Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Философия в исторической динамике культуры↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Гг. Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций: • формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности; • овладение основами мировой и отечественной философской культуры; • формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности. Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций. В результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать: • основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; • ключевые идеи и категории философского анализа; • основные подходы к философской интерпретации бытия; • фундаментальные компоненты философской теории человека; • базовые ценности современной культуры; • философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной); • основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования; • основные концепции функционирования и развития общества; • смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения. Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь: • формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения; • применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; • характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их; • уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия; • осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности; • определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
Тематический план (дневная форма обучения)
Раздел I.ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» Проблема определения понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества Трудности определения понятия философии. Невозможность определения понятия философии через сравнение ее с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством). Невозможность определения философии через историю философии. Философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т. е. через размышление о смысле собственной жизни. Ошибочность обыденного представления о философии как чего-то чуждого жизни человека. Поскольку только человеку свойственно задаваться вопросом о смысле собственной жизни, то философия является сущностной характеристикой человеческого бытия. Отличие европейского понятия философии от таких понятий как даршана в индийской философии и чжи (мудрость) в китайской философии. Рождение философии в условиях древнегреческой полисной демократии. Европейское понятие философии предполагает достижимость ее высших понятий для каждого человека. Следовательно, европейское понятие философии выражает сущностную характеристику человека как гражданина и члена общества. Совпадение предмета образования с одной из главных философских проблем – проблемой человека и его места в мире. Философия как теоретический базис педагогики и образования. Модуль 1. Философия как социокультурный феномен Роль философии в системе культуры Система активности человека как социального существа: деятельность, поведение, коммуникация. Культура как система ценностей, целей, норм, определяющих активность человека как социального существа. Культура как социокод воспроизводства социальной активности человека. Гуманитарные науки как выявление норм, ценностей и правил, управляющих разными сферами социальной активности человека. Иерархическое строение этих норм, ценностей и правил. Понятие универсалий культуры: онтологии, смысложизненные ориентиры, способы и трансляции социального опыта, понятия причинности, добра и зла, объектно-субъектных отношений. Возникновение новых форм активности человека как причина кризиса старых смыслов универсалий культуры и мировоззренческих ориентаций. Философия как форма рефлексии над глубинными основаниями культуры, обеспечивающая динамику ее развития. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. Отличие философского мышления от обыденного сознания и здравого смысла. Из определения философии как рефлексии над универсалиями культуры вытекают основные функции философии: 1. Систематизация и синтез всех форм знания о мире и социальной активности человека на определенном этапе исторического развития человечества, и на основе этого синтеза выявление смыслов универсалий культуры этого этапа. 2. Критика старых смыслов универсалий культуры. 3. Обоснование новых смыслов универсалий культуры, определяющих ее дальнейшее развитие. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания Современные представления о структуре философского знания. Основные философские дисциплины: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социология или социальная философия (учение об обществе). Дополнительные философские дисциплины: этика, эстетика, философия языка, философия науки и т. д. Представление о философии в ранней греческой философии. Реформирование системы философского знания Аристотелем. Концепция метафизики. Научная революция второй половины XVI – XVII в. Появление понятия онтологии. Коперниканский переворот в философии И. Канта. Концепция гносеологии. Критика панлогизма Г. Гегеля Л. Фейербахом и С. Кьеркегором – формирование философской антропологии. Концепция исторического развития общества (К. Маркс и О. Конт). Формирование социологии (социальной философии) как автономной философской дисциплины. Основные направления философской мысли XX в. Роль социальной философии в современную эпоху. Философия эпохи Ренессанса Исторические предпосылки итальянского Возрождения. Особенности философской мысли раннего этапа европейского Возрождения: XIV — первая половина XV вв. Лоренцо Валла и Николай Кузанский как выдающиеся представители философской мысли раннего Возрождения. Флорентийская школа неоплатоников и Северное Возрождение: вторая половина XV – первая четверть XVI в. Роль философии эпохи Возрождения в идейной подготовке реформационного движения и научной революции. Социокультурные предпосылки коперниканской революции в области естествознания и великих социальных революций XV – первой половины XVII вв. Николай Коперник и начало великой научной революции второй половины XVI – XVII вв. Роль Тихо Браге, И. Кеплера и Г. Галилея в развертывании коперниканской научной революции. Программа реформации М. Лютера. Особенности основных направлений реформационного движения. Взаимосвязь коперниканской научной революции и реформационного движения. Итоги коперниканской научной революции: разрушение теоцентрической картины мира, секуляризация естествознания, формирование новых методов научного познания. Итоги и последствия социальных революций: подорваны, а в отдельных странах полностью уничтожены позиции католической церкви как оплота феодального порядка; заложен фундамент национального развития отдельных европейских государств, сформирован «дух капитализма»; процесс секуляризации обществознания (разочарование в идее «богоугодного правления»). Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре Социальные предпосылки формирования новоевропейской философии: достижения и противоречия реформационного движения и коперниканской научной революции. Роль философии Р. Декарта и Ф. Бэкона в создании методологии математического и экспериментального естествознания. Основные характеристики классического естествознания: 1) идея суверенности познающего разума («cogito» Р. Декарта); 2) акцент на объектной стороне познания (принцип всеобщего сомнения Р. Декарта и критика идолов познания Ф. Бэкона); 3) поиск самоочевидных онтологических принципов; 4) идеал познания – в построении абсолютно истинной картины природы; 5) механистический натурализм; 6) аналитизм. Роль Г. Гроция и С. Пуффендорфа в формировании новоевропейской концепции естественного права. Т. Гоббс и Б. Спиноза: формирование естественно-правовой парадигмы социального знания Нового времени. Принципиальные отличия классической теории естественного права и новоевропейской. Основные характеристики естественно-правовой парадигмы социального знания: 1) десакрализация социально-гуманитарного знания; 2) математическое естествознание как образец для построения социальной теории; 3) приоритет индивида перед социумом (теория общественного договора); естественное равенство людей; 5) концепция естественных прав человека; 6) законы рационального поведения человека как естественные законы устройства общества. Формы культуротворчества Ю. Хабермас о процессе автономизации основных форм культуротворчества (морали, искусства, науки и религии) в новоевропейской культуре XVIII — ХХ вв. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Особенности современной религиозной мысли. Роль науки в культуре современного общества. Опасности растущей автономизации и изоляции форм культуротворчества в современную эпоху. Следствия этой изоляции: сциентизм, «поэтизм», морализаторство и религиозный фундаментализм. Понятие диалога культур. Роль философии как способа интеграции современных форм культуротворчества. Понятие диалога культур как характерная черта формирующейся эколого-футурологической парадигмы социального знания. Модуль -резюме СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ» Учебники и учебные пособия 1. История философии: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. 2. Калмыков, В.Н. Философия: учеб. пособие / В.Н. Калмыков. – Минск, 2006. 3. Основы философии: от классики к современности, учеб. пособие. – М., 1998. 4. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери // Сочинения: в 4 т. – СПб., 1994-1997. 5. Философия: учеб. пособие / под ред. О.С. Тернового. – Мн., 1998. 6. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов на/Д., 1999. 7. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001. 8. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]; / под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007. 9. Философия: учеб.-метод, комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2003. 10.Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004. 11.Философия: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2001. 12.Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.
Практикумы: 13.Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. / Е.Б. Гайдадымов. – Мн., 2004. 14.Практикум по философии. В 2-х ч. Ч. 2. Философия человека. / Е.Б. Гайдадымов. – Мн., 2005. 15.Практикум по философии: Социальная философия. / А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. – Мн., 2007.
Хрестоматии и антологии 16.Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969-1972. 17.Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 18.Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999. 19.Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972. 20.Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972-1973. 21.Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997. 22.История общественной и философской мысли в Беларуси: раннее и развитое Возрождение: хрестоматия: пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2010. 23.История общественной и философской мысли в Беларуси: эпоха Средневековья; Хрестоматия; пособие / Авт.-сост. В.В. Старостенко. – Могилев, 2009. 24.Мир философии. в 2 ч. – М., 1991. 25.Путь в философию: антология. – М., 2001. 26. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001. 27.Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д, 2002.
Информационно-справочные издания 28.Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М, 2001–2002. 29.Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
Экзаменационные вопросы по философии
1. Проблема определения понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества. 2. Роль философии в системе культуры. 3. Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии. Направления и школы философии. 4. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания. 5. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. 6. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. 7. Становление философии в культурах древнего Востока. 8. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. 9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. 10. Философия эпохи Ренессанса. 11. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. 12. Философская мысль эпохи Просвещения. 13. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. 14. Истоки и основные черты философии К. Маркса. Развитие марксизма в XX веке. 15. Классическая и неклассическая европейская философия. 16. Кризис техногенного общества и его осмысление в философии XX века. Особенности развития философии XX в. 17. Особенности и основные направления философии XX века. 18. Философия постмодернизма. 19. Основные этапы развития философской мысли Беларуси. 20. Советская философская мысль (Особенности развития и основные проблемы русской философии). 21. Развитие понятия бытия в истории философии. Понятие онтологии. 22. Бытие материальное и идеальное. Концепции материи в истории философии и науки. 23. Развитие как атрибут бытия. (Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма) 24. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. 25. Диалектика (законы и категории диалектики) и синергетика (основные понятия). (24 и 25 объединены) 26. Формы бытия. Системная организация бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. 27. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. 28. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа». 29. Концепция коэволюции общества и природы. Экологические ценности современной цивилизации. 30. Основные стратегии осмысления человека в классической и постклассической философии. 31. Основные характеристики бытия человека в философии XX в. 32. Деятельность как сущностная характеристика человека. 33. Социальное и биологическое в человеке. 34. Понятие личности. Роль социализации, образования, коммуникации в становлении личности. 35. Социализация, образование, коммуникация. Их роль в становлении личности. 36. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни. 37. Проблема определения понятия сознания. Концепции сознания в истории философии. 38. Сознание и эволюция форм отражения. Многомерность и системная природа сознания. 39. Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания. 40. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии. 41. Структура познавательного процесса. Познание как творчество. 42. Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии. 43. Понятие науки. Специфика научного познания. 44. Структура научного знания. Методология научного исследования. 45. Природа научных революций. Понятие парадигмы научного знания. 46. Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии. 47. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь. 48. Процессы глоболизации и трансформации в общественной мысли. 49. Концепции исторического развития общества в истории философии. 50. Техника и ее роль в развитии цивилизации. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Гг. Цели и задачи учебных дисциплин интегрированного модуля Основные цели изучения учебной дисциплины «Философия», связанные с формированием общих философских компетенций: • формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности; • овладение основами мировой и отечественной философской культуры; • формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности. Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций. В результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать: • основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; • ключевые идеи и категории философского анализа; • основные подходы к философской интерпретации бытия; • фундаментальные компоненты философской теории человека; • базовые ценности современной культуры; • философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной); • основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования; • основные концепции функционирования и развития общества; • смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения. Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь: • формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения; • применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; • характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их; • уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия; • осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности; • определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
Тематический план (дневная форма обучения)
Раздел I.ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия» Проблема определения понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества Трудности определения понятия философии. Невозможность определения понятия философии через сравнение ее с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством). Невозможность определения философии через историю философии. Философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т. е. через размышление о смысле собственной жизни. Ошибочность обыденного представления о философии как чего-то чуждого жизни человека. Поскольку только человеку свойственно задаваться вопросом о смысле собственной жизни, то философия является сущностной характеристикой человеческого бытия. Отличие европейского понятия философии от таких понятий как даршана в индийской философии и чжи (мудрость) в китайской философии. Рождение философии в условиях древнегреческой полисной демократии. Европейское понятие философии предполагает достижимость ее высших понятий для каждого человека. Следовательно, европейское понятие философии выражает сущностную характеристику человека как гражданина и члена общества. Совпадение предмета образования с одной из главных философских проблем – проблемой человека и его места в мире. Философия как теоретический базис педагогики и образования. Модуль 1. Философия как социокультурный феномен
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.015 с.) |