Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 9.1. Структура материи

Поиск

 

Системы неживой природы Биологические системы Социальные системы
Мегасистемы: Солнечная система, звезды, галактика, метагалактика и др. Макросистемы: газы, жидкости, твердые тела, геосистемы и др. Микросистемы: фундаментальные частицы, атомные ядра, атомы, молекулы. Микроорганизмы: одноклеточные, популяции, виды, биоценозы, биогеоценозы, биосфера Семья, социальная группа, племя, нация, государство, система государств, общество
         

 

Живая и социально организованная материя известны лишь на Земле. Их возникновение – результат саморазвития материи.

Изучение конкретных свойств материи углубляет философское представление о наиболее существенных свойствах материального мира: движении, дискретности и непрерывности, пространстве и времени. Эти свойства материи существуют нераздельно друг от друга.

9.3. Движение – способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Материи неподвижной, неизменной нет. Все в окружающем нас мире движется, развивается, изменяется. Благодаря движению материальные тела, воздействуя на наши органы чувств, обнаруживают себя. Движение – это вечное, абсолютное свойство материи, но в бесконечном процессе движения наблюдаются моменты устойчивости, относительного покоя. Абсолютного покоя нет и быть не может. Покой всегда является относительным, поскольку тела покоятся только по отношению к какой-либо системе отсчета. Примерами относительности покоя могут быть: здание и колебание почвы; вращение Земли, движение человека в автомобиле; обменные процессы в организме человека. Движение, таким образом, абсолютно, а покой относителен.

Движение не может исчезнуть, оно может переходить из одной формы в другую. Под формами движения материи понимают специфические типы изменений, подчиняющиеся законам, которые действуют в определенной области. Выделяют следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Каждая из форм движения материи связана с определенным материальным носителем и специфическими закономерностями. При этом все формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу, но при определенных условиях формы движения могут превращаться друг в друга. Формы движения материи отличаются друг от друга степенью сложности, причем высшие возникают как синтез низших.

Наиболее простой формой движения материи является механическая форма движения материи, которая представляет собой пространственное перемещение, подчиненное законам механики.

Физическая форма движения материи связана с изменением физических свойств и характеристик (пространственного положения, скорости, массы, энергии, электрического заряда, температуры, объема и т.д.).

Химическая форма движения материи включает в себя физические и механические процессы.

Биологическая форма движения материи является синтезом физических и химических форм движения материи.

Социальная форма движения материи связана с развитием человеческого общества.[6]

Поскольку движение реализуется в специфических формах, то, следовательно, оно характеризуется относительностью. Например, перемещение одного тела можно определить лишь по отношению к другому, а появление новых свойств можно заметить только при сравнении их с ранее существовавшими свойствами.

Таким образом, движение есть единство противоположностей: абсолютного и относительного. Движение абсолютно, поскольку без движения материи не существует, но это абсолютное движение проявляется в качественно различных, преходящих формах движения материи, - поэтому оно и относительно.

Поскольку движение абсолютно, оно непрерывно, но в силу того, что движение относительно (проявляется в качественно различных преходящих формах), оно также обладает и прерывностью. Таким образом, движение может быть рассмотрено как единство прерывности и непрерывности.[7]

Движение также проявляется как единство устойчивости и изменчивости. Например, жизнь представляет собой непрерывно протекающий процесс разрушения и восстановления его составных частей, ассимиляции и диссимиляции, выделения и усвоения веществ. В силу этого каждый организм в конкретный момент является тем же и, все-таки, иным.

Движение материи происходит в пространстве и во времени, которые формами существования движущейся материи.

9.4. Пространство и время - формы координации материальных объектов и явлений, которые не существуют вне материи и независимо от нее. Пространство – это категория, выражающая объем материального явления, его протяженность в длину, ширину и высоту, его внешнюю форму, порядок расположения тел, предметов и явлений относительно друг друга их рядоположенность. Время – это категория, выражающая последовательность развертывания материальных процессов порядок следования явлений друг за другом, длительность процессов и явлений, которые существуют не только в пространстве, но и во времени, не только рядоположены относительно друг друга, находятся в определенном месте, но и существуют в определенное время, в определенной последовательности.

Отличие этих двух форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма существования тел, а время – всеобщая форма смены явлений. Пространство и время обладают рядом общих и специфических свойств, которые могут быть рассмотрены по схеме 9.2

Пространство и время, также как и движение, являются одновременно и абсолютными и относительными. Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются постоянными и необходимыми условиями бытия материи. Относительность пространства и времени заключается в том, что свойства пространства и времени связаны с их материальными носителями[8] и особенностями видов движущейся материи с изменчивостью, обусловленной зависимостью от условий движущейся материи.

 

Схема 9.2. Свойства пространства и времени

 

Общие свойства пространства и времени Специфические свойства
Пространства Времени
Объективность Протяженность Длительность
Бесконечность Сосуществование разнокачественных состояний материи Смена разнокачественных состояний материи
Количественная и качественная неисчерпаемость Сосуществование разнокачественных состояний материи Смена разнокачественных состояний материи
Единство прерывности и непрерывности Трехмерность Одномерность
Единство абсолютности и относительности Обратимость Необратимость

 

В отличие от материалистических концепций, идеалистические учения рассматривают проблемы пространства и времени с иных мировоззренческих позиций. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время являются продуктами человеческого сознания. С точки зрения объективного идеализма, пространство и время – порождения духовного начала. Гегель, к примеру, считал, что пространство и время возникают на определенной стадии развития абсолютной идеи, причем сначала возникает пространство, а потом время и только потом возникает материя.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием новых качественно специфичных пространственно-временных структур.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Современной эпохе свойственно ускорение социальных процессов. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно ускоряется и уплотняется по мере общественного прогресса.

 

 

Тема 10. Учение о развитии

1. Идея развития, и ее значение для предметно-практической деятельности.

2. Основополагающие подходы к развитию.

3. Законы и категории как отражение всеобщих связей объективного мира.

 

10.1. Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля.

В учении о развитии выделяют два раздела: 1) диалектику объективную и 2) диалектику субъективную. Объективной диалектикой называют диалектику природных и общественных процессов, протекающую независимо от сознания. Субъективной диалектикой называется процесс познания.

Поскольку субъективная диалектика это диалектика человеческого мышления, следовательно, она связана с познавательной деятельностью конкретного субъекта, человека, его предметно-практической деятельностью.

В основе предметно-практической деятельности человека лежат основополагающие принципы: 1) принцип всеобщей взаимосвязи явлений и 2) принцип развития.

10.2. С принципом развития согласны все ученые, но понимают его по-разному. Одни специалисты понимают развитие как количественное увеличение или уменьшение объектов. Они преувеличивают роль количественных изменений и игнорируют их связь с качественными преобразованиями. Другие специалисты рассматривают развитие как процесс раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними. Они обращают внимание на то, что объективная реальность существует в постоянном движении и через движение обнаруживает, проявляет себя.

Таким образом, существуют два основных подхода к развитию:

1) метафизический, в соответствии с которым, развитие рассматривается как движение по кругу, как постоянное повторение уже пройденных циклов или как стремление к равновесию противоположно направленных сил (Спенсер);

2) диалектический, в соответствии с которым, развитие понимается как повторение пройденного, но на более высоком уровне (Гегель).

Следует иметь в виду, что все предметы и явления окружающего нас мира изменяются не сами по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами. Развитие, таким образом, является результатом взаимодействия вещей и явлений, результатом взаимосвязей между ними. Связь между ними может быть либо непосредственной, сложившейся в результате прямого взаимодействия, либо опосредованной, сложившейся в результате взаимодействия через ряд звеньев. Взаимосвязи между явлениями и процессами, их отражение в сознании человека составляют содержание категорий и законов развития.

Категориями называются понятия, представляющие собой всеобщие формы мышления и отражающие наиболее существенные связи, присущие всем объектам объективной реальности. Выявление всеобщих, повторяющихся связей приводит к открытию законов окружающего мира.

В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. При этом каждая область природы, общества и мышления имеет свои собственные законы развития. Наряду с этими законами в окружающем нас мире действуют законы, которые распространяются на все области бытия и мышления. Наиболее общими законами развития являются: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания; закон единства и борьбы противоположностей. Эти три закона выражают универсальные формы движения и развития материального мира.

10.3. Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов развития, выражающий источник развития социальных и природных явлений.

В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей источник движения и развития коренится в самом развивающемся объекте. Суть этого закона состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на противоположные стороны, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует развивающийся объект как нечто целостное и качественно определенное и, с другой стороны, составляет внутренний импульс изменения этого объекта.

Взаимоотношение противоположностей в составе целого выступает как диалектическое противоречие, которое составляет суть данного закона.

Чтобы понять сущность диалектического противоречия, необходимо выяснить, как оно развивается и разрешается.

Противоположные стороны и тенденции в составе целого, взаимодействие которых образует противоречие, не даны в неизменном виде. Процесс возникновения различий и противоположностей имеет несколько стадий. На первоначальной стадии, существуя еще в возможности, противоречие выступает как тождество, содержащее несущественное различие.

Тождество – это понятие, выражающее равность, одинаковость предмета или явления с самим собой. Например, бытие нового качества и его небытие. Однако, поскольку окружающая нас действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов не бывает. Тождество всегда содержит в себе внутреннее различие.

Различие – необходимый момент всякого единства, особенность любой вещи, явления, процесса, характеризующая их внутреннюю противоречивость, развитие. Различие возникает на основе раздвоения единого на противоположности. Появление различия означает, что в процессе своего развития вещь, оставаясь самой собой, как бы становится другой. Различие характеризует начальный этап развития противоречия, оно есть неразвитое противоречие.

Следующая стадия – существенное различие в тождестве, то есть при общей основе в объекте имеются существенные свойства и тенденции, не соответствующие друг другу. Существенные различия превращаются в противоположности, которые, взаимно отрицая друг друга, перерастают в противоречие. Противоположность в данном случае можно определить как сторону явления, процесса, коренным образом отличающуюся от своей другой стороны, как высшую ступень развития различий.

Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Таким образом, всякое развитие есть процесс возникновения противоречия, его разрешения и в то же время возникновения нового противоречия.

Противоречия внутренне присущи всем явлениям. Обладая всеобщим характером, противоречия по-разному проявляются в разных сферах бытия. В области природных явлений противоречия возникают и развиваются стихийно. Развитие и разрешение противоречий происходит в результате взаимодействия «слепых» противоположных сил и процессов, действующих на основе объективных законов. В обществе также действуют объективные законы, однако они связаны с целенаправленными действиями и разумной волей людей. Степень целенаправленности и разумности деятельности людей различна на разных этапах общественного развития.

При рассмотрении развивающихся предметов и явлений действительности у них можно обнаружить самые разнообразные особенности. Без одних эти предметы могут оставаться сами собой, а без других – нет. Те характеристики, теряя которые, материальная система перестает существовать, являются существенными свойствами. Совокупность существенных свойств составляет качество данной материальной системы.

Категория «качество» выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой, он и является именно этим, а не иным объектом. Категория качество, таким образом, отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объектов, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого.

Способ проявления определенной стороны какого-либо качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие, называется свойством.

Свойства могут характеризовать объект, как с количественной, так и с качественной стороны. Количество – это характеристика вещи (явления, процесса) с точки зрения их относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Например, один человек и одно животное в сумме = 2

Качество и количество неразрывно связаны между собой и образуют меру. Мера – выражение единства количественных и качественных характеристик объекта. Мера указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества и наоборот. Мера это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом существенные характеристики. Непонятно каким образом, но постепенные количественные изменения приводят к качественным изменениям. Следовательно, в объективном мире качество существует лишь в единстве с количеством.

Переход одного явления в другое является результатом количественных и качественных изменений, проходящих через ряд промежуточных ступеней. При этом, будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, количественные и качественные изменения существенным образом отличаются друг от друга.

Количественные изменения осуществляются медленно, скрытно, постепенно, непрерывно. Качественные представляют собой прерыв постепенности, непрерывности, осуществляются резко, открыто, скачкообразно. Скачок – это процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижению изменяющимися объектами границы меры.

Отличительными особенностями скачка являются: 1) сложное переплетение двух процессов – исчезновения старого качества и возникновения нового; 2) установление существенно нового единства качественных и количественных характеристик изменяющегося объекта. Особенности скачка зависят как от природы изменяющегося предмета, так и от условий, в которых этот предмет изменяется.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных изменений в качественные раскрывает механизм развития.

Направленность развития раскрывает закон отрицания отрицания. Чтобы понять сущность закона отрицания отрицания, необходимо выяснить содержание понятий, характеризующих этот закон. Основными понятиями, характеризующими этот закон, являются: отрицание, преемственность, развитие.

Понятие «отрицание»выражает определенный тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание, таким образом, является необходимым моментом процесса развития.

Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает степени собственного отрицания, то есть становится качественно иным. Своеобразие данного перехода заключается в том, что лишь отрицательное способно переходить в положительное и давать ему жизнь, а не наоборот.

Иногда отрицанию подвергают все, упуская из вида наличие в отрицаемом явлении положительных сторон. Такое понимание отрицание было свойственно некоторым представителям нашей отечественной науки. Генетику, например, в старых словарях называли «продажной девкой империализма», кибернетику – «лженаукой для затуманивания мозгов трудящихся». В результате такого подхода наше общество отстало в разработке этих проблем.

Стремясь к новому, не следует полностью отбрасывать старое, необходимо преодолевать в этом старом все отмершее, отжившее, утратившее прогрессивное значение.

Преемственность можно определить как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Таким образом, развитие происходит не по прямой линии, а по спирали. Спираль можно определить как последовательность циклов развития, образующих цепочку, каждое звено которой выступает как один из витков развития в последовательности взаимосвязанных ступеней.

Хотя спираль является только образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот выявляет общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания, когда развитие не повторяет пройденных путей, а отыскивает новые, сообразно изменениям внешних и внутренних условий. Повторение свойств, имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму развития, но и темп этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается все более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного знания.

Закономерности развития природного и социального мира отражают не только основные законы развития, но и категории. Категории – это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные связи в той или области действительности. Категории являются своеобразным результатом обобщения познания и предметно-практической деятельности. Категории, отражая всеобщие стороны и связи в объективном мире, являются узловыми пунктами познавательной деятельности, ступенями развития познания. Человек, выделившись из природного окружения посредством приобретения сознания, стал осознавать себя как нечто отдельное от окружающего мира. Результатом осознания своей обособленности и самостоятельности явилось формирование категории отдельного. Постепенно человек от осознания своей обособленности от окружающего мира пришел к выводу, что без взаимосвязи с окружающим миром он существовать не может. Итогом этого понимания явилось становление категории связь.

Поскольку связь предполагает взаимодействие, результатом которого являются определенные изменения, человек с необходимостью пришел к выводу, что природный мир находится в движении и развитии. С осознанием изменчивости природного мира осуществилось и осознание других сторон и взаимосвязей действительности – вследствие чего появились новые элементы категориального аппарата: единичное, общее, количество, качество, тождество, различие и пр.

Связь представляет собой отношение между явлениями и сторонами одного и того же явления. Но не всякое отношение является связью, а только такое, которое предполагает зависимость изменений одного явления от изменений другого явления. В отличие от связи, отношение между элементами, не ведущее в результате изменения одного из них к изменениям других, представляет собой изолированность или раздельность. Связь и изолированность являются различными видами отношений, сосуществуя в единстве.

Наличие взаимосвязи и раздельности предметов материального мира позволяет перейти к анализу категорий единичное, особенное, общее. Специфичность, неповторимость отдельных объектов реального мира составляет единичное в них. Например, каждый человек непохож на другого человека. Таким образом, категория единичного (индивидуального, отдельного) выражает относительную обособленность (отъединенность) объектов друг от друга в пространстве, а также их неповторимость и уникальность.

Однако эти уникальные объекты материального мира находятся во взаимосвязи с другими объектами определенной материальной системы. То есть каждый предмет помимо уникальных, только ему присущих признаков, обладает признаками, которые являются у него общими с другими предметами.

Для выявления единичного уникального в предмете необходимо изучаемый предмет сопоставить со всеми другими материальными предметами, но на практике это неосуществимо. Поэтому предмет сравнивают только с некоторыми предметами. При таком сравнении можно установить наличие сходства и различия между предметами. Признаки, которые являются сходными, составляют общее, а признаки, выявляющие различие при сравнении, обнаруживают особенное в группе предметов. Особенное выражает, таким образом, во-первых, общее в его воплощении в единичном, а во-вторых, единичное в его единстве с общим.

Изучая предметный мир, можно обнаружить, что все явления и процессы обладают определенной формой и содержанием. Категория содержание обозначает совокупность всех составных элементов данного объекта, а категория форма обозначает определенную организацию элементов и связь между ними.

Содержание и форма представляют собой неразрывное единство. Все явления материального мира обладают одновременно как формой, так и содержанием. Даже, если иногда говорят о бессодержательности какого-либо произведения культуры, то это вовсе не означает, что оно вообще не обладает никаким содержанием. Содержание всегда имеется, но в некоторых «шедеврах» оно присутствует в усеченном виде.

В процессе познавательной деятельности появляются новые категории. Например, система, элемент, структура и др. Эти новые категории являются результатом исследования новых сторон и взаимосвязей.

Рассматривая категории содержание и форма, мы определили их, использовав понятие элемент. Элемент – это относительно устойчивая, качественно определенная реальность, которая во взаимосвязи с другими реальностями образует конкретную целостность. Систему связей между элементами, образующими целостность, называют структурой. Элементы и структура взаимообусловлены: с одной стороны, структура определяется природой элементов, их качеством и количеством, а с другой стороны, свойства элементов зависят от структуры целого.

Чтобы углубить знания об изучаемой целостности, рассмотрим категории часть и целое, выражающие отношения между элементами. Единство взаимосвязанных элементов представляет собой целое, а составляющие его элементы выступают как части. Часть и целое находятся во взаимосвязи друг с другом: с одной стороны, природа целого определяется природой составляющих его частей; с другой стороны, целое несводимо к сумме составляющих его частей; с третьей – природа целого зависит от взаимосвязей между частями, то есть определяется структурой; с четвертой – структура, связь между элементами зависит от их природы.

Теперь можно перейти к рассмотрению категорий сущность и явление, которые являются всеобщими формами предметного мира. Сущность – это внутреннее, необходимое содержание предмета, выражающееся в единстве всех форм его бытия; явление – это форма обнаружения сущности. Например, сущность воды определяется наличием у нее двух атомов водорода и одного атома кислорода. Данная сущность может быть опредмечена в следующих явлениях: вода, лед, пар, снег, град.

Как указывалось ранее, все объекты материального мира взаимосвязаны друг с другом. Одной из форм всеобщей взаимосвязи и взаимодействия явлений материального мира является причинно следственная связь. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает или влечет за собой другое явление. Это другое явление называют следствием.

Обычно утверждают, что каждая причина порождает соответствующее следствие и, что каждое следствие имеет свою причину. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. К тому же, различие между причиной и следствием является относительным. Причина и следствие могут меняться местами, и следствие может стать причиной другого следствия.

Изучение причинно-следственных связей является необходимым звеном в познавательной и предметно преобразующей деятельности. Отношения причинности не только объективны и всеобщи, но и необходимы: если есть причина, то неизбежно появление следствия, которое само становится причиной другого явления и т.д. Эту объективную всеобщую и необходимую последовательность явлений называют причинной цепью, которая не имеет ни начала, ни конца. Причинность является центральным моментом детерминизма, философского учения об объективной и закономерной взаимообусловленности явлений.

Взаимосвязь причины и следствия зависит не только от самой причины, но и от характера условий, при которых действует эта причина. Эти условия превращают в действительность(в определенное следствие) одну из аккумулированных в причине возможностей. Поэтому наряду с исследованием причинно следственных связей необходимо изучать и такие ступени в проявлении внутренних закономерных связей как возможность и действительность. Возможность – объективная тенденция становления явления, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность – это объективно существующее явление как результат реализации определенной возможности. Возможность и действительность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, возможности не существуют вне действительности, то есть действительность является материальной основой возможностей. Следует сказать, что не всякая возможность переходит в действительность. Превращение возможности в действительность зависит от условий. Условия могут быть реальные, абстрактные, логические и формальные. В соответствии с условиями классифицируются и возможности.

Бывают ситуации, когда возможность может быть рассмотрена как неизбежность (необходимость). Например, смерть является неизбежностью для всякого живого организма. Но вместе с тем, смерть может наступить от разных причин и в разное время. Поэтому неизбежность включает в себя и определенные возможные варианты будущей действительности.

Способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при определенных условиях имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность, называют необходимостью. Необходимость, таким образом, категория, отражающая внутренние, устойчивые, повторяющиеся свойства и связи явлений. Способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте при определенных условиях имеется несколько различных возможностей, но превращается в действительность только одна из них, называется случайностью. Случайность, таким образом, это категория, отражающая в основном внешние, несущественные, неустойчивые, необязательные единичные связи и свойства действительности.

Необходимость и случайность являются соотносительными категориями и не существуют друг от друга. Поэтому каждое явление представляет собой единство необходимости и случайности. В реальной действительности не существует такой случайности, которая в другом бы отношении не выступала как необходимость.

При определенных условиях необходимость можно отождествить со случайностью: случайное – необходимо, а необходимое случайно, то есть, где в явлениях природы и общества на поверхности происходит игра случая, сама случайность подчинена внутренним скрытым законам. Таким образом, в реальной действительности одно и то же явление содержит взаимосвязанные необходимые и случайные моменты.

Изучение необходимых связей в развитии общества и природы является теоретической основой практической деятельности. Из соотношения практической деятельности и объективной необходимости вытекает проблема взаимосвязи свободы и необходимости. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В повседневной жизнедеятельности люди сталкиваются с конкретными проявлениями необходимости в виде отношений, обусловливающих интересы и цели. Люди не могут выбирать объективные условия для своей деятельности, но они свободны при выборе целей и средств их достижения. Уровень свободы человека зависит от осознания реальных возможностей. Из возможности выбора деятельности вытекает и ответственность человека за последствия своих действий. В процессе исторического развития расширяются рамки свободы. Таким образом, объем свободы человека является мерой общественного прогресса.

Категории являются не только этапами развития познавательной деятельности, но и формами мышления. При помощи категорий осмысливается материал, получаемый на основе взаимодействия человека с окружающим миром в процессе научных разработок и предметно-пре6образующей деятельности.

 

Тема 11. Проблема сознания

 

1. Типы и формы отражения. Происхождение сознания, его биологические и социальные предпосылки.

2. Идеальное как специфическое отражение материального мира и продукт сознательной деятельности человека.

3. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.

 

11.1. Проблема сознания всегда привлекала внимание специалистов многих отраслей научного знания, в том числе и философов. Сознание возникло на определенном этапе развития материи, его происхождение связано с появлением человека и человеческого общества.

Предпосылкой возникновения сознания явилось свойство отражения (См. схему: Типы и формы отражения).

Отражение можно определить как процесс и один из результатов действия одной материальной системы (отображаемой) на другую (отображающую), представляющий собой воспроизведение в иной форме особенностей первой системы во второй системе.

Отражение на уровне неживой природы является пассивным. Однако именно на данном уровне отражения имеются необходимые предпосылки появления активного отражения в процессе усложнения организации взаимодействующих систем. Такой предпосылкой является избирательность отражения, определяемая избирательностью реакции отображающей системы на те или иные внешние воздействия. Например, в химическую реакцию вступают не все вещества, а строго определенные.

На уровне отражения в живой природе наблюдается эволюция фактора активности. В органическом мире отражение имеет уже не пассивный, а приспособительный характер. Приспособительный характер органического отражения проходит различные ступени в своем развитии. Простейшей формой отражения в органической материи является раздражимость, наблюдаемая у одноклеточных, которая является способностью организма реагировать на внешние раздражения изменением положения, формы, химизма тела и скорости его движения. На более высоком уровне органического мира раздражимость переходит с чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Способность ощущать присуща представителям животного мира, включая человека. Эта способность базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей механизм, посредством которого живой организм отвечает на воздействия внешнего мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.012 с.)