Тема №4 Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №4 Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии



(2 часа)

 

Ключевые понятия: теоцентризм, монотеизм, креационизм, патристика, апологетика, схоластика, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, символизм, провиденциализм, откровение, телеологизм, теодицея, эсхатологизм, трансценденция, антропоцентризм, пантеизм, гуманизм, гилозоизм, деизм.

Вопросы семинара

1. Основные этапы развития средневековой философии, ее проблемы и основные представители.

2. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Философская система Ф. Аквинского, поиск гармонии веры и разума.

3. Гуманизм и антропоцентризм в философии эпохи Возрождения.

4. Основные натурфилософские системы Ренессанса. Новая картина мира: Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.

 

Методические указания

Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:

1. В первом вопросе – обозначить характерные черты и принципы средневекового способа мышления (теоцентризм, креационизм, символизм, эсхатологизм и др.); показать связь средневековой философии с традициями античности; определить основные проблемы (веры и разума, истины, природы универсалий), а также этапы развития философии средних веков (патристика, схоластика); обратить внимание на то, что эта эпоха выдвинула плеяду выдающихся философов: А. Августин, Эриугена, Ансельм, П. Абеляр, Р. Бэкон, С. Брабантский, Ф. Аквинский, Д. Скотт, У. Оккам и др.

2. Во втором вопросе – обратить внимание на сущность спора о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм); охарактеризовать взгляды крупнейшего представителя схоластики Ф. Аквинского, его теолого-философский синтез – теоретический итог многовековых споров о соотношении веры и знания (разума), теологии и философии, «двойственности истины».

3. В третьем вопросе – охарактеризовать социально-исторические условия формирования философии Возрождения; показать отрицание философией Возрождения традиций средневековой философии и восстановление связи с античной интеллектуальной традицией, обосновать ее гуманистический и антропоцентрический характер.

4. В четвертом вопросе – следует акцентировать тот факт, что эпоха Возрождения – это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших, дающих истинное знание о природе. Философия природы теперь стремится распространить свое влияние не только на построение картины мира, но и на саму опытную основу знания, поэтому мистически трактуемый опыт переплетается с реальными опытными исследованиями. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на пантеизме эпохи Возрождения и анализе её основных натурфилософских систем, на социально-политических теориях этого периода и их идеалах.

 

Темы рефератов

1. Тертуллиан и его воинствующий теизм.

2. Ригоризм средневековой этики как альтернатива античному эвдемонизму.

3. Социальный смысл традиции А. Августина.

4. «Исповедь» А. Августина и открытие самосознания в средневековой культуре.

5. Теолого-философский синтез религии и философии, веры и знания в учении Ф. Аквинского.

6. Университетское образование в Средние века.

7. Диалектика противоположностей как основа учения Н. Кузанского о человеке.

8. Философия и наука в странах мусульманского средневековья.

9. Аль-Кинди и начала арабоязычной философской традиции.

10. Возрожденческие идеалы свободы, равенства и братства в социально-политических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы.

11. Роль философии эпохи Возрождения в развитии европейской науки и философии.

12. Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения.

 

Учебные материалы

Таблицы и схемы

ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА

Патристика (II – VIII вв.) Схоластика (XII – XIV вв.) «Вторая» схоластика
II – III вв. – деятельность апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) IV – V вв. – каппадокийский кружок (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский); латинская патристика (Аврелий Авгутин, Григорий Великий); вт. пол. V в. – Псевдо-Дионисий Ареопагит VI – VIII вв. – заключит. период (Леонтий, Боэций, Иоанн Дамаскин) XI – XII вв. – ранняя схоластика (Ансельм Кентерберийский); Возникновение спора об универсалиях: Реадизм (Гильом из Шампо); номинализм (Росцеллин); концептуализм (П. Абеляр) XII –XIII вв. – зрелая схоластика (XIII в. – «золотой век» схоластики). Аввероизм (С. Брабантский; А. Великий и Ф. Аквинский); Бонавентура; Р. Бэкон; Волюнтаризм (Иоанн Дунс Скот); Р. Гроссетест XIV в. – поздняя схоластика; теория двойственной истины (У. Оккам); Ж. Буридан XVI – XVII вв. – развивалась в период Контрреформации в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина)
             

 

 


1.2. Августин : «Два града»[10]

 

 


1.3. Существование универсалий

 


Пантеизм: основные виды

2. Учебная литература

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.84.188 (0.009 с.)