Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новиков, А. И. История Русской философии X – XX веков / А. И. Новиков. – спб. , 1998. – С. 254 – 255.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Флоренский применил к характеристике культуры своеобразные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. … Рождается новая культура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы противостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, – это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущность его – в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой истории и в духовной жизни человечества. Культура же призвана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало – Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Говоря языком физики – это разность потенциалов. Она-то и обеспечивает движение тока, его напряжение. В противном случае – все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культуры равнозначно ее смерти». ? Способна ли культура противостоять разрушительной силе энтропии?
Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 663, 664. «Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму. … Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый к цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним. … Среди конкретных концепций внутри русского космизма необходимо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863 – 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими». ? Какова сущность космизма как особого философского течения русской философии? Упражнения по первоисточникам 3.1. Скарына, Ф. З прадмовы да кнiгi «Юдзiф» / Ф. Скарына // Хрэстаматыя: Беларуская лiтаратура XI – пачатку XX стагоддзяў. Класiкi / Склад Л. А. Ламека, Н. У. Ламека. – Мiнск, 2004. – С. 39. «Як ад нараджэння звяры, што ходзяць у пустыни, ведаюць ямы свае; птушки, што лятаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; рыбы, што плаваюць па моры i ў рэках, чуюць вiры свае; пчолы i тым падобныя бароняць вуллi свае, – так i людзi, дзе нарадзiлiся i ўскормлены, да таго месца вялiкую ласку маюць». ? В чем, по Ф. Скорине, сущность патриотизма?
3.2. Богданович, М. Белорусское возрождение / М. Богданович // Багдановiч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. – Мiнск, 2001. – Т. 2. Маст. проза, пераклады, лiтаратурныя артыкулы, рэцэнзii i нататкi, чарнавыя нарысы. – С. 279 – 280. «Опираясь на эту интеллигенцию, белорусское движение начинает чувствовать под собою прочный грунт. Ибо она-то и является основным читательским ядром для белорусских изданий, она же несет на своих плечах крупнейшую часть и самой писательской работы. Чтобы представить себе, какой массовый характер имеет это участие народной интеллигенции в литературе, достаточно узнать, что одна «Наша нiва» в 1910 г. поместила 666 корреспонденций из 320 мест, 69 рассказов 30 различных авторов, 112 стихотворений 24 поэтов и ряд публицистических статей, принадлежавших, помимо сил самой редакции, перу 32 лиц. Присмотримся же ближе к наиболее видным представителям этой литературы, интересной не только тем, что она идет в народ, но и тем, что она идет из народа». ? Как связано белорусское движение начала XX в. с литературой и поэзией? Купала, Я. Я і воля мая / Я. Купала // Спадчына. – Мінск, 1992. – С. 102–103. «Мы радзілісь на свет – Я і воля мая; Шчыра нас прыняла Ўся людская сям ′я.
Мы расьлі ўдваём – Я і воля мая; Небу міла было, Мела радасць зямля. Мы жывём удваём – Я і воля мая; Воля песьні пяе, Разумею іх я.
Толькі ўмром не ўдваём – Я і воля мая: Я памру, – воля век Не пакіне жыцця». (1909 г.) ? Как вы считаете, понимание свободы в стихотворении Я. Купалы связано только со свободой отдельного человека? 3.4. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. – М., 2004. – С. 41, 42. «Непомерные притязания индивидуального сознания по всем линиям терпят поражения. … Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному [17]. Философия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным. … Философия должна быть церковной, но это не значит, что она должна быть богословской или клерикальной. Философия должна быть свободной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви – свобода, освобождение от рабства и необходимости. Философия церковная есть философия, приобщенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом». ? Как понимает Н. Бердяев соборность и какова связь соборности, религиозной философии и свободы? Соловьев, В. С. Красота в природе / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 2. – С. 362. « …в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как такая в своем специфическом признаке». ? Как В. С. Соловьев определяет понятие «всеединство» и какую роль отводит ему в определении понятий «истина», «добро», «красота» и «материальная действительность»?
3.6.Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский // С. В. Корнилов. Русские философы. Справочник. – СПб., 2001. – С. 372. «Чтобы прийти к Истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы – плоть. Но, повторяю, как же именно, в таком случае, ухватиться за Столп Истины? – Не знаем, и знать не можем. Знаем только, что сквозь зияющие трещины человеческого рассудка видна бывает лазурь Вечности». ? Какую роль понятие «Столп Истины» играет в учении П.Флоренского?
1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Какова связь философии с национальными культурными традициями? 2. Как можно определить понятие «культурная традиция»? 3. Каковы периоды, представители и проблемы в истории философской мысли Беларуси? 4. Каков вклад Е. Полоцкой и К. Туровского в развитие гуманистической мысли? 5. Каких основных представителей эпохи Возрождения и Просвещения философской мысли Беларуси вы можете назвать? Какие идеи они защищали? 6. По каким основным направлениям развивалась белорусская философская мысль XVIII – начала XX в.? 7. Какие задачи стоят перед белорусской философией в настоящее время? 8. Каковы основные проблемы, периоды и представители русской философии? 9. В чем заключаются особенности русской философии? 10. Какие идеи развивали славянофилы и западники? 11. В чем сущность русского космизма и каковы его основные направления и представители?
Тесты 2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
2.2. Закончите определения:
«Жить – значит участвовать в...: вопрошать, внимать, ответствовать и т.п.» (М. Бахтин). «Истина, … и …» – эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно» (П. Флоренский). «Любовь неотделима от …, от гносиса» (Н. Лосский). «Охваченная всецело живым веществом, … увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – в …» (В. Вернадский). «Творческая духовная жизнь не есть движение по плоскости, это движение …, ввысь и вглубь» (Н. Бердяев).
Что, на ваш взгляд, объединяет и разъединяет белорусскую и русскую философские традиции? ► Подумайте о смысле изречений: ü «Мой патриотизм – это не замыкание на единой нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на благополучии других» (М. Ганди). ü «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» (М. Ломоносов). ü «Свобода – положительная творческая мощь, а не отрицательный произвол» (Н. Бердяев). ü «Уметь видеть и ценить глубину того, что окружает тебя, находить высшее в «здесь» и «теперь» и не рваться искать его непременно в том, чего нет или что далеко» (П. Флоренский).
Дополнительная литература к теме: 1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.5.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang. 2. Абдзiраловiч, I. Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага сьветагляду / I. Абдзiраловiч. – Мiнск, 1993. 3. Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньковский. – М., 1991. 4. Кόзел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Кόзел. – Минск, 2004. 5. Корнилов, С. В. Русские философы. Справочник / С. В. Корнилов. – СПб., 2001. 6. Новиков, А. И. История русской философии X–XX веков / А. И. Новиков. – СПб., 1998. 7. Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в. – Минск, 1991. 8. Подокшин, С. А. Франциск Скорина / С. А. Подокшин. – Минск, 1981. 9. Русская философия. Имена. Учения. Тексты: сборник / авт.-сост. Н. В. Солнцев. – М., 2001. 10. Русский космизм. – М., 1993. 11. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. – М., 1990. – Т. 2. 12. Старостенко, В. В. Общественная и философская мысли Беларуси X – XVII вв.: учеб. пособие / В. В. Старостенко. – Могилев, 2005. 13. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. – М., 1990. Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия»
1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. 2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. 3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры. 4. Древнеиндийская философия. 5. Философия Древнего Китая. 6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция. 7. Философия Платона и ее значение в европейской культуре. 8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии. 9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный). 10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским. 11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира. 12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). 14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. 15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта. 16. Диалектическая философия Г. Гегеля. 17. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. 19. Философия марксизма: проблемы и эволюция. 20. Философия позитивизма и его исторические формы. 21. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма. 22. Современная неклассическая философия Запада. 23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. 24. Русская философия XIX – XX вв. 25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии. 26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира. 27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи. 28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма. 29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории. 30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система. 31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм. 32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. 33. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза. 34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности. 35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни. 36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное. 37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика. 38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. 39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм. 40. Формы чувственного и логического познания. 41. Философские концепции истины. Специфика научной истины. 42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 43. Уровни, формы и методы научного познания. 44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки. 45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»). 47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества. 48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур. 49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества. 50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы. 51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе. 53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы. 54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. 55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления. 56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры. 57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации. 58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире. 59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру. 60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.
Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»
Алексеев, И. В. Философия: учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989. Вишневский, М. И. Философия / М. И. Вишневский. – Минск, 2008. Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001. Гiсторыя фiласофii: вучэб. дапаможнiк для студ. вышэйш. навуч. установаў / пад. рэд. праф. Ч. С. Кiрвеля. – Гродна, 1997. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003. Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2009. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004. Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001. Идеология и мировоззренческая культура личности: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007. Ильин, В. В. История философии: учеб. для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004. Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995. История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998. История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998. История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999. История философии: учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001. История философии в кратком изложении. – М., 1991. Калмыков, В. Н. Философия / В. Н. Калмыков. – Минск, 2008. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001. Мир философии. Книга для чтения: в 2 ч. – М., 1991. Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов. – М., 2008. Моисеев, Н. А. Философия: краткий курс / Н. А. Моисеев, В. И. Сороковикова. – СПб., 2007. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002. Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2001. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006. Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001. Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998. Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997]. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000. Словарь философских терминов / научная редакция проф. В. Г. Кузнецова. – М., 2009. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991. Современная западная философия: учеб. пособие / Т. Г. Румянцева [и др.]; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск, 2000. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – М., 1999. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск, 2008. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2007. Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2009. Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007. Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994. Хрестоматия по истории философии: в 2 т. – М., 2001. Чуешов, В. И. Введение в современную философию: учеб. пособие / В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова. – Минск, 1997. Чуешов, В. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск, 2009. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.
Св. план 2010, поз. 60
Учебное издание
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.) |