Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М. – Л., 1929 – 1959. – Т. 1. – С. 135 – 141.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Соч. : в 14 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М. – Л., 1929 – 1959. – Т. 1. – С. 135 – 141.



«…Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

… Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий, так что, согласно такому пониманию диалектики, эта видимость мнима, определения же рассудка, напротив, представляют собою истину. … Однако по своему настоящему характеру диалектика, наоборот, представляет собою подлинную собственную природу определений рассудка, вещей и конечного вообще. Уже размышление есть движение мысли, переступающее пределы изолированной определенности, приводящее ее в соотношение с другими, благодаря чему эта определенность полагается в некоторой связи, но, помимо этого, сохраняет свою изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. … Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее, возвышение над конечным. …

В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. …Не следует, далее, смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она выдвигает те или другие односторонние и абстрактные определения в их изолированности, смотря по тому, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он находится. … Диалектика существенно отлична от такого способа рассуждения, ибо она именно и ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе, причем тогда обнаруживается конечность односторонних определений рассудка ….

… Как бы упорен ни был рассудок в своем стремлении отвергнуть диалектику, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как существующую только для философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики. …

Спекулятивный, или положительно-разумный момент постигает единство определений в их противоположности, утверждение, содержащееся в их разрешении и их переходе.

… Диалектика приводит к положительному результату, потому что она обладает определенным содержанием или, иначе говоря, потому что ее результат есть поистине не пустое, абстрактное ничто, а отрицание известных определений, которые содержатся в результате именно потому, что он есть не непосредственное ничто, а некоторый результат. … Это разумное, хотя оно есть некоторое мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений. … В спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика, и первую можно сразу превратить в последнюю; для этого нужно только отбросить в ней диалектический и разумный моменты, и она превратится в то, что представляет собою обыкновенная логика, – в историю различных определений мысли, которые, хотя они на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным…».

? Что такое диалектика в гегелевском понимании?

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Каковы основные черты философии Нового времени?

2. В чем выражается связь новоевропейской науки и философии?

3. Какие методы определяли развитие науки XVII в.?

4. В чем заключается смысл дилеммы эмпиризма и рационализма?

5. О каких идолах (призраках) человеческого сознания говорит Ф. Бэкон?

6. Каковы правила для руководства ума Р. Декарта?

7. Как Спиноза решает проблему дуализма субстанций?

8. Как отстаивался принцип суверенности разума в эпоху Просвещения?

9. В чем смысл теории «естественного права» и концепции «общественного договора»?

10. Почему немецкая философия носила систематический характер?

11. Почему философия И. Канта называется «критической»?

12. Каким методом пользуется Гегель в своей философии?

13. Почему материализм Фейербаха называется «антропологическим»?

2. Тесты(второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Метод 1*. Социально-политическое движение, пытающееся ослабить роль религии и церкви в различных областях общественной жизни
2. Гносеология 2*. Форма мышления, метод исследования посредством перехода от общих положений к частному знанию
3. Эмпиризм 3*. Философское учение о познании
4. Рационализм 4*. Философское направление, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания
5. Сенсуализм 5*. Философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий
6. Индукция 6*. Путь исследования, способ теоретического и практического освоения действительности
7. Дедукция 7*. Способ опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям; метод познания, при помощи которого обобщаются опытные данные
8. Субстанция 8*. Учение о наличии в человеческом сознании знаний, предшествующих опыту и не зависящих от него
9. Деизм 9*. Направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия и опыт являются основой познания и критерием истинного знания
10. Исторический оптимизм 10*. Философская позиция, отрицающая полностью либо частично возможность познания объективного мира
11. Антиклерикализм 11*. Базовая категория кантовской философии, обозначающая объективное существование вещей природы, сущность которых непознаваема
12. Трансцендентный 12*. Философская категория, обозначающая сущность, нечто, лежащее в основе, характеризующая реальность со стороны ее внутреннего единства
13. Априоризм 13*. Учение, которое признает существование Бога в качестве первопричины мира, не вмешивающегося впоследствии в его дальнейшее развитие, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам
14. Агностицизм 14*. «Потустороннее», все то, что недоступно человеческому опыту и познанию (например, Бог, бессмертие души и т.д.)
15. «Вещь-в-себе» 15*. Мировоззренческая позиция, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых, разумных целей исторического развития
16. Категорический императив 16*. Философское учение о всеобщей взаимосвязи, изменении и развитии в мире
17. Антиномии 17*. Категория диалектики, обозначающая единство и борьбу противоположностей в предмете как едином целом
18. Панлогизм 18*. Центральное понятие кантовской философии морали, выражающее всеобщий и безусловный нравственный закон, предписывающий принцип морального поведения
19. Абсолютная идея 19*. Противоречащие, но одинаково обоснованные суждения, идеи (например, «мир конечен»» – «мир бесконечен»)
20. Противоречие 20*. Обобщенная характеристика гегелевской объективно-идеалистической философии, согласно которой развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности Абсолютной идеи
21. Диалектика 21*. Базовая категория гегелевской философии, обозначающая вечную, безусловную, совершенную сущность, которая не зависит ни от чего другого, сама по себе содержит все существующее и творит его

 

 

2.2. Закончите определения:

 

ü Эмпиризм – это философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в …».

ü «Дуализм есть философское учение, считающее основой мира …».

ü «Свобода есть познанная …».

ü Основной причиной всех зол и бедствий на Земле просветители называли ... .

 

Вопросы для дискуссии

1. Какое влияние оказала новоевропейская философия на формирование системы ценностей техногенной цивилизации?

2. Существует ли проблема эмпиризма и рационализма в современном научном исследовании?

► Подумайте о смысле изречения:

ü «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
(Кант И. «Критика практического разума»).

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.3.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Бэкон, Ф. Новый Органон. / Ф. Бэкон // Соч. : в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.

3. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

4. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1992.

5. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Соч. : в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

6. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 3.

7. Нарский, И. С. Западноевропейская философия XVII века / И. С. Нарский. – М., 1974.

8. Руссо, Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми / Ж. Ж. Руссо // Антология мировой философии : в 4 т. – М., 1969 – 1972. – Т. 2.

9. Соколов, В. В. Введение в классическую философию: учеб. пособие / В. В. Соколов. – М., 1999.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.01 с.)