Шан Ян. «Шан Цзюнь Шу» («Книга правителя области Шан») / Шан Ян // Древнекитайская философия. Собр. текстов : в 2 т. – М., 1972. – Т. 2. – С. 217, 222, 223.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шан Ян. «Шан Цзюнь Шу» («Книга правителя области Шан») / Шан Ян // Древнекитайская философия. Собр. текстов : в 2 т. – М., 1972. – Т. 2. – С. 217, 222, 223.



«… О государстве, почитающем силу, говорят, что на него трудно напасть; о государстве, почитающем [пустые] речи, гово­рят, что на него легко напасть. Если народ любит [пустые] речи, его трудно использовать на [войне]. Страна, где на­род боится государственных законов и послушен в войне, нападает с помощью силы; выступая в поход один раз, она извлекает десятикратную выгоду. Страна, где народ не страшится государственных законов и не послушен в войне, нападает с помощью [пустых] речей; выступая в поход десять раз, она несет стократные потери. …

Наказания порождают силу, сила порождает могуще­ство, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказа­ния. …

В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. [В государстве же, где отсутствует какой-либо порядок, много наград и мало наказаний]. Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в [государствах, обреченных на] расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание.

… Таков мой [метод] возврата к добродетели путем смертных казней и примирения справедли­вости с насилием».

? Какой метод наведения порядка в обществе (государстве) предложили легисты?

 

3.8. «Лю-цзу тань-цзин» («Сутра Помоста Шестого патриарха [Хуэйнэна]») // Абаев, Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск, 1989. – С. 185 – 186.

«Благомудрые друзья! В этих вратах моего Учения основой является сосредоточенность и мудрость. Ни в коем случае нельзя ложно утверждать, что мудрость и сосредоточенность различаются. Сосредоточенность и мудрость являются единым целым и не разделяются надвое. Сосредоточенность есть субстанция мудрости; мудрость есть функция сосредоточенности. Как только появляется мудрость, значит, в ней присутствует сосредоточенность, значит в ней присутствует мудрость.

Благомудрые друзья! Это означает, что сосредоточенность и мудрость едины. Изучающий Путь, обратите на это внимание и не говорите, что сосредоточенность первична и вызывает мудрость, или что мудрость первична и вызывает сосредоточенность, или что сосредоточенность и мудрость отличаются друг от друга. Такая точка зрения означает, что [природа] дхарм имеет две характеристики (двойственность признаков). … Если же и сознание, и слова будут одинаково хороши, то внутреннее и внешнее будут едины и сосредоточенность и мудрость не будут разделяться. Духовная практика самопросветления не обретается в словесных спорах. Если вы начинаете спорить, что первично, а что вторично, то впадаете в заблуждения, а потому не можете прекратить [дуализм] побед и поражений…».

? Какова связь мудрости и сосредоточенности по Хуэйнэну?

 

 

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

 

1. В чем различие исторических образов восточной и западной философии?

2. Какова структура «Вед»?

3. По какому принципу классифицируются школы древнеиндийской философии?

4. Каковы главные онтологические категории в школах «санкхья» и «веданта»?

5. Что такое «Книга Перемен» и каково значение понятий «инь» и «ян» в древнекитайской философии?

6. Что означает понятия «благородный муж» и «человеколюбие» в конфуцианстве?

7. Как характеризуется Конфуцием образ «низкого человека»?

8. В чем заключается социально-этический характер учения Конфуция?

9. Сохранились ли конфуцианские традиции в современном Китае?

 

2. Тесты(второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Веды 1*. Конечная цель устремлений джайна и буддиста, состояние предельной отрешенности от всего внешнего, самоуглубленности, тишины и гармонии
2. Упанишады 2*. Пустота, отсутствие в реальности какой-либо субстанции
3. Даршаны 3*. 1) Обычай, порядок, закон образа жизни; 2) первичный элемент реальности в буддизме
4. Астика 4*. Освобождение как высшая цель человеческой жизни в древнеиндийской философии
5. Настика 5*. Непричинение вреда никому и ничему
6. Атман 6*. Иллюзорная реальность, оборотная сторона Брахмана, пестрое покрывало, его скрывающее
7. Брахман 7*. Действия и все последствия их, определяющие характер дальнейшего существования любого существа
8. Сансара (самсара) 8*. Древнекитайская философская школа, основанная Конфуцием
9. Карма 9*. Наряду с конфуцианством одна из двух основных школ китайской философии
10. Майя 10*. Школа законников, или легистов, одна из шести древнекитайских школ, придававшая решающее значение закону, наградам и наказаниям в управлении государством
11. Ахимса 11*. Первичное неоформленное бытие, первичный хаос
12. Мокша 12*. (Темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное и т. д. начала), постоянно взаимодействующие и противоборствующие космические силы
13. Дхарма 13*. Одно из основных понятий китайской философии. Означает: 1) материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые сгущаясь или рассеиваясь вызывают изменение и исчезновение вещей; 2) материальная сила, энергия, жизненная сила, связанная с кровью и дыханием
14. Шунья 14*. Главный первоисточник даосизма, автор которого – Лао цзы
15. Нирвана 15*. Естественный путь вещей, не допускающий какого-либо внешнего вмешательства; «небесная воля», «чистое небытие» (вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное начало, подлинная основа всех вещей и явлений)
   
16. Конфуцианство (жу сюэ – школа служилых людей) 16*. Знание. Собрание текстов, отражающих мифологию и предфилософию индоарийцев
17. Даосизм (дао цзя - школа дао) 17*. Поучение, «тайное учение». Заключительная часть «Вед», отражающая предфилософскую стадию становления древнеиндийской философской мысли
18. Легизм (фацзя) 18*. Системы древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика)
19. Великий предел (Тайцзы) 19*. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии
20. Инь и Ян 20*. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии
21. Ци (букв. воздух, газ, пар, дыхание, эфир) 21*. 1) Тело; 2) дыхание; 3) индивидуальная душа; 4) Всеобщая душа, абсолютное сознание, первичная реальность, тождественная Брахману
22. Книга о Дао и Дэ 22*. 1) Член касты жрецов; 2) абсолютная субстанция, первооснова всего сущего; 3) абсолютное сознание, тождественное атману
23. Дао 23*. 1) Поток жизни, круговорот бытия; 2) перевоплощение
24. Благородный муж (цзюнь-цзы) 24*. Социальная роль каждого члена общества должна быть реальной, а не поминальной, он должен не только называться сыном, чиновником, правителем, но и обладать всеми качествами, правами и обязанностями, вытекающими из этих названий
25. Низкий человек (сяо жэнь) 25*. Важнейший принцип даосизма, запрещающий волюнтаристское переиначивание реальности и требующий действовать синхронно, в ритме функционирования самих вещей
26. Человеколюбие (жэнь) 26*. «Это соответствие поступков тому, как должно быть[8]». «Отношение между государем и подданным, отцом и сыном[9]»
27. Ритуал (ли) 27*. Способ поддержания равновесия, порядка и гармонии в природном и социальном мире, «это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу». (Цзо Чжуань. Древнекитайская философия / Цзо Чжуань. – М., 1973. – Т. 2. – С. 13.)
28. Долг (и) 28*. Человеческая гуманность – у Конфуция – характеристика прежде всего отношений, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И уже во вторую очередь – отношения между людьми вообще
29. Недеяние (у вэй) 29*. Совершенный, гуманный человек
30. Исправление имен (чжэн мин) в соответствии с действительностью 30*. Человек, лишенный высоких моральных качеств (синоним простолюдина)

 

2.2. Закончите определения:

 

Веды – это священное ... .

Майя – это оборотная сторона ..., покрывало, скрывающее ... .

Брахман – это бесконечный, вечный, неизменный, единый, бескачественный ... .

«Не делай другим того, чего ... ».

 

Вопросы для дискуссии

1. Может ли музыка «Нирваны» стать средством достижения нирваны буддийской?

2. Чья позиция, по вашему мнению, более трезвая и реально выполнимая: Конфуция, делавшего упор на мораль в качестве главного регулятора жизни социума, или легистов, сделавших ставку исключительно на закон?

3. Смысловые тренды (направляющие установки) какой философии – западной или восточной – ближе нашим сегодняшним реалиям?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Учитель сказал: – Когда нужно говорить и не говорят, теряют людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют слова. Мудрый не теряет людей, не теряет слов» (Конфуций).

ü «Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее» (Будда).

ü «Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать еще лучшее» (Будда).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Ань Цинянь. Взгляд китайского ученого на современную философию / Ань Цинянь // Вопросы философии. – 2008. – №9.

3. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

4. Древнеиндийская философия (начальный период). – М., 1963.

5. Древнекитайская философия : Собр. текстов : в 2 т. Т. 1. – М., 1972; Т. 2. – М., 1973.

6. Россия и Китай: проблема понимания (беседа с профессором Народного университета Пекина Ань Цинянем) // Вопросы философии. – 2002. – №6.

7. Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997. – С. 85, 92 – 94.

8. Хамидов, А. А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности / А. А. Хамидов // Вопросы философии. – 2002. – №3.

9. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии) : учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.007 с.)