Раздел II. Структура курса «философия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Структура курса «философия»



Философия

Контрольные работы

для студентов всех специальностей БГУИР заочной и дистанционной форм обучения

 

 

Методическое пособие

 

 

Под редакцией зав. кафедрой Г. И. Малыхиной

 

Минск БГУИР 2009


УДК 1 (076)

ББК 87 я73

Ф56

 

А в т о р ы – с о с т а в и т е л и:

Малыхина Г. И., Дисько-Шуман М. Р., Габрусь И. Ф., Ермолович Д. В., Пушкина Т. А., Фрищина Н. Н., Борушко Н. В., Лагунов А. В.,

Солодкая Е. А., Минеева А. А.

 

Ф56


Философия. Контрольные работы для студ. всех спец. БГУИР заоч. и дистанц. форм обуч.: метод. пособие / Г. И. Малыхина [и др.], под ред. зав. кафедрой Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2009. – 132 с.

ISBN 978-985-488-475-2

Методическое пособие содержит тридцать пять контрольных работ по философии для студентов заочной и дистанционной форм обучения, выполняемых студентами в межсессионный период. Каждая контрольная работа включает тему, ключевые понятия, теоретический план работы, методические рекомендации по всем вопросам плана, фрагменты первоисточников и список дополнительной литературы.

Тематика и объем контрольных заданий соответствуют типовой учебной программе «Философия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., и отражают общую структуру философского знания.

 

 

УДК 1 (076)

ББК 87 я73

 

ISBN 978-985-488-475-2

 
 
© «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», 2009  

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 6

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ». 7

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА КУРСА «ФИЛОСОФИЯ». 11

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по философии.. 14

ТЕМА № 1. 14

Философия, круг ее проблем и роль в обществе..

Тема № 2. 17

Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...

Тема № 3. 21

Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории..

Тема № 4. 22

Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории..

ТЕМА № 5. 25

Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков..

Тема № 6. 27

Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

Тема № 7. 29

Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм).

Тема № 8. 32

Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии..

Тема № 9. 35

Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Дискуссии о природе универсалий..

Тема № 10. 38

Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции..

Тема № 11. 40

Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени..

Тема № 12. 42

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения..

Тема № 13. 45

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Тема № 14. 49

Становление постклассической философии..

Тема № 15. 52

Проблемы и этапы развития марксистской философии..

 

Тема №16. 54

Проблемы и исторические формы позитивистской философии..

Тема № 17. 58

Современная западная религиозная философия..

Тема № 18. 60

Проблема человеческого существования в экзистенциализме..

Тема № 19. 63

Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI веков (герменевтика, структурализм, постмодернизм).

Тема № 20. 65

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси..

Тема № 21. 67

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Тема № 22. 70

Онтология как философское учение о бытии. Категория материи: атрибуты и структурные уровни организации..

Тема № 23. 73

Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика..

Тема № 24. 76

Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации..

Тема № 25. 79

Проблема человека в философии и науке..

Тема № 26. 81

Сознание как предмет философского анализа..

Тема № 27. 84

Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм...

Тема № 28. 88

Наука как деятельность, социальный институт и система знания..

Тема № 29. 93

Предмет и проблемы социальной философии..

Тема № 30. 97

Общество как саморазвивающаяся система..

Тема № 31. 99

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории..

Тема № 32. 103

Проблемы философии техники. Техника и ее роль в истории цивилизаций..

Тема № 33. 107

Глобализация как предмет социально-философского анализа..

Тема № 34. 111

Философия культуры. Философские и ценностные приоритеты в культуре ХХI века..

Тема № 35. 117

Проблема устойчивого развития и современные стратегии социодинамики..

 

РАЗДЕЛ IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ». 122

1. Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия».. 122

2. Первоисточники.. 123

РАЗДЕЛ V. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» 127

ПРИЛОЖЕНИЕ А. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ.. 130

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АДРЕС КАФЕДРЫ... 131

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс философии является обязательным и одним из основополагающих в структуре социально-гуманитарной подготовки студентов на различных уровнях образования в БГУИР. Это означает, что обучение в университете не должно сводиться и не сводится только к узкопрофессиональному образованию, а обязано включать в себя историко-цивилизационные, философско-рефлексивные и логико-методологические компоненты. Именно философский разум системно сочетает анализ природной и социокультурной реальности с уважительным отношением к традиции, прививает навыки теоретического объяснения и реконструкции прошлого духовного опыта, истории познания и культуры.

Студенты технического университета готовят себя как к научно-производственной, так и к различной социальной деятельности. В связи с этим задачей курса философии является формирование у студентов философской культуры, гуманистического мировоззрения, гражданской зрелости, активной жизненной позиции, творческого отношения к прошлым и современным философским концепциям, предлагающим разнообразные варианты решения сложных проблем, стоящих перед человечеством в третьем тысячелетии. Для студентов технического профиля особое значение в условиях глобализации и информационного общества приобретает формирование конструктивно-критического и рационального миропонимания, умение теоретически осмыслить философские проблемы науки и техники, человека и общества, культуры и экологии.

Курс философии закладывает основы философской культуры и базируется на освоении мирового и отечественного философского наследия. Творческое использование философских знаний в своей профессии, при анализе экономических, социально-политических и духовных проблем современности предполагает не только профессиональную, но и философскую компетентность. К последней относятся компетентность предметная (философские знания) и операциональная (умение аргументированно рассуждать на философские темы).

 

РАЗДЕЛ I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Рекомендации данного пособия составлены на основе типовой программы «Философия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., и ориентированы на изучение философии в ее историческом развитии.

Основной формой изучения курса философии для студентов заочной и дистанционной форм обучения является самостоятельная работа. Она требует интереса к учебе, времени, усилий, воли, способности к систематическому труду, рациональной организации самостоятельных занятий. Для этого студентам заочной и дистанционной форм обучения необходимо умение пользоваться первоисточниками, электронными образовательными средствами, учебно-методическими пособиями, библиотечными каталогами, справочной литературой, статьями в периодической печати.

Первостепенное значение в изучении философии приобретает работа с первоисточниками. Знание работ классиков мировой философии образует фундамент философской культуры, расширяет кругозор личности, повышает ее интеллектуальный уровень и готовит таким образом к глубокому пониманию современной жизни. Особенностью данного пособия является прямая связь тематики контрольных работ с текстами первоисточников.

Внимание! В процессе изучения курса философии студентам заочной и дистанционной форм обучения необходимо помнить, что своевременное и качественное выполнение контрольной работы по философии является основной формой отчетности студента-заочника в межсессионный период. Зачтенная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена. Студенты, не сдавшие контрольные работы в установленные деканатом сроки, как и студенты с незачтенными контрольными работами, к экзамену по философии не допускаются.

Данное пособие включает тематику 35-ти контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению. Оно составлено таким образом, что каждая контрольная работа, кроме темы, включает также ключевые понятия, план работы, методические указания по всем вопросам плана, отрывки из оригинальных сочинений-первоисточников, список дополнительной литературы к каждой теме (кроме общего списка по всему курсу). Такая структура максимально конкретизирует смысл здания и облегчает его качественное выполнение.

В процессе подготовки и оформления контрольной работы необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Контрольная работа представляет собой самостоятельно выполненную студентом работу на основе анализа философской литературы.

2. В контрольной работе необходимо раскрыть теоретические вопросы плана работы, следуя методическим указаниям и ориентируясь на ключевые понятия и фрагменты первоисточников. Текст контрольной работы должен содержать определения ключевых понятий и аргументированный анализ вопросов темы. Приведенные отрывки из оригинальных работ мыслителей должны стать органичной и осмысленной частью контрольной работы.

3. При изложении философских вопросов необходимо показать их современную научную, социальную и культурную значимость.

4. Структура работы должна включать: тему, план работы, введение, содержание, заключение, список использованной литературы.

5. Объем работы – до 0,5 печатных листа (20 000 знаков, шрифт Times New Roman 14, поля: левое – 3 см, верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см, через 1,5 интервала).

6. Форма работы – печатная (с правильным указанием используемых работ и цитат). Оформление ссылок дается постранично или сквозной нумерацией.

7. Высказывание в работе собственного обоснованного мнения по обсуждаемой проблеме оценивается положительно.

8. Примерный образец оформления титульного листа контрольной работы прилагается.

9. Образец оформления использованных в контрольной работе источников.

 

Пример указания книги с одним автором:

Лукашевич, В. К. Философия и методология науки / В. К. Лукашевич. – Минск, 2006.

Пример указания книги с количеством авторов до трех включительно:

Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, Т. В. Фатхи. – Ростов н/Д., 2004.

Пример указания книги с количеством авторов большим трех:

Малыхина, Г. И. Идеология и мировоззренческая культура личности: пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]. – Минск, 2007.

Пример указания книги на иностранном языке:

Kuhn, T. The Essential Tension. Selected Studies in Scientific Tradition and Change / T. Kuhn. – Chicago, 1977.

Пример указания многотомного издания:

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997. – [Т. 1. Античность. – 1994; Т. 2. Средневековье. – 1994; Т. 3. Новое время. – 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – 1997].

Пример указания одного из томов многотомного издания:

Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. – М., 1963. – Т.18.

Пример указания статьи в периодическом издании:

Гиндилис, Н. Л. Человек в истории развития знания: античность / Н. Л. Гиндилис // Философские науки. – 2002. – № 6. – С. 100 – 110.

 

Пример указания статьи в сборнике:

Малыхина, Г. И. Интернализм и экстернализм в обосновании научного знания / Г. И. Малыхина // Великие преобразователи естествознания: Анри Пуанкаре: материалы XVII Междунар. чтений, Минск, 28–29 ноября 2001 г. / Белорус. гос. ун-т инф. и радиоэлектр. – Минск, 2001. – С. 80–82.

Пример указания адреса WWW в сети Internet:

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2006.

 

 


Образец оформления титульного листа контрольной работы

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

 

 

Контрольная работа по философии

Тема контрольной работы № 1:

«ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ»

 

 

Выполнил: Иванов Иван Иванович

студент () курса ФЗВДО, специальность ()

группа №

(роспись, дата)

Домашний адрес, телефон,

электронный адрес:

Проверил: (заполняется преподавателем)

(роспись, дата)

 

Минск 2009

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ по курсу «Философия»

Курс рассчитан на один семестр и включает следующие темы:

Тема лекции Часы Тема семинара Часы
       
1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия и жизненный мир человека   Вводный семинар: «Предмет и определение философии». Философско-социологический опрос «Мой выбор»  
2. Генезис философии. Этапы развития мировой философии. Классическая философия Древнего Востока   Проблема определения философии. Философия и жизненный мир человека  
3. Классическая философия Античности   Исторические образы философской мысли Древней Индии и Древнего Китая  
4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения   Периоды и проблемы античной философии  
5. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия   Проблемы и персоналии средневековой и возрожденческой философии  
6. Постклассическая философия XIX–XX вв. Классика и неклассика   Образы философской мысли Нового времени, эпохи Просвещения и немецкой классической философии  
7. Неклассическая западная философия XX – XXI вв. Русская и отечественная философия в исторической динамике культуры   Понятие постклассической философии и ее основные направления  
8. Онтология. Философия бытия   Современная философия и будущее человеческой цивилизации  
9. Диалектика как теория связи и развития. Диалектика и синергетика   Философские концепции и проблемы бытия  
10. Философская антропология. Проблема человека в философии и науке   Проблемы диалектики. Диалектика и синергетика  
11. Сознание как предмет философского анализа   Человек как философская проблема  
12. Гносеология. Теория познания. Проблема истины в философии   Психика и сознание  
       
13. Философия науки и методология познания   Проблема познаваемости мира. Познание и его формы. Концепции истины  
14. Социальная философия. Общество как объект философского анализа. социальная философия и ее проблемы   Наука и ее социальный статус в динамике культуры  
15. Общество как саморазвивающаяся система. Проблемы социодинамики и общественного прогресса. Философия социального действия   Социум как объект философского анализа. Структура общества. Основные сферы и процессы социальной жизни  
16. Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации. Философия техники   Философия истории. Философия социального действия. Социальная синергия современного белорусского общества.  
17. Заключение. Философия культуры. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.   Философия техники. Философия культуры: перспективы и альтернативы техногенной цивилизации.  
Итого аудиторных часов      

ВСЕГО: 68

 

Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. – № 8. – С. 118 – 125.

«Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? … какие блага ему дает, от каких зол его избавляет?

Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества.

И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния.

Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком…

Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным».

4. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 104 – 106, 108 – 110.
«Духовная Европа имеет место рождения. … Это древнегреческая нация VII и VI столетий до Р. Х. В ней сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией. В правильном переводе, в изначальном смысле своем это обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Очень скоро интерес к целому, а следовательно, и вопрос о всеохватном становлении и бытии в становлении стал делиться по отношению к всеобщим формам и регионам бытия, и таким образом, философия, единая наука, разветвилась на многообразные частные науки.

В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, я вижу … изначальный феномен духовной Европы.

Философия, распространяющаяся в форме исследования и образования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной стороны, самое важное в теоретической установке философского человека – это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную вселенную об истине самой по себе, об идеальности. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, а именно нормам безусловной истины, скоро происходят далеко идущие перемены в совокупной практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни: она должна теперь удовлетворять нормам объективной истины, а не традиции и наивного опыта повседневности … новый, порожденный философией и ее отдельными науками дух свободной критики, ориентированный на бесконечные задачи, владеет человечеством, творит новые бесконечные идеалы!.. В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу – функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм. Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию – архонта[1] всего человечества».

Дополнительная литература:

1.Абаньяно, Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Абаньяно. – СПб., 1998.

2.Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993.

3.Вольф, Р. П. О философии. / Р. П. Вольф. – М., 1995.

4.Гарин, И. И. Что такое философия? Что такое истина? / И. И. Гарин. – М., 2001.

5.Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991.

6.Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991.

7.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М., 1991.

8.Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

 

 

Тема № 2

Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч.: в 14 т. – 2-е изд. – М., 1966. – Т. 13. – С. 6 – 8.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации».

 

РАЗДЕЛ IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»

 

Алексеев, И. В. Философия: учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996.

Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989

Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001.

Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003.

Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001.

Идеология и мировоззренческая культура личности: учебно-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2007.

Ильин, В. В. История философии: учеб. для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004.

Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995.

История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998.

История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998.

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999.

История философии: учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. – М., 1999.

Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002.

Новейший философский словарь. – Минск, 1998.

Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.

Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001.

Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998.

Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студентов БГУИР всех спец. днев. и вечерней форм обуч. / сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, 2003.

Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.

Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991.

Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – М., 1999.

Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995.

Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

Философия в современном мире. – Минск, 2001.

Философия: практикум для студ. заочного, вечернего и дистанц. обуч. / Л. Н. Александрова [и др.]. – Минск, 2005.

Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2009.

Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999.

Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.

 

Первоисточники

Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.
Августин, А. Исповедь / А. Августин. – М., 1992.

Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. – М., 1975.

Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.
Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М., 1990.
Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев // Царство духа и царство Кесаря. – М., 1995.

Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.
Беркли, Д. Сочинения / Д. Беркли. – М., 1978.

Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. / И. Валлерстайн. – М., 2003.
Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс. – М., 2001.

Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990.
Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1998.
Вернадский, В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский. – М., 1978.

Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

Гольбах, П. А. Система природы / П. А. Гольбах. – М., 1941.

Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. – Т. 1.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994.
Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. – М., 2000.
Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. – СПб., 2000.
Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987.
Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. – М., 1990.

Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М., 1999.

Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике / И. Кант // Сочинения: в 6 т. – М., 1965. – Т. 4.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.
Лакатос, И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. – М., 1995.
Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки / И. Лакатос. – М., 1978.

Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1985.
Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В. И. Ленин // Полн. собр. соч.: в 55 т. – М., 1963. – Т.18.
Лиотар, Ж.-Ф. Ситуация постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. – СПб.., 1998.
Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.
Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. – 2-е изд.– М., 1961. – Т. 3.

Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс. – М., 1990.

Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978.

Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.

 

Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.
Ницше, Ф. Антихрист / Ф. Ницше / Соч.: в 2 т. – М., 1990. – Т. 2.

Новая технократическая волна на Западе / сост. П. С. Гуревич. – М., 1986.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999.

Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.
Ортега-и-Гассет, Х. Размышления о технике / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1993. – № 10.
Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1993.
Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М., 1968–1991.

Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.
Плеханов, Г. В. К вопросу о роли личности в истории. Изб. филос. пр.: в 5 т. / Г. В. Плеханов. – М., 1956–1958. – Т. 2.

Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.
Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1969.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // сб.: Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990.
Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М., 1992.
Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
Тойнби, А. Дж. Цивилизации перед судом истории / А. Дж. Тойнби. – М., 1995.
Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 2002.
Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.
Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах // Соч.: в 2 т. – М., 1995. – Т. 2.

Феномен Человека: Антология. – М., 1993.
Феномен истории: Антология. – М., 1995.
Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Духовные основы общества. – М., 1992.
Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.
Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990. – № 3.
Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – М., 1992.

Фромм, Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Киев, 1998.

Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.
Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. – М., 1991.
Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 2003.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: в 2 т. / А. Шопенгауэр. – М., 1991.

Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М., 1993.
Шпенглер, О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. ХХ век: Антология.– М., 1999.
Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: т. 21.– М., 1961.

Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: т. 21.– М., 1961.

Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: т. 20.– М., 1961.

Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991.
Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг. – М., 1994.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

 

РАЗДЕЛ V. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии.

4. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

5. Древнеиндийская философия.

6. Философия Древнего Китая.

7. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

8. Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

9. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

10. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

11. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

12. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

13. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.224 с.)