Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фромм, Э. Психоанализ и религия; искусство любить; иметь или быть. / Э. Фромм; пер. С англ. – К. , 1998. – С. 12.

Поиск

«Никогда прежде человек не был столь близок к осущест­влению своих самых заветных желаний, как теперь. Совре­менное состояние науки и техники позволят уже сегодня от­четливо видеть тот день, когда все голодные будут накормле­ны, человечество перестанет быть разобщенным и станет еди­ным сообществом. Тысячи лет понадобились для пробуждения и совершенствования человеческого интеллекта, для развития способности человека организовать общество и направить свою энергию на определенные цели. Человек создал новый мир, который подчиняется своим собственным законам и имеет свою судьбу. И глядя на свое творение, человек дей­ствительно может сказать: «Это хорошо».

Но глядя на самого себя, что может сказать человек? Осуществилась ли еще одна мечта человечества – мечта о совершенном человеке? Таком человеке, который любит сво­его ближнего, поступает по справедливости, говорит правду и реализует то, чем он является по своей сути, т.е. образ бо­жий?

Неловко задавать такие вопросы, так как ответы на них болезненно очевидны. Да, мы создали чудесные вещи – но нам самим не удалось стать достойными предпринимаемых гигантских усилий. В нашей жизни нет чувства братского еди­нения с людьми, удовлетворенности, ощущения счастья, в ду­ше царит хаос и растерянность, близкое к безумию состояние, которое похоже не на распространенную в средине века исте­рию, а на шизофрению с ее раздвоением личности и разла­дом мыслей и чувств».

? В чем, по мнению Э. Фромма, проявляется противоречие между экзистенциальным (быть) и историческим (иметь) смыслом человеческого существования в западной культуре?

 

Контроль знаний

1. Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):

 

1. Какие основные направления неклассической западной философии ХХ – XXI вв. вы можете назвать?

2. В чем проявляется критика современного буржуазного общества в социально-критических учениях неомарксизма и постмарксизма?

3. Какое направление современной западной философии связано с лингвистическим поворотом?

4. В чем состоит специфика феноменологического метода Э. Гуссерля?

5. Какие категории философии экзистенциализма вы знаете?

6. Почему философская герменевтика претендует на статус универсальной методологии гуманитарного познания?

7. Какие отличительные черты философского метода структурализма вы можете назвать?

8. Какую роль играет постмодернизм в современной социокультурной ситуации?

 

2. Тесты (второй уровень самоконтроля):

 

2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:

 

Термин Определение
1. Социально-критическая философия 1*. Понятие и метод одного из направлений современной западной философии, означающее способ изучения объекта посредством его разборки – сборки, выявления в нем скрытых противоречий и включения в новый контекст
2. Неомарксизм 2*. Кризисные жизненные ситуации, в которых наиболее полно проявляется природа человека, его экзистенция
3. Экзистенциализм 3*. Направление философии, основанное в начале XX в. Э. Гуссерлем, ставящее своей целью постижение чистого бытия сознания, описание чистых актов сознания
4. Экзистенция 4*. Направление современной западной философии, занимающее критическую позицию по отношению к классической философии и широко использующее понятие симулякра
5. Пограничная ситуация 5*. Философия существования, одно из крупных западных философских течений в ХХ в.
6. Страх 6*. Направление неклассической философии XX в., связанное с анализом языка и мышления как знаковых систем и обнаружением в их основе универсальных структур
7. Феноменология 7*. Понятие философии Ж. Бодрийяра, указывающее на феномен тотальной семиотизации бытия и обретение знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности
8. Интенциональность 8*. Общее обозначение социально-философских течений XX в., возникших на базе марксизма, выражающих в различных формах протест против бездуховности «общества потребления», обезличенности массовой культуры, стремительной унификации человеческой личности
9. Аналитическая философия 9*. Направление в философии и социогуманитарном познании второй половины ХХ в., связанное с критикой и преодолением структурализма, поиском новых познавательных средств, преодолевающих антиисторизм структуралистской методологии
10. Герменевтика 10*. Направление современной западной философии, рассматривающее личность как первичную творческую реальность и высшую духовную ценность в её отношении к Богу как «верховной личности»
11. Герменевтический круг 11*. Важнейшее понятие философской герменевтики, касающееся диалектического аспекта понимания как единства целого и части, текста и контекста
12. Структурализм 12*. Направление современной философии, рассматривающее в качестве главной задачи философии логический анализ языковых средств познания, построение совершенного языка, адекватно описывающего реальность, а также разработку логически безупречных структур языка
13. Постструктурализм 13*. Душевно-эмоциональное состояние, возникающее у человека при действительной или кажущейся опасности, приносящей страдание или боль
14. Персонализм 14*. Философское течение, в котором центральное место занимает проблема понимания и истолкования текстов
15. Постмодернизм 15*. Одно из направлений постклассической философии, акцентирующее внимание на критической теории общества, необходимости исследования и трансформации различных форм социальной практики
16. Деконструкция 16*. Свойство человеческого сознания, обозначение его изначальной направленности на иное
17. Симулякр 17*. Центральное понятие «философии существования», отражающее подлинное существование человека, постигаемое в сложных жизненных ситуациях, вызывающих состояния страха, заботы, вины и т.п. (в т. н. «пограничных ситуациях»)

 

2.2. Закончите определения:

 

«Язык – это дом …» (М. Хайдеггер).

«Человек – это прежде всего …, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста» (Ж. П.Сартр).

«Это и есть чистая форма рабства: существование в качестве …» (Г. Маркузе).

«Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из …» (В. Дильтей).

«Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно и просто, обо всем остальном следует …» (Л. Витгенштейн).

«Вопрос не в том, что такое власть, и не в том, откуда она исходит, а в том, как она …» (Ж. Делез).

«Любовь – это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о …» (Э. Фромм).

Вопрос для дискуссии

 

Какое из множества философских направлений (школ) современной западной философии представляется наиболее значимым в формировании современного мировоззрения? Обоснуйте свой ответ.

 

► Подумайте о смысле изречений:

ü «Понимать чужой язык – значит не нуждаться в переводе на свой собственный» (Х.-Г. Гадамер).

ü «Человек обречен на свободу» (Ж. П.Сартр).

ü «Человек – это процесс его поступков» (А. Грамши).

ü «Ученый – это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы» (К. Леви-Стросс).

ü «Науки – это хорошо организованные языки в той же мере, в какой языки – это еще не разработанные науки» (М. Фуко).

ü «Структуры не выходят на улицу» (Р. Барт).

ü «Одна и та же логика характеризует и мифическое, и научное мышление» (К. Леви-Стросс).

Дополнительная литература:

1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.4.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.

2. Ильин, И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. Ильин. – М., 1996.

3. Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии / Э. Гуссерль. – М., 1994.

4. Сартр, Ж. П. Проблема метода / Ж. П. Сартр. – М., 1994.

5. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.

6. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

7. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1998.

8. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр. – М., 1995.

9. Грамши, А. Тюремные тетради: в 3 ч.: [пер. с итал.]. Ч. 1 / Антонио Грамши; [вступ. ст. М. Н. Грецкого]. – М., 1991.

10. Лукач, Д. К онтологии общественного бытия: пролегомены / Д. Лукач; пер. с нем. И. Н. Буровой, М. А. Журинской; общ. ред. и вступ. ст. И. Н. Нарского, М. А. Хевеши. – М., 1991.

11. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью / Юрген Хабермас; отв. ред. Н. В. Мотрошилова; РАН. Ин-т философии. – М., 1995.

12. Адорно, Т. Негативная диалектика / Т. Адорно; [пер. с нем. Е. Л. Петренко]. – М., 2003.

13. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Э. Фромм; пер. с англ. Д. Н. Дудинского. – Минск, 1998.

14. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. и сопровод. ст. С. Н. Зенкина. – М., 1999.

15. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна / Ж. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шматко. – М.; СПб., 1998.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.107 (0.01 с.)