Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи учебного курса «Философия»

Поиск

Изучение курса «Философия» в вузе имеет целью формирование у учащихся социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, понимания философских основ исследовательской деятельности в сфере науки и техники.

Данная цель достигается в результате решения следующих задач:

1) усвоения философской терминологии;

2) понимания структуры философского знания и его проблематики;

3) освоения богатства историко-философского наследия;

4) изучения современных тенденций в развитии философии;

5) применения философских знаний к решению задач в различных областях общественной и профессиональной деятельности и др.

 

Цели и задачи семинарских занятий

 

Семинарские занятия призваны способствовать решению общих задач курса «Философия» и формированию базовых философских компетенций:

знания проблем, идей и персоналий мировой и отечественной философии, содержания основных разделов философского знания;

умения мыслить критически, аргументированно отстаивать свои убеждения;

применения философских знаний в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

определения социальной и гуманистической значимости своей профессиональной и общественной деятельности.

3. Тематика семинарских занятий по курсу «Философия»[1]

Раздел философии и тема семинарского занятия Кол-во часов
Аудитор- ные Самост. работа
Раздел I Философия, круг ее проблем и роль в обществе 1. Философия как социокультурный феномен        
Раздел II Философия в исторической динамике культуры 2. Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай) 3. Периоды и проблемы античной философии 4. Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии 5. Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии 6. Постклассическая философия: школы и направления 7. Неклассическая западная философия XX–XXI вв. 8. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия                            
Раздел III Философия бытия 9. Метафизика и онтология. Проблемы бытия 10. Диалектика как философская теория развития. Философия природы    
Раздел IV Философская антропология   11. Проблема человека в философии и науке 12. Сознание человека как предмет философского анализа        
Раздел V Теория познания и философия науки 13. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа 14. Наука и ее социальный статус в динамике культуры        
Раздел VI Социальная философия 15. Социальная философия и ее предмет. Общество как система 16. Философские проблемы социальной динамики 17. Философия техники и ее проблемы        
Всего    

 

 


Содержание учебной дисциплины

 

Раздел I Философия, круг её проблем и роль в обществе

 

Тема №1 Философия как социокультурный феномен

(2 часа)

 

Ключевые понятия: философия, мировоззрение, культура, миф, анимизм, тотемизм, фетишизм, религия, онтология, гносеология, аксиология, праксеология, основной вопрос философии, монизм, дуализм, плюрализм, материализм, идеализм, метод, диалектика, метафизика, скептицизм, агностицизм, рационализм, иррационализм, рефлексивность, критичность.

Вопросы семинара

 

1. Философия как продукт духовного развития человечества. Проблема определения философии.

2. Философия и мировоззрение. Структура, функции и исторические типы мировоззрения.

3. Предмет философии и структура философского знания. Проблема метода в философии.

4. Функции философии в системе культуры.

 

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:

1. В первом вопросе – дать определение философии как духовной деятельности, стремящейся к познанию мира, человека и их взаимосвязей с целью наилучшей организации индивидуальной и общественной жизни.

2. Во втором вопросе – определить понятие «мировоззрение», раскрыть его структуру (компоненты), показать эволюцию исторических типов мировоззрения в динамике культуры, обосновать преимущества философского мировоззрения.

3. В третьем вопросе – охарактеризовать проблемное поле классической философии, образующее ее предмет и структуру; пояснить причины многообразия философских образов мысли, ищущих ответы на коренные вопросы философии: о том, что первично, материя или сознание (идеализм, материализм); о познаваемости мира (агностицизм, скептицизм); о методе философии (диалектика, метафизика); о рациональности человеческой деятельности (рационализм, иррационализм) и др.

4. В четвертом вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, – показать взаимосвязь категорий философии и универсалий культуры через сложные взаимосвязи философии с другими формами культуры – наукой, искусством, религией, моралью.

 

Темы рефератов

1. Философия и мифология.

2. Философия и теология.

3. Философия и наука.

4. Философия и жизненный мир человека.

 

Учебные материалы

 

Таблицы и схемы

 

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

 

 
 

 


ФИЛОСОФИЯ – ЭТО

любовь к мудрости
продукт духовного развития человека
форма общественного сознания
«живая душа культуры»
социокультурная мера цивилизованности
система знаний о мире, человеке и месте человека в мире
наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека, культуры
«эпоха, схваченная в мысли»
рефлексия над мировоззренческими универсалиями культуры

1.2. Структура мировоззрения

 

Мировоззрение Элементы
Знания Ценности, идеалы, убеждения Чувства, эмоции, переживания, жизненная позиция

 

 

1.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Тип мировоззрения Язык, смысловая единица Отношение к миру Признаки
МИФОЛОГИЯ Миф, фантазия, воображение Приспособление, подчинение природе Синкретичность, отождествление реального с вымышленным, сверхъестественность, образность, эмоциональность, ассоциативность
РЕЛИГИЯ Вера, откровение, интуиция Уход от действительности в потусторонний мир Вера как основа религиозного мышления, откровение как путь познания, иррациональность
ФИЛОСОФИЯ Знание, разум, логика Преобразование действительности Рациональность, рефлексивность, критичность, креативность

 

1.4. Структура (разделы) и функции философии

 

Разделы философского знания Функции
Онтология (от греч. оntos – сущее + logos – учение) Онтологическая или мировоззренческая
Гносеология (от греч. gnosis – знание + logos – учение) Гносеологическая или логико-методологическая
Аксиология (от греч. axia – ценность + logos – учение) Аксиологическая или ценностно-регулятивная
Праксиология (от греч. praxis – дело, действие + logos – учение) Праксиологическая или социально-критическая

 

1.5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ

 

ПЕРИОД ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Философия Древнего мира: Древняя Индия Древний Китай   Древняя Греция и Древний Рим     VII в. до. н.э. – V в. Готама, Капила, Будда и др.; Конфуций, Лао-цзы, Хань Фэй-цзы и др.; Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр, Парменид, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Эпиктет, Марк Аврелий, Плотин
Философия Средневековья V – XIV вв. Тертуллиан, Августин Аврелий, П. Абеляр, У. Оккам, А. Кентерберийский, Ф. Аквинский
Философия эпохи Возрождения XV – нач. XVII в. А. Данте, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Л. да Винчи, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Кеплер. Т. Мор, Т. Кампанелла
Философия Нового времени XVII – XVIII вв. Ф. Бэкон. Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц, И. Ньютон, Г. Галилей, Дж. Локк, Т. Гоббс
Философия эпохи Просвещения XVIII в. Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, Ж. Ламетри, Вольтер, Д. Дидро
Немецкая классическая философия XVIII – нач. XIX в. И. Кант, Г. В. Ф. Гегель. Л. Фейербах
Неклассическая философия XIX в. – сер. XX в. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, Э. Мах, О. Конт, Г. Фреге и др.
Современная постнеклассическая философия Сер. XX в. – XXI в. Л. Витгенштейн, П. Рикёр, Ю. Хабермас, М. Фуко,М. Мерло-Понти, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.
Отечественная и русская философия Разные периоды Е. Полоцкая, К. Туровский, Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский, П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Вернадский, К. Циолковский, Н. Ф. Федоров и др.

2. Учебная литература

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.009 с.)