Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Горшков, В. Г. Окружающая среда: от новых технологий К новому мышлению / В. Г. Горшков, К. Я. Кондратьев, В. И. Данилов-данильян, К. С. Лосев. – М. , 1994. – С. 12; 16.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Состояние окружающей среды в любой местности в настоящее время следует трактовать как результат социального согласия (компромисса) между локальным сообществом и основными загрязнителями, которые выступают обычно и как работодатели. Само сообщество, являясь потребителем, также оказывается загрязнителем среды. Государственная власть выступает арбитром и в зависимости от уровня экологической напряженности в обществе и давления со стороны различных групп населения и производителей устанавливает нормативы и правила, с помощью которых поддерживается тот или иной уровень состояния окружающей среды. При этом показателем качества обычно выступают некоторые концентрации загрязняющих веществ (предельно допустимые концентрации или их эквиваленты, биоиндикаторы). Совершенно очевидно, что эти показатели прямого отношения к порогу устойчивости биосферы не имеют, а выражают лишь уровень социального согласия между загрязняющими среду производителями и локальным сообществом.…ни одна идеология, доктрина, религия из имеющих широкое распространение в мире на деле не ставит предела потреблению природных ресурсов, продукции биоты, территории, росту населения и разрушению окружающей среды. Существующие этика и нравственность не акцентируют необходимость обеспечения устойчивости окружающей среды в целях выживания человечества. Наука нацелена на создание все более изощренных технологий потребления природных ресурсов и уверено продвигается к разрушению пока еще слабо возмущенного Мирового океана. Господствует антропоцентризм, поддерживаемый практически всеми идеологиями и конфессиями. Групповые, национальные, региональные и партийные интересы преобладают над общечеловеческими. Следовательно, сфера современной духовной жизни также не обеспечивает стабильности и даже не направляет к ней».
Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. – С. 7–8; 98. «Противопоставление природы и общества – конструкт XIX века, служивших двоякой цели – покорению природы и ее игнорированию. К концу XX века природа оказалась покоренной и до предела использованной, превратившейся из внешнего феномена во внутренний, из существовавшего до нас в воспроизведенный. …Оборотной стороной обобществленной природы является обобществление ее разрушения, превращение этого разрушения в социальные, экономические и политические системы угроз высокоиндустриализованного мирового сообщества. …грозящая людям опасность не имеет ничего общего с их действиями, наносимый им ущерб — с их трудом, а окружающая действительность в нашем восприятии остается неизменной. Это означает конец XIX века, конец классического индустриального общества с его представлениями о национально-государственном суверенитете, автоматизме прогресса, делении на классы, принципе успеха, о природе, реальной действительности, научном познании и т.д. …В конце ХХ века природа уже не нечто заданное и навязанное, она превратилась в продукт истории… это означает, что разрушение природы, интегрированное в универсальную циркуляцию промышленного производства, перестало быть просто разрушением природы, а превратилось в интегральную составляющую общественной, экономической и политической динамики. (…) На исходе ХХ века становится ясно, что природа – это общество, а общество – и «природа» тоже».
Дополнительная литература: 1. Барлыбаев, Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития / Х. А. Барлыбаев. – М., 2003. 2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000. 3. Водопьянов, П. А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П. А. Водопьянов, В. С. Крисаченко. – Минск, 1993. 4. Горшков, В. Г. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению / В. Г. Горшков. – М., 1994. 5. Дрейер, О. К. Экология и устойчивое развитие / О. К. Дрейер. – М., 1997. 6. Керженцев, А. С. Функциональная экология / А. С. Керженцев. – М., 2006. 7. Косов, Ю. В. Генезис концепции «устойчивого развития» / Ю. В. Косов // Экология и образование. – 2002. – №1 – 2. – С. 39 – 45. 8. Миркин, Б. М. Курс лекций по устойчивому развитию / Б. М. Миркин. – М., 2005. 9. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. – М., 1998. 10. Петрухин, А. И. Русский ученый Никита Моисеев о перспективах рода человеческого (К Всемирному саммиту по устойчивому развитию 2002 года) / А. И. Петрухин // Устойчивое развитие. Наука и практика. – 2002. – №1. – С. 115 – 122. 11. Романович, А. Л. Устойчивое будущее (глобализация, безопасность, ноосферогенез) / А. Л. Романович, А. Д. Урсул. – Москва, 2006. 12. Стратегия устойчивого развития Беларуси: Преемственность и обновление: Аналитический отчет. – Минск, 2003.
РАЗДЕЛ IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» 1. Учебная, методическая и справочная литература по курсу «Философия»
Алексеев, И. В. Философия: учеб. / И. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1996. Введение в философию: учеб. для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М., 1989 Всемирная энциклопедия. Философия / ред. и сост. А. А. Грицанов. – Минск, 2001. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов: учеб. для вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов н/Д., 2003. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: учеб. пособие по курсу философии и культурологии для студ. всех спец. БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В. И. Миськевич, Ю. А. Харин; под ред. В. И. Миськевича. – Минск, 2004. Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – М., 2001. Идеология и мировоззренческая культура личности: учебно-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2007. Ильин, В. В. История философии: учеб. для вузов / В. В. Ильин. – СПб., 2004. Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995. История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998. История современной зарубежной философии. Компаративный подход. В 2 т. – СПб., 1998. История философии в кратком изложении. – М., 1991. История философии: Запад – Россия – Восток: учеб. для вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1999. История философии: учеб. / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. – М., 1999. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернадский. – СПб., 2001. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001–2002. Новейший философский словарь. – Минск, 1998. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006. Основы современной философии / отв. ред. М. Р. Росенко. – СПб., 2001. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998. Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студентов БГУИР всех спец. днев. и вечерней форм обуч. / сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, 2003. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000. Современная западная философия: словарь / сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М., 1991. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – М., 1999. Философия / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д., 1995. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003. Философия в современном мире. – Минск, 2001. Философия: практикум для студ. заочного, вечернего и дистанц. обуч. / Л. Н. Александрова [и др.]. – Минск, 2005. Философия: рабочая учебная программа / сост. Г. И. Малыхина [и др.]; под общ. ред. проф. Г. И. Малыхиной. – Минск: БГУИР, 2009. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001. Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова, Ю. А. Харина. – Минск, 2003. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994. Шаповалов, В. Ф. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие / В. Ф. Шаповалов. – М., 1998.
Первоисточники Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. – М., 1975. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. / И. Валлерстайн. – М., 2003. Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988. Гольбах, П. А. Система природы / П. А. Гольбах. – М., 1941. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. – Т. 1. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. – Новочеркасск, 1994. Дильтей, В. Введение в науки о духе / В. Дильтей // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX – XX вв. – М., 1987. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. – М., 1990. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. – М., 1999. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике / И. Кант // Сочинения: в 6 т. – М., 1965. – Т. 4. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М., 1985. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс. – М., 1990. Мор, Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1978. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М., 1994.
Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995. Новая технократическая волна на Западе / сост. П. С. Гуревич. – М., 1986. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. – М., 1999. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // сб.: Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990. Феномен Человека: Антология. – М., 1993. Фромм, Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? / Э. Фромм. – Киев, 1998. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. – М., 1993. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: т. 21.– М., 1961. Энгельс, Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч.: т. 20.– М., 1961. Юнг, К. Архетип и символ / К. Юнг. – М., 1991. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.
РАЗДЕЛ V. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ» 1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии. 2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. 3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии. 4. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры. 5. Древнеиндийская философия. 6. Философия Древнего Китая. 7. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция. 8. Философия Платона и ее значение в европейской культуре. 9. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии. 10. Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный). 11. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским. 12. Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира. 13. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). 14. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). 15. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. 16. Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта. 17. Диалектическая философия Г. Гегеля. 18. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 19. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. 20. Философия марксизма: проблемы и эволюция. 21. Философия позитивизма и его исторические формы. 22. Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма. 23. Современная неклассическая философия Запада. 24. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия. 25. Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии. 26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира. 27. Пространство и время как формы существования неживой и живой материи. 28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма. 29. Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории. 30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система. 31. Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм. 32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. 33. Проблема человека в философии и науке. Антропосоциогенез. 34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности. 35. Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни. 36. Сознание как философская проблема (понятие, структура, функции). 37. Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика. 38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. 39. Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм. 40. Формы чувственного и логического познания. 41. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 42. Философские концепции истины. Специфика научной истины. 43. Уровни, формы и методы научного познания. 44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки. 45. Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»). 47. Общество как система. Материальные процессы жизни общества. 48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур. 49. Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества. 50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы. 51. Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе. 53. Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы. 54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества. 55. Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления. 56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры. 57. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации. 58. Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире. 59. Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру. 60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ 1. Духоỹная сiнэргiя: адукацыя i асветнiцтва / пад рэд. У. I.Мiськевiча. – Мiнск: БДУIР, 2001. 2. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. – М., 1995. 3. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М., 2001. 4. Методические рекомендации по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей БГУИР. – Минск: БГУИР, 2002. 5. Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студ. днев. и вечерней форм обуч. – Минск: БГУИР, 2002. 6. Рабочая программа по курсу «Философия». 7. Рабочая программа по курсу «Культурология». 8. Спиркин А. Г. Философия: учебник для техн. вузов / А. Г. Спиркин. – М., 2000. 9. Философия в современном мире: учеб.-метод. пособие для магистрантов БГУИР днев. и заоч. форм обуч. / Сост. И. Ф.Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, БГУИР, 2004. 10. Философия: учеб.-метод. комплекс для студ. заоч. и дистанц. форм обуч. / Сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск: БГУИР, 2003. 11. Человек. Культура. Синергия / под ред. проф. Ю.А.Харина. – Минск: БГУИР, 2000. 12. Электронный учебно-методический комплекс по философии. 13. Электронный учебно-методический комплекс по культурологи.
Примечание: С электронными учебно-методическими комплексами можно ознакомиться в Центре дистанционного обучения (корп. 3, к. 107). Остальные материалы можно найти на электронной странице кафедры философии по адресу: www.bsuir.by, далее по ссылке: Образование / Факультеты / Факультет компьютерных систем и сетей / Кафедра философии / Учебно-методическая работа.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. АДРЕС КАФЕДРЫ
Физический адрес: г. Минск, ул. Гикало, 9. Электронный адрес: kaffil@bsuir.by Электронная библиотека размещена на сайте кафедры и включает около 200 наименований первоисточников по мировой философии, а также учебной и справочной литературы. Сайт кафедры: www.bsuir.by далее по ссылке: Образование / Факультеты / Факультет компьютерных систем и сетей / Кафедра философии.
Св. план 2009, поз. 70 Учебное издание
Философия Контрольные работы для студентов заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей БГУИР
Методическое пособие
А в т о р ы – с о с т а в и т е л и: Малыхина Галина Ивановна, Дисько-Шуман Мария Робертовна, Габрусь Иван Федорович, Ермолович Дмитрий Валентинович, Пушкина Татьяна Александровна, Фрищина Наталья Николаевна, Борушко Наталья Викторовна, Лагунов Александр Валерьевич, Солодкая Елена Александровна, Минеева Анна Алексеевна Редактор Т. П. Андрейченко Корректор Е. Н. Батурчик
Подписано в печать Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная Гарнитура «Таймс» Печать ризографическая Усл.печ. л. 8,0 Уч.-изд. л. 7,3 Тираж 200 экз. Заказ 327 Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» Лицензия на осуществление издательской деятельности №02330/0056964 от 01.04.2004. Лицензия на осуществление полиграфической деятельности №02330/0133666 от 30.04.2004. 220013, Минск, П. Бровки, 6. [1] Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. [2] Представление, суждение и умозаключение. [3] sui generis – особого рода.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.013 с.) |