Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема. Типы и формы отражения

Поиск
Характер отражения Типы (уровни) отражения Формы отражения Примеры
Пассивный Отражение в неживой природе Механичес­кое Физическое Химическое Следы животных на песке Механическая деформация Отражение предметов в воде, Эхо Изменение цвета лакмусовой бумаге в щелочном и кислом растворах
Биологическое Адаптация, ведущая к приспособлению живых организмов к среде Отражение в живой природе Раздражимость Рефлексы (условные и безусловные) Элементарная психика животных Сужение зрачка при ярком свете   Пищевые, оборонительные, строительные и др. инстинкты и рефлексы, обеспечивающие сохранение и развитие вида   Обман лисой и др. животными охотника
Активный Социальное (осознанное) отражение Чувственное познание     Логическое познание Зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, тактильные ощущения; восприятия; представления   Понятия, суждения, умозаключения

 

базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей механизм, посредством которого живой организм отвечает на воздействия внешнего мира.

У позвоночных животных возникают элементарные формы психики. Психика – это все осознанные и неосознанные познавательные процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление). Вместе с тем, психика - это психические состояния (эмоции, настроение, бодрость, усталость и т.д.) и психические свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т.д.).

У позвоночных животных психическая деятельность проявляется в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия.

Обычно у животных различают два типа поведения: 1) инстинктивное поведение, базирующееся на безусловных рефлексах; 2) индивидуально приобретенные поведенческие навыки, основывающиеся на условных рефлексах.

Инстинкт – видовое приспособительное поведение, в основе которого лежат врожденные безусловные рефлексы, посредством которых осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие инстинкты: пищевой; самосохранения; размножения; родительский; ориентировочный; общения (стадный, стайный).

По мере того, как животное вступает в контакт в различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условные рефлекторные связи.

Образование условных рефлексов у позвоночных животных ведет к усилению приспособительного значения отражения, то есть к дальнейшему увеличению степени активности отражения. У высших позвоночных животных можно обнаружить элементарное мышление, хотя следует отметить, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека.

В процессе эволюции психическая форма отражения постепенно развилась в качественно новую форму отражения – сознание. Предпосылкой превращения интеллекта и психики животных в сознание является трудовая деятельность.

Таким образом, труд является решающим фактором становления и развития человека и его сознания. Человек сознательно изготавливает и применяет орудия производства и в этом качественное отличие его трудовой деятельности от предметной деятельности животных.

Орудийная деятельность способствовала объединению людей в общество. Совместная трудовая деятельность привела к возникновению языка как средства общения, сформировалась вторая сигнальная система, отличающая человека от животного. Вторая сигнальная система – специфическая, физиологическая основа человеческого сознания, представляющая собой единство рефлекса и слова. Например, слово «пожар» - не просто сигнал, а сигнал сигнала.

11.2. Сознание отражает внешний мир, создавая идеальные субъективные образы. Идеальные образы не обладают ни свойствами отражаемой действительности, ни свойствами физиологических процессов, на основе которых эти образы сформировались. Но, отличаясь от материального, идеальное органически связано с ним. Идеальное возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств человека и существует только в материальном – в мозгу чувствующего субъекта.

Понятие «идеальное» используется в философии для обозначения того способа существования, который характерен для содержания образа, то есть представленности в образе объективной реальности. Идеальное существование образа представляет собой определенную субъективную реальность, реальность отражения действительности человеком. Эта реальность отражения проявляется в возможности будущего действия, в существовании проекта действия на основе образа.

Субъективность образов означает их принадлежность конкретному субъекту (человеку или социальной группе). Поскольку создаваемый в процессе отражения идеальный образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного пути, его социального опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций.

Субъективность идеального образа означает также приблизительное соответствие отражения отражаемому: отражение воспроизводит свойства и черты объективного мира в зависимости от отражательных способностей конкретного субъекта. К примеру, различными были способности Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Субъект по своей природе активен. Активность сознания связана с деятельностью человека. Активность сознания направлена, прежде всего, на познание внешнего мира, что проявляется в избирательности и целенаправленности познавательной деятельности.

Исходным моментом отражательной способности человеческого сознания является целеполагающая деятельность. Человек не только преобразует в процессе трудовой деятельности природные материалы, но и одновременно реализует свою цель. Таким образом, прежде чем действовать, субъект ставит определенную цель, определяет пути и средства ее достижения, принимает решение совершить соответствующие действия и т.д. Совершая те или иные целенаправленные действия, субъект превращает идеальные образы в реальность, превращает, таким образом, субъективное содержание своего сознания в объективное.

Именно в целеполагающей деятельности человека, направленной на преобразование внешнего мира в интересах его самого и общества в целом заключается активность сознания, являющегося высшей формой отражения, возникшей в результате длительной эволюции материи.

Сознание, будучи отражением внешнего мира, обладает творческим характером и, воздействуя на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества.

11.3. С точки зрения своего источника нет различий между индивидуальным и общественным сознанием. Они различаются по своему носителю. Индивидуальное сознание – это сознание отдельной личности. Общественное сознание включает в себя знания, взгляды, общие для многих людей. Носителями (субъектами) общественного сознания являются отдельные индивидуумы и социальные группы.

Индивидуальное и общественное сознание различаются и по своему содержанию. Каждый в отдельности индивид ограничен конкретными условиями своей жизни и деятельности, и потому не в состоянии охватить своим сознанием все общественное бытие. Общественное сознание, будучи продуктом духовного творчества социальных групп, является по сравнению с индивидуальным более разнообразным, богатым по содержанию образованием, отражает действительность глубже всестороннее. Индивидуальное сознание формируется каждой личностью заново, в то время как общественное сознание передается от одного поколения к другому. По этой причине индивидуальное сознание неизбежно уже по своему объему, беднее по содержанию, чем общественное сознание.

Во взаимодействии индивидуального и общественного сознания ведущей стороной является общественное сознание. Оно проникает в индивидуальное сознание через средства массовой информации, в процессе образования и воспитания. Оно внедряется в индивидуальное сознание через сознание социальных групп и коллективов, участником которых является тот или иной индивид.

Процесс проникновения содержания общественного сознания в индивидуальное есть, с одной стороны, сознательно направляемый процесс, поскольку он осуществляется через процессы образования и воспитания. С другой стороны, этот процесс проникновения является стихийным, неконтролируемым процессом, поскольку влияние общественного сознания во многом неконтролируемо.

Общественное сознание является чрезвычайно сложным образованием, характеризующимся многообразием элементов и сложностью структуры. Анализируя структуру общественного сознания в нем можно выделить два уровня: обыденное сознание и теоретическое сознание.

Обыденное сознание порождается условиями жизни общества. В нем выражаются повседневные нужды и потребности. Обыденное сознание ограничено рамками повседневной жизни. В отличие от обыденного сознания, теоретическое сознание выходит за рамки жизненного опыта людей. Оно стремится выразить сущность общественных явлений.

Качественное различие между обыденным и теоретическим сознанием состоит в том, что обыденное сознание останавливается на поверхности явлений, а теоретическое – стремится раскрыть закономерности существования общественной жизни. Поэтому обыденное и теоретическое сознание образуют как бы два уровня или слоя общественного сознания.

Обыденное и теоретическое сознание постоянно взаимодействуют друг с другом. Возникновение обыденного и теоретического сознания является результатом общественного разделения труда на труд умственный и труд физический.

По своему содержанию обыденное сознание представляет сочетание рационального и эмоционального, переплетение рассудочных форм и эмоций, повседневных взглядов и мировоззренческих установок. Обыденное сознание оперирует не теоретическими формулами, а обиходными формами. Концентрируясь вокруг непосредственных нужд и забот человека, обыденное сознание осмысляет мир под углом зрения практической полезности.

Теоретическое сознание не изолировано от обыденного, оно возникает на той же практической основе. Если бы теоретическое сознание не имело выхода на практику, то оно вращалось бы в замкнутом круге абстрактных определений. Теоретическое сознание критически анализирует обыденное сознание, стихийно сложившиеся взгляды и представления, подводит под них определенную научную основу, активно влияет на общественное мнение и общественную психологию.

Общественная психология составляет такую сторону общественного сознания, которая проявляется в обычаях, нравах, интересах, социальных привычках, традициях, идеалах, убеждениях, общественных настроениях, мнениях, авторитетах, моде и т.д. Общественная психология возникла в глубокой древности, когда общественное сознание было непосредственно включено в практическую жизнь общества. Механизм общественной психологии первобытного общества был направлен на согласование деятельности на основе единых интересов. По мере усложнения структуры общества появилась потребность в создании общественной идеологии, которая развивается как специализированное сознание, вырабатываемое отдельными теоретиками, и получает распространение в зависимости от доступа масс к образованию.

Общественная психология существует как массовое сознание, которое формируется стихийно всеми членами общности и получает распространение среди членов этой общности, побуждая их к деятельности. Массовое сознание устойчивых социальных групп называют психологическим складом или социальным характером, который представляет собой совокупность устойчивых психологических свойств, отличающих одни социальные группы от других.

Специфика общественной психологии состоит в том, что она выступает как сознание социальных общностей и выражает повседневные интересы людей, благодаря чему она содействует приспособлению масс к существующим общественным отношениям.

Общественная идеология, также как и общественная психология, обусловлена разделением труда в обществе и порождена общественными потребностями. Она одинаково необходима всем социальным слоям и группам, противоположностью интересов которых и вызвано ее возникновение. Главной чертой идеологии является ее деятельностная сторона, которая состоит в осознании и осуществлении основного группового интереса, его обосновании, укреплении и защите.

Взаимодействие общественной психологии и идеологии осуществляется в отдельных формах общественного сознания (политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, национальное сознание и пр.), выполняющих идеологические и психологические функции. При этом каждой форме общественного сознания свойственны специфические для нее способы связи с действительностью (духовные средства, учреждения и организации), с помощью которых осуществляются идеологические и психологические функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.008 с.)