Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Онтологические проблемы в философии

Поиск

1. Основные виды и формы бытия.

2. Проблема материи в философии

3. Движение как способ существования материи

4. Пространство и время как формы бытия материи.

 

9.1. Проблема бытия имеет огромное значение для философии. Она всегда была проблемой дискуссионной. Это объясняется ее сложностью и неоднозначностью понимания.

Почему эта проблема была и остается наиболее актуальной для философии?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо выявить значение этой проблемы для повседневной жизни человека. Человек, живущий в реальном мире, мало задумывается над тем, что этот мир существует реально, что он есть. Проблема бытия возникает тогда, когда человек начинает рассуждать по поводу этого вопроса. Размышления о бытии предполагают ответы на некоторые взаимосвязанные вопросы: Существует ли мир? Где он существует? Как долго он существует? Как долго существуют отдельные вещи?

Философы, отвечая на эти вопросы, выяснили, что мир существует, что он неоднороден в существовании бытия. Вместе с тем они установили, что бытие мира неотделимо от отдельных вещей. При этом мир в целом и все, что существует в нем, есть действительность, которая развивается и изменяется.

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует. Однако философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами существуют и тем самым объединяются со всем тем, что есть (существует) в мире. Эти связи фиксируются с помощью категории бытия.

С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира:

1) мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов.

Обобщенный характер понятия бытия является средством философских размышлений. Понятие бытия помогает развивать особые способности человеческого ума: способность выявлять и изучать связи, предельно общие для каждой области действительности и для действительности в целом. Эти способности нужны не только для теоретизирования, но и для повседневной практической жизнедеятельности.

Изучая характеристики бытия, философия учитывает и то, как существует едичничное. Выявляя способы существования единичного, философы объединяют эти единичности в группы, которым присуща общность формы бытия. Целесообразно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия:

1)бытие вещей, процессов, которое подразделяется на а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на а) бытие человека в мире вещей и б) специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального). которое делится на а)индивидуализированное духовное и б)объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и б) бытие общества.

Бытие вещей является условием и основой существования человеческой деятельности. Вещи, процессы, состояния природы (так называемая, первая природа) возникли и существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей. Однако, по мере развития человеческого общества возник целый мир вещей и процессов (второй природы), не существовавших ранее в природе.

О бытии первой природы можно утверждать, что ее вещи (процессы, состояния, ее целостность) существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа объективно реальна и первична в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека. Без первой природы не могла бы возникнуть и существовать «вторая природа», произведенная человеком. По типу, форме своего бытия «вторая природа» сходна с первой, но обладает рядом важных особенностей.

Большинство окружающих нас вещей произведены человеком. Их часто называют окружающей средой, а в философии «второй природой». Вторая природа создается на основе материала первой природы и потому воплощенный во второй природе материал первой природы является объективной и первичной реальностью. Вместе с тем в предметах второй природы воплощены труд и знания человека.

Отличие бытия второй природы (или как ее еще называют предметно-вещного мира культуры) от бытия природных вещей связано с тем, что бытие второй природы есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Вещи второй природы, живя природной жизнью, занимают особое место в бытии человеческой цивилизации.

При сравнении первой и второй природы обнаруживаются не только их взаимосвязь и единство, но и различия. Первая природа – безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. Вторая природа в целом – бытие, тесно связанное со временем и пространством человеческого существования, с бытием социального.

Бытие людей представляет собой особую форму бытия, обладающую специфическими и уникальными чертами. Тело человека – это тело природы, что обусловливает его смертность. После своей смерти телесный человек переходит в другие состояния первой природы.

Из того обстоятельства, что человек существует как тело в мире вещей, вытекает ряд следствий, которые вынуждены учитывать люди в своей жизнедеятельности. Человек, как и все другие живые существа, нуждается в пище, защите от холода, в самосохранении. Существование человека, таким образом, зависит от удовлетворения базовых потребностей.

Однако бытие человека – это бытие не только телесное, но и духовное. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них – с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья человеческого тела. Недаром пословица утверждает, что в здоровом теле – здоровый дух. Однако, зависимость, устанавливаемая в пословице не столь однозначная: здоровье человека очень сильно зависит от состояния духа.

Существуя телесно, человек в своем бытии подчиняется законам существования и развития преходящих тел. Вместе с тем законы развития не однозначно воздействуют на бытие человека. Так, например, человек удовлетворяет свои потребности в формах, определяемых не условиями природы, а в формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида.

Люди не просто существуют в мире, но способны влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и испытывать тревогу за судьбы своего и общечеловеческого бытия. Поэтому человек должен осознавать свою роль в системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Человек несет ответственность не только за свою жизнь, за судьбы своих родных и близких, но и за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации. Проявления ответственности человека должны иметь рациональное обоснование, отражать духовное величие и разумность людей.

Духовное бытие – это комплекс бессознательных и осознанных процессов, включающий знания и представления человека об окружающем мире. Специфика существования сознания заключена в том, что бытие процессов, протекающих в сознании индивида, скрыто от внешнего наблюдения. Однако люди обсуждают с другими свои мысли, чувства, состояния. Именно это является основой человеческого общения и культуры. Культура основана на внутреннем опыте человека, который осмысливается и передается с помощью различных средств другим людям.

Особую роль в структуре духовного играют ценности и идеалы,. которые существуют в виде индивидуализированного и объективированного духовного. Индивидуализировнные ценности определяют духовную структуру личности. Объективированные духовные ценности являются характеристиками времени и общества в целом.

Исследование форм существования бытия является предпосылкой осмысления единства мира. Чтобы изучить проблему единства мира во всей ее полноте необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся таких форм бытия, как материя, пространство, время.

9.2. Человек живет в окружении бесчисленного множества предметов, явлений и процессов. Издавна мыслители пытались найти единое основание этого бесконечно разнообразного мира. Все эти попытки привели к возникновению такого понятия как материя. Согласно представителям материалистических концепций, в мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей.

В древней философии Индии, Китая, Греции в основе определения понятия «материя» лежало понятие первоначала, из которого состоят вещи. Фалес отождествлял материю с водой. Анаксимен - влажным воздухом. Гераклит – с огнем. Анаксимандр – с апейроном. Гениальную догадку высказал великий философ античности Демокрит, который утверждал, что в мире существует только два вида материи: атомы и пустота. Атомы – материал, из которого состоят тела, пустота – пространство для движения тел.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения понятия материи лежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, которые являются общими для всех материальных предметов. Такими свойствами являются: протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и т.д. Но вместе с тем, взгляды на материю в эпоху Нового времени в основном базируются на атомистических воззрениях. Развитие химии в этот период привело к выделению химических элементов как основы всех материальных вещей. Таким образом, понятие материи в этот период было естественно научным, а не философским.

Дальнейшее развитие естествознания привело к несостоятельности естественно научных воззрений на природу материи. Открытие сложного строения атома, его делимости, обнаружение электрона опровергло атомистические представления на природу материи. Перед естествоиспытателями и философами встал вопрос: если атом делим, то куда девается материя?

Философы идеалисты, воспользовавшись создавшимися трудностями, стали говорить о «дематериализации атома», об исчезновении материи. Ф. Энгельс доказал несостоятельность этих положений. По его мнению, материя – есть порождение чистой мысли и абстракция. Согласно этому утверждению, материя – это понятие, обозначающее объективную реальность в целом, которая не может быть воспринята человеческим сознанием непосредственно. Это понятие включает в себя как представления о материальном мире, которые нам известны, так и те, которые еще пока не открыты, но могут быть познаны в результате совершенствования средств наблюдения и эксперимента.

С точки зрения материалистической философии, материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, основой всех духовных явлений. Однако при этом следует учитывать, что материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных систем и образований. В природе существует бесконечное множество качественно различных структурных уровней материи, на каждом из которых материя обладает различными свойствами, строением и подчиняется разным специфическим законам движения. Таким образом, в основе многообразия мира лежит движение единой материи.

Структура материи может быть изображена при посредстве схемы 9.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.169 (0.011 с.)