Тема 17. Будущее человечества в свете глобальных проблем современности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Будущее человечества в свете глобальных проблем современности.



1. Демографическая проблема

2. Ресурсный кризис и последствия антропогенного загрязнения

3. Изменение генофонда

 

17.1. К числу глобальных проблем современности наряду с проблемой войны и мира относят экологическую и демографическую проблемы, содержащие непосредственную угрозу для человеческой цивилизации, причем в масштабах, не имеющих себе равных в истории.

Никогда еще человек не располагал столь мощными средствами массового разрушения и уничтожения, которыми он располагает сегодня и столь сильными возможностями воздействия на окружающую среду. Никогда еще у людей не было столь серьезных оснований для беспокойства о том, хватит ли их потомкам природных ресурсов. В современных условиях стал очевидным тот факт, что человечество уже не может безоговорочно пользоваться дарами природы, что производство материальных благ зачастую приводит к нежелательным эффектам, причем в масштабах такого объема, что это грозит уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека.

На протяжении большей части человеческой истории рост численности народонаселения был малозаметен. Однако на протяжении Х1Х века этот процесс стал набирать темпы, которые привели в ХХ веке к демографическому взрыву.

Рост населения приводит к скученности, которая ускоряет процесс загрязнения окружающей природной среды. Скученность провоцирует гормональные нарушения у человека, увеличивает степень конфликтности и агрессивности в семье и на производстве. Социально-психологическим последствиями скученности являются: отчуждение, утрата социальной значимости личности, снижение ценности жизни, социальное безразличие и карьеризм (стремление обрести социальную значимость любой ценой), личностное саморазрушение (алкоголизм, наркомания, сексуальная распущенность, преступность)[15].

Демографическая емкость планеты «Земля» большинством экологов исчисляется 1,5 млрд. человек. Фактически на планете проживает 6 млрд. человек, то есть Земля уже перенаселена. Однако рост населения продолжается. Для отдельных регионов это оборачивается голодом и недоеданием, хотя по экспертным оценкам, пищевые ресурсы достаточны для 15 млрд. человек. Высокий уровень численности и плотности населения способствует распространению опасных для здоровья и жизни людей болезней.

Конечно же, подобное развитие событий вовсе не является обязательным и закономерным. Если будут учтены экологические закономерности, если человечество будет предпринимать меры, направленные на оздоровление экологической обстановки, то проблемы народонаселения могут быть успешно разрешены.

В принципе проблема народонаселения потенциально вполне разрешима. Уже сегодня демографические процессы имеют региональную специфику: если в развивающихся странах озабочены ростом численности населения, то в развитых странах обеспокоены его сокращением. Из 152 стран - 38 проводят политику, направленную на сокращение рождаемости.

Сложившиеся тенденции позволяют сделать вывод о возможности регулирования демографических процессов.

17.2. Человек всегда зависел от природы и никогда не сможет избавиться от этой зависимости в силу того, что человек является биологическим существом, хотя люди постоянно изыскивают средства для уменьшения этой зависимости.

В период присваивающей экономики человеческое сообщество ничем не отличалось по оказываемому воздействию на окружающую природную среду от сообществ животных. Технический прогресс, увеличив возможности воздействия на окружающую среду, создал предпосылки для экологических и ресурсных кризисов.

Ресурсный кризис связан с деградацией земельных ресурсов, исчерпанием запасов минерального сырья, ростом потребления энергии и пр.

Увеличение техногенных и антропогенных нагрузок на природную среду является фактором, приводящим к интенсивному загрязнению почвенного покрова. Наиболее опасными загрязнителями почвы являются ртуть, свинец и их соединения. Количество веществ, вносимых в почвенный покров человеком, измеряется огромными цифрами. Такая ситуация порождает необходимость технологической перестройки. Производственные процессы должны быть реорганизованы таким образом, чтобы свести до минимума попадание вредных веществ в почву.

Минеральные ресурсы и другие полезные ископаемые имеют большое значение для развития промышленного производства. Темпы использования запасов полезных ископаемых постоянно увеличиваются[16]. Это с неизбежностью приводит к уменьшению запасов минерального сырья на Земле. Процесс сокращения запасов минеральных ресурсов на нашей планете, по прогнозам специалистов, будет продолжаться. Это порождает проблему обеспечения промышленности минеральными ресурсами и полезными ископаемыми. Основной причиной дефицита минеральных ресурсов является низкий уровень использования добываемого сырье: человечество берет из недр Земли намного больше, чем использует.

Энергетические ресурсы относятся к основным жизненным потребностям человека на всех этапах его существования. При этом ускорение темпов научно-технического прогресса сопровождается ростом энергетических затрат.

Энергия нужна для поддержания нормальной жизнедеятельности, как отдельного человека, так и человеческого общества. Поэтому развитие энергетики является условием экономического развития современного общества.

Непрерывный рост потребления энергии поставил перед человечеством проблему поиска новых источников энергии, которая, вне всякого сомнения, является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Долгое время основой энергетики являлась добыча органического топлива (угля, нефти, газа, торфа, горючих сланцев). Использование органического топлива нерационально по двум причинам: 1) в связи с ограниченностью его запасов; 2) неблагоприятными экологическими последствиями для окружающей природной среды.

Энергия гидроэлектростанций безвредна для окружающей среды. Однако строительство гидроэлектростанций приводит к затоплению обширных территорий земли, изымая их из сельскохозяйственного и промышленного оборота и, следовательно, наносит колоссальный ущерб развитию общественного производства.

В современных условиях весьма актуальным стало использование геотермальной, солнечной, ветровой и термоядерной энергии. Атомная энергетика долгое время была перспективным направлением. Ее считали «экологически чистой». Однако авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) стала причиной того, что различные общественные организации и инициативные группы «зеленых» сегодня активно выступают против развития атомной энергетики.

Геотермальная энергетика является перспективным направлением в силу того, что в глубинах земных недр содержится огромное количества тепла, запасы которого практически неистощимы. В ряде стран (США, Япония, Италия, Исландия) уже сегодня используется тепло горячих источников для выработки электроэнергии, отопления зданий, подогрева теплиц и парников. Однако коэффициент полезного действия геотермальных станций невысок из-за низкой температуры воды, поступающей из недр поверхности. К тому же, эксплуатация геотермальных вод требует решить вопрос о сбросе и захоронении отработанных минерализованных вод, поскольку они могут оказывать вредное влияние окружающей природе.

В последнее время стали строить электростанции в районах вулканической активности. Энергия, вырабатываемая на этих электростанциях – самая дешевая по сравнению с энергией, производимых на других электростанциях.

«Экологически чистой» считается энергия Солнца. Дополнительными преимуществами солнечной энергии является ее неисчерпаемость и доступность. В настоящее время она используется, хотя и в ограниченных масштабах, в жилых и иных зданиях для отопления и удовлетворения бытовых нужд.

Не загрязняет окружающую среду использование энергии ветра и морских течений. Эти источники энергии известны давно, но доля их в энергоснабжении незначительна.

С целью предотвращения ресурсных и экологических кризисов необходимо расширить использование «экологически чистых» видов энергии необходимо разработать новые пути и способы их использования.

Весьма актуальной проблемой современной науки и практики является загрязнение атмосферного воздуха, воды, возрастание патогенности болезнетворных организмов.

Загрязнение воздуха в последние годы значительно увеличилось, что связано с развитием общественного производства. Вредное влияние веществ, загрязняющих атмосферу, может усиливаться за счет реакций между ними. Особенно велико загрязнение воздуха в промышленных зонах, где большое скопление заводов, фабрик и комбинатов. При плохой циркуляции воздуха над городами стоит смог. Смог – это такое загрязнение атмосферы, которое заметно и невооруженным глазом. Смог образуется над жилыми и промышленными кварталами в результате накопления выхлопных газов автомобилей, труб бытовых котельных и «хвостов» промышленных предприятий.

Выхлопные газы автомобилей особенно опасны для организма человека. В них содержатся окислы свинца, небольшая концентрация которых наносит губительный ущерб здоровью человека. Проникают окислы свинца в организм человека через легкие и желудочно-кишечный тракт. Поэтому овощи, выросшие вблизи от транспортных магистралей – непригодны в пищу. Вредные вещества вместе с пищей с легкостью проникают в организм человека и накапливаются в нем. Последствиями этого могут стать: нарушение синтеза гемоглобина, мышечная слабость, нарушение структуры и функций печени и головного мозга. Вывести их из организма человека – крайне сложно.

Загрязнение воздуха кислотообразующими выбросами приводит к возникновению респираторных заболеваний, астматическим явлениям, разрушают легочную ткань. Загрязнение воздуха является причиной выпадения кислотных осадков. Кислотные осадки, в свою очередь, загрязняют водные бассейны. Грунтовые воды тоже не могут оставаться чистыми. Дело в том, что в выбросах, стоках и твердых отходах промышленных предприятий содержатся тысячи тонн свинца, цинка, меди, хрома, никеля, кадмия и др. металлов. Значительная часть этих загрязнителей концентрируется в почве и, проникая в грунтовые воды, попадает в колодцы и водопровод. Употребление воды с низким качеством очистки может стать причиной заболевания людей.

Загрязнение питьевой воды в современных условиях вызывают следующие факторы:

1) большое количество промышленных сбросов;

2) отравление водоемов осадками, содержащими загрязняющие вещества;

3) попадание в водоемы вредных веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве;

4) недостаточное развитие канализационных систем.

Загрязнения воды представляют опасность не только для здоровья человека, но и для организмов, живущих в воде. Промышленные предприятия отравляют водоемы сточными водами, которые могут содержать яды, в том числе тяжелые металлы и цианиды.

Уже сегодня половину необходимой воды добывают из глубинных слоев земли через артезианские скважины. Однако артезианская вода содержит большое количество минеральных солей, которые могут быть вредны для организма человека. Вода из пресноводных бассейнов (рек, озер, водохранилищ) нуждается в дорогостоящей очистке.

Чтобы предотвратить распространение заболеваний, порождаемых загрязнением окружающей среды болезнетворными микроорганизмами, применяются различные препараты. Применение современных средств борьбы с болезнетворными микроорганизмами зачастую оборачивается вырабатыванием у них резистентности (устойчивости) к используемым препаратам. В силу резистентности к применяемым препаратам микроорганизмы становятся неуязвимыми по отношению к ним. Применение таких препаратов становится неэффективным. Эффект «привыкания» микроорганизмов к воздействию фармацевтических препаратов может стать причиной увеличения численности возбудителей болезней, что в свою очередь, может привести к развитию эпидемий и пандемий.

В целях профилактики негативных последствий резистентности ученые работают над созданием все более эффективных средств, способных не только уничтожать вредные микроорганизмы, но и подавлять у них адаптивные способности.

Фактором ухудшения эпидемиологической ситуации может быть не только рост патогенности микроорганизмов, но и рост численности возбудителей заболеваний человека. Переносчиками заболеваний могут быть:

1) животные (собаки, кошки, крысы, мыши, белки и пр.),

2) насекомые (комары, мухи, вши, и пр.).

Для борьбы с возбудителями болезней используются специальные препараты, действие которых не всегда приводит только к предполагаемым результатам. Примером этого может служить применение ДДТ. Когда ДДТ был только разработан, то ученые были полностью уверены в его эффективности для борьбы с вредителями сельского хозяйства и не предполагали наличие негативных последствий его использования. И потому в 60-е и 70-е годы прошлого столетия он использовался для обработки огромных сельскохозяйственных площадей, а также мест скопления переносчиков болезнетворных культур. На первых порах негативные последствия не проявлялись, но постепенно выявились данные о «привыкании» к препаратам ДДТ некоторых видов вредителей и переносчиков болезней. Найти новые средства для ведения эффективной борьбы было очень трудно. Пока не были найдены новые способы ведения борьбы с болезнетворными микроорганизмами, участились вспышки эпидемий, порождавшихся микроорганизмами при посредстве живых переносчиков – животных и насекомых.

Рационализация взаимоотношений человека со средой обитания имеет много аспектов, связанных не только с экономическими возможностями общества, с уровнем его технической оснащенности, но и с его социокультурным уровнем, с духовными качествами человека. И эти качества очень часто оказывают существенное влияние на реализацию общих принципов, которые не действуют автоматически, а реализуются через деятельность отдельных людей и коллективов. Уже много делается в плане охраны окружающей среды, приняты прекрасные законы, но, к сожалению, они не всегда выполняются. Многое еще нужно сделать в области экологического образования и воспитания людей, особенно молодежи, которой предстоит жить в условиях весьма напряженной экологической ситуации. Не следует драматизировать положение в этой области, но надо видеть и те реальные трудности, которые у нас имеются, и не думать, что их можно преодолеть с помощью каких-то универсальных директивных решений. Экологическое воспитание, рост экологической культуры, тесно связанной с общим развитием человека, потребует определенного времени. Однако, оно не должно быть слишком длительным, так как экологическая ситуация ухудшается и общественность должна знать об этом и делать все для того, чтобы наши дети и внуки не обвиняли нас в том, что мы неразумно, а подчас даже варварски обращались с природой. Поэтому образование должно включать в качестве составного и важного компонента задачу формирования бережного отношения к природе у каждого члена нашего общества. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы экологическая катастрофа не произошла.

17.3. Изменение среды обитания, порождаемое антропогенными воздействиями, оказывает существенное воздействие на человека: приводит к росту заболеваний и сокращению продолжительности жизни[17]. Причиной этого является изменение генофонда. Генофонд – это совокупность генов, имеющихся у человеческой популяции. Генофонд сложился в результате длительной эволюции и обеспечил приспособление человека к широкому спектру природных условий. Генетическое разнообразие людей иногда связано с адаптацией к природным условиям (к примеру, цвет кожи у африканских народов), иногда - нейтрально по отношению к природным факторам. Генетическое разнообразие также связано с многообразием и динамичностью развития человеческой культуры. Стремление к сохранению генофонда таким, каким его создала природа, является выражением принципа равноценности всех людей независимо от их национальной, расовой и этнической принадлежности.

Под влиянием естественных и искусственных факторов происходит изменение генофонда, который проявляется в виде мутаций, дрейфа генов и естественного отбора. Считается, что особенное существенное воздействие на изменение генофонда оказывает высокий уровень радиации. Помимо ионизирующего излучения к факторам мутагенеза следует отнести электромагнитные поля. Например, у людей, постоянно проживающих вблизи линий электропередач, наблюдается повышение заболеваемости лейкемией. По мнению Ситарова В.А., 20% химических соединений, поступающих в среду обитания в виде бытовых и производственных отходов, генотоксичны.

Изменения генофонда в современных условиях, как и ранее, происходят в результате естественного отбора. Естественный отбор продолжает оставаться мощным фактором долгосрочного плана. При этом любые воздействия на природную среду, вызывая ее преобразования, изменяют направленность естественного отбора. Неблагоприятные для здоровья человека изменения окружающей природной среды создают угрозу обеднения генофонда, которая год от года становится все более реальной.

Поскольку люди неравноценны в отношении устойчивости к воздействиям природной среды обитания, то отбор работает в пользу более устойчивых. Эта зависимость связана со степенью загрязнения окружающей среды и имеет место безотносительно к личностным качествам и характеристикам. Загрязнение окружающей среды, влияя на естественный отбор, сокращает степень разнообразия людей. В современных условиях из-за загрязнения окружающей среды блондины становятся редкостью даже среди скандинавских народов, а в эпоху античности их было достаточно много даже среди греков.

Естественный отбор, порождаемый загрязнением окружающей природной среды, вымывает из популяции слабоустойчивые к неблагоприятным факторам редкие гены, способствующие развитию социально ценных качеств.

Некоторые специалисты, оценивая изменения генофонда, рассматривают некоторые из них как позитивное явление. Они считают, что таким образом можно избавить человечество от нежелательных генов. Поэтому они активно обсуждают такую животрепещущую проблему современности, как технология клонирования. Изучение технологии клонирования началось в 60-е годы ХХ века, завершившееся созданием первого искусственного млекопитающего – овечки Долли, что создало возможность для экспериментов по клонированию человека. В 1998 г. американец из Чикаго Ричард Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине заявил о намерении приступить к работам по клонированию человека. Католическая церковь резко протестует против подобных экспериментов, считая, что у появившихся на свет человеческих клонов не будет души. По мнению Ватикана, клонирование – это вызов принципам религиозной морали.

Медицинский аспект клонирования, предполагающий производство подверженных деформации органов и тканей, необходимых в хирургии и травматологии, порождает этическую проблему, поскольку донорами в любом случае должны стать живые люди, а это может обернуться активизацией криминального бизнеса.

Обсуждение проблемы клонирования имеет еще один аспект, который связан с тем, что клонирование гениев может обернуться угрозой здоровью генотипа совокупного родового человека, поскольку многие гении страдают серьезными патологиями (шизофрения, циклотемия, эпилепсия, нервно-психические расстройства – лишь незначительный набор болезней гениальных личностей[18]).

Чистота эксперимента клонирования в условиях экологического неблагополучия вызывает большие сомнения. Такого рода эксперименты могут под воздействием внешних факторов привести к незапланированным мутациям, исход которых будет непредсказуем.

Еще одним аспектом экспериментов с клонами является возможность извращения форм семейно-брачных отношений, которые являются весьма вероятным следствием оказания помощи бездетным семьям путем клонирования. Клонирование, как способ решения проблемы деторождения, может стать фактором, усиливающим тенденцию распространения гомосексуализма (мужского или женского). К тому же, «человек–клон» - это генетический близнец человека, ставшего донором, что обернется тем, что семья получит в результате клонирования не сына или дочь, а брата или сестру одного из супругов.

Все аспекты проблемы клонирования актуализируют этос науки, ценности которого должны стать обязательными для ученых. Следовательно, этическое обоснование должно предварять ход экспериментов и научных исследований.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)

В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения в процессе освоения курса «Философии» выполняют контрольную работу, написание которой является не только своеобразной формой контроля, но также формой самостоятельной исследовательской деятельности студента[19]. Контрольная работа может быть выполнена как в рукописном, так и компьютерном варианте. Ее нужно сдать в деканат до начала учебной сессии, чтобы преподаватель имел время проверить контрольную работу и написать на нее рецензию. Рецензия, подписанная преподавателем, выдается студенту по прибытию на сессию. Содержание контрольной работы и критические замечания, указанные в рецензии на контрольную работу студента, могут быть предметом обсуждения во время сдачи экзамена.

Успешно справиться с написание контрольной работы Вам помогут следующие рекомендации:

Рекомендации по подготовке к написанию работы

Для определения основных задач исследовательской работы студенту необходимо, прежде всего, знать этимологию понятия «реферат».

Реферат (лат. «reffere»сообщать) в современном языке используется в двух значениях: 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников; 2) изложение содержания научной работы, учения, книги, определенной проблемы и т.п.

В нашей ситуации применимо второе значение этого понятия. Именно оно поможет определиться с темой и содержанием предстоящей работы.

Подготовку контрольной работы (реферата) можно условно разделить на два этапа:

1. Предварительная работа (сбор материала, изучение теоретических источников и дополнительной литературы, если необходимо – статистических и других источников). На этом этапе накапливаются и аккумулируются знания на заданную тему.

2. Осуществляется непосредственная разработка текста реферата: составление плана, подготовка теоретической части, подбор фактического материала, продумывание введения и заключения, оформление текста и т.д. На этом этапе определяется объем и содержание информации, которая должна быть изложена в контрольной работе (реферате).

Работа над контрольной работой (рефератом) начинается с выбора темы, которая может быть осуществлена:

· в соответствии с программой по курсу философии;

· в соответствии с тематикой, предложенной преподавателем;

· в соответствии с личными предпочтениями и осведомленностью по той или иной философской проблеме.

При обдумывании темы намечается главная идея контрольной работы. Например, проблема человека может быть рассмотрена в целом (и тогда она будет более общей) или проанализирована через призму какой-либо философской концепции. Уточнение проблемы, анализ ее формулировки очень важны. Неопределенность тематики контрольной работы или расплывчатость формулировки темы может стать причиной того, что студент будет обречен на беспредметный поиск созвучного теме материала и бездумное перенесение его на бумагу. Такая работа вряд ли может считаться творческой.

Важной часть подготовки и написания контрольной работы является составление плана и тезисов. Они предполагают уже не просто подготовку к работе над темой, а начало самой работы и творческий подход к данному этапу. К тому же каждый из них имеет варианты: план может быть кратким или развернутым, а тезисы – простыми или сложными

Для написания контрольной работы необходима информация. Источниками сведений по теме контрольной работы (реферата) могут быть: лекции, консультации, Интернет, радио, телепередачи и т.д., но основной – научная литература (монографии, журнальные статьи и т.д.).

Большую помощь при составлении библиографии и выборе литературы может оказать библиотека. Чтобы работа в библиотеке была эффективной, нужны определенные навыки, библиографическая образованность, умение выбрать наиболее рациональный путь нахождения необходимого материала. Справочная библиография сосредоточена в систематическом и алфавитном каталогах. Правила пользования ими объясняются работниками любой библиотеки. Читать и просматривать нужно как можно больше литературы, но отобрать для работы следует минимальное количество источников. Оставляйте для использования только тот материал, который Вы поняли и усвоили.

Когда книги отобраны, начинается работа с ними. Существуют разные методы: ксерокопирование, конспектирование, выписки и т.д.

Очень трудоемкой работой является конспектирование. Поэтому многие стараются ее не использовать, заменяя более удобным и менее затратным по времени и усилиям, ксерокопированием. Но, желательно помнить, что при конспектировании текст изучается глубже, обстоятельней, мысль автора «переваривается» и формируется понимание ее. Да и в дальнейшей деятельности конспект может пригодиться. Особенно рекомендуется конспектировать первоисточники.

Существуют определенные правила конспектирования, которые, пожалуй, уместно напомнить. В самом общем виде их можно представить следующим образом. Приступая к конспектированию какого-либо источника, необходимо вначале бегло ознакомиться с его содержанием. Усвоив основной смысл книги или ее части, можно приступить к повторному чтению и конспектированию. вначале конспекта указывается автор, название работы, место и год издания, название главы, раздела. затем идет текст конспекта, то есть, краткое, сжатое изложение своими словами основного содержания источника.

Конспекты можно делать текстуальные, когда запись ведется в соответствии с расположением материала в книге, когда положения группируются по темам. Этот вид конспекта наиболее сложен и требует углубленной работы.

Конспект должен быть лаконичным, с точными формулировками и выделением основных положений данной работы. Записывать надо четко и наглядно. Для этого применяют запись уступами, делают подчеркивание, используют цветные чернила и карандаши и т.д. Поля конспекта лучше не заполнять текстом, - они нужны для пометок. На них против отдельных абзацев указывается, о чем идет речь, выражается личное отношение к позиции автора, дается оценка. В случае длительной работы над темой сюда заносится дополнительный материал. После окончания конспектирования следует прочитать конспект, выделив наиболее существенные положения.

Кроме конспектирования в подготовительной работе с литературой рекомендуется использовать еще два метода: подчеркивание (отчеркивание) и выписки. Подчеркивание отдельных слов или фраз в тексте, отчеркивание или пометки на полях книги (журнала) применяются, чтобы отметить ту или иную мысль автора, удачное выражение, любопытную цифру и др.

Естественно, делать это можно в собственных книгах (журналах) и ксерокопиях. В других случаях делаются выписки. Выписки, в отличие от конспектирования или тезисов, не претендуют на полное отражение содержания источника. Они носят справочный характер но позволяют при сравнительно небольшой затрате времени накапливать значительный объем сведений. Выписки можно сделать дословно (цитаты) или излагать мысль автора своими словами. Одним из видов выписок, фактически являются вырезки из газет и журналов.

Только такая работа над литературой (с карандашом и бумагой) продуктивна, так как помогает лучшему усвоению и закреплению прочитанного.

Это самые общие советы в работе с текстовым материалом, так как дать единый рецепт невозможно. Многое зависит от содержания произведения, особенностей авторского изложения и индивидуальных способностей исследователя.

Работа над текстом реферата

Работа над текстом реферата является вторым этапом работы. Этот этап начинается, когда литература проработана и законспектирована.

Начинать надо с разработки плана[20], если он не составлен заранее, после определения темы. Напомню, что это дает возможность более целеустремленно подбирать и изучать литература. Такая ситуация предполагает довольно глубокое знакомство с темой. Но часто бывает так, что будущий автор впервые сталкивается с данной проблемой. Понятно, что в этом случае вначале необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с ней, а потом наметить основные вопросы для углубленного анализа. Так или иначе, план составлять необходимо. Реферат, как и любая письменная работа, без заранее подготовленного плана, как правило, излагается бессистемно, с повторами, противоречиями, нелогично. План служит организующим началом, обеспечивающим последовательность изложения текста, и включает в себя узловые вопросы, отражающие основное содержание темы. Конечно, степень конкретности плана может быть различна, но в нем обязательно должны присутствовать следующие разделы: введение, основная часть и заключение.

Во введении следует дать краткий обзор рассматриваемой проблемы, определить ее актуальность, цель, которую преследует автор. Здесь же необходимо дать небольшой анализ использованной литературы Ии теоретических источников с кратким изложением авторских точек зрения на данную проблему. Кроме того, во введении уместно краткое сообщение о структуре работы и конкретных задачах, разрешению которых автор посвящает основную часть реферата. Объем введения 2-3 страницы текста.

В основной части четко и последовательно излагаются положения данной темы, показывается знание собранного теоретического материала, умение анализировать и обобщать его. В идеале, в реферате на основании критического анализа разных концепций и точек зрения пол данной проблеме автор может сформулировать свое оригинальное ее понимание и решение. Именно в этом суть и сверхзадача исследовательской работы над контрольной работой. Эта часть реферата по объему самая большая – 20-25 страниц. Целесообразно включить в эту часть работы 2-3 раздела, которые тоже желательно структурировать.

Заключение должно быть кратким – 1-2 страницы. В нем подводятся итоги рассмотрения проблемы, делаются выводы и, в идеале, вносятся какие-то авторские предложения.

При изложении темы следует разграничивать свои мысли от заимствованных. Для точности нужно давать ссылки на источники как это делается во всякой научной работе. А между тем, опыт показывает, что очень многие рефераты пишутся авторами от начала и до конца от своего имени, но при этом используется чужой текст, без каких бы то ни было ссылок и цитат. Нет нужды доказывать, что такая работа не представляет ценности. С другой стороны, перегрузка реферата цитатами тоже его обесценивает. Все должно быть в меру.

Для правильного оформления цитат существуют определенные правила:

1. Авторские цитаты следует выписывать из первоисточников, а не из книг и журналов, где они приведены в работах других авторов. То есть цитаты должны полностью соответствовать подлиннику, сохраняя все его особенности в частности, стиль, пунктуацию и т.д.

2. Цитата, а также цифровые фактические данные, приведенные в реферате, должны сопровождаться в подстрочнике библиографической справкой, в которой указываются инициалы и фамилия автора, название цитируемого произведения, место, год издания и страница.

Когда из книг делают две или более цитат, следующих друг за другом, то полное название источника со всеми выходными данными указывается только под первой цитатой, под остальными пишется так: «там же».

Если выписывая из книг цитату, автор реферата опускает некоторые слова или даже целую фразу, то, во-первых, надо следить, чтобы не была искажена мысль автора; во-вторых, вместо опущенных слов или фраз следует поставить многоточие. В качестве примера можно привести цитату из работы Ф. Бэкона: «Конечно же, Эпикур произносит не только безбожные, но … совершенно безумные речи, когда говорит, что «лучше верить мифу о богах, чем быть рабом судьбы»[21]

Наконец, если для усиления значения отдельных слов цитаты подчеркиваются линией, то это изменение надо оговорить в примечании, заключив его в скобки и указав свои инициалы. Например, З. Фрейд подчеркивал, что «давление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно (выделено нами Н.Н.) дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни»[22]. Так оговариваются в примечании и пояснительные слова, которые мы вводим в цитату. «К термину или понятию бессознательного мы (З. Фрейд – Н.Н.) пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика»[23].

Оформление контрольной работы (реферата)

Контрольная работа выполняется на бумаге для машинописи, листы сшиваются в виде брошюры. Объем контрольной работы строго не регламентируется, однако практика показывает, что 20-25 страниц печатного текста вполне достаточно. Интервал между строчками – 1,5. Страницы пронумерованы. С правой стороны необходимо оставить поля в 3 см для заметок рецензента. Текст печатается только на одной стороне листа.

Оформление контрольной работы начинается с титульного листа [24]. На титульном листе вверху указывается название министерства. наименование учебного заведения, факультета и кафедры. Отступая и более крупным шрифтом – тема работы, далее Ф.И.А. автора, номер группы, Ф.И.О. научного руководителя, его звание и должность и, наконец, в самом низу титульного листа – город и год написания работы.

Вслед за титульным листом идет оглавление[25], а затем текст, который, в соответствии с планом разграничен на отдельные части.

После заключения или выводов на отдельном листе приводится список использованной литературы в определенном порядке: вначале первоисточники, после этого – монографии, статьи в журналах, газетах, с указанием фамилий и инициалов авторов в алфавитном порядке. В список литературы не включают учебники, неопубликованные материалы, конспекты лекций и авторские свидетельства.

Если в работе приводятся материалы в виде приложения, то каждое приложение нумеруется. В тексте делается ссылка на номер приложения. Приложения приводятся в конце рукописи после списка литературы.

На последней странице контрольной работы следует подпись автора и дата.

Оценка контрольной работы

При оценке контрольной работы (реферата) учитывается:

· последовательность и полнота изложения;

· связь рассматриваемых положений с жизнью;

· правильность обоснования тех или иных положений на основе обобщения фактического материала;

· правильность определения категорий, принципов и законов философии;

· степень самостоятельности соискателя в процессе работы над контрольной работой;

· возможность использования положений контрольной работы в дальнейшей исследовательской деятельности (для участия в студенческой научной конференции, публикации статьи и пр.).

Положительно оцененная контрольная работа является допуском к сдаче экзамена.


Образец оформления титульного листа контрольной работы

Министерство образования Российской Федерации

Белгородский государственный технологический

Университет им.В.Г.Шухова

 

 

Кафедра теории и методологии науки

 

 

Контрольная работа (реферат) по философии

на тему:

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.072 с.)