Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фейербах, Л. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли / Л. Фейербах // Избр. философ. пр. : в 2 т. – М., 1955. – Т. 1. – С. 465 – 466, 469.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Мораль не может быть выведена и объяснена из одного только Я или из чистого разума, без чувств. Она может быть объяснена и выведена из связи Я и Ты, данной только посредством чувства в противоположность к мыслящему себя Я …. Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределенное между различными лицами, включающее и Я, и Ты, стало быть, счастье не одностороннее, а двустороннее или всестороннее. … Поэтому мораль не может абстрагироваться от принципа счастья; если бы даже она отбросила свое собственное счастье, она должна была бы все ж таки признать счастье чужое; в противном случае отпадает основание и предмет обязанностей в отношении к другим, отпадает самая практика морали. Ибо там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и горем, там нет различия и между добром и злом. Добро – это утверждение; зло – отрицание стремления к счастью»… «Какой же иной может быть, таким образом, задача морали, как не той, чтобы сознательно и добровольно сделать законом человеческого мышления и действия эту связь между собственным и чужим стремлением к счастью, связь, обоснованную природой вещей, самой связью воздуха и света, воды и земли? Напротив, мораль, разрывающая эту связь и делающая своим исходным пунктом и основой этого разрыва случаи, в которых обязанность человека и его стремление к счастью вступают в разлад между собой, – эта мораль, чем она может быть иным, кроме как произвольным человеческим установлением и казустикой?» Дополнительная литература: 1.Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. – СПб., 1992. 2.Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. – М., 1963. – Т.1. 3.Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века / В. Н. Кузнецов. – М., 1989. 4.Мамардашвили, М. К. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии / М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Швырев // Философия в современном мире. Философия и наука. – М., 1972. 5.Мотрошилова, Н. М. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. М. Мотрошилова. – М., 1990. 6.Фейербах, Л. Избранные философские произведения: в 2 т. / Л. Фейербах. – М., 1955. – Т. 1.
Тема № 14 Становление постклассической философии Ключевые слова: рационализм, иррационализм, философия жизни, волюнтаризм, «науки о природе», «науки о культуре», сверхчеловек, воля к власти, психика, бессознательное, сублимация, «экзистенциальная» диалектика (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий). Вопросы: 1.Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра. 2.Критика философской классики в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше. 3.Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе З. Фрейда.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: 1.В первом вопросе – раскрыть идейные и социальные причины иррационализма, связанного с переосмыслением рационалистических традиций классической философии на примере «философии жизни» В. Дильтея и волюнтаристического учения А. Шопенгауэра. 2.Во втором вопросе – пояснить иррационалистический характер «экзистенциальной» диалектики С. Кьеркегора и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке. 3.В третьем вопросе – раскрыть содержание основных понятий и проблем психоанализа З. Фрейда. Опираясь на приведенные источники, Вам необходимо дать обобщенную характеристику иррационалистического стиля философствования.
Первоисточники для анализа: 1. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1993. – Т. 1. – С. 379. «… в мире как представлении перед волей возникло ее зеркало, в котором она узнает самое себя с возрастающей степенью отчетливости и полноты, высшая из которых есть человек. … Воля, которая рассмотрена чисто в себе, есть лишь слепое, неудержимое стремление, каким она являет себя нам в неорганической и растительной природе и ее законах, а также в вегетативной части нашей жизни, обретает благодаря развернувшемуся для служения ей миру представления познание своего воления и того, что есть то, чего она хочет, – оно не что иное, как этот мир, жизнь именно такая, как она ей предстает. …». Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1996. – С. 15. «Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем». Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993. – С. 52, 64. «… тому же, кто идет узким путем веры, никто не может дать совета, и никто не может его понять. Вера – это чудо, и все же ни один человек не исключен из нее; ибо то, в чем соединяется всякая человеческая жизнь, – это страсть, вера же поистине есть страсть».
Кьеркегор, С. Болезнь к смерти / С. Кьеркегор // Страх и трепет. – М., 1993. – С. 298. «Сначала приходит отчаяние во временном или во временных вещах, затем отчаяние в себе относительно вечности. После этого идет вызов, который в основе своей причастен к отчаянию благодаря самой вечности, когда отчаявшийся отчаянно злоупотребляет вечностью, внутренне присущей его Я. чтобы быть собою. Но как раз потому, что он использует при этом вечность, его отчаяние столь приближается к истине, и как раз потому, что он столь близок к ней, он идет бесконечно дальше. Но отчаяние, ведущее к вере, не существовало бы без помощи вечности; благодаря ей человеческое Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести. Здесь же, напротив, Я отказывается начать с утраты себя, но желает быть собою. В этой форме отчаяния человек все больше и больше осознает свое Я, стало быть, он все больше и больше осознает, что такое отчаяние, равно как отчаянную природу состояния, в котором он пребывает. Здесь отчаяние осознает, что оно есть действие, а вовсе не исходит извне как пассивное страдание под давлением окружающей среды, но исходит прямо из самого Я. И таким образом, по отношению к отчаянию из-за слабости этот вызов действительно является новым определением человека».
5. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд // Избранное. – М., 1989. – С. 370–374. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. … К термину или понятию бессознательного мы пришли… путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, … которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. … здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. … Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении». Дополнительная литература: 1.Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб., 1996. 2.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М., 1993. 3.Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990. 4. Малик, Э. Г. Иррационалистическая школа философии (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше): учеб.-метод. пособие / Э. Г. Малик. – Ростов н/Д., 2007. 5.Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд // Психо аналитические этюды. – Минск, 1991. 6.Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд // З. Избранное. – М., 1989. 7.Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. § 53, 54 / А. Шопенгауэр // Собр. соч.: в 5 т. – М., 1992. – Т. 1.
Тема № 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.40 (0.007 с.) |