Социальная детерминация культуры.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная детерминация культуры.



В культуре имеются относительно устойчивые универсалии - общечеловеческие формы общественной жизни: производство (благ и людей), труд и общение, воспитание и образование и т.д. Существуют и элементарные культурные образования: уход за телом, приготовление пищи, уборка жилища, и т.д. В культуре содержатся также исторически преходящие, возникающие и исчезающие, элементы, позволяющие видеть как сходство, так и различие типов культур античности, средневековья, Возрождения и т.д.

На культурные процессы влияет уровень жизни, материального благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни. При этом: а) лучшая материальная обеспеченность средствами культурного развития создает благоприятные возможности для овладения культурой; б) рост материального благосостояния общества или его отдельных слоев ведет не к развитию, а к упадку, деградации их культуры (например, в форме психологии вещизма, накопительства у людей с дисгармоничными потребностями). Культурные ценности, приобретая материально-товарную форму, становятся «потребительскими стоимостями». Если средневековая культура ориентировалась на мифический потусторонний «град божий», то культура эпохи Возрождения - на человека и его потребности.

НТР вызывает целый ряд новых тенденций в развитии культуры:

а) интенсификация человеческого общения, сокращение времени между созданием культурных ценностей и массовым их восприятием и использованием;

б) всеобщая технизация жизнедеятельности человека, ведущая к стандартизации вещей и в известной степени людей: вкусов, поступков, стремлений и т.п. Целостность интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и эстетической сфер личности позволят избежать примитивизации, стандартизации устремлений и поступков людей, сохранят гуманистическую сущность человека.

Определенное распространение получила антикультура:

а) постоянное обращение к теме смерти, некрофилии (в романах и фильмах ужасов, катастроф и т.д.);

б) пропаганда анормального в разных видах - романтизация преступника, чрезмерное внимание к отклонениям в сексуальном поведении и т.п.;

в) нигилизм по отношению к «старой» культуре, т.е. дисбаланс между традициями и новаторством в пользу абсолютизации последнего.

В целом, общество и культура нетождественны, и вместе с тем, культура пронизывает все слои и состояния социальной жизни. Через культуру выражается специфика человеческого образа жизни в отличие от природного образа жизни животных.


50. Понятие науки; наука как деятельность, социальный институт и система знания.

Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самопознании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для предвидения тенденций развития действительности и способность ее изменению.

Предпосылки науки создались в древней цивилизации в форме эмпирических знаний о природе и обществе в виде отдельных элементов астрономии, этики, математики и др. Образом научного знания является математическая теория.

Как своеобразная форма познания, т.е. специфический тип духовного производства и социальный институт, наука возникла в Европе в новое время (17в) в эпоху становления капиталистической способов производства и разделения единого раннего знания на философию и науку.

Условия возникновения науки в этот период: 1) общественно-экономические(потребность в увеличении производительности, утверждение капитализма); 2) социальные(подрыв господства религии).

Основные структурные элементы науки: а) наука как деятельность, б) наука как знание; в) наука как соц. институт. Наука как деятельность-творческий процесс субъектно-объектного взаимодействия, направленный на производство и воспроизводство новых объективно-истинных знаний о действительности. Наука как знание – является одним из самых дискуссионных вопросов в современной философии науки.

В зависимости от задач и установок исследования выделяют группы: а) исторические критерии научности(рациональный характер знания, воспроизводимость, универсальность); б) логический критерий(полнота, непротиворечивость); в) прагматический (простота, инструментальная эффективность)

Классификация научного знания: 1) математическое, техническое, социально-гуманитарное; 2) прикладное, фундаментальное.

Чтобы наука как деятельность и знание могла реально существовать в обществе, она должна быть органично интегрирована в систему соц.связей и коммуникаций, т.е. выступать в функции социального института. Наука как социальный институт - совокупность научных учреждений и организаций, интегрированных определенными нормами научного этноса, а также формами взаимосвязи с конкретным историческим типом общества.

Наука - один из приоритетных направлений деятельности любого государства, выполняет функции:

1) культурно-мировоззренческую; 2) регулятивную; 3)социальная: 4) проективно-конструктивная.

Современные исследователи выд. 2 общие функции: 1) неогуманистическая ориентация-(транслирует последним поколениям не только совокупность накопленных поколениями знаний, но и знаний нацеленных в будущее); 2) экологическая (сохранение и обеспечение макс. комфортных условии для человека).


51. Научное и вненаучное познание.

Познание не ограничивается сферой науки. Знание в той или иной функции существует и за пределами науки. Различные формы вненаучн. познания и знания становятся возможны и приобретают определенное значения в современной культуре, т.к. в структуре реальных познавательных процессов вместе с рациональным существует и внерациональные компоненты(фантазия,вера).

В отличие от многообразных форм знания научно-познават. процесс получает объективно-истинные знания, направленные на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Вненаучное познание осуществляется по другим правилам и нормам. Его классификация по историко-генетическому критерию: 1) формы познавательной деятельности, возник. и оформившиеся в культуре до становления науки; 2) обыденно-практические(опыт повседневной жизни). Они фиксируют истину, однако систематически и безотказно; 3) игровое познание (развитие коммуникативных и креативных способностей);

4) различные виды протонаучной познавательной деятельности*.

Согласно системно-функциональному подходу выделяют: 1) паранормальные (знание не совместимо с имеющимися стандартами); 2) лженаучное (сознательно использ. домыслы, предрассудки); 3) квазинаучное(опирается на методы насилия и принуждения. Расцветает, где невозможна критика власти; 4) антинаучное(уточнение и сознательное искажение представлений о действительности. Возникает во время социальной нестабильности; 5) псевдонаучное (спекулирует на совокупности популярных теорий); 6) анормальное (не получила признания); 7) народная (этнонаука)(знахари); 8) религиозная (предполагает не доказательство, а преклонение.

Вненаучное знание не рассматривается только как заблуждение. Необходимо развивать эти формы в силу ограниченности рационализма. Наука м. знать меньше по сравнению с многообразием вненаучного знания, т.к. не выдержавшие проверку факты в науке отбрасываются и даже потенциально верная инфа м.б. за пределами науки. Содержание философских учений многообразно. Некоторые из них ориентируются на анализ, осмысление (неопозитивизм) являясь в определенной мере научными о форме и содержанию. Другие (экзистеонализм) сознательно противостоят наукам и выбир. в качестве предмета исслед. человеческие переживания, результаты психологической науки игнорируются. Большое значение вненаучного содержания также, как и научного, не подлежит сомнению.

*Протонаýка — собирательное название для исторических философских дисциплин, которые существовали до разработки научного метода(17 в.) и стали впоследствии действительными науками.


52. Специфика научного познания.

Научное познание (НП) имеет особенности, кот. отличают его от других форм познания. Основная задача НП – обнаружение объективных законов действительности.

Особенности:

1) ориентир. исследования на общие свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций в форме идеализированных объектов;

2) на основе знания законов функционирования и развития исслед. объектов наука осуществляет предвидение будущего для дальн. практического освоения действительности;

3) системность (совок.знаний, приведенных в порядок на основе определенных теоретических принципов, объединяющих отдельные знания в органичную систему);

4) обобщенно-абстрактная форма представления знаний(научные данные относ. не к конкретной ситуации, а выражают информацию о целых классах некот.событий и явлений, имеющих общие характеристики. Обобщение имеющ.сведений позв. представить в компактной форме множество ситуационных исследований);

5) методологическая рефлексия(изучение объектов, выявление их специфики, свойств, связей всегда сопровождается в опред. мере осознанием методов и приемов, с пом. которых исследуются объекты);

6) строгая доказательность, обоснованность результатов, т.к. ученые стремятся не только получить новые сведения, но и использ. их на практике;

7) проверяемость опытным методом и возможность многократного воспроизводства результатов.

Цель научного познания – объективная истина, достигается рациональными средствами и методами.

Характерная черта - объективность. Для науки в процессе познавательной деятельности характерно применение дорогостоящих средств, а также методов современной логики, мат. методы и др.

Уровни критериев научности: 1) формирование непротиворечивых знаний; 2) открыты для критики;

3) свободны от предвзятости и др.


53. Классический, неклассический и постклассический этапы развития науки.

В своем развитии наука проходит 3 этапа: классич, неклассич. и постклассич. На каждом из них рождаются свои идеалы, формируется понятийный аппарат.

Под классической наукой понимают определенный этап в ее функционировании и развитии, для которого характерно господство жестко детерминистического стиля исследования, господствовавшего в науке, начиная с 17 конца 19(Галилей, И. Ньютон, Декарт).

К важнейшим особенностям классической науки можно отнести:

1) Интерпретация истины в ее абсолютном завершенном и не зависящем от условий познания виде.

2) Установка на однозначное причинно-следственное описание событий и явлений, исключающее учёт случайных и вероятных факторов,

3) Исключение из контекста науки всех субъективно-личностных компонентов познания, а также характерных для него условий и средств осуществления познавательных действий.

4) Интерпретация любых предметов научного познания как простых механических систем, подчиняющихся принципам аддитивности(прибавления), требованиям статичности и неизменности основных своих характеристик.

В этот период последовал целый ряд научных открытий, которые никак не вписывались в существующую картину реальности (Томсон, Планк, Эйнштейн), закладываются основания новой картины мира – квантово-релятивистской.

В развитии науки начинается следующий – неклассический этап. Он длился в течение примерно двух первых третей 20 в. Происходит серия революционных перемен в различных областях знания.

Неклассическая парадигма познания предполагает использование таких методологических регулятивов, как относительность к средствам наблюдения, вероятностный и статистический характер получаемых научных знаний, дополнительность различных языков описания исследуемых объектов.

Особенности постнеклассической (современной) науки.

Начиная с 60-х годов ХХ века, наука переходит в третью стадию своей исторической эволюции, всё более отчётливо приобретая черты постнеклассической (современной) науки. Она ориентирует исследователя на анализ феноменов становления, развития и самоорганизации явлений познаваемой реальности, предполагает рассмотрение объектов в их исторической перспективе, учитывая синергетические, кооперативные эффекты их взаимодействия.


54. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.

Научное познание-процесс, т.е. система знаний, которая вкл. 2 осн.уровня: 1) эмпирический; 2) теоретический. Им соответствуют 2 взаимосвязанных, но специфических вида познавательной деятельности: эмпирич. и теоретич.исследования.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постижения с помощью рациональной обработки данных эмпирических знаний (обработка осущ. с помощью систем абстракции эмпирич. знания(понятия, умозаключения, законы)).

Важнейшей задачей теоретич.знаний явл. достижение истины, причем особенно широко использ. такие средства, как абстрагирование, идеализация и др.

Черты: - направлен на себя; - научная рефлексия (исслед.самого процесса познания, его форм., методов и др.)

На основе теоретического объяснения и законов осущ. научное предвидение.

На основе эмпирических данных происходит мысленное объединение объектов. Постижение их сущности, законов их существования составляют основное содержание данных теорий.

Эмпирические и теоретические уровни взаимосвязаны. Граница м\д ними условна.

Эмпирические исследования, выявляя новые данные, стимулируют теоретическое познание, ставит перед ним новые задачи.

Теоретическое познание открывает новые широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет в поисках новых факторов, способствует совершенствованию методов и средств.

 


55. Формы научного знания (научный факт, проблема, гипотеза, закон, теория).

Теория служит отправным пунктом исследования мысли. Она наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение законам и сущ. связям в определенной области действительности. Структура теории сложна.

Компоненты:

1) исходные основания(фундамент.понятия, законы);

2) идеализированные объекты(абстрактные модели свойств и связей предметов);

3) логика теории(совок. определенных правил и способов доказательства, нацел. на прояснение структуры и изменение знания;

4) философские установки

5) совокупность законов и утверждений.

Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы

Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.

Проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании».

Гипотеза - предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований:

1.Отсутствие противоречий (основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

2. Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям.

3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке.

4. Максимальная простота гипотезы.

Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность.

 


56. Метатеоретические основания науки (научная картина мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки).

Все научные знания отвеч. определенным стандартам и имеют четко выверенные основания:

1)научная картина мира(НКМ). Задача: упорядоченная систематизация научных данных. Ядром выступает синтез научных знаний, соответствующих конкретному периоду развития человечества. Свойственны: строгость, обоснованность, доказанность. Структура НКМ вкл. центральное ядро, обладающее устойчивым, функциональным допущением. Центральное внимание уделяется осмыслению процесса синергии.

2) идеалы и нормы науки (совокупность определенных концептуальных ценностных методологических и др.установок, свойственных науке на каждом историческом этапе ее развития. Основная функция: организация и регуляция процесса научных исследований, ориентированных на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научных исследований его идеалы и нормы изменяются. Целостность норм и идеалов научного познания - стиль мышления. Выполняет регулятивную функцию , носит вариативный характер.

Современные западные философы кладут следующие модели в основания науки:

1) конвенциализм Канваре (конвенцианализм провозглаш. в качестве основания науки соглашения между учеными). Они обусловлены удобством, простотой, не связаны с критерием истинности; 2) психофизика Маха(усматривал глобальный факт ощущений(одновременный физический и психический процесс, поэтому эти элементы нейтральны). Идеалом науки здесь является чистое описание фактов чувственного восприятия, а сознание подчиняется принципу экономии мышления, которое достиг. за счет нахождения наименьшего числа наипростейших суждений, из которых м.б. получено все остальные как логические следствия; 3) анализ протокола предположений Венского кружка Основание-установление протокола приложений, т.е. исходных элементарных утверждений. Им припис. многообразные достоинства. Считается, что они выражают чистый чувственный опыт субъекта, нейтральный по отношению ко всему остальному знанию, абсолютно достоверны и в их истинности нельзя сомневаться; 4) личные знания (в концепции Майкла Лопоши в основание науки вкл. личностное знание(мотивы, личный опыт, переживания); 5) эволюционная эпистемология Тумина (в основания науки(ОН) кладет идеалы естественного порядка. Считает, что познавательный аппарат человека-механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Ведущая роль принадлежит научной элите, кот. явл. носителем научной рациональности). 6) парадигма Куна(в качестве ОН усматривал парадигму-модель постановки и решения научных проблем); 7) научно-исследов. программа Локатеса (придавал значение истории науки. 8) тематический анализ науки Холтена (главную роль играет тематизм. Тематичнский анализ направлен на нахождение в науке черт постоянства).

3) философские принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному научному исследованию выполняют селективную функцию(-из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те, которые согласуются с его мировоззрением. Любая наука использует практически все категории диалектики, влияние философии на науку является опосредованным.)


57.Природа научной революции, типы научных революций.

Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследуемых стратегий, задаваемых основаниями науки, получило название «научных революций». К основаниям науки относят: 1) НКМ; 2) философские основания науки; 3) идеалы и нормы науки.

В зависимости от того как компонент основания науки перестраивается, различают 2 вида НР:

1) Когда идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается.

2) Одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философское основание.

1ая революция - XV-XVII вв., разрушила геоцентр. систему и утвердила идеи Коперника (создала мех.картину мира). Принцип историчности позволил Куну представить развитие науки как историческую смену парадигм, происходящую в ходе НР. Он делил этапы развития Н на периоды «нормальной Н» и НР. Период «НН»: большинство ученых принимает установленные модели научной деятельности или парадинмы и с их помощью решает все научные проблемы. Период «НН» заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках действующей парадигмы. Тогда она взрывается и, след-но, приходит новая п-гма. Таким образом происходит революция Н. НР – 17 век. Её рез-том было возникновение классической Европейской Н - механики- позднее физики. Механистич-я картина мира приобретает универсальный научный онтологизм. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию.

2-я НР – кон 18-1пол19 века (учение Дарвина, клеточ. теория). Произошел переход от классической Н (ориентированной на изучение механ и физ явлений) к дисциплинарно-организованной науке.тПоявление таких наук как биол, хим, геолог и др. способствовало тому, что мех карт мира перестала быть общезначимой и общемировоззренческой. Биол и геолог карт мира вносит идею развития мира, в которой не было механистич-й картины мира. След-но, необходимы были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития. Отнош-е к мех карт мира как единственно возможной и истинной было поколеблено.

3-я кон19-сер 20 века. Характеризуется появлением неклассич-го естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционныепреобразов-я произошли сразу во многих науках. В физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, химии – квантовая химия, биологии – генетика. Центр исслед-х парадигм – основания мира. Специфика их потребовала переосмысления прежних классич-х норм и идеалов НПознания.

4-я последняя треть 20 стол. Связана с появлением особых оснований исслед-я, что привело к радикальным изменениямних. В это период рождается постнеклассическая наука. Объект изуч-я – исторически развивающиеся системы: земля, вселенная. Возникло новое направление –синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем. Постнекласс-я наука впервые обратилась к изучению таких историч развив-хся систем, непосредственным компонентом кот-х явл сам Ч-к: экология, биотехнол-я, медикобиология. Важным моментом 4-й революции б. оформление в последующие 10-15 лет 20 века космологиикак научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная. Постнеклас. наука исходит из того, что постоянно изменяются реальность (наряду с относ.устойчивостью) и «субъект» познания, т.к. совершенствуются познав. способности человека.


58. Понятие метода и методологии; специфика философско-методологического анализа науки.

Метод (греч.путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методология: -система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности.; -учение об этой системе, общей норме метода. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта, а значит метод-совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Любой метод разрабатывается на основе теории. Полностью отождествлять метод и теорию нельзя.

Основные различия:

1) теория-результат предыдущей деятельности, метод - исх.пункт и предпосылка исследований;

2) теория-система идеальных образов. отраж. сущность и закономерности объектов; метод-система правил, выст. в качестве инструмента дальнейшего познания;

3) главная функция теории-объяснение и предсказание, метода-регулирование и ориентирование.;

4) теория нацелена на решение проблемы, метод-выявление способов и механизмов его исследований.

В современной философской литературе различ. несколько аспектов метода:

1) объективно-содержательный(выражает обусловленность метода через теорию);

2) операциональный (фиксирует зависимость содержания метода не от объекта, а субъекта, его компетентности и способности перевоплощать теорию в систему принципов, правил, которые образует метод)

3) праксеологический (эффективность,надежность).

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливают спектр методов, которые м.б. классифицированы по разл. основаниям: 1) духовной деятельности; 2) практ. материальной деятельности.

В современной науке усилилась работа многоуровневой концепции методологического знания. В ней методы научного познания м.разд.:

1) Философские методы(диалектический и метафизический методы, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Задают общее регулирование исследований, его стратегию.

2) Общенаучные методы(синергетика): теория самоорганизации и развития открытых целостных систем. Основные понятия синергетики(порядок,хаос,неопределенность и др.).Важность данного метода в силу промежуточного характера философии и частного знания.

3) Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процессов, применяемых в науке(методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных наук).

4) Дисциплинарные методы —система приемов в научной дисциплине, входящих в какую-либо отрасль науки или возник. на стыке наук.

5) Междисциплинарные методы исследования—совокупность ряда синтетических, интегративных способов, используемых на стыке научных дисциплин, реализации комплекса научных программ).


59. Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Их можно условно разделить на 2 группы: 1) методы вычленения и исследования эмпирического объекта; 2) методы обработки и систематизации эмпирич. знаний.

Вычленение и формирование эмпирического объекта начинается в процессе научного наблюдения (целенаправленное изучение предметов, опирающееся, в основном, на данные органов чувств). В ходе наблюдений мы получаем знания не только о внешних сторонах объектов, но в качестве конечной цели о его свойствах и отношениях. Наблюдение носит не созерцательный, а активный деятельный характер.

Научное наблюдение имеет специфику: носит организованный характер, является систематическим, использует спец. средства, опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения, служит решением теоретических задач, явл. средством постановки новых проблем, выдвижения новых гипотез, проверке существующих. Наблюдение м.б. непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами. В современной науке большую роль играет косвенное наблюдение, когда изучаются не сами объекты, а результаты их воздействия на технические системы. Наблюдение- как метод эмпирического исследования, всегда связан с описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с пом. определенных знаковых средств.

Эмпирич. описание-фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах наблюдения. С помощью чувств информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, принимая тем самым форму, удобную для дальнейшей рациональной обработки. Описание подразд. на 2 вида:

1) качественное(основа-сравнение; прием-аналогия); 2) количественное(осущ. с применением языка математики и предполагает проведение различн. измерительных процедур).

В основе качественных измерений - сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам. Наблюдение и сравнение пров. как относительно самостоятельно, так и в тесной связи с эмпирическими. Измерение- совокупность действий, выполненных при помощи определенных средств с целью нахождения числовых значений измеряемой величины в принятых ед. измерения.

Эксперимент- активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменению объекта или его воспроизводство в спец. созданных и контролир. условиях.В ходе эксперимента изуч. объект, изолированный от побочного влияния и представленный в чистом виде, причем конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, многократно воспроизводятся и изменяются. Эксперимент вып. 2 взаимосвяз. функции: 1) опытная проверка гипотез и теории; 2) формирование новых научных концепций.

В зависимости от функций выд. эксперименты: 1) исследовательские(поисковые); 2) проверочные(контрольные); воспроизводственные и др. По характеру объектов: физические, химические, биологич. др. Широкое распространение в современной науке занимает мыслительный эксперимент(-система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами). В современном научном познании эксперимент не утрачивает целостность, а наоборот, приобретает значимость.


60. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

Методы теоретич. исследований в завис. от функций дел. на 2 группы:

1) с пом. которых создается и анализируется идиализир. объект;

2) метод построения теоретич. знания.

Идеализация(мыслит.процедура, связ. с образованием абстрактных идеализированных объектов, кот. могут существовать в действительности.

Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. В дальнейшем можно оперировать с ними в рассуждениях как с реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реальных процессов, служащие для более глубокого их понимания. В процессе идеализации происходит отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением новых и реализация их в действительности.

Связанные между собой объекты образуют теоретическую модель, лежащую в основе теории.

Мыслительный эксперимент позволяет ввести новые понятия, сформировать основополагающие принципы научной концепции.

Формализация-отображение содержания знания в виде формального языка, который создается для точного выражения мысли с целью исключения возможности неоднозначного понимания. Формализация-основа для программирования и алгоритмизации вычислительных устройств, компьютеризированных, научно-технических и других форм знания. Однако хорошо формируются только те их них, которые имеют простую логическую структуру и небольшой набор понятий. Сложные теории всегда содержат неформальные остаток.

Аксиологический метод-способствует построению научной теории, при которой в основе лежат аксиомы(доказательства).

Гипотетико-дедуктивный-сущность в создании системы дедуктивных связей для взаимоувязки между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключения, полученные на его основе ,обычно имеют вероятностный характер.

Разновидностью данного метода явл. математическая гипотеза, в качестве кот .выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проверенных состояний. Изменения последних обусл. составление новых уравнений, выражающих гипотезу. Метод широко используется в современной физике, сыграл большую роль в квантовой механике.


61.Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.

Ценности технологической цивилизации - важная часть социальных механизмов, определяющих процесс его самооргнаизации и саморазвития. Однако, в ходе развития технологической цивилизации накаплив. проблемы, под ? находятся стратегии ее развития.

Новейшая история столкнулась с серьезными вызовами человечества (экологическими, ресурсными, демографическим и др.). т.о. технологическая цивилизация оказалась не способна дать адекватные ответы на возник.?.

По мнению специалистов, у человечества не > 30 лет для предотвр. перехода системного цивилизационного кризиса в глобальную катастрофу. Одна из важных задач философии-поиск новых ценностей.

Для современного этапа характерно распространение идей и методов синергетики(-теории самоорганизации и развития сложных систем природы).

Укрепление парадигмы целостности, осознание необходимости глобальных и всесторонних взглядов на мир проявляется в целостности общества (биосфера, ноосфера). Одно из проявлений целостности - человек внутри изучаемого объекта);

Для современной науки характерны:

1) закономерность: естественные науки объединяют и усиливают сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства;

2) выход частных культур за пределы своих границ;

3) укрепление более примитивных идей коэволюции (взаимообусл. изменение изменчивого характера объекта; взаимодействие со средой, изменение ее направлений обеспечивает наибольшее усиление функционирования системы; плюрализм, т.е. создание ограничений в любой методологии);

4) соединение объектного мира и мира человека (преодоление разрыва объекта и субъекта);





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.028 с.)