. Стихийный материализм – это ранняя форма естественнонаучного материализма. Он представляет собой историко-философское понятие, характеризующее бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира не зависимо от сознания человека и богов. То есть это вера, построенная на интуиции, без понимания законов и закономерностей бытия триады: природы, общества и мышления человека. Научный материализм является философским мировоззрением, представляющий собой научное углубление и развитие позиций стихийного материализма на основе научных знаний, на основе познанных законов и закономерностей бытия триады. В историческом плане материализм постоянно эволюционировал, обретая те или иные формы. Исследователи выделяют следующие исторические формы материализма. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальный вид материализма, и он был стихийным и наивным. По нему, окружающий мир состоит из материальных элементов – воды, земли, воздуха, огня, или всех этих первоначал, атомов, рассматривающихся сами по себе, независимо от сознания человека и богов. Представителями были Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др. Слово наивный озн ачает бесхитростно – добродушный, доверчивый, обнаруживающий неопытность. Следовательно, наивный материализм представляет собой историко-философское понятие, характеризующее доверчивое убеждение ученых и философов в объективной реальности внешнего мира. Наивная обыденная точка зрения, видит в мире представлений нечто абсолютно адекватное бытию, его абсолютно идентичную копию, не понимая и не вникая в суть происходящих процессов и явлений. Оно показывает на отсутствие должного научного знания на тот период, а также отсутствия у большинства исследователей научного и социального опыта. Метафизический, или механистический материализм Нового времен, в основном изучал природу, однако, все многообразие ее свойств и отношений сводит к механической форме движения материи. Представители: Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж. Ламетри. К.Гельвеций и др. Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог – идеальный образ, созданный человеком для объяснения не понятных явлений Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей. Материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер). Антиподом материализму выступает идеализм, признающийпервичным духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), а сама материя возникает из духа и подчиняется ему. Идеализм также не однороден, и подразделяется на две разновидности. Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи, но и от сознания людей (Платон, Фома Аквинский, Гегель). Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный; иipse -сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только своего собственного «Я» и своих ощущений. Вопросы для самоконтроля 1. Когда и где зародилась философия? 2. Каков предмет ее исследования? 3. В чем отличие философии от религии и мифологии? 4. В чем состоит специфика философии? 5. Является ли философия наукой? 6. Назовите основные разделы философии. 7. Как вы понимаете значение понятия «Функция»? Перечислите основные функции философии. 8. Что такое метод? Какие методы использует философия в своих исследованиях? 9. Чем метафизика отличается от диалектики? 10. В чем состоит главная суть основного вопроса философии? 11. Назовите основные отличия между материализмом и идеализмом в философии. 12. Перечислите основные формы материализма. 13. Чем отличается объективный идеализм от субъективного идеализма?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.012 с.) |