Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел III. Тематика контрольных работ по философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА № 1 Философия, круг ее проблем и роль в обществе
Ключевые слова: философия, культура, религия, наука, онтология, аксиология, праксеология, гносеология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий). Вопросы: 1. Предмет и определение философии. 2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания. 3. Структура философского знания и основные функции философии. 4. Философия в системе культуры.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: 1. В первом вопросе – дать определение философии, раскрыть характеристики философии как особой мировоззренческой науки, а также определить объект и предмет философского знания. 2. Во втором вопросе – объяснить круг философских проблем и раскрыть сущность основных вопросов философии: о том, что первично, материя или сознание (идеализм, материализм); о методе философии (метафизика, диалектика); о познаваемости мира (агностицизм, скептицизм). 3. Третий вопрос предполагает определение основных структурных элементов системы философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксеология) и описание основных функций философии. 4. Содержание четвертого вопроса связано с Вашим объяснением (на основании анализа первоисточников) сложных взаимосвязей между философией и другими формообразованиями культуры, такими как религия, наука, искусство. Первоисточники для анализа: Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч.: в 4 т. – М., 1976 – 1983. – Т. 1. – С. 67 – 69. «Итак, из всего сказанного следует, что имя [мудрости] необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая первые начала и причины: ведь и благо, и «то, ради чего», есть один из видов причин. ….. Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это; а именно: когда оказалось в наличии почти все необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».
Декарт, Р. Первоначала философии / Р. Декарт // Соч.: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 302, 309. «Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и … каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов…. Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь не сравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии. Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».
Соловьев, В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьев // Вопросы философии. – 1988. – № 8. – С. 118 – 125. «Философия существует в человечестве более двух с половиной тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? … какие блага ему дает, от каких зол его избавляет? Итак, что же делала философия? Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. И если теперь мы спросим: на чем основывается эта освободительная деятельность философии, то мы найдем ее основание в том существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, ни с каким внешним ей содержанием, так что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляя сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком… Так вот, если кто из вас захочет посвятить себя философии, пусть он служит ей смело и с достоинством, не пугаясь ни туманов метафизики, ни даже бездны мистицизма; пусть он не стыдится своего свободного служения и не умаляет его, пусть он знает, что, занимаясь философией, он занимается делом хорошим, делом великим и для всего мира полезным». 4. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. – 1986. – № 3. – С. 104 – 106, 108 – 110. В возникновении такого рода философии, заключающей в себе все науки, я вижу … изначальный феномен духовной Европы. Философия, распространяющаяся в форме исследования и образования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной стороны, самое важное в теоретической установке философского человека – это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной традиции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную вселенную об истине самой по себе, об идеальности. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, а именно нормам безусловной истины, скоро происходят далеко идущие перемены в совокупной практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни: она должна теперь удовлетворять нормам объективной истины, а не традиции и наивного опыта повседневности … новый, порожденный философией и ее отдельными науками дух свободной критики, ориентированный на бесконечные задачи, владеет человечеством, творит новые бесконечные идеалы!.. В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу – функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм. Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию – архонта[1] всего человечества». Дополнительная литература: 1.Абаньяно, Н. Мудрость философии и проблема нашей жизни / Н. Абаньяно. – СПб., 1998. 2.Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М., 1993. 3.Вольф, Р. П. О философии. / Р. П. Вольф. – М., 1995. 4.Гарин, И. И. Что такое философия? Что такое истина? / И. И. Гарин. – М., 2001. 5.Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. – М., 1991. 6.Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М., 1991. 7.Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М., 1991. 8.Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
Тема № 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.213 (0.007 с.) |