Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шан ян. «шан цзюнь шу» («книга правителя области шан») / шан ян // древнекитайская философия. Собр. Текстов : в 2 Т. – М. , 1972. – Т. 2. – С. 217, 222, 223.

Поиск

«… О государстве, почитающем силу, говорят, что на него трудно напасть; о государстве, почитающем [пустые] речи, гово­рят, что на него легко напасть. Если народ любит [пустые] речи, его трудно использовать на [войне]. Страна, где на­род боится государственных законов и послушен в войне, нападает с помощью силы; выступая в поход один раз, она извлекает десятикратную выгоду. Страна, где народ не страшится государственных законов и не послушен в войне, нападает с помощью [пустых] речей; выступая в поход десять раз, она несет стократные потери. …

Наказания порождают силу, сила порождает могуще­ство, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказа­ния. …

В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. [В государстве же, где отсутствует какой-либо порядок, много наград и мало наказаний]. Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в [государствах, обреченных на] расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание.

… Таков мой [метод] возврата к добродетели путем смертных казней и примирения справедли­вости с насилием».

? Какой метод наведения порядка в обществе (государстве) предложили легисты?

 

3.8. «Лю-цзу тань-цзин» («Сутра Помоста Шестого патриарха [Хуэйнэна]») // Абаев, Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск, 1989. – С. 185 – 186.

«Благомудрые друзья! В этих вратах моего Учения основой является сосредоточенность и мудрость. Ни в коем случае нельзя ложно утверждать, что мудрость и сосредоточенность различаются. Сосредоточенность и мудрость являются единым целым и не разделяются надвое. Сосредоточенность есть субстанция мудрости; мудрость есть функция сосредоточенности. Как только появляется мудрость, значит, в ней присутствует сосредоточенность, значит в ней присутствует мудрость.

Благомудрые друзья! Это означает, что сосредоточенность и мудрость едины. Изучающий Путь, обратите на это внимание и не говорите, что сосредоточенность первична и вызывает мудрость, или что мудрость первична и вызывает сосредоточенность, или что сосредоточенность и мудрость отличаются друг от друга. Такая точка зрения означает, что [природа] дхарм имеет две характеристики (двойственность признаков). … Если же и сознание, и слова будут одинаково хороши, то внутреннее и внешнее будут едины и сосредоточенность и мудрость не будут разделяться. Духовная практика самопросветления не обретается в словесных спорах. Если вы начинаете спорить, что первично, а что вторично, то впадаете в заблуждения, а потому не можете прекратить [дуализм] побед и поражений…».

? Какова связь мудрости и сосредоточенности по Хуэйнэну?

 

 

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

 

1. В чем различие исторических образов восточной и западной философии?

2. Какова структура «Вед»?

3. По какому принципу классифицируются школы древнеиндийской философии?

4. Каковы главные онтологические категории в школах «санкхья» и «веданта»?

5. Что такое «Книга Перемен» и каково значение понятий «инь» и «ян» в древнекитайской философии?

6. Что означает понятия «благородный муж» и «человеколюбие» в конфуцианстве?

7. Как характеризуется Конфуцием образ «низкого человека»?

8. В чем заключается социально-этический характер учения Конфуция?

9. Сохранились ли конфуцианские традиции в современном Китае?

 

2. Тесты (второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Веды 1*. Конечная цель устремлений джайна и буддиста, состояние предельной отрешенности от всего внешнего, самоуглубленности, тишины и гармонии
2. Упанишады 2*. Пустота, отсутствие в реальности какой-либо субстанции
3. Даршаны 3*. 1) Обычай, порядок, закон образа жизни; 2) первичный элемент реальности в буддизме
4. Астика 4*. Освобождение как высшая цель человеческой жизни в древнеиндийской философии
5. Настика 5*. Непричинение вреда никому и ничему
6. Атман 6*. Иллюзорная реальность, оборотная сторона Брахмана, пестрое покрывало, его скрывающее
7. Брахман 7*. Действия и все последствия их, определяющие характер дальнейшего существования любого существа
8. Сансара (самсара) 8*. Древнекитайская философская школа, основанная Конфуцием
9. Карма 9*. Наряду с конфуцианством одна из двух основных школ китайской философии
10. Майя 10*. Школа законников, или легистов, одна из шести древнекитайских школ, придававшая решающее значение закону, наградам и наказаниям в управлении государством
11. Ахимса 11*. Первичное неоформленное бытие, первичный хаос
12. Мокша 12*. (Темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное и т. д. начала), постоянно взаимодействующие и противоборствующие космические силы
13. Дхарма 13*. Одно из основных понятий китайской философии. Означает: 1) материальную основу мира в виде мельчайших частиц, которые сгущаясь или рассеиваясь вызывают изменение и исчезновение вещей; 2) материальная сила, энергия, жизненная сила, связанная с кровью и дыханием
14. Шунья 14*. Главный первоисточник даосизма, автор которого – Лао цзы
15. Нирвана 15*. Естественный путь вещей, не допускающий какого-либо внешнего вмешательства; «небесная воля», «чистое небытие» (вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное начало, подлинная основа всех вещей и явлений)
   
16. Конфуцианство (жу сюэ – школа служилых людей) 16*. Знание. Собрание текстов, отражающих мифологию и предфилософию индоарийцев
17. Даосизм (дао цзя - школа дао) 17*. Поучение, «тайное учение». Заключительная часть «Вед», отражающая предфилософскую стадию становления древнеиндийской философской мысли
18. Легизм (фацзя) 18*. Системы древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика)
19. Великий предел (Тайцзы) 19*. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии
20. Инь и Ян 20*. Неортодоксальные школы древнеиндийской философии
21. Ци (букв. воздух, газ, пар, дыхание, эфир) 21*. 1) Тело; 2) дыхание; 3) индивидуальная душа; 4) Всеобщая душа, абсолютное сознание, первичная реальность, тождественная Брахману
22. Книга о Дао и Дэ 22*. 1) Член касты жрецов; 2) абсолютная субстанция, первооснова всего сущего; 3) абсолютное сознание, тождественное атману
23. Дао 23*. 1) Поток жизни, круговорот бытия; 2) перевоплощение
24. Благородный муж (цзюнь-цзы) 24*. Социальная роль каждого члена общества должна быть реальной, а не поминальной, он должен не только называться сыном, чиновником, правителем, но и обладать всеми качествами, правами и обязанностями, вытекающими из этих названий
25. Низкий человек (сяо жэнь) 25*. Важнейший принцип даосизма, запрещающий волюнтаристское переиначивание реальности и требующий действовать синхронно, в ритме функционирования самих вещей
26. Человеколюбие (жэнь) 26*. «Это соответствие поступков тому, как должно быть[8]». «Отношение между государем и подданным, отцом и сыном[9]»
27. Ритуал (ли) 27*. Способ поддержания равновесия, порядка и гармонии в природном и социальном мире, «это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу». (Цзо Чжуань. Древнекитайская философия / Цзо Чжуань. – М., 1973. – Т. 2. – С. 13.)
28. Долг (и) 28*. Человеческая гуманность – у Конфуция – характеристика прежде всего отношений, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И уже во вторую очередь – отношения между людьми вообще
29. Недеяние (у вэй) 29*. Совершенный, гуманный человек
30. Исправление имен (чжэн мин) в соответствии с действительностью 30*. Человек, лишенный высоких моральных качеств (синоним простолюдина)

 

2.2. Закончите определения:

 

Веды – это священное....

Майя – это оборотная сторона..., покрывало, скрывающее....

Брахман – это бесконечный, вечный, неизменный, единый, бескачественный....

«Не делай другим того, чего...».

 

Вопросы для дискуссии

1. Может ли музыка «Нирваны» стать средством достижения нирваны буддийской?

2. Чья позиция, по вашему мнению, более трезвая и реально выполнимая: Конфуция, делавшего упор на мораль в качестве главного регулятора жизни социума, или легистов, сделавших ставку исключительно на закон?

3. Смысловые тренды (направляющие установки) какой философии – западной или восточной – ближе нашим сегодняшним реалиям?

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Учитель сказал: – Когда нужно говорить и не говорят, теряют людей. Когда не нужно говорить и говорят, теряют слова. Мудрый не теряет людей, не теряет слов» (Конфуций).

ü «Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее» (Будда).

ü «Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать еще лучшее» (Будда).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Ань Цинянь. Взгляд китайского ученого на современную философию / Ань Цинянь // Вопросы философии. – 2008. – №9.

3. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

4. Древнеиндийская философия (начальный период). – М., 1963.

5. Древнекитайская философия: Собр. текстов: в 2 т. Т. 1. – М., 1972; Т. 2. – М., 1973.

6. Россия и Китай: проблема понимания (беседа с профессором Народного университета Пекина Ань Цинянем) // Вопросы философии. – 2002. – №6.

7. Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1997. – С. 85, 92 – 94.

8. Хамидов, А. А. Философия Востока и философия Запада: к определению мировоззренческой валидности / А. А. Хамидов // Вопросы философии. – 2002. – №3.

9. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.117 (0.006 с.)