Проблема человеческого существования в экзистенциализме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема человеческого существования в экзистенциализме



Ключевые слова: бытие человека, сущность и существование, экзистенция, «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, жизнь и смерть, экзистенциализм, гуманизм (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

Вопросы:

1.Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители.

2.Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма.

3.Проблема свободы, гуманизма и ответственности в экзистенциальной философии.

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – охарактеризовать предпосылки возникновения, основные понятия и проблемы экзистенциальной философии, а также показать различия школ и направлений (религиозного и атеистического экзистенциализма).

2. Во втором вопросе – раскрыть содержание понятий «сущность» и «существование» как центральных категорий экзистенциалистского учения о мире и бытии человека в мире.

3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные источники, Вам необходимо раскрыть смысл человеческого существования в экзистенциализме, используя понятия: «пограничная ситуация», свобода, ответственность, страх, отчуждение, отчаяние, гуманизм.

Первоисточники для анализа:

Марсель, Г. Ответственность философа в современном мире / Г. Марсель // Путь в философию. Антология. – М., 2001. – С. 267.

«Возвращаясь еще раз к идее ответственности, я хотел бы сказать, что, быть может, именно в свете этой идеи экзистенциальной зрелости можно наилучшим образом постичь ее природу. В самом деле, мы видим, что ответственность философа в отношении самого себя лишь ценой абстракции может быть обособлена от его ответственности в отношении других людей: никогда и ни в каком случае ему не дозволено отмежевываться от них, предоставляя себе какой-либо привилегированный статус. На мой взгляд, философ, достойный этого имени, может быть способен к творческому развитию и даже просто к самоопределению лишь под знаком этого братства».

Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990. – С. 423–424, 427.

«Атеистический экзистенциализм … учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек, прежде всего, существует, что человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает… Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

… Но когда мы говорим, что человек ответствен, то эта не означает, что он ответствен только за свою индивиду­альность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъекти­визм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны — что человек не может выйти за пре­делы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хо­тим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем,— всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом дли всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. Таким образом, наша ответственность гораздо больше, чем мы могли бы пред­полагать, так как распространяется на все человечест­во.

… Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я вы­ражаю словами: человек осужден быть свободным. Осу­жден, потому что не сам себя создал; и все-таки свобо­ден, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Экзистенциалист не верит во всесилие страсти. Он никогда не станет утверждать, что благород­ная страсть — это всесокрушающий поток, который не­умолимо толкает человека на совершение определенных поступков и поэтому может служить извинением».

 

 

Дополнительная литература:

1. Абанньяно, Н. Введение в экзистенциализм / Н. Абанньяно. – СПб., 1998.

2. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии / Г. Марсель – М., 1995.

3. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто / Ж. П.Сартр. – М., 2000.

4. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж. П.Сартр // Сумерки богов: сб. / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. – М., 1990.

5. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

6. Путь в философию. Антология. – М., 2001.

7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

 

 

Тема № 19

Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI веков (герменевтика, структурализм, постмодернизм)

 

Ключевые слова: герменевтика, понимание, «герменевтический круг», система, структура, структурализм, постструктурализм, модерн, постмодернизм, деконструкция, ризома, симулякр, «смерть автора», «коллаж» (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий).

 

Вопросы:

1.Проблема познания и понимания в современной философской герменевтике. «Герменевтический манифест» Х.- Г. Гадамера.

2.Методологические основания исследования языка и культуры в философии структурализма и поструктурализма.

3.Современная социокультурная ситуация и философия постмодернизма (Ж. Делёз, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).

Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо:

1. В первом вопросе – раскрыть специфику предмета философской герменевтики, связанного с анализом проблем теории познания и специфической трактовкой понимания как универсального способа освоения человеком мира (текст, истолкование, герменевтический круг).

2. Во втором вопросе – выявить методологические особенности структурно-функционального подхода к исследованию языка и культуры в структурализме К. Леви-Стросса и поструктурализме М. Фуко.

3. В третьем вопросе, основываясь на приведенных первоисточниках, Вам необходимо раскрыть основные положения и принципы философии постмодернизма, а также план «деконструкции» классической философии, используя ключевые понятия постмодернистской философии: ризома, симулякр, «смерть автора», «коллаж».

 

Первоисточники для анализа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.01 с.)