Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия в исторической динамике культуры

Поиск

Философия в исторической динамике культуры

 

Методическое пособие

для семинарских занятий

студентов дневного отделения

всех специальностей БГУИР

 

Под редакцией зав. кафедрой Г. И. Малыхиной

 

 

 

Минск БГУИР 2010


УДК 1(091)(076)

ББК 87.3я7

Ф56

 

 

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:

Малыхина Г. И., Габрусь И. Ф., Дисько-Шуман М. Р.,

Пушкина Т. А., Шепетюк В. В., Ратникова И. М., Минеева А. А.

 

Р е ц е н з е н т:

Заведующий кафедрой философских наук

Академии управления при Президенте Республики Беларусь,

доктор философских наук, профессор

В. И. Чуешов

Ф 56
Философия в исторической динамике культуры. Метод. пособие для семинарских занятий студ. дневного отделения всех спец. БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.], под ред. зав. кафедрой философии Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2010. – 152 с.

 

ISBN 978-985-488-560-5

 

Методическое пособие подготовлено на основе типовой учебной программы по курсу философии для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД–СГ.010/тип.

Работа представляет собой инновационный практикум по философии на основе компетентностной модели обучения. Имеет оригинальную, единую для всех семинарских занятий структуру, включающую тему семинара, ключевые понятия и их определения, тематику рефератов, методические указания, учебные материалы, тесты для самоконтроля, литературу и др.

В данном пособии рассматриваются темы, связанные с предметом философии, ее происхождением и значением в жизни человека и общества, а также основные периоды развития мировой и отечественной философии.

Предназначено для студентов дневного отделения всех специальностей БГУИР, а также может быть рекомендовано студентам заочного и дистанционного обучения.

 

УДК 1(091)(076)

ББК 87.3я7

 

© «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», 2010  
ISBN 978-985-488-560-5

 

 


Содержание

 

Введение. 4

1. Цели и задачи учебного курса «Философия». 4

2. Цели и задачи семинарских занятий. 5

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия». 5

Содержание учебной дисциплины.. 7

Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе. 7

Тема №1 Философия как социокультурный феномен. 7

Тема №2 Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древней Индии и Древнего Китая) 34

Раздел II Философия в исторической динамике культуры. Исторические типы классической и постклассической философии. 48

Тема №3 Периоды и проблемы античной философии. 48

Тема №4 Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии. 62

Тема №5 Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии. 78

Тема №6 Постклассическая философия: школы и направления. 92

Тема №7 Неклассическая западная философия XX – XXI вв. 112

Тема №8 Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия. 128

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия». 147

Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия». 150

 

Введение

 

Философия представляет собой целостную теоретическую и обобщенную систему знаний о мире, человеке в их взаимосвязях.

Являясь особым типом рационально-критического мировоззрения и формой духовной культуры, философия как учебная дисциплина занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента, поскольку вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценивать фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, понимание актуальных проблем современной философии, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей курса «Философия» является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, во взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, а также философским осмыслением современных социокультурных реалий.

Овладение содержанием философии ориентировано на более глубокое понимание студентом глобализирующегося мира в целом и современной науки и техники в частности, а также на осмысление собственной жизненной позиции.

Цели и задачи учебного курса «Философия»

Изучение курса «Философия» в вузе имеет целью формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

1) усвоения философской терминологии;

2) понимания структуры философского знания и его проблематики;

3) освоения богатства историко-философского наследия;

4) изучения современных тенденций в развитии философии;

5) применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.

 

Цели и задачи семинарских занятий

 

Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций:

знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания;

умения мыслить критически, аргументированно отстаивать свои убеждения;

применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности.

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия»[1]

Раздел философии и тема семинарского занятия Кол-во часов
Аудитор- ные Самост. работа
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе 1. Философия как социокультурный феномен        
Раздел II Философия в исторической динамике культуры 2. Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай) 3. Периоды и проблемы античной философии 4. Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии 5. Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии 6. Постклассическая философия: школы и направления 7. Неклассическая западная философия XX–XXI вв. 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия                            
Раздел III Философия бытия 9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия 10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы    
Раздел IV Философская антропология   11. Проблема человека в философии и науке 12. Сознание человека как предмет философского анализа        
Раздел V Теория познания и философия науки 13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры        
Раздел VI Социальная философия 15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система 16. Философские проблемы социальной динамики 17. Философия техники и ее проблемы        
Всего    

 

 


Содержание учебной дисциплины

 

Раздел I Философия, круг её проблем и роль в обществе

 

Таблицы и схемы

 

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 
 

 


ФИЛОСОФИЯ – ЭТО

любовь к мудрости
продукт духовного развития человека
форма общественного сознания
«живая душа культуры»
социокультурная мера цивилизованности
система знаний о мире, человеке и месте человека в мире
наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, культуры
«эпоха, схваченная в мысли»
рефлексия над мировоззренческими универсалиями культуры

1.2. Структура мировоззрения

 

Мировоззрение Элементы
Знания Ценности, идеалы, убеждения Чувства, эмоции, переживания, жизненная позиция

 

 

1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Тип мировоззрения Язык, смысловая единица Отношение к миру Признаки
МИФОЛОГИЯ Миф, фантазия, воображение Приспособление, подчинение природе Синкретичность, отождествление реального с вымышленным, сверхъестественность, образность, эмоциональность, ассоциативность
РЕЛИГИЯ Вера, откровение, интуиция Уход от действительности в потусторонний мир Вера как основа религиозного мышления, откровение как путь познания, иррациональность
ФИЛОСОФИЯ Знание, разум, логика Преобразование действительности Рациональность, рефлексивность, критичность, креативность

 

1.4. Структура (разделы) и функции философии

 

Разделы философского знания Функции
Онтология (от греч. оntos – сущее + logos – учение) Онтологическая или мировоззренческая
Гносеология (от греч. gnosis – знание + logos – учение) Гносеологическая или логико-методологическая
Аксиология (от греч. axia – ценность + logos – учение) Аксиологическая или ценностно-регулятивная
Праксиология (от греч. praxis – дело, действие + logos – учение) Праксиологическая или социально-критическая

 

1.5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

ПЕРИОД ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Философия Древнего мира: Древняя Индия Древний Китай   Древняя Греция и Древний Рим     VII в. до. н.э. – V в. Готама, Капила, Будда и др.; Конфуций, Лао-цзы, Хань Фэй-цзы и др.; Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Парменид, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Эпиктет, Марк Аврелий, Плотин
Философия Средневековья V – XIV вв. Тертуллиан, Августин Аврелий, П. Абеляр, У. Оккам, А. Кентерберийский, Ф. Аквинский
Философия эпохи Возрождения XV – нач. XVII в. А. Данте, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Кеплер. Т. Мор, Т. Кампанелла
Философия Нового времени XVII – XVIII вв. Ф. Бэкон. Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Г. Галилей, Дж. Локк, Т. Гоббс
Философия эпохи Просвещения XVIII в. Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, Ж. Ламетри, Вольтер, Д. Дидро
Немецкая классическая философия XVIII – нач. XIX в. И. Кант, Г. В. Ф. Гегель. Л. Фейербах
Неклассическая философия XIX в. – сер. XX в. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, Э. Мах, О. Конт, Г. Фреге и др.
Современная постнеклассическая философия Сер. XX в. – XXI в. Л. Витгенштейн, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Фуко,М. Мерло-Понти, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.
Отечественная и русская философия Разные периоды Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский, П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Ф. Федоров и др.

2. Учебная литература

 

Степин, В. С. Философия в современной культуре: новые перспективы / В. С. Степин // Материалы «круглого стола» (март, 2004 г.). – Вопросы философии. – 2004. – №4.

«Определений философии много. Есть определение Энгельса, которое многие заучивали в вузах, что философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Определение сциентистское, хотя какие-то элементы и моменты философского познания схватывает, но в целом ограниченное, потому что есть такие области философствования, которые трудно интерпретировать как варианты научного знания. Например, философия Достоевского, Толстого, Сартра, Розанова, богословские учения и т.д. В то же время в философии есть пласты знания и способы размышления, или, как модно ныне говорить, виды дискурса, которые вполне укладываются в определения науки.

Известны характеристики философии, восходящие к Гегелю, которые можно встретить с небольшими модификациями у К. Маркса: философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли. В этом подходе философия соотносится с культурой и ставится вопрос о функциях философии в культуре.

В свое время М. К. Мамардашвили охарактеризовал философию как рефлексию над предельными основаниями культуры. Но развернутого определения оснований культуры он не давал, а пояснял эту мысль, скорее, в контексте своих историко-философских рассуждений. Поэтому нужны были новые шаги, связанные с анализом оснований культуры. …

Я рассматриваю основания культуры как систему мировоззренческих универсалий или категорий культуры. Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры. …

Система универсалий культуры представляет собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникает и с нею согласуется огромный массив конкретных программ человеческой жизнедеятельности, составляющих «тело» культуры – знаний, предписаний, образцов деятельности, поведения и общения, верований, ценностных ориентаций и т.п. Через посредство этих конкретных программ, которые закрепляются и транслируются в культуре в виде разнообразных семиотических систем, универсалии определяют тот или иной тип социальных связей, образ жизни, типы личности, отношение человека к природе, особенности человеческих коммуникаций.

Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код. Они функционируют как своеобразные гены социальных организмов.

С этих позиций можно уточнить и конкретизировать определение философии как рефлексии над основаниями культуры. Она выступает рефлексией над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. То, что здравому смыслу эпохи представляется само собой разумеющимся, философия проблематизирует. Она выявляет универсалии культуры, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы.

И такой анализ необходим не для того, чтобы сохранить прежние основания социальной жизни, а для того, чтобы способствовать социальным переменам. … Категории философии и универсалии культуры не тождественны, хотя часто обозначаются од­ними и теми же терминами. Во-первых, философское познание упрощает и схемати­зирует универсалии культуры, и многие аспекты жизненных смыслов, особенно те, которые связаны с эмоциональным переживанием мира, выпадают из философско­го анализа и отходят на задний план. Во-вторых, не все признаки, зафиксированные в определениях философских категорий, изоморфны признакам универсалий той культуры, в которой философия разрабатывала свои идеи. Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить му­тации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. При­чем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в буду­щем. …

Эти идеи включаются в поток культурной трансляции как своего рода дрейфую­щие гены. Занимаясь профессиональной работой, философ, сознает он это или нет, часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому бу­дущему – он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи мо­гут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным гене­ратором и катализатором соответствующей публицистики, художественной крити­ки, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, политических и правовых идей, внедряемых в социальную практику. Так с высот философской абст­ракции новые категориальные смыслы погружаются в основания культуры. Они об­растают эмоциональным содержанием и переплавляются в новые смыслы мировоз­зренческих универсалий. …

В движении между двумя взаимодействующими полюсами внутреннего теорети­ческого исследования и постоянной экспликации реальных смыслов оснований культуры реализуется основное предназначение философии: понять не только, ка­ков наличный человеческий мир, но и каким он может стать в процессе вероятных будущих перемен.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое ак­тивно воздействует на ее развитие. Генерируя теоретическое ядро нового мировоз­зрения, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в каче­стве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с тем ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущест­венно внутренним теоретическим развитием философии, сближает ее со способом научного мышления.

В свое время Г. Лейбниц писал о математике как науке о возможных мирах. Ана­логично в определенном аспекте можно сказать о философии, что она есть наука о возможных мирах человеческой жизнедеятельности».

? Как взаимосвязаны категории философии с универсалиями культуры?

 

Таблицы и схемы

 

 

СТРУКТУРА «ВЕД»

 

 
 

 

 


ВЕДЫ

 

Самхиты Ригведа (веда гимнов)
Яджурведа (веда жертвоприношений)
Самаведа (веда напевов)
Атхарваведа (веда заклинаний)
Брахманы(комментарии вед)  
Араньяки (лесные книги, книги отшельников)
Упанишады (заключительная часть Вед, источник ортодоксальных школ)

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ (ДАРШАНЫ) [6]

ДАРШАНЫ (философские системы)
Ортодоксальные (астика, базирующаяся на Ведах) Неортодоксальные (настика, отвергающие Веды)
1. Ньяя (мудрец Готама) 2. Вайшешика (мудрец Канада) 3. Санкхья (мудрец Капила) 4. Йога (Патан- джали) 5. Миманса (мудрец Джаймини) 6. Веданта (мудрец Бадараяна) 1.Джайнизм (основатель – Вардхамана) 2. Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама Будда) 3. Локаята (Чарвака) (мудрец Брихаспати)
                 

1.3. Диалектика Инь и Ян [7]

Великий предел

 

 

 
 

 

ИНЬ   Тьма Луна Земля Вода Пассивность Женское начало
ЯН   Свет Солнце Небо Огонь Активность Мужское начало

 

2. Учебная литература

 

Философия Древнего Китая

Наибольшее значение и влияние на китайскую культуру оказали конфуцианство и даосизм, выступавшие всегда как два её полюса, её «Ян» и «Инь». Их постоянное идейное противостояние и соперничество на протяжении всей последующей истории создавало творчески-продуктивное интеллектуально-духовное напряжение, в поле которого китайская культура успешно развивалась, росла и крепла.

В центре внимания Конфуция человек в его социальном измерении и социальной среде, вне которой он немыслим. Основные принципы, которыми должны руководствоваться все в обществе-государстве, от простолюдина до правителя, – жэнь (гуманность, человеколюбие), ли (нормы поведения, ритуал, общественные обряды, церемонии), и (долг, справедливость, обязанности). Их добровольное и неукоснительное соблюдение всеми, особенно правителем и чиновниками, которые обязаны быть всегда и во всем хорошим примером для подданных, – гарантия и естественный путь к социальному миру, стабильности и процветанию государства. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым». Идеал Конфуция – «благородный муж» (цзюнь-цзы), человеколюбивый, постоянно морально самосовершенствующийся, человек долга, слова и дела, требовательный к себе, скромный, почтительный, самоотверженный, правдивый, твёрдый духом, всегда стремящийся к знанию и учёбе. Конфуций преклоняется и благоговеет перед традицией и всеми её культурными достижениями и памятью предков, создавших их.

Наоборот, Лао-цзы занимает настороженную и даже враждебную позицию по отношению к культуре и социальности как искусственной реальности, блокирующей достижение главной для человека цели – познания Дао. Следование Дао, природе, натуральности, естественности – идеал даоса. Дао (путь) выступает у Лао-цзы и как «глубокая основа всех вещей», первоначало всего («мать Поднебесной»), и как универсальный закон бытия, и как моральный закон. «Человек идёт по пути законов земли. Земля идет по пути законов неба. Небо идет по пути законов дао, а дао идёт своим путём». Оно «вечно и безымянно», «туманно и неопределённо», «лишено имени», бесформенно, неизменно, диалектически противоречиво. «Дао – пусто, но в исполнении неисчерпаемо». «Превращение в противоположное есть действие дао». Важнейший принцип даосизма – принцип недеяния (у вэй). «Дао постоянно осуществляет недеяние, но нет ничего, чтобы оно не делало». «Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется через недеяние». Однако принцип недеяния в даосизме – не санкция и не призыв к бездействию и тунеядству, в чём, кстати, вульгаризируя позицию даосизма, постоянно по ходу соперничества с ним обвиняли конфуцианцы сторонников Лао-цзы, а запрет на волюнтаристское игнорирование природы самих вещей, требование действовать в ритме самой реальности, в соответствии с внутренней сутью каждой вещи. Это табу на субъективистский произвол и насилие над реальностью. Необходимое условие и предпосылка познания Дао – чистота сердца и отсутствие желаний. Только сердцу, освобождённому от страстей и желаний, открывается Дао. «Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао». «Кто служит дао, изо дня в день уменьшает свои желания. В непрерывном уменьшении человек доходит до недеяния»».

? По какому принципу разделяются школы индийской философии?

? Чем отличается отношение к государству (обществу) в конфуцианстве и даосизме?

 

Таблицы и схемы

 

 

1.1. НАТУРФИЛОСОФИЯ дРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

(проблема первоначала)

ФИЛОСОФ ПЕРВОНАЧАЛО
Фалес Вода
Анаксимен Воздух
Анаксимандр Апейрон
Гераклит Огонь
Пифагор Число
Ксенофан Земля
Эмпедокл 4 стихии: земля, огонь, воздух, вода
Анаксагор Гомеомерии («семена всех вещей»)
Демокрит Атомы

 

1.2. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Софисты Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.) Платон (428/427 – 347 гг. до н. э.) Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.)
  Старшие софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик   Младшие софисты: Алкидам, Ликофрон, Пол, Фразимах, Критий
         

Таблицы и схемы

ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА

Патристика (II – VIII вв.) Схоластика (XII – XIV вв.) «Вторая» схоластика
II – III вв. – деятельность апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) IV – V вв. – каппадокийский кружок (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский); латинская патристика (Аврелий Авгутин, Григорий Великий); вт. пол. V в. – Псевдо-Дионисий Ареопагит VI – VIII вв. – заключит. период (Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин) XI – XII вв. – ранняя схоластика (Ансельм Кентерберийский); Возникновение спора об универсалиях: Реадизм (Гильом из Шампо); номинализм (Росцеллин); концептуализм (П. Абеляр) XII –XIII вв. – зрелая схоластика (XIII в. – «золотой век» схоластики). Аввероизм (С. Брабантский; А. Великий и Ф. Аквинский); Бонавентура; Р. Бэкон; Волюнтаризм (Иоанн Дунс Скот); Р. Гроссетест XIV в. – поздняя схоластика; теория двойственной истины (У. Оккам); Ж. Буридан XVI – XVII вв. – развивалась в период Контрреформации в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина)
             

 

 


1.2. Августин: «Два града» [10]

 

 


1.3. Существование универсалий

 


Пантеизм: основные виды

2. Учебная литература

 

Таблицы и схемы

Таблицы и схемы

Гусейнов, А. Пессимистический гуманизм А. Шопенгауэра / А. Гуссейнов, А. Скрипник // Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. Общ. ред., сост. и вступит. статья А. А. Гусейнова. – М., 1992. – С. 7.

«Все многообразие мира, по Шопенгауэру, есть обнаружение воли. Всякое движение воли стремится к осуществлению, оспаривая у другого материю, пространство и время. Отсюда – внутреннее соперничество, беспрерывная война между индивидами, поскольку речь идет о видах в органическом царстве, и проявлениями природных сил в неорганическом мире. Познание человека – так же одна из объективаций всемирной воли, включенной в бесконечную борьбу ее проявлений. Оно служит воле, в частности целям сохранения существа, наделенного разнообразными потребностями. Шопенгауэр различает два рода познания: обычное познание, постигающее объекты в качестве отдельных вещей, проясняющее то, чего хочет воля теперь и здесь, и гениальное, направленное на неизменную и действительную сущность вещей, на волю как таковую. Обычное познание реализуется главным образом в науках и доступно всем, гениальное же (высшее, подлинное) познание связано с искусством, нравственным подвижничеством и является редким уделом избранных. В сфере человеческих желаний речь также и наиболее очевидным образом идет о проявлениях воли, ее беспрерывной, неутомимой и бессмысленной игре. Вожделения людей бесконечны и в принципе ненасыщаемы. Удовольствие не имеет положительного содержания, оно сугубо негативно. Человеческие страдания извечны, ибо являются не следствием ошибки, отклонением от нормы, «дефектом», а выражением сущности самой воли, самым что ни на есть позитивным состоянием мира.

Итак, по Шопенгауэру, сущность всех вещей, тайна мира и его движущая сила обусловливаются волей к жизни. Поскольку воля вечно производит только саму себя и эта работа никогда не может быть закончена, то неудовлетворенность, ущербность – ее естественное состояние. Воля к жизни – уже по определению несчастливая воля. И поскольку мир есть не что иное, как манифестация (объективация, самообнаружение) воли к жизни, то он также представляет собой средоточие мук и страданий».

? Почему философию А. Шопенгауэра называют волюнтаризмом?

 

Таблицы и схемы

Основные направления

Таблицы и схемы

Для русской

философии

Характерно

Ø представление о богоизбранности России, о ее мистической миссии спасения человечества; Ø стремление к общечеловеческим началам в философии и социальной мысли: «принадлежа к известной народности, он [человек] живет жизнью человечества» (Чичерин); Ø противоречивая оценка цивилизации Запада; критика ее бездуховности и прагматизма, с одной стороны, заимствование ценностей и опыта западноевропейской цивилизации – с другой; Ø ориентация на постижение не только истины (теоретически верный образ мира), но и правды (нравственные основания жизни, духовная сущность бытия); Ø социально-политический, деятельностный характер, связь с исторической практикой; Ø утопичность и поиск социального идеала; Ø религиозно-идеалистический и мистический характер; Ø революционный характер, борьба с самодержавием и крепостным правом; Ø социально-этический характер, проблема свободы и ответственности, путей совершенствования человека и общества; Ø разноликость русской философии, связь с мировыми философскими традициями; Ø идейное противоборство западников и славянофилов; Ø космизм (религиозно-философский и естественнонаучный); Ø связь с искусством, «умозрение в красках» (Е. В. Трубецкой)

Корнилов, С. В. Предисловие / С. В. Корнилов // Русские философы. Справочник. – СПб., 2001. – С. 3.

«Философия занимает особое место в сфере духа:в учениях философов получают обобщенное выражение основные черты самосознания народа, его коренные духовные интересы и при­оритеты. Определяя ту или иную философию как греческую или римскую, английскую или французскую, китайскую или индийскую, мы не только фиксируем ареал распространения различных теоретических концепций, но и выделяем специ­фические типы философствования, обусловленные особеннос­тями национального мышления.

Русская философия – не исключение. Тысячелетний путь ее развития обнаруживает существование особой «русской идеи», придающей ей единство и цельность. В чем же заклю­чается самобытный характер отечественного любомудрия? Точ­но обозначил его главную черту А. Ф. Замалеев: «На знамени русской философии начертано только одно слово: СВОБОДА, что для нее тождественно творчеству». Действительно, ни в лоне восточной созерцательности, ни с позиции западного ра­ционализма оказалось невозможно развить активное, творчес­кое отношение к будущему. Именно поэтому русская философ­ская мысль, будучи по своей природе глубоко национальной, приобрела всемирно-историческое значение».

? Какова взаимосвязь философии и национального самосознания и как она проявляется в русской философии?

 

Межуев, В. М. Русская (национальная) идея как цивилизационный выбор России / В. М. Межуев // Национальная идея и жизнеспособность государства. Постановка задачи. Материалы научного семинара. – М., 2009. – Вып. №2. – С. 82 – 83.

«…русская идея ставила вопрос о том, как жить не только «по разуму», но и «по совести», как сочетать в общественном бытии закон и порядок с общественными заповедями христианства. Если Европу вдохновляла идущая от первого Рима идея универсальной цивилизации, способной объединить все народы мира системой «всеобщего законодательства» с равными для всех правами и обязанностями (ее потому и называют «римской идеей»), то русская идея предлагала положить в основу человеческого общежития принципы христианской морали. Заключенный в ней общественный идеал воспроизводил не гражданские структуры античной демократии, а изначальные формы христианской «духовной общины», связующей всех узами братской любви. Идущая из раннего христианства идея ответственности, разумеется, не юридической, а моральной – и легла в основу русской идеи. Подобная идея не позволяет человеку быть счастливым в мире, в котором так много горя и страданий. Если целью христианина является спасение души, то в ее русском – православном – понимании ни один не спасется, если не спасутся все. Нельзя спастись в одиночку, когда каждый только за себя. Спасение каждого зависит от спасения всех. Этика православия строится не просто на идее справедливости – каждому по делам его (такая справедливость есть и в аду) – а на любви и милосердии ко всем «униженным и оскорбленным».

В этом смысле «русская идея» была продолжением «римской», но только в ее особом прочтении и понимании. Обе идеи суть вариации на одну и ту же тему универсального устроения человеческой жизни, хотя по-разному трактуют то начало, которое должно лечь в его основу. Если римская идея делала упор на формально-правовое устроение гражданской и частной жизни, то русская идея апеллировала к духовному единению людей в лоне христианской Церкви («соборность»), возлагающего на каждого личную ответственность за судьбу всех. В отличие от формально-правовой идеи Запада русская идея – духовно спасающая и нравственно-возвышающая. Она отстаивает верховенство сердца над отвлеченным рассудком, правды над истиной, сострадания над справедливостью, соборности над гражданским обществом, духовного подвижничества над прагматикой частной жизни. … Основанием для такой универсальности является не абстрактный безличный разум с его формальными предписаниями, а сверхличная божественная мудрость, открывающаяся человеку в личном опыте его религиозной веры, в данном ему свыше откровении».

? Чем отличается «русская идея» от «римской»?

Тесты

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.018 с.)