Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Штайндл, Р. От науки к философии : эволюционная эпистемология / Р. Штайндл // Познание в социальном контексте. – М., 1994. – С. 143 – 144.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Любое мировоззрение, принципиально исходящее из эволюционной теории, имеет величайшее значение для философских концепций. Наиболее очевидно его влияние сказывается в отношении главной дисциплины философского анализа - теории познания. Если мы считаем, что Вселенная, жизнь и человек суть результат эволюционных процессов, то это неизбежно ведет к мировоззренческим и методологическим изменениям в отношении к проблематике теории познания. С эволюционной точки зрения наиболее существенны два круга вопросов: 1) необходимо объяснить проблему возникновения познания и человеческих знаний, причем не только как системы информации, имеющейся в распоряжении у современного человека, но также прежде всего то, как достигнуть знания и рационально им оперировать и, наконец, как научно организовать данные результата процесса развития, который сделал человека таким, каков он есть; 2) сам процесс познания должен быть раскрыт как процесс эволюционный. И дело здесь не только в биологических и других предпосылках механизма возникновения условий человеческого познания и культуры, но и в объяснении противоречий и движущих сил самого процесса познания и того, каким образом научное познание и мышление развиваются в самой гносеологии и научной методологии и какую функцию в существовании и дальнейшем развитии человека они выполняют».
Дополнительная литература: 1.Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. – М., 1988. 2.Алексеев, П. В. Теория познания и диалектика / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 1991. 3.Горский, Д. Т. О критериях истины / Д. Т. Горский // Вопросы философии. – 1988. – № 2. 4.Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М., 1993. 5.Микешина, Л. А. Философия познания: Полемические главы / Л. А. Микешина. – М., 2002. 6.Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987. 7.Теория познания: в 4 т. – М., 1991–1995. 8.Чудинов, Э. М. Природа научной истины / Э. М. Чудинов. – М., 1977.
Тема № 28 Наука как деятельность, социальный институт и система знания Ключевые слова: наука, научное познание, научная истина, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, научный факт, проблема, гипотеза, теория, научная картина мира, метод, методология, этос науки (выполняя контрольную работу, раскройте содержание этих понятий). Вопросы: 1. Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания. 2. Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания. 3. Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки.
Методические указания. Используя содержащиеся в контрольной работе первоисточники, Вам необходимо: 1. В первом вопросе – показать, чем научное познание отличается от других его форм (обыденного, художественного, религиозного и др.) и указать отличие научной истины от других результатов познавательной деятельности (критерии научной истины); поскольку научное знание – сложная развивающаяся система, необходимо также рассмотреть формы развития научного знания (факт, теория, проблема, гипотеза). 2. Во втором вопросе – дать определение понятий «метод» и «методология», и показать, как они работают на различных уровнях научного познания: эмпирическом (наблюдение, измерение, эксперимент и др.) и теоретическом (абстрагирование, идеализация, моделирование и др.). 3. В третьем вопросе, опираясь на приведенные первоисточники, Вам необходимо исследовать круг вопросов, связанных с институциональной формой организации науки (различные учреждения научной, научно-образовательной и научно-производственой деятельности); сюда относятся проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого, современного этоса науки, гуманитарной и этической экспертизы научных проектов, экологии, глобальных проблем современности. Первоисточники для анализа:
Бэкон, Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М., 1977 – 1978. – Т. 2. – С. 464. «Наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом, ибо прирожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий, а ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом. … Ибо сама по себе ученость не научает, как применять ее: на то есть мудрость особая, высшая, которую приобрести можно только опытом».
Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон // Соч.: в 2 т. – М., 1977 – 1978. – Т. 1. – С. 115 –116. «Но наиболее серьезная из всех ошибок состоит в отклонении от конечной цели науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие – ради удовольствия, третьи – чтобы приобрести авторитет, четвертые – чтобы одержать верх в состязании и споре, большинство – ради материальной выгоды и лишь очень немногие – для того, чтобы данный от Бога дар разума направить на пользу человеческому роду».
Вебер, М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер // Избр. пр. – М., 1990. – С. 712 – 713, 728 – 729, 731. «Каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые «вопросы», оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя «наслаждение» своими художественными качествами или оставаясь средством обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении – это, повторяю, не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность. И тем самым мы приходим к проблеме смысла науки. Научный прогресс является частью, и притом важнейшей частью, того процесса интеллектуализации, который происходит с нами на протяжении тысячелетий и по отношению к которому в настоящее время обычно занимают крайне негативную позицию. Возрастающая интеллектуализация и рационализация не означает роста знаний относительно жизненных условий, в которых приходится существовать, она означает нечто иное: люди знают или верят в то, что стоит только захотеть и в любое время все это можно узнать; что, следовательно, принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил, которые здесь действуют, что, напротив, всеми вещами в принципе можно овладеть путем расчета. Это означает, что мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам, чтобы склонить на свою сторону или подчинить себе духов, как это делал дикарь, для которого существовали подобные таинственные силы. Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация. … что же собственно позитивного дает наука для практической и личной «жизни»? И тем самым мы снова стоим перед проблемой «призвания» в науке. Прежде всего наука, конечно, разрабатывает технику овладения жизнью – как внешними вещами, так и поступками людей – путем расчета. Однако это на уровне торговки овощами, скажете вы. Целиком с вами согласен. Во-вторых, – и это уже обычно не делает торговка овощами – наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними. Вы, может быть, скажете: ну, это не овощи, – но это не более как средство приобретения овощей. Хорошо, оставим сегодня этот вопрос открытым. Но на этом дело науки, к счастью, еще не кончается – мы в состоянии содействовать вам в чем-то третьем, а именно в обретении ясности. Разумеется, при условии, что она есть у нас самих. Сегодня наука есть профессия, осуществляемая как специальная дисциплина и служащая делу самосознания и познания фактических связей, а вовсе не милостивый дар провидцев и пророков, приносящий спасение и откровение, и не составная часть размышления мудрецов и философов о смысле мира. Это, несомненно, неизбежная данность в нашей исторической ситуации, из которой мы не можем выйти, пока остаемся верными самим себе».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.177 (0.011 с.) |