Тема 5. Западно-европейская философия эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Западно-европейская философия эпохи Возрождения



1. Гуманистическое направление в философии эпохи Возрождения

2. Натурфилософские учения в эпоху Возрождения

3. Естественно научные концепции эпохи Возрождения

4. Социологическое направление в философии эпохи Возрождения

 

5.1. Эпоха Возрождения – переходная эпоха от феодализма к капитализму. Ее характеризует переход к городскому образу жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и географические открытия.

Специфика ренессансной философии заключается в том, что она пыталась осмыслить такие традиционные формы средневековой философии как отношение Бога и мира, Бога и человека в рамках пантеизма и антропоцентризма. Ослабление диктатуры церкви привело к появлению новой светской культуры, которая получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Термин «гуманизм» (от латинского humanos) означал светскую образованность в отличие от образованности церковно-теологической. Особенность культуры гуманизма определяется ее названием и состоит в подчеркивании интересов и прав человеческой личности.

Идеалом гуманизма была всесторонне развитая личность. Однако этот идеал гуманизма был ограниченным, так как имел в виду лишь избранную часть общества. В этом проявилась такая черта, свойственная буржуазной культуре, как индивидуализм.

Другой определяющей чертой гуманистической культуры, наряду с индивидуализмом, является использование античного культурного наследия. Основная масса античных литературных источников, которыми пользуется современная наука, была обнаружена в эпоху Ренессанса. Значение античного культурного наследия было столь велико для развития раннебуржуазной культуры, что вся эпоха определяется как «эпоха Возрождения» или «эпоха Ренессанса», чем подчеркивается возобновление античного культурного наследия после более чем тысячелетнего забвения

Ценностные изменения, обусловленные коренными преобразованиями, которые произошли в недрах способа бытия и идеологии средневековья, становятся фундаментальной основой дальнейших изменений в эпоху Ренессанса. Они воздействуют на все сферы человеческого опыта – на производство, общение, политику, повседневный быт и культуру в целом. Вот почему и личностные размышления философов, и их ориентации пронизаны противоборством с уходящим средневековьем. Они непременно связаны с важным для Возрождения вопросом: велик или ничтожен человек?

Рассмотренные особенности социально-экономического и культурно-научного развития в эпоху Возрождения предопределили и основные особенности философского прогресса. Новая философия, как составная часть культуры гуманизма, перестала быть служанкой богословия.

5.2. Одним из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения наряду с гуманизмом является возникновение натурфилософии, то есть философии природы. Несмотря на значительное разнообразие натурфилософских учений, можно выделить наиболее существенные для них черты:

1)последовательный пантеизм;

2)обоснование бесконечности природы;

3)распространение гилозоизма, то есть представления о всеобщей одушевленности и оживленности природы, посредством чего стиралась граница между органической и неорганической природой;

4)рассмотрение человека как частицы вселенной;

5)антропоморфизм;

6)обоснование всеобщей взаимосвязи явлений;

7)увлечение магией и алхимией.

Отметив наиболее существенные черты натурфилософских концепций, рассмотрим идеи некоторых наиболее типичных представителей.

Первым натурфилософом и первым теоретиком экспериментального естествознания является Николай Кузанский. Он указал, например, на способ измерения времени количеством вытекающей воды и на возможность применения этого способа для измерения пульса, частоты дыхания, скорости падения. Тенденция соединения теории с практикой – наиболее замечательная черта деятельности Николая Кузанского как ученого.

По своим философским воззрениям Николай Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего основополагающего бытия только бога. Однако в понимании отношений бога и мира Кузанец, как его иногда называют, развивает ряд пантеистических и натуралистических идей. Его основные философские интересы связаны с двумя проблемами: 1)проблемой отношения бога к природе и места в ней человека; 2) решением гносеологических вопросов.

Николай Кузанский приписывает духовному, божественному бытию решающую роль в судьбах природы и мира, он противопоставляет бесконечное бытие бога конечному природному бытию. Хотя высшее, божественное бытие понимается идеалистически, как бытие духовное, однако его бесконечность означает, что «нет ни отца, ни сына, ни духа святого», которые неприменимы к бесконечному бытию. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Кузанский вместе с тем доказывает наличие всеобщей связи вещей и явлений в ней: Одним из проявлений связи вещей он считает наличие движения в природном мире. В связи с этим он формулирует ряд передовых идей: о суточном вращении земли вокруг своей оси и Солнца, о природе лунного света, об относительности размеров Земли и Солнца (Земля меньше Солнца) и некоторые другие.

Природу он представлял живым организмом. Одним из проявлений этого организма является человеческое существо. Человек соединяет в своей природе земное и божественное начало и потому он бесконечное существо. Он заключает в себе умственную и чувственную природу и отражает в себе весь мир, являясь его сжатым изображением.

Решая проблему познаваемости, Николай Кузанский постоянно подчеркивает, что бог не поддается человеческому познанию. В его теории познания содержатся элементы скептицизма: относительно всех вещей человек может получать только предполагаемые истины. Николай Кузанский постоянно подчеркивает недостижимость абсолютной истины.

Интересным представителем итальянской натурфилософии был Джордано Бруно, жизненный путь которого совпал с процессом освобождения от старых ценностей.

Мировоззрение Джордано Бруно можно определить как материализм в форме пантеизма. У Бруно бог окончательно переселяется в природу, которая, по его определению, есть ни что иное, как «бог в вещах». Бруно последовательно растворяет Бога в природе: «Природа либо сама есть Бог, либо Божественная сила, скрытая в вещах». Бруно часто называет природу божественной и считает ее познаваемой. В познании природы он видел главную задачу для философии

Джордано Бруно убежден в бесконечности природы. Развивая учение Демокрита о множестве миров, Джордано Бруно обращается к теории Коперника и идеям Николая Кузанского. Джордано Бруно отказывается от гелиоцентрических воззрений. По его мнению, Вселенная не имеет центра. Любая планета может быть истолкована наблюдателем как центр Вселенной. Следовательно, Солнце - не центр Вселенной, а центр нашей планетной системы. Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд. Таким образом, Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Эти воззрения Джордано Бруно были подтверждением лишь в последнее время. Воззрения Бруно являются примером плодотворного влияния философии на развитие специальных наук.

Леонардо да Винчи сформулировал элементы механистического материализм. Он сформулировал принцип детерминизма и исключил из понятия закономерности элементы телеологизма, которые были свойственны натурфилософам. Элементы механистического материализма сочетаются у Леонардо с деизмом.[1] Леонардо представлял бога как перводвигатель, сообщивший природе первый толчок. В этом заключается основное отличие механистического материализма Леонардо да Винчи от пантеистического материализма Джордано Бруно и других натурфилософов.

В области гносеологии Леонардо развил ряд положений, касающихся метода исследования. Он предложил различать науки по достоверности результатов их познания и эффективности методов исследования. В связи с этим Леонардо выступил против авторитетов древности. Он считал, что настоящий ученый должен опираться на свой ум, развивая его исследованиями и упражнениями.

5.3. Дальнейшее развитие философской мысли, основывающейся на естественно научных открытиях, связано с именем немецкого астронома, математика, физика и философа Иоганна Кеплера.

Первый закон Кеплера утверждает, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным строго геометрическим кругам, а по эллипсам. Солнце находится не в самом центре эллипса, а смещено в один из фокусов.

Второй закон утверждает, что радиус-вектор (линия, соединяющая планету и Солнце) в равное время описывает равные площади. Философское значение этого закона этого закона было еще более значительным. Ведь этот закон устанавливал неравномерность скоростей движения планет вокруг Солнца.

Третий закон гласит. Что квадраты времени обращений планет пропорциональны кубам их средних расстояний от Солнца. Этот закон связывает все планеты в единую физическую систему.

Законы Кеплера позволяли предвидеть некоторые небесные явления. Возможность предсказания небесных явлений нанесла весомый удар по астрологии.

Выдающимся ученым эпохи Возрождения по праву считается Галилео Галилей, который открыл ряд фундаментальных законов механики: 1) пропорциональность пути падающего тела квадрату времени его падения; 2) одинаковость скорости падения тел различного веса в безвоздушной среде; 3) неуничтожимость прямолинейного движения, сообщенного какому-нибудь телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие не прекратит его и др. Законы механики, сформулированные Галилеем, ставили понятие закона на научную почву.

Галилей, как и Джордано Бруно, использовал концепцию двух истин, чтобы разграничить вопросы религии и науки. Философские воззрения Галилея можно определить как механистический материализм. Материя, согласно Галилею, вполне реальная, телесная субстанция, имеющая корпускулярную структуру. Частицы материи обладают определенной формой, величиной, занимают то или иное место в пространстве, движутся или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые не существенны для материи.

5.4. Все научные открытия и достижения эпохи Ренессанса реализовывались в социально-экономической практике. В свою очередь социально- экономические изменения находили отражение в философии и социологии. В эпоху Возрождения появились социологические концепции, которые рассматривали общество как сумму изолированных индивидов, приобрели огромное значение концепции государства и права.

Наиболее влиятельным теоретиком общества и государства эпохи Возрождения по праву считают Макиавелли. В своем сочинении «О государе». Макиавелли предлагал политикам изучать характерные особенности природы людей и человеческую историю. По его мнению, зная прошлое, можно предвидеть и настоящее. Поскольку природа людей всегда и везде одинакова, то знание человеческих слабостей позволит использовать их.

Высшей целью политики, по Макиавелли, является величие и мощь государства. Благо государство должно быть главным законом общественной жизни. Макиавелли считает, что интересам государства должна быть подчинена и деятельность церкви, назначение которой он видел в упрочении государственной власти путем внушения народу беспрекословного повиновения властям.

Поскольку благополучие и сила государства составляют, по мнению Макиавелли, высший закон политики, то для достижения этой цели пригодны любые средства подкуп, убийство, отравление, вероломство. Он провозгласил принцип, согласно которому, цель оправдывает средства.

Глупо обвинять Макиавелли в аморализме: Макиавелли только передал суть политики как таковой, которая по природе своей не сочетается с нравственностью. Духовность, гуманность и мораль существуют на границе с политикой, не проникая в ее сущность.

Основы политики, изложенные в работе Макиавелли, получили название макиавеллизма, учения о достижении политических целей, основывающегося на беззастенчивых и неразборчивых средствах.

Усиливающаяся эксплуатация в эпоху Возрождения привела к появлению общественно-политических теоретиков, выражавших интересы народа. К их числу относятся Т. Кампанелла и Т. Мор.

В первой части своей книги «Утопия» Томас Мор подверг острой критике положение, сложившееся в Англии в связи с накоплением капитала. В качестве основной причины социального зла Томас Мор рассматривает частную собственность. Видя в частной собственности основную причину социальных бедствий трудящихся, Томас Мор рисует идеальный строй, при котором общественное производство организовано на условиях всеобщего равенства

Интересной стороной мировоззрения Томаса Мора является обоснование им необходимости идеального общественного строя. Жители Утопии устраивают свою жизнь так, как им диктует природа человека, стремящегося к здоровым наслаждениям и к пользе, диктуемой разумом. Идеальный общественный строй обосновывается Томасом Мором при посредстве рациональной аргументации. В этом его отличие от других утопистов, которые связывали радикальные уравнительные требования с религиозной аргументацией, ссылаясь на священное писание.

Утопическим по своему содержанию было и учение Томмазо Кампанеллы. Его произведение «Город Солнца» не только воспроизводит отдаленный социальный идеал, но представляет политическую программу, которую Кампанелла рассчитывал осуществить в случае победы над испанскими поработителями. Реалиям социальной действительности Италии он противопоставил утопический строй города Солнца.

У жителей города Солнца, соляриев, нет частной собственности, труд обязателен для всех граждан, полностью отсутствует праздность и паразитизм. Это приводит к тому, что не люди служат вещам, а вещи – людям. Все, что создано совместным трудом, считается общим достоянием. Уважение к труду прививается с детства в соответствии с природными наклонностями. Труд является не обязанностью, а потребностью. Все виды труда являются одинаково почетными, а наиболее почетными – самые тяжелые.

Таким образом, в развитии философии Возрождения выделились такие направления: гуманистическое, натурфилософское, естественнонаучное и социологическое. Общей чертой всех философских учений эпохи Возрождения, несмотря на наличие некоторых существенных различий, является гуманистическая направленность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 50.17.92.200 (0.021 с.)