Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика контрольных работ по философии

Поиск

1. Философия, ее предмет и роль в обществе. Проблема научности философии

2. Понятие «мировоззрение» и его исторические типы: мифология, религия, философия

3. Специфика философского знания

4. Понятие «материя» и основные формы ее существоания. Современная наука о строении материи

5. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия

6. Происхождение и сущность сознания. Проблемы идеального

7. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Антиподы диалектики

8. Основные законы и категории диалектики

9. Познание как предмет философского исследования. Гностицизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Проблема истины. Роль практики в процессе познания

10. Основные формы и методы научного познания

11. Общество как многоуровневая система. Социальная, политическая, духовная сферы общества

12. Общественное сознание и его формы

13. Понятие «цивилизация». Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества

14. Философия о сущности истории. Истоки и движущие силы истории

15. Понятие «культура». Многообразие культур

16. Природа и обще5ство как объекты философского исследования. Роль географического фактора в жизни общества

17. Природа человека и смысл его существования

18. Личность как философская проблема. Исторические типы личности

19. Проблема свободы воли. Свобода и ответственность личности

20. Наука и техника как социальные явления. Исторические вехи развития науки и техники

21. Человек в информационно-техническом мире

22. Социальное прогнозирование: виды и методы

23. Глобальные проблемы современности, их происхождение, сущность, пути решения

24. Современная цивилизация: ее особенности и противоречия

25. Понятие и природа ценностей. Социальные ценности и социализация личности

26. Древнеиндийская философия: основные понятия и школы

27. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм

28. Досократовский период в античной философии

29. Проблема человека и общества в античной философии

30. Попытка синтеза древнегреческой философии в учении Аристотеля

31. Философия эпохи эллинизма

32. Философия Средневековья

33. Связь философии Нового времени с развитием естествознания и техники. Проблема метода познания

34. Натурфилософия и гуманизм эпохи Возрождения

35. Механико-материалистическая картина мира в философии Нового времени. Учение о субстанции

36. Природа, общество, человек в философии Просвещения.

37. Рационализм и его особенности в философии 18 века

38. Основные идеи философии И.Канта и их влияние на последующую философию

39. Завершение европейского рационализма в философии Гегеля. Основные идеи философии Гегеля

40. Антропологический материализм Л. Фейербаха

41. Философия марксизма: теоретические источники, основные идеи, диалектический и исторический материализм

42. Разложение европейского рационализма: поиск новых начал жизни и познания (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, З.Фрейд)

43. Абсолютная уникальность человеческой жизни в экзистенциальной философии

44. Религиозная философия ХХ века. Неотомизм: основные идеи и принципы

45. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм

46. Славянофильство и западничество – пробуждение национального самосознания в России

47. Русская религиозная философия Вл. Соловьева

48. Филсофские воззрения русских революционеров-демократов (Н. Чернышевский, А. Герцен)

49. Религиозный персонализм Н. Бердяева

50. Философия творчества Н. Бердяева


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИИ»

1. Философия, ее предмет и роль в обществе

2. Философия Древнего Востока: философские школы Древней Индии и Древнего Китая

3. Античная философия: основные школы и идеи

4. Религиозный характер философии Средневековья. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях

5. Натурфилософия, антропоцентризм и гуманизм философской мысли эпохи Возрождения

6. Проблема метода познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм Ф. Бэкона и Р. Декарта

7. Проблема человека в философии Просвещения

8. Главные проблемы и задачи классической немецкой философии

9. Формирование и развитие марксистской философии

10. Основные идеи русской философии конца 19-начала 20 вв.

11. Позитивизм в 19 веке

12. Иррационализм и философия жизни. Интуитивизм Бергсона

13. Основные направления и школы философии 20 века

14. Психоанализ и философия неофрейдизма

15. Феноменология. Э. Гуссерль: программа философии как «строгой науки»

16. Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм

17. Идеи философской антропологии

18. Философская герменевтика

19. Структурализм и постструктурализм

20. Аналитическая философия

21. Бытие и материя как категории философского понимания мира

22. Пространство, время и движение

23. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека

24. Диалектика. Концепция развития

25. Познание как предмет философского исследования

26. Специфика философской проблематики науки и техники

27. Природа и общество как объекты философского осмысления

28. Общество как целостная саморазвивающаяся система

29. Проблема человека в философии

30. Культура и цивилизация


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИИ»

1. Философия, ее предмет и роль в обществе

2. Философия Древнего Китая

3. Философия Древней Индии

4. Досократовская античная философия

5. Сократ и Платон – радикальный поворот в античной философии

6. Философия Аристотеля как вершина античной мудрости

7. Ранняя средневековая философия. Тертуллиан и Августин

8. Средневековая схоластика. Полемика реализма и номинализма. Философия Фомы Аквинского. Номинализм Р. Бэкона и У. Оккама

9. Философия эпохи Возрождения

10. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Формирование классического научного мышления

11. Классическая немецкая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)

12. Формирование и развитие марксистской философии. Основные положения диалектического материализма и марксистской социологии

13. Философская жизнь в России конца 19-начала 20 веков. Отражение в философских школах противоречий и тенденций развития Российского общества

14. Социологический позитивизм О. Конта – Спенсера- Дюркгейма- Сорокина

15. Аналитическая философия. Неопозитивизм и позитивизм в 20 веке. Проблема развития научного знания (Витгенштейн, Поппер, Кун)

16. Иррационалистическая философия 19-20 веков (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Ж.-П.Сартр, А. Камю)

17. Религиозная философия в 20 веке. Неотомизм. Философская позиция Т. де Шардена

18. Герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера

19. Философская категория бытия. Трактовка бытия в истории философии

20. Философская категория материи. Эволюция представлений о материи в истории философии. Пространство, время, движение – основные свойства материи

21. Современное естествознание о строении и свойствах материи

22. Проблема сознания в философии. Природные предпосылки и социальные факторы возникновения сознания

23. Идеальность сознания. Язык и мышление. Проблема искусственного языка и искусственного интеллекта

24. Диалектика как философское учение о всеобщей связи и развитии, ее исторические формы, законы и категории.

25. Категории причины и следствия, необходимости и случайности. Трактовка категорий детерминизма в современной методологии науки

26. Познание как предмет философского исследования. Философские концепции познания

27. Структура познавательной деятельности. Единство чувственного и рационального в познании

28. Философская категория практики. Проблема истины. Критерий истины в науке

29. Наука как предмет философского осмысления. Гносеологические и структурные особенности научного знания

30. Техника как предмет философского исследования. Современные тенденции и противоречия развития технической цивилизации

31. Общество как система материальных и духовных элементов и процессов

32. Система общества в структурно-функциональном анализе (Парсонс, Мертон) и диалектическом материализме (категория общественно-экономической формации)

33. Природа как важнейший объект философского осмысления. Учения о природе в истории философии

34. Соотношение естественной и искусственной природы. Техническая среда

35. Ноосфера и глобальные проблемы современности, основные пути их решения

36. Проблема человека в истории философии

37. Биологическое и социальное в человеке. Современная наука о сущности антропогенеза

38. Общественное сознание: сущность, диалектика возникновения, функции

39. Структура общественного сознания современного общества

40. Проблема смысла жизни в истории философии и ее значение для человека и общества

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М, 1998.

3. Вундт В. Введение в философию – М., 2001.

4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философская мысль IX – XIX веков. - М., 1989.

5. Гриненко Г.В. История философии. – М., 2004.

6. Зотов А.Ф. Современная западная философия - М., 2005.

7. Ильин В.В. Философия Нового времени. - СПб., 1993

8. Канке В.А. Философия. – М., 2002.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

10. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х частях. -М., 1991.

11 .Соколов В.В. Европейская философия XV - XVII веков. - М., 1999.

12 .Соколов В.В. Средневековая философия. - М.,1979.

13 .Спиркин А.Г. Философия. – М., 2000.

14. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия. – М., 2003.

15. Тихонравов Ю.В. Философия. – М., 2000.

16. Философия. // Под ред. Митрошенкова О.А. – М., 2004.

17. Философия для студентов. // Под ред. Харина Ю.А. – Минск, 2000.

18. Философия/ Под ред. В.П. Горюнова. – М., 2005.

19. Философия / Под ред Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М., 2005.

20. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -

М.2005.


Дополнительная литература

 

1. Абрамов В.А. История философии Китая. - Чита, 1996.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. - М., 1994.

3. Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993.

4. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989.

5.Гайденко П.П. История новоевропейской философии. – М., 2000

 

6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.

7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - СПб., 1991.

8. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. - М., 1996.

9. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

10 Каган М.С. Философская теория ценностей. - М., 1997.

11. Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Мееровский Б.К. Западноевропейская философия ХVІІІ века. - М., 1986.

12. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

13. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1991.

14. Митчем К. Что такое философия техники? - М., 1995.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

16.Петров Г.В. Философия смысла жизни. – Псков: ПГПИ, 2003

17. Поликарпов В.С. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону, 1998

18 .Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. -М., 2000

19. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

20. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996.

21. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1987.

22. Хёсле В. Гении философии Нового времени. - М., 1992.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

 

Монастырская Ирина

Александровна,

 

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ

Учебно-методическое пособие

для студентов очного (заочного) отделения

 

 

Редактор

 

 

Компьютерная верстка

 

________________________________________________________________

Формат. Гарнитура Times New Roman. Усл. п.л.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

Адрес издательства:

Россия, г. Мурманск

Издательско-полиграфический центр МГПУ


[1] Деизм – учение, допускающее существование бога лишь как первопричины мира и отрицающее его последующее вмешательство в жизнь природы и общества.

[2] Благодаря немецким классикам К.Маркс и Ф. Энгельс смогли создать принципиально новое философское учение, которое определяется как диалектический и исторический материализм. Отвергнув вслед за Фейербахом абсолютный идеализм Гегеля основоположники марксизма преобразовали его диалектический метод из идеалистического в материалистический. Принцип материалистического понимания природы был распространен Марксом на общество: первично – общественное бытие – материальные условия жизни людей, среди которых важнейшими является производство материальных благ, вторично - общественное сознание (политика, право, мораль, философия, искусство, религия), которое в конечном итоге определяется общественным бытием. Движущей силой истории К. Маркс считал классовую борьбу.

 

 

[3] Зеньковский В.В. История русской философии. – Л.:Эго,1991 – Т.1.- Ч.1.- С.23.

[4] Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – СПб.,2000. – С.328.

[5] Там же. – С.329.

[6] Некоторые специалисты выдвигают идею, согласно которой существует наряду с пятью общеизвестными формами движения геологическая и кибернетическая формы движения. Геологическая форма движения материи связана с тем, что развитие Земли и земной коры представляет собой единый процесс, подчиненный общим фундаментальным закономерностям. Кибернетическая форма движения материи связана с тем, что информационные процессы образуют особый класс процессов. Но существование этих форм движения является весьма проблематичным и вокруг них ведется научная полемика.

[7] Эта противоречивая природа движения является причиной того, что многие философы считали, что познать движение невозможно.

[8] Например, срок жизни: в 1967 году в Канаде одиннадцатилетний мальчик Рики Галант умер от старости, обусловленной заболеванием протогерией.

[9] Фромм Э Психоанализ и религия / Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 160.

[10] В реальности нет экономических, политических, нравственных или психологических проблем, есть проблемы комплексные. Непонимание комплексного характера социальных проблем может приводить к ошибкам и просчетам. По мнению Л.И. Абалкина, причины неудач реформ 1986 г. связаны с тем, что они задумывались и проводились исключительно как реформы экономические, составленные без учета всего комплекса проблем социальных: демократизации, гласности, социально-бытовых условий и т.д.

[11] Неустранимость познающего субъекта от познаваемого социального события оказывает влияние на соотношение абсолютной и относительной истины в общественных науках.

 

 

[12] Англо-русский военный словарь. – М.: Воениздат, 1987, с.253

[13] Англо-русский военный словарь. – М., 1987, с.254

[14] Англо-русский военный словарь. – М., 1987, с. 256

[15] Однако при этом преступно считать нормальным явлением вымирание населения России по 0, 8 млн. человек в год, причины чего лежат в просчетах социально-экономической политики государства.

[16] Например, за последние 20 лет потребление нефти возросло в 4 раза, природного газа – в 5 раз, бокситов – в 9 раз, каменного угля – в 2 раза.

[17] Однако в развитых странах ситуация иная. Там продолжительность жизни постоянно увеличивается.

[18] Например, Циолковский после перенесенной им в детстве болезни был глухим лунатиком в возрасте от 6 до 14 лет и оставался фантазером все последующие годы.

[19] Выполнение контрольной работы и получение положительного отзыва на нее является необходимым условием для сдачи экзамена и зачета по курсу «Философии»

[20] См.: Образец оформления плана контрольной работы

[21] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Соч в 2-х т. М., 1971. Т.1, с.191

[22] Фрейд З. Я и Оно. Избранное. М., 1989, с.370

[23] Там же.

[24] См.: Образец оформление титульного листа на с.

[25] См. Образец примерного плана контрольной работы на с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.01 с.)