Философия Новейшего времени.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Новейшего времени.



Тема 1. Введение.

1.1. Понятие философии;

1.2. Предмет философии;

1.3. Происхождение философии;

1.4. Источники философии;

1.5. Функции философии;

Структура философии.

 

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философия (от лат. filio – «любовь» и sofia – «мудрость») – любовь к мудрости (Пифагор).

Софиология – учение о мудрости.

Философ / Мудрец

Мудрецы – боги.

Философы – те, кто открывает мудрость построения мира богами.

Мудрость – понимание основ природы и космоса, а также предвидение будущего развития.

Космос – все, что находится над человеком.

Впервые термин «философия» как понятие о сущности бытия употребил Платон.

Термин «философия» полисемантичен.

Семантика – учение о смыслах.

Причины полисемантичности термина «философия»

Философия – квинтисенция мира (Гегель), т.к.:

1. Выражение мировоззрения эпохи;

2. Выражение социально-общественной ориентации (потребностей) общества;

3. Объяснение основ, тенденций и характера развития бытия.

Философия – учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и его мышления; познание Бога; понимание происхождения и устройства мироздания; постижение трансцендентального (скрытого, выходящего за пределы видимого).

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Философия рассматривает мир в его многообразии и исходных, истинных смыслах.

Предмет философии – бытие:

1. Мир: природа и космос;

2. Познание, его формы и методы: чувственное, рациональное, эмпирическое (опытное) и теоретическое;

3. Человек, его природа, социальность, духовность;

4. Социум или общество, его происхождение, структура, законы и тенденции развития.

Философия – знание, которое нам открывает самих себя.

Философия изучает человека. Нет предмета интереснее для человека, чем он сам. Философия открывает человеку самого себя, мир и его место в этом мире (Сократ).

Предмет философии постоянно изменяется.

Античность – Природа

Средневековье – Бог

Эпоха Возрождения – Природа и человек

Новое время – Научное знание

Новейшее время – Человек

Факторы, влияющие на изменение предмета философии

1. Потребности времени;

2. Развитие научного знания;

3. Критика, противоречия.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Науке философии 2500 тыс. лет.

Философия зародилась в 7-6 веках до н.э.

Родина философии – Греция.

Прародина философии – Индия и Китай.

Концепции происхождения философии

1. Мифогенная концепция;

Философия – развитие мифологии на основе ее критики.

2. Гносеогенная концепция;

Философия – результат потребности общества в теоретическом объяснении опытных фактов.

3.* Социальная концепция.

Философия – продукт развития рабовладельческой демократии.

 

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФИИ

 

Источники философии

1. Мифология;

2. Религия;

3. Наука.

Мифология и философия

Мифология – объяснение мира через чувственный опыт, который в процессе коллективной веры принимается как истина.

Сходства:

1. Объяснительная функция;

2. Результат творческого мыслительного воображения человека.

Различия:

1. Обоснование мифологии – вера; философии – факты и логика;

2. Мифология индивидуальный опыт человека кладет в основу знаний, отдельных понятий; философия опыт многих людей, множество фактов сводит в одно знание, понятие.

В античной философии идеи мифов сохраняются:

1. Гилозоизм: природа и космос – живые системы;

2. Анимизм: одушевление отдельных вещей.

Религия и философия

Религия (от лат. religare – «связь», «соединение», «единение») –

1) способ соотношения человека и трансцендентального мира;

2) мировоззрение, признающее наличие абсолютного Бога, доказательством существования которого является только вера.

Сходства:

1. Направленность на абсолютную истину и смысл человеческого бытия;

2. Направленность на мир духовного бытия.

Различия:

1. Обоснование религии – вера; философии – факты и логика;

2. Религия разделяет мир на истинный (божественный) и земной (преходящий); философия рассматривает мир земной, объективный, в его целостности;

3. Человек в религии вторичен; в философии первичен;

4. Религиозное знание неизменно; философское знание изменчиво;

5. Религиозное знание имеет узкоспециализированную ориентацию (морально-этическую); философское знание имеет системный цельный образ о бытии, мире и человеке.

Наука и философия

Философия – наука о мышлении (Аристотель и Гегель).

Взаимосвязь:

Наука – опытный базис для философии.

Философия – теоретический регулятор для науки.

Сходства:

1. Предмет – объективный мир;

2. Обоснование – факты и логика;

3. Единый концептуальный аппарат (законы, понятия);

4. Объяснительная функция.

Различия (специфика философии):

1. Рефлективность или умозрительность – формирование идей, знания как обобщение множества фактов, опыта многих людей;

2. Высокая степень абстракции понятий при сохранении конкретности содержания;

3. Критичность: критика, противоречие как стимул, условие развития;

4. Историчность – отражение идей времени;

5. Персонификация в лице философа;

6. Синкретизм – органическое включение разного рода знания в философскую концепцию.

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Функции философии

1. Онтологическая функция;

Объяснение бытия: происхождения, основ, законов и тенденций развития. Что первично: материальное или идеальное?

2. Гносеологическая (познавательная) функция;

Исследование форм и методов познания. Что первично в познании: чувства или разум?

3. Методологическая функция;

Формирование методов объяснения бытия

4. Историческая функция;

Отражение особенностей и тенденций исторического времени, исследование характерных черт каждой эпохи. Какой предмет философии в каждой эпохе?

5. Социальная функция;

Объяснение социума (общества): происхождения, структуры, законов и тенденций развития

6. Мировоззренческая функция;

Система идей о мире и о месте человека в нем

Философия – результат синкретизма (единства знаний)

7. Аксиологическая функция;

Формирование основных ценностных ориентаций

Аксиология – учение о ценностях.

8. Нравственно-этическая (гуманистическая) функция.

Формирование ценности личности человека

 

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

 

Причины многообразия философских идей

1. История развития философии;

2. Потребности общества;

3. Многообразие мира;

4. Характер развития философии (на основе критического анализа).

Принципы структурирования философии

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1. Онтологический принцип;

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Онтология – учение о бытии.

Что первично: материальное или идеальное? à

1.1. Материализм;

Первично материальное (вода, воздух, атом и т.д.)

Исторические формы

1. Античный наивысший материализм древности (преимущественно диалектический материализм);

2. Метафизический (механистический) материализм Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени;

3. Диалектический материализм Новейшего времени.

Основания развития

1. Общественно-историческая практика;

2. НКМ;

3. Характер развития философии.

Представители

Аристотель (частично)

Уильям Оккам

Николай Коперник

Галилео Галилей

Леонардо да Винчи

Френсис Бэкон

Джон Локк

Рене Декарт (частично)

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

1.2. Идеализм: объективный и субъективный.

Первично идеальное (разум человека, Бог как всеобщий разум и т.д.)

Исторические формы

1. Объективный идеализм;

Первичен абсолютный разум

2. Субъективный идеализм.

Первичен человеческий разум

Основания развития

1. Ценность общественных идей;

2. Творческая сила воображения человека, способного создавать идеальный мир;

3. Прогресс философии.

Представители объективного идеализма

Платон

Фома Аквинский

Джордано Бруно

Георг Гегель

Представители субъективного идеализма

Протагор

Джордж Беркли

Иоганн Фихте

Иммануил Кант (частично)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Философские основания, в основе различия которых – количественный признак

1. Монизм;

Единственное начало

2. Дуализм;

Равенство 2х начал

3. Плюрализм;

Равенство нескольких начал

4. Эклектика.

Равенство множества разнородных начал

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2. Гносеологический принцип;

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гносеология – учение о познании.

Что первично в познании: чувства или разум? à

2.1. Сенсуализм;

В познании первичны чувства.

Характерен для материализма, т.к. опирается на достоверный опыт – практику человеческой деятельности.

Обоснование

1. Чувства свидетельствуют об объективном наличии изучаемого явления;

2. Чувства открывают человеку многообразие мира;

3. Системность (обособленность) начал.

Принцип

«Нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувствах».

Без чувств разум не проснется.

2.2. Рационализм;

В познании первичен разум.

Более представлен философии, т.к. философия предполагает обращение у разуму человека.

Обоснование

1. Чувства могут обманывать (Платон);

2. Чувства могут ничего не говорить о предмете (Платон);

3. Чувства описывают лишь внешние характеристики предмета, а его содержание остается закрытым (Платон);

4. Разум ориентирован на сущность предмета;

5. Разум ориентирован на понимание причинно-следственной связи;

6. Разум открывает тенденции развития объекта познания.

2.3. Интуитивизм.

Новейшее время

Открытие истины возможно в результате:

1. Единства чувств и разума в познании

2. Постоянно активного мыслительного процесса

Интуиция возникает на основе предыдущего познавательного опыта личности.

Интуиция – следствие напряжения мысли на основании опыта.

Представители

Фридрих Ницше

Николай Александрович Бердяев

Анри Бергсон

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Исторический принцип;

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исследование характерных черт философии каждой эпохи

 

3.1. Философия античности 7 век до н.э.-1 век н.э.;

 

a.) Ранняя натурфилософия 6-5 века до н.э.

b.) Расцвет античной философии 5-4 века до н.э.

c.) Упадок античной философии, эпоха эллинизма 3 век до н.э.-1 век н.э.

Характеристика

1. Мифологические идеи;

2. Постановка всех основных философских проблем;

3. Космоцентризм (реальность предопределена законами космоса);

4. Монизм;

5. Стихийность;

6. Натуралистичность;

7. Диалектичность;

8. Объективный рационализм.

 

3.2. Философия Средневековья 2-14 века;

 

Характеристика

1. Предмет – религиозный текст;

2. Особая практика толкования религиозного текста;

3. Теоцентризм (реальность предопределена законами Бога).

Значение

1. Заложила основы интеллектуальной культуры: правила логического рассуждения, ценность понятий.

2. Сформировала культуру и практику работы с текстом, основы герменевтики (искусство толкования)

3. Обосновала статус человека как богоносителя, что заложило основы гуманизма.

 

3.3. Философия эпохи Возрождения 14-16 века;

 

Характеристика

1. Предмет – природа и человек;

2. Научность;

3. Антропоцентризм (исходное начало – человек) и натуроцентризм (исходное начало – природа);

4. Формирование гуманистического мировоззрения;

5. Натурфилософия пантеизма (Бог = Природа).

 

3.4. Философия Нового времени 17-18 века;

 

Характеристика

1. Ориентация на проблемы познания;

2. Ориентация на активность человека;

3. Ориентация на понимание мирового исторического процесса;

4. Ориентация на понимание социума;

5. Строгая логичность идей;

6. Научность.

 

3.5. Философия Новейшего времени 19 век-наст.вр.

 

Характеристика

1. Ориентация на проблемы человека;

2. Антропоцентризм (исходное начало – человек);

3. Плюрализм.

Причины плюрализма

1. Развитие философской проблематики;

2. Многообразие мира;

3. Незавершенность и открытость человека;

4. Достижения науки;

5. Социальные перевороты, меняющие основы общественного устройства, мировые и локальные войны, экономические кризисы;

6. Экологическая угроза;

7. Кризис культуры;

8. Противостояние марксизму;

9. Смещение ориентиров на проблему человека.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Предметный принцип.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.1. Натурфилософия (философия природы);

4.2. Философская антропология (философия человека);

4.3. Социальная философия (философия общества);

4.4. Философия истории.

Предметные области познания в философии (согласно предметному принципу):

1. Философия права;

2. Нравственная философия;

3. Философия религии;

4. Философия культуры;

5. Философия науки;

6. Философия техники;

7. Философия языка (логический позитивизм).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Методология

 

1. Метафизика;

Метафизика (от греч. meta ta physika – «то, что после физики») – механический или количественный способ объяснения действительности. Физика – природа. Термин ввел Андроник Родосский – древнегреческий философии, занимавшийся философией истории – назвав так группу своих трактатов. Метафизика видит мир в единичном формате.

2. Диалектика.

Диалектика (от греч. dialegomai – «веду беседу, рассуждаю») – метод познания через противопоставление начал или через противоположность. Изобретатель диалектики – Зенон Элейский (ученик Парменида) – древнегреческий философ, пытавшийся доказать невозможность движения, пространства и множества – подвергнув анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Диалектика видит мир как единство добра и зла, хорошего и плохого, Бога и Дьявола, как двойственность.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Логика

Тема 2. История философии.

2.1. Философия античности;

2.2. Философия Средневековья;

2.3. Философия эпохи Возрождения;

2.4. Философия Нового времени;

История создания учения

Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психолог, создатель аналитической психологии, ученик и продолжатель философских традиций психоанализа Зигмунда Фрейда, но позднее они разошлись в своих взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума.

Понятие бессознательного

Бессознательное - «архаическое наследство» человечества – коллективная копилка представлений, типических реакций и механизмов психики.

Уровни бессознательного

1. Индивидуальное бессознательное;

2. Семейное бессознательное;

3. Групповое бессознательное;

4. Национальное бессознательное;

5. Расовое бессознательное;

6. Коллективное бессознательное (включает в себя архетипы).

Источник бессознательного

Природа

Пример воплощения коллективного бессознательного

Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших Отца и Матери.

Понятие архетипа

Архетип - (от греч. агсhе - начало и tyроs - форма, образец) – прообраз, идея. Архетип - универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и обнаруживаемые в образах и мотивах сновидений; способ, с которым бессознательное действует на сознание; первичный архаический психический осадок повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Архетип - более глубокие слои «коллективного бессознательного», где хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную (изначальную) готовность к восприятию и осмыслению мира.

Коллективность архетипа

Он одинаково присущ целым народам или эпохам.

Оживление архетипа

Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит бессознательное оживление и воплощение соответствующего архетипа.

Характер оживления архетипа

Спонтанный, принудительный, демонический.

Пополнение архетипов

Архетипы постоянно наполняются содержанием в зависимости от реальности.

Значение архетипа

Архетип – способ, который все снова открывает возможность закономерного течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее. На архетипической основе покоятся все великие идеи – великие религии и философемы, вечные произведения искусства, великие изобретения научные открытия. Если бы все традиции в мире оказались разом прерванными, то со следующим поколением вся мифология и история религий началась бы сначала.

Мифы, сказки, образы

Архетипическая матрица, априори (изначально) формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, образов мировой литературы и искусства.

Понятие образа

Образ имеет психологический характер фантастических представлений, не имеет реального характера, никогда не становится на место действительности и лишен всякой проекции в пространство. Изначальный образ - ступень, предшествующая идее, почва ее зарождения. Разум развивает присущее изначальному образу понятие (идею), которая отличается от других понятий тем, что оно не дается в опыте, но открывается как нечто, лежащее даже в основе всякого опыта.

Характеристика образа

Преимущество изначального образа - одаренность жизнью. Изначальный образ - способ, которым энергетический процесс протекал от века, все возобновляясь и воспроизводя свой способ. Изначальный образ – способ, который все снова открывает возможность закономерного течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее.

Пример образа

Персона - искусственный образ, маска часть нашей личности, которая выставляется на обозрение другим людям, пряча истинную личность.

Понятие либидо

Либидо - все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Либидо – психическая энергия как таковая.

Изменчивость либидо

Либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств.

Экстраверты и интроверты

Карл Юнг делил людей на два типа: западный (экстраверты) и восточный (интроверты). Западный человек устремлен во вне (я - в центре, а мир - вокруг меня), а восточный человек - мир внутри человека.

Теория менталитета

Менталитет (с лат. — ум, мышление) - совокупность установок, предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом; совокупность традиций и норм культуры.

Теория гениев и безумцев

Если у человека оказывается достаточно творческих сил, чтобы воплотить захватившую его силу в религиозное учение, в произведение искусства или в философский трактат, то он входит в число гениев человечества, и его творения оказывают на людей такое же захватывающее воздействие, если же нет – его охватывает безумие, архетип поглощает его.

Значение учения

Учение укрепило основные положения психоаналитической философии, позволили создать новое, продуктивное направление не только в философии культуры и развить аналитическую психологию. Бессознательное стало равноправным объектом научного исследования; сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как сознательное и бессознательное, как личностное и коллективное. Учение значительно глубже анализирует бессознательное. Учение имело большое значение для аргументации в теологических построениях, для обоснования абстрактного искусства, архаизации искусства, доказательства демонического. Бессознательного характера художественного творчества.

Работы

«Метаморфозы и символы либидо» 1912 («Символы превращения» 1952), «Психологические типы» 1921, «Отношения между Я и бессознательным» 1928, «О психологии бессознательного» 1943, «Ответ Иову» 1952, «Психология и алхимия» 1952.

Эрих Фромм

Учение о социальном бессознательном

Эрих Фромм

Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, социолог и психолог; после окончания университета и защиты докторской диссертации по философии работал в Берлинском институте психоанализа, а затем в Институте социальных исследований Франкфурта на-Майне. С приходом Гитлера к власти уехал из Европы в Америку, где прожил, работая в вузах США и Мексики до 1974 года.

Школа

Школа Эриха Фромма – фрейдомарксизм, франкфуртская школа, неомарксизм, неофрейдизм.

Формирование психики

При формировании психики действуют троичные фильтры через язык, логику и социальные табу.

Возникновение агрессии

На подсознательном уровне из-за ущербности социальной системы. Факторы: врожденные инстинкты и социальные факторы. Специфика социальной жизни порождает в человеке оборонительную агрессию.

Уничтожение агрессии

Агрессия может исчезнуть только с изменением социальных условий, устранением возможности господства одной группы над другой.

Смысл жизни

Смысл жизни в том, чтобы каждый день заново рождаться, а не становится жертвой столь распространенного заблуждения нашего века, когда человек умирает, так и не успев начать жить.

Цензура

Механизмы цензуры:

1. Язык

2. Логика

3. Социальные табу.

Язык

Языковые структуры глубоко укоренены в бессознательном и отражают многотысячелетнюю практику. Языковая социализация происходит в семье, школе, через СМИ, поэтому возможно насытить повседневный язык словами, из которых строится сегодняшняя официальная модель общества и убрать из употребления слова, которые в нее не укладываются. Язык позволяет контролировать мышление.

Логика

Правила логики универсальны, но их нетрудно обойти с помощью софизмов - внешне убедительных, но, по существу, ложных умозаключений. Софизмами насыщена любая идеология. Двоемыслие приводит к интеллектуальной импотенции, делает людей нечувствительными к абсурду, самому наглому обману; отучает думать, ибо оказывается, что с помощью разума и логики вообще ничего нельзя доказать, так как истинность суждения зависит не от логики, а от того, кто, где и при каких обстоятельствах его высказал.

Социальные табу

Социальные табу - запреты, накладываемые на некоторые идеи, чувства, высказывания.

История создания учения

Разрабатывая учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей, стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы свободного и творческого развития личности.

Акцент

На конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.

Гуманистический психоанализ

Учение – гуманистический психоанализ как социальное приемлемое средство освобождения людей от иллюзий их бытия.

Ценность человека

Ценность человека – способность к любви, ибо любовь – критерий бытия и ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от кибернетической религии к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью.

Работы

«Иметь или быть», «Бегство от свободы».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Экзистенциализм

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Материализм.

«Сумерки богов»

Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора.

Экзистенциализм - от лат. existenzia, existenz – «существование».

Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России.

После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции.

Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Причины:

1. Социальное противоречие: гуманизм и война;

2. Одиночество человека;

3. Завышенные требования к человеку;

Экзистенциализм:

1. Атеистический экзистенциализм;

Философия внутреннего состояния человека.

Признание первичности личности в обществе истории.

Проблему выбора возлагает на человека.

Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации.

Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал).

Экзистенциалы (состояния):

1. Страх;

2. Радость;

3. Свобода;

4. Ответственность;

5. Тревога;

6. Выбор.

Сартер

«Экзистенциализм – гуманизм»

Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л.

Экзистенциальная дихотомия свободы: Свода – бремя, т.к.:

1. Любой человек на нее обречен;

2. Неизвестность;

3. Влечет ответственность.

Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора.

Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.

2. Религиозный экзистенциализм.

Проблему выбора возлагает на Бога, государство.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Феноменология

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предмет – направленность (интенциональность) сознания.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Герменевтика

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предмет – толкование текста.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Философская антропология

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Предмет – органическая целостность человека и его специфика.

 

Тема 3. Обобщающие темы.

3.1. Основные особенности русской философии;

3.2. Учение о бытии;

3.3. Учение о материи, движении, пространстве и времени;

3.4. Учение о сознании;

3.5. Проблема человека в философии;

3.6. Человек как предмет философии;

3.7. Основные концепции социальной реальности;

3.8. Наука и ее функции;

3.9. Культура и ее функции;

3.10. Проблема истины в философии;

Тема 1. Введение.

1.1. Понятие философии;

1.2. Предмет философии;

1.3. Происхождение философии;

1.4. Источники философии;

1.5. Функции философии;

Структура философии.

 

ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Философия (от лат. filio – «любовь» и sofia – «мудрость») – любовь к мудрости (Пифагор).

Софиология – учение о мудрости.

Философ / Мудрец

Мудрецы – боги.

Философы – те, кто открывает мудрость построения мира богами.

Мудрость – понимание основ природы и космоса, а также предвидение будущего развития.

Космос – все, что находится над человеком.

Впервые термин «философия» как понятие о сущности бытия употребил Платон.

Термин «философия» полисемантичен.

Семантика – учение о смыслах.

Причины полисемантичности термина «философия»

Философия – квинтисенция мира (Гегель), т.к.:

1. Выражение мировоззрения эпохи;

2. Выражение социально-общественной ориентации (потребностей) общества;

3. Объяснение основ, тенденций и характера развития бытия.

Философия – учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и его мышления; познание Бога; понимание происхождения и устройства мироздания; постижение трансцендентального (скрытого, выходящего за пределы видимого).

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Философия рассматривает мир в его многообразии и исходных, истинных смыслах.

Предмет философии – бытие:

1. Мир: природа и космос;

2. Познание, его формы и методы: чувственное, рациональное, эмпирическое (опытное) и теоретическое;

3. Человек, его природа, социальность, духовность;

4. Социум или общество, его происхождение, структура, законы и тенденции развития.

Философия – знание, которое нам открывает самих себя.

Философия изучает человека. Нет предмета интереснее для человека, чем он сам. Философия открывает человеку самого себя, мир и его место в этом мире (Сократ).

Предмет философии постоянно изменяется.

Античность – Природа

Средневековье – Бог

Эпоха Возрождения – Природа и человек

Новое время – Научное знание

Новейшее время – Человек

Факторы, влияющие на изменение предмета философии

1. Потребности времени;

2. Развитие научного знания;

3. Критика, противоречия.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ

 

Науке философии 2500 тыс. лет.

Философия зародилась в 7-6 веках до н.э.

Родина философии – Греция.

Прародина философии – Индия и Китай.

Концепции происхождения философии

1. Мифогенная концепция;

Философия – развитие мифологии на основе ее критики.

2. Гносеогенная концепция;

Философия – результат потребности общества в теоретическом объяснении опытных фактов.

3.* Социальная концепция.

Философия – продукт развития рабовладельческой демократии.

 

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФИИ

 

Источники философии

1. Мифология;

2. Религия;

3. Наука.

Мифология и философия

Мифология – объяснение мира через чувственный опыт, который в процессе коллективной веры принимается как истина.

Сходства:

1. Объяснительная функция;

2. Результат творческого мыслительного воображения человека.

Различия:

1. Обоснование мифологии – вера; философии – факты и логика;

2. Мифология индивидуальный опыт человека кладет в основу знаний, отдельных понятий; философия опыт многих людей, множество фактов сводит в одно знание, понятие.

В античной философии идеи мифов сохраняются:

1. Гилозоизм: природа и космос – живые системы;

2. Анимизм: одушевление отдельных вещей.

Религия и философия

Религия (от лат. religare – «связь», «соединение», «единение») –

1) способ соотношения человека и трансцендентального мира;

2) мировоззрение, признающее наличие абсолютного Бога, доказательством существования которого является только вера.

Сходства:

1. Направленность на абсолютную истину и смысл человеческого бытия;

2. Направленность на мир духовного бытия.

Различия:

1. Обоснование религии – вера; философии – факты и логика;

2. Религия разделяет мир на истинный (божественный) и земной (преходящий); философия рассматривает мир земной, объективный, в его целостности;

3. Человек в религии вторичен; в философии первичен;

4. Религиозное знание неизменно; философское знание изменчиво;

5. Религиозное знание имеет узкоспециализированную ориентацию (морально-этическую); философское знание имеет системный цельный образ о бытии, мире и человеке.

Наука и философия

Философия – наука о мышлении (Аристотель и Гегель).

Взаимосвязь:

Наука – опытный базис для философии.

Философия – теоретический регулятор для науки.

Сходства:

1. Предмет – объективный мир;

2. Обоснование – факты и логика;

3. Единый концептуальный аппарат (законы, понятия);

4. Объяснительная функция.

Различия (специфика философии):

1. Рефлективность или умозрительность – формирование идей, знания как обобщение множества фактов, опыта многих людей;

2. Высокая степень абстракции понятий при сохранении конкретности содержания;

3. Критичность: критика, противоречие как стимул, условие развития;

4. Историчность – отражение идей времени;

5. Персонификация в лице философа;

6. Синкретизм – органическое включение разного рода знания в философскую концепцию.

 

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

 

Функции философии

1. Онтологическая функция;

Объяснение бытия: происхождения, основ, законов и тенденций развития. Что первично: материальное или идеальное?

2. Гносеологическая (познавательная) функция;

Исследование форм и методов познания. Что первично в познании: чувства или разум?

3. Методологическая функция;

Формирование методов объяснения бытия

4. Историческая функция;

Отражение особенностей и тенденций исторического времени, исследование характерных черт каждой эпохи. Какой предмет философии в каждой эпохе?

5. Социальная функция;

Объяснение социума (общества): происхождения, структуры, законов и тенденций развития

6. Мировоззренческая функция;

Система идей о мире и о месте человека в нем

Философия – результат синкретизма (единства знаний)

7. Аксиологическая функция;

Формирование основных ценностных ориентаций

Аксиология – учение о ценностях.

8. Нравственно-этическая (гуманистическая) функция.

Формирование ценности личности человека

 

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

 

Причины многообразия философских идей

1. История развития философии;

2. Потребности общества;

3. Многообразие мира;

4. Характер развития философии (на основе критического анализа).

Принципы структурирования философии

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1. Онтологический принцип;

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Онтология – учение о бытии.

Что первично: материальное или идеальное? à

1.1. Материализм;

Первично материальное (вода, воздух, атом и т.д.)

Исторические формы

1. Античный наивысший материализм древности (преимущественно диалектический материализм);

2. Метафизический (механистический) материализм Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени;

3. Диалектический материализм Новейшего времени.

Основания развития

1. Общественно-историческая практика;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.074 с.)