Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новиков, А. И. История Русской философии X – XX веков / А. И. Новиков. – спб. , 1998. – С. 254 – 255.

Поиск

«Флоренский применил к характеристике культуры свое­образные не только философско-исторические, но и естественно-научно-биологические и термодинамические подходы. …

Рождается новая куль­тура. Главную функцию Флоренский видит в том, чтобы про­тивостоять усреднению, уравниванию. Такая ее функция определена тем, что, по убеждению Флоренского, главный закон, управляющий миром, в том числе и культурой, – это второй принцип термодинамики, т. е. закон энтропии. Сущ­ность его – в распространении Хаоса во всех направлениях, во всех сферах мироздания, в том числе и в человеческой ис­тории и в духовной жизни человечества. Культура же при­звана противостоять этому Хаосу, всеобщему уравниванию, утверждать творческое, разумное начало – Логос. Разность культур, каждой со своей необычностью, со своей судьбой обеспечивает их разнообразие, то есть жизнь культуры. Гово­ря языком физики – это разность потенциалов. Она-то и обес­печивает движение тока, его напряжение. В противном слу­чае – все мертво, неподвижно. Уравнивание в сфере культу­ры равнозначно ее смерти».

? Способна ли культура противостоять разрушительной силе энтропии?

 

Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2007. – С. 663, 664.

«Космизм – это философское течение, в котором весь космос рас­сматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной филосо­фии, а именно к платонизму. …

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый к цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого разви­тия и действовать в соответствии с ним. …

Среди конкретных концепций внутри русского космизма необхо­димо в первую очередь отметить разработанную В. И. Вернадским (1863 – 1945) концепцию антропокосмизма, где природная (космичес­кая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Есте­ственнонаучным обоснованием для этой концепции послужило со­зданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими».

? Какова сущность космизма как особого философского течения русской философии?

Упражнения по первоисточникам

3.1. Скарына, Ф. З прадмовы да кнiгi «Юдзiф» / Ф. Скарына // Хрэстаматыя: Беларуская лiтаратура XI – пачатку XX стагоддзяў. Класiкi / Склад Л. А. Ламека, Н. У. Ламека. – Мiнск, 2004. – С. 39.

«Як ад нараджэння звяры, што ходзяць у пустыни, ведаюць ямы свае; птушки, што лятаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; рыбы, што плаваюць па моры i ў рэках, чуюць вiры свае; пчолы i тым падобныя бароняць вуллi свае, – так i людзi, дзе нарадзiлiся i ўскормлены, да таго месца вялiкую ласку маюць».

? В чем, по Ф. Скорине, сущность патриотизма?

 

3.2. Богданович, М. Белорусское возрождение / М. Богданович // Багдановiч, М. Поўны збор твораў: у 3 т. – Мiнск, 2001. – Т. 2. Маст. проза, пераклады, лiтаратурныя артыкулы, рэцэнзii i нататкi, чарнавыя нарысы. – С. 279 – 280.

«Опираясь на эту интеллиген­цию, белорусское движение начинает чувствовать под собою прочный грунт. Ибо она-то и является основным читательским ядром для белорусских изданий, она же несет на своих плечах крупнейшую часть и самой писа­тельской работы. Чтобы представить себе, какой массовый характер имеет это участие народной интеллигенции в ли­тературе, достаточно узнать, что одна «Наша нiва» в 1910 г. поместила 666 корреспонденций из 320 мест, 69 рассказов 30 различных авторов, 112 стихотворений 24 поэтов и ряд публицистических статей, принадлежав­ших, помимо сил самой редакции, перу 32 лиц. Присмот­римся же ближе к наиболее видным представителям этой литературы, интересной не только тем, что она идет в на­род, но и тем, что она идет из народа».

? Как связано белорусское движение начала XX в. с литературой и поэзией?

Купала, Я. Я і воля мая / Я. Купала // Спадчына. – Мінск, 1992. – С. 102–103.

«Мы радзілісь на свет –

Я і воля мая;

Шчыра нас прыняла

Ўся людская сям ′я.

 

Мы расьлі ўдваём –

Я і воля мая;

Небу міла было,

Мела радасць зямля.

Мы жывём удваём –

Я і воля мая;

Воля песьні пяе,

Разумею іх я.

 

Толькі ўмром не ўдваём –

Я і воля мая:

Я памру, – воля век

Не пакіне жыцця».

(1909 г.)

? Как вы считаете, понимание свободы в стихотворении Я. Купалы связано только со свободой отдельного человека?

3.4. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. ­– М., 2004. – С. 41, 42.

«Непомерные притязания индивиду­ального сознания по всем линиям терпят поражения. … Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осозна­нию того, что вселенская истина открывается лишь вселен­скому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному [17]. Фи­лософия, т. е. раскрытие разумом вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только челове­ческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим, т. е. соборным, т. е. церковным. …

Философия должна быть цер­ковной, но это не значит, что она должна быть богослов­ской или клерикальной. Философия должна быть свобод­ной, она и будет свободной, когда будет церковной, так как только в Церкви – свобода, освобождение от рабства и не­обходимости. Философия церковная есть философия, при­общенная к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом».

? Как понимает Н. Бердяев соборность и какова связь соборности, религиозной философии и свободы?

Соловьев, В. С. Красота в природе / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. – 2-е изд. – М., 1990. – Т. 2. – С. 362.

« …в красоте, как в одной из определенных фаз триединой идеи, необходимо различать общую идеальную сущность и специально-эстетическую форму. Только эта последняя отличает красоту от добра и истины, тогда как идеальная сущность у них одна и та же – достойное бытие или положительное всеединство, простор частного бытия в единстве всеобщего. Этого мы желаем как высшего блага, это мыслим как истину и это же ощущаем как красоту; но для того, чтобы мы могли ощущать идею, нужно, чтобы она была воплощена в материальной действительности. Законченностью этого воплощения и определяется красота как такая в своем специфическом признаке».

? Как В. С. Соловьев определяет понятие «всеединство» и какую роль отводит ему в определении понятий «истина», «добро», «красота» и «материальная действительность»?

 

3.6.Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский // С. В. Корнилов. Русские философы. Справочник. – СПб., 2001. – С. 372.

«Чтобы прийти к Истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы – плоть. Но, повторяю, как же именно, в таком случае, ухватиться за Столп Истины? – Не знаем, и знать не можем. Знаем только, что сквозь зияющие трещины челове­ческого рассудка видна бывает лазурь Вечности».

? Какую роль понятие «Столп Истины» играет в учении П.Флоренского?

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Какова связь философии с национальными культурными традициями?

2. Как можно определить понятие «культурная традиция»?

3. Каковы периоды, представители и проблемы в истории философской мысли Беларуси?

4. Каков вклад Е. Полоцкой и К. Туровского в развитие гуманистической мысли?

5. Каких основных представителей эпохи Возрождения и Просвещения философской мысли Беларуси вы можете назвать? Какие идеи они защищали?

6. По каким основным направлениям развивалась белорусская философская мысль XVIII – начала XX в.?

7. Какие задачи стоят перед белорусской философией в настоящее время?

8. Каковы основные проблемы, периоды и представители русской философии?

9. В чем заключаются особенности русской философии?

10. Какие идеи развивали славянофилы и западники?

11. В чем сущность русского космизма и каковы его основные направления и представители?

 

Тесты

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Культурная традиция 1*. Этап, период в культурном развитии Западной и Центральной Европы, переходный от эпохи Средневековья к эпохе Нового времени, символизирующий «возрождение» культурного наследия Античности
2. Национальное самосознание 2*. Религиозное и общественно-политическое движение, реакция римско-католической церкви на секуляризационные процессы в государствах Европы, широкомасштабная кампания по борьбе с этими процессами, возглавляемая трибуналом католической церкви – институтом инквизиции
3. Гуманизм 3*. Понятие античной философии, связанное с особым представлением о мудрости; в русской религиозной философии предстает как «… единство истинное, не противополагающее себя множественности, не исключающее ее, но … все в себе заключающее» (Вл. Соловьев)
4. Реформация (лат. reformatio – исправление, восстановление) 4*. Нравственный принцип и принцип поведения, в основании которого – любовь к Родине, готовность подчинить частный интерес интересам отечества, защищать и укреплять его могущество
5. Контрреформация 5*. Способность нации к самопознанию и самооценке, осознанию своей национально-культурной самобытности, своего места и роли в истории, своих интересов и идеалов
6. Ренессанс 6*. Исторически изменяющаяся система воззрений и социальных действий, в основе которой – теоретическое рассмотрение человека как высшей ценности
7. Просвещение 7*. Одно из центральных понятий русской философии, принцип совершенного единства множества, которому присущи взаимопроникновение составляющих его элементов и в то же время их взаимораздельность
8. Униатство 8*. Способность человека к активной деятельности в соответствии со своими целями и интересами; процесс ее реализации предполагает взаимосвязь как объективных, независимых от воли человека условий, так и субъективных сторон (выбор целей деятельности, средств их достижения)
9. Патриотизм (греч. «patris» - отечество) 9*. Социальные стереотипы жизни и деятельности народа или нации, нормы, ценности, жизнесмыслы, представления о реальности, определяющие общезначимые программы деятельности данной культурной общности и ориентированные на сохранение конкретной культуры
10. Русская идея 10*. Человеческая деятельность (умственная и практическая), сущность которой – создание чего-то нового в природе, социуме и в сфере культуры
11. Соборность 11*. Общественно-религиозное движение в Западной и Центральное Европе XVI – начале XVII в., связанное с реформой католичества; основным следствием этого движения считается возникновение протестантизма
12. София 12*. Период развития европейской философии («век разума»), связанный с образованием и распространением научных знаний, с верой в науку и основанный на ней социальный прогресс
13. Биосфера 13*. Ключевое понятие русской философии, предполагающее особый тип единения индивидов, особое единство во множестве, внутреннее мистическое тождество субъектов друг с другом и целым; «вселенское сознание» (Н. Бердяев)
14. Ноосфера 14*. Философское мировоззрение, в основе которого лежит представление о едином Космосе, о единстве микро- и макрокосма; направление русской философии, связанное с ощущением глубинной причастности человека космическому бытию
15. Всеединство 15*. Сущностное понятие русской философии, связанное с интерпретацией русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее особой мессианской роли на пути единения народов и в целом преображения человечества
16. Космизм 16*. Стадия эволюции биосферы, на которой решающая роль в дальнейшем развитии принадлежит разумной человеческой деятельности
17. Свобода 17*. Течение, предполагающее союз различных христианских Церквей с Римско-католической Церковью
18. Творчество 18*. Сфера жизни, в которой живые организмы (живое вещество) взаимодействуют со средой их обитания (неживым веществом); одно из центральных понятий учения В. Вернадского

 

2.2. Закончите определения:

 

«Жить – значит участвовать в...: вопрошать, внимать, ответствовать и т.п.» (М. Бахтин).

«Истина, … и …» – эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно» (П. Флоренский).

«Любовь неотделима от …, от гносиса» (Н. Лосский).

«Охваченная всецело живым веществом, … увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – в …» (В. Вернадский).

«Творческая духовная жизнь не есть движение по плоскости, это движение …, ввысь и вглубь» (Н. Бердяев).

 

Вопрос для дискуссии

Что, на ваш взгляд, объединяет и разъединяет белорусскую и русскую философские традиции?

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Мой патриотизм – это не замыкание на единой нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на благополучии других» (М. Ганди).

ü «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» (М. Ломоносов).

ü «Свобода – положительная творческая мощь, а не отрицательный произвол» (Н. Бердяев).

ü «Уметь видеть и ценить глубину того, что окружает тебя, находить высшее в «здесь» и «теперь» и не рваться искать его непременно в том, чего нет или что далеко» (П. Флоренский).

 

Дополнительная литература к теме:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.5.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Абдзiраловiч, I. Адвечным шляхам: Дасьледзiны беларускага сьветагляду / I. Абдзiраловiч. – Мiнск, 1993.

3. Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2 т. / В. В. Зеньковский. – М., 1991.

4. Кόзел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Кόзел. – Минск, 2004.

5. Корнилов, С. В. Русские философы. Справочник / С. В. Корнилов. – СПб., 2001.

6. Новиков, А. И. История русской философии X–XX веков / А. И. Новиков. – СПб., 1998.

7. Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в. – Минск, 1991.

8. Подокшин, С. А. Франциск Скорина / С. А. Подокшин. – Минск, 1981.

9. Русская философия. Имена. Учения. Тексты: сборник / авт.-сост. Н. В. Солнцев. – М., 2001.

10. Русский космизм. – М., 1993.

11. Соловьев, В. С. Философские начала цельного знания / В. С. Соловьев // Соч. в 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

12. Старостенко, В. В. Общественная и философская мысли Беларуси X – XVII вв.: учеб. пособие / В. В. Старостенко. – Могилев, 2005.

13. Флоренский, П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. – М., 1990.


Примерные вопросы к экзамену по курсу «Философия»

 

1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

4. Древнеиндийская философия.

5. Философия Древнего Китая.

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

7. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

9. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

11. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

15. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.

16. Диалектическая философия Г. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

19. Философия марксизма: проблемы и эволюция.

20. Философия позитивизма и его исторические формы.

21. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.

22. Современная неклассическая философия Запада.

23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Русская философия XIX – XX вв.

25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.

26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.

27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.

28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.

29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.

30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.

32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

33. Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.

34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.

37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.

38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.

40. Формы чувственного и логического познания.

41. Философские концепции истины. Специфика научной истины.

42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

43. Уровни, формы и методы научного познания.

44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.

45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.

50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.

53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.

56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.

58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.

59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.

 

 

Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»

 

Алексеев, И. В. Философия: учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.

Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972.

Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989.

Вишневский, М. И. Философия / М. И. Вишневский. – Минск, 2008.

Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001.

Гiсторыя фiласофii: вучэб. дапаможнiк для студ. вышэйш. навуч. установаў / пад. рэд. праф. Ч. С. Кiрвеля. – Гродна, 1997.

Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003.

Гриненко, Г. В. История философии: учеб. / Г. В. Гриненко. – М., 2009.

Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001.

Идеология и мировоззренческая культура личности: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007.

Ильин, В. В. История философии: учеб. для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004.

Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998.

История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998.

История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999.

История философии: учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Калмыков, В. Н. Философия / В. Н. Калмыков. – Минск, 2008.

Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001.

Мир философии. Книга для чтения: в 2 ч. – М., 1991.

Миронов, В. В. Философия: учеб. / В. В. Миронов. – М., 2008.

Моисеев, Н. А. Философия: краткий курс / Н. А. Моисеев, В. И. Сороковикова. – СПб., 2007.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

Новейший философский словарь: 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2001.

Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.

Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001.

Рассел, Б. История западной философии: в 2 т. / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997].

Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.

Словарь философских терминов / научная редакция проф. В. Г. Кузнецова. – М., 2009.

Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991.

Современная западная философия: учеб. пособие / Т. Г. Румянцева [и др.]; под общ. ред. Т. Г. Румянцевой. – Минск, 2000.

Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – М., 1999.

Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995.

Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск, 2008.

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е. В. Зорина [и др.]; под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М., 2007.

Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2009.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

Философия: учеб.-метод. комплекс / А. И. Зеленков [и др.]; под ред. А. И. Зеленкова. – Минск, 2003.

Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

Хрестоматия по истории философии: в 2 т. – М., 2001.

Чуешов, В. И. Введение в современную философию: учеб. пособие / В. И. Чуешов, З. И. Дунченко, О. И. Чеснокова. – Минск, 1997.

Чуешов, В. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах / В. И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск, 2009.

Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.


 

Св. план 2010, поз. 60

 

Учебное издание

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.)