Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая необходимость и свобода личности

Поиск

Действия людей в конечном счете сопряжены с объективными законами природы и общества. Каждое поколение людей вступает в независящие от них условия своей жизни и Д-ти. Последние во многом определяют круг интересов людей, их стремлений. Но люди обладают и знач. свободой в определении целей своей Дти, т.к. в каждый истор. момент существует не одна, а несколько возможностей развития. Люди также более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Благодаря свободе выбора достижения отдельных индивидов (накопление знаний, опыт, изобретения, нравственные и духовные ценности) потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ (отсюда – колоссальное ускорение общественного прогресса в сравнении с темпами биологической эволюции).

Развитие общества – это непрерывная борьба альтернатив.

Истор. альтернатива – один из способов реализации назревшей истор. необходимости – предполагает выбор: «или – или», что свидетельствует о динамизме общества. Выбор есть разрешение назревшего социального противоречия, связан с изменением путей дальнейшего развития общества. Выбор осуществляют активно действующие социальные и политический силы общества. В результате выбора общество выходит либо на новый вариант формационного развития, либо на варинты внутриформационного развития (реформы, перестройки). Обстоятельства порождают выбор, а выбор углубляет обстоятельства.

Необходимость отражает нечто относительно устойчивое, сохраняющееся, упорядоченное, отраженное в соц. законах.

Свобода же выражает в большей степени появление разнообразного, новых возможностей, но на базе необходимости. Необходимость – развитие производительных сил и производственных отношений, иных общественных отношений, т.е. выступает как овеществление человеч. Дти. Отношение между необходимостью и свободой коррелятивное: они взаимно превращаются д/д. Необходимость и свобода – дополняющие и оппонирующие друг друга стороны единства. Это не исключает возможности роста свободы как одного из критериев общественного прогресса.

Человек свободен, так как он может самостоятельно распоряжаться собой, осуществлять выбор жизненного пути. Одновременно человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который диктует ему выбор форм и способов деятельности, их последовательность.

Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом.

Любые биологические организмы и социальные субъекты относительно независимы, свободны и вместе с тем несвободны от среды. Самые оригинальные проекты, мысли, идеи содержат в себе элементы несвободы от ранее полученного знания.

Рост свободы обусловлен включением человека в глобальную электронную цивилизацию с ее многообразием возможностей (коммуникации, личностное развитие, развлечения).

Рост детерминирован растущей зависимостью человека от увеличения сложности техники, Интернета, от среды вплоть до тотального контроля.


Роль народа и личности в истории.

События истории совершаются большими или меньшими массами людей, принадлежащих к тем или иным общественным классам и движимых определёнными интересами, идеалами и страстями.

Во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели, талантливые или бездарные, выдающиеся или посредственные, великие или ничтожные, прогрессивные и революционные или консервативные и реакционные. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот, не видящие дальше своего носа. Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий.

Всемирная история — результат деятельности великих или выдающихся вождей — вот вывод, который был сделан историками, философами, политическими деятелями на основе поверхностного рассмотрения исторических событий. Такой идеалистический, субъективистский взгляд на движущие силы истории и на роль личности в истории так же стар, как сама писаная история. Благодаря многовековой проповеди представителей эксплуататорских классов этот взгляд приобрёл прочность предрассудка. В разные эпохи он играл далеко не одинаковую роль. В борьбе против теологических взглядов он временами являлся даже идейным оружием прогрессивных общественных сил против сил реакции.


Социальные трансформации и модернизация, их роль в развитии современных обществ.

Модернизация – непрерывный и бесконечный процесс. Исторически период модернизации следует исчислять столетиями, хотя можно привести и примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация – это не раз и навсегда достигнутое состояние.

Феномены индустриализации и модернизации, начавшиеся предположительно примерно два столетия назад и лишь гораздо позднее концептуально оформившиеся, пока еще не получили какое-то видимое завершение. Конец истории, если таковой вообще имеется, пока еще не виден, и вопрос окончательной оценки природы и значимости этого масштабного исторического движения пока остается без ответа.

При модернизации обществ трансформируются типы и характер входящих в них групп.. В результате простейшие общества состоят из малого числа различающихся групп. Индустриальные общества подразделяются на множество групп. В них, кроме групп, сформировавшихся по возрастному и половому признаку, присутствуют группы, образованные на основе общей религии, этноса, территории, политической ориентации, группы, имеющие одинаковые интересы в спорте, отдыхе и хобби, и даже группы с аналогичными взглядами. Все эти многочисленные малые группы входят в одну крупную группу – общество, которое в силу своих особенностей и условий придает форму этим малым группам.

С 17 в начинается общечеловеческая интеграция на путях модернизации и глобальной трансформации. В 20-21 вв симбиоз традиционных и европейских структур перерастает в синтез с ориентацией на коммуникацию и взаимопонимание. Рационализм, технологизм Запада и тнтуитивизм, гумманизм Востока все теснее сочетаются в рамках новой общепланетарной цивилизации.


Основные понятия и этапы развития философии истории.

Процесс становления и развития философско-исторического знания слагается из нескольких этапов.

Предфилософия истории вкл в себя античные и средневековые воззрения на историю. В этот период были разработаны идеи «колеса истории», «мирового года», истории как «вечного возвращения», и, наконец, идея «стрелы истории» (истории как осмысленной связи прошлого, настоящего и будущего), заложившая основания классической философии истории;

Классическая философия истории оформляется в XVIII веке. - становление философии истории как самостоят раздела гуманитарного знания, форм-ся категориальный аппарат и определяются проблемные поля философско-исторического знания, развитие которого протекает далее в двух основных направлениях – философии истории Просвещения и «критической философии истории».

Неклассической философии истории– приходится на вт пол XIXвека и связано с ситуацией «антропологического поворота» в философии. Вначале специальным предметом исследования становится специфика исторического познания, но после серьезных потрясений общественного сознания, вызванных мировыми войнами, установлением тоталитарных политических режимов, «омассовлением» человека, снова актуальными становятся проблемы исторического бытия общества.

Современная философия истории включает в себя две предметные области: субстанциальную (онтологическую) и рефлексивную (эпистемологическую) философию истории.

Проблемное поле субстанциальной философии истории предполагает осмысление таких вопросов, как становление общества и специфика законов его развития; источник и факторы исторического процесса; направленность и периодизация исторической динамики; субъекты и движущие силы общественного развития; единство и многообразие исторического процесса; смысла истории и др.

Проблемное поле рефлексивной философии истории включает следующие проблемы: природа и специфика исторического познания; объективность исторического знания; статус понимания и объяснения в историческом исследовании; особенности исторического описания; социально-культурная детерминация исследовательской деятельности; специфика методологических программ исторического познания и др.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.009 с.)