К. Маркс: история общества как естественно исторический процесс смены общественно-экономических формаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К. Маркс: история общества как естественно исторический процесс смены общественно-экономических формаций



Материалистическое понимание истории. Общественное производство как основа существования и развития общества. Определение понятия общественно-экономической формации. Развитие и смена общественно-экономических формаций. К. Маркс и Ч. Дарвин. Законы функционирования и смены общественно-экономических формаций. Взаимосвязь материального производства, социальной структуры и политической организации общества. Концепция социальной революции в философии истории К. Маркса. Исторические типы общественно-экономических формаций. Критерии общественного прогресса в философии истории К. Маркса. Концепция капиталистического общества и его противоречий в философии К. Маркса. Концепция коммунистической общественно-экономической формации в марксизме. Марксизм как великий проект модерна. Развивались ли события истории по Марксу? Историческое развитие человечества в ХХ веке как подтверждение идей марксистской философии истории. Актуальность философии истории К. Маркса в начале ХХI века. Теоретические недостатки и противоречия марксистской философии истории: 1) европоцентризм философии истории К. Маркса; 2) неопределенность критериев выделения общественно-экономических формаций в историческом развитии человеческого общества; 3) нерешенность в философии К. Маркса проблемы взаимосвязи природы и общества; 4) пессимизм во взгляде Ф. Энгельса на историческое развитие человечества; 5) неопределенность концепции перехода от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической; 6) проблема пролетариата и его исторической миссии; 7) недостатки концепции отчуждения в философии марксизма.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Критика теорий постиндустриального, информационного общества. Критика цивилизационного подхода к истории общества

Социально-гносеологические предпосылки возникновения и развития техники. Техника как посредник между человеком и природой и как процесс освоения стихийных сил природы. Особенности техники эпохи архаического общества. Разложение первобытного рода, формирование классового общества и возникновение «мегамашины». Особенности формирования техногенного общества в Западной Европе в XV – XVIII вв. Формы развития техники в современную эпоху: технополисы, научные парки, инкубаторы. Диалектика взаимосвязи развития техники и роста социального отчуждения в условиях позднего капитализма.

Формирование концепций современного технологического детерминизма в социальной мысли ХХ в. Социокультурные предпосылки концепций технологического детерминизма: 1) превращение науки в производительную силу общества; 2) сокращение временных промежутков между фундаментальными научными открытиями и разработками на их основе новых технологий; 3) идеологическая борьба против марксизма.

Концепция единого индустриального общества Р. Арона. Теория стадий экономического роста У. Ростоу. «Компьютерная революция» конца ХХ в. и формирование концепции информационного, постиндустриального общества Д. Белла. Принципиальные недостатки концепций технологического детерминизма: 1) представления об автоматизме общественного прогресса в связи с прогрессом в области техники; 2) игнорирование опасных последствий развития техники в условиях современного капитализма – сциентизм, технократические утопии, опасность информационного тоталитаризма; 3) игнорирование проблем, связанных с экологическим кризисом.

Разочарование в идее прогресса в философии ХХ в. Социокультурные предпосылки кризиса идеи прогресса. Концепции цивилизационного подхода к истории человечества как выражение этого кризиса. Отличительны черты концепций цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона как идеологическое оправдание консервативной международной политики современного Запада. Принципиальные недостатки цивилизационного подхода к истории общества: 1) идеалистический характер концепций цивилизационного подхода к истории; 2) отказ от единства исторического развития человечества во многих теориях цивилизаций; 3) резко выраженный консерватизм во взглядах на общество.

Критика концепций технологического детерминизма и цивилизационного подхода к истории в работах В.И. Вернадского. Идейные источники концепции коэволюции природы и общества. Варианты современных концепций коэволюции в отечественной и зарубежной социальной философии.

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса

Два типа эволюции сложных саморазвивающихся, открытых и неравновесных систем в современной науке: 1) устойчивое и постепенное развитие (тип дарвиновской эволюции); 2) потеря устойчивости развивающейся системы и процесс хаотического развития (процесс катастрофической перестройки системы).

Линейный характер исторического развития общества в концепциях технологического детерминизма (непрерывный рост технологического могущества человека) и цивилизационного подхода (циклический характер развития общества).

Предпосылки концепции нелинейности исторического развития в философии истории К. Маркса: каждая общественная формация обладает автономными законами своего развития. Г. Лукач о методологических ограничениях применения исторического материализма для анализа развития докапиталистических формаций. Критика Лукачем вульгарного марксизма. Реформистская социал-демократия и сталинизм как две версии вульгарного марксизма. Нелинейный подход В.И. Ленина к возможности победы социалистической революции и слома буржуазных общественных отношений.

Взаимосвязь нелинейных концепций исторического развития с концепциями социосинергетики и коэволюции природы и общества. Характеристики эндо-экзогенных кризисов в развитии человечества. Преодоление эндо-экзогенных кризисов с точки зрения коэволюции природы и общества: 1) возникновение надбиологических норм поведения в верхнем палеолите и формирование человека как социального существа и общества; 2) возникновение земледелия и скотоводства в ходе неолитической революции и формирование аграрно-традиционных цивилизаций; 3) возникновение крупного промышленного производства и формирование техногенного общества.

Неравновесный характер развития современной капиталистической мир-экономической системы. Глобальные проблемы современности как симптомы кризиса техногенного общества. Футуросинергетика как методология поиска выхода из кризиса техногенной цивилизации.

Понятие культуры. Динамика развития культуры

Представления о культуре в эпоху античности. Социально-исторические предпосылки выделения культуры как предмета специального философского анализа. Роль классической немецкой философии в разработке проблем культуры и ее исторического развития.

Основные подходы к анализу культуры в философии ХХ в.: аксиологический, деятельностный, семиотический, игровой. Концепция культуры З. Фрейда. Процесс динамического развития культуры. Традиции и новации в развитии культуры. Роль философии исторической динамике культуры.

Кризис культуры современного техногенного общества

Анализ противоречий техногенного общества и его культуры в работах мыслителей конца XVIII — XIX вв. (Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, Ф. Ницше). Критика западной культуры в русской философии конца XIX — первой половины XX в. Критика культуры техногенного общества в философии немецкого экзистенциализма. Анализ противоречий культуры техногенного общества в работах мыслителей второй половины ХХ в.

Концепция «культурного империализма» и их критика современными философами и культурологами. Характерные черты кризиса западной культуры и техногенной цивилизации. Социальные причины кризиса культуры современного техногенного общества.

Формы культуротворчества

Ю. Хабермас о процессе автономизации основных форм культуротворчества (морали, искусства, науки и религии) в новоевропейской культуре XVIII — ХХ вв. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Особенности современной религиозной мысли. Роль науки в культуре современного общества.

Опасности растущей автономизации и изоляции форм культуротворчества в современную эпоху. Следствия этой изоляции: сциентизм, «поэтизм», морализаторство и религиозный фундаментализм. Понятие диалога культур. Роль философии как способа интеграции современных форм культуротворчества. Понятие диалога культур как характерная черта формирующейся эколого-футурологической парадигмы социального знания.

Модуль -резюме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.006 с.)