В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.



Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию государства, где были узаконены иерархические отношения между людьмиВ рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура, где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

 

30. Программа социологического исследования, ее структура

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

·методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

·методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

·организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

11 Социальный статус личности

Социальный статус личности − это положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.

Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.

Поскольку личность включена в различные социальные связи, взаимодействия, группы и общности, она имеет несколько статусов. Обычно один из них имеет для человека наиболее важное значение, он называется интегральным или главным статусом.

Статусы подразделяются:

· предписанные − статусы, которые не зависят от усилий личности;

· достигаемые − статусы, которые личность приобретает вследствие собственных усилий.

Общество создает социальные позиции (статусы) и обеспечивает механизм распределения личностей по этим позициям.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, социальный институт, а является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по различному поводу, выполняет каждый раз различные функции. Это свойство любого индивида. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, соответственно имеет и множество статусов. К примеру, господин Н. – мужчина, преподаватель, человек средних лет, кандидат наук, муж, сын, отец, дядя и т.д.

Большую часть статусов человек приобретает независимо от своего желания – это национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными или аскриптивными – навязанными обществом вне зависимости от условий и заслуг личности. К примеру, система родства обладает целым набором предписанных статусов: «сын», «дочь», «мать», «отец» и т.д.

Иногда выделяют прирожденные статусы, которые как бы входят в предписанные, но не совсем совпадают с ними. В строгом смысле под прирожденными понимаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса. Например: негр – прирожденный статус, характеризующий расу; мужчина – прирожденный статус, описывающий пол; русский – прирожденный статус, описывающий национальность. Казалось бы, раса, пол и национальность заданы природой (биологически) и человек наследует их помимо своей воли и сознания. Но в последнее время ученые начали сомневаться в том, существуют ли вообще прирожденные статусы, если пол и цвет кожи можно изменить хирургическим вмешательством, а национальность в определенных случаях люди также изменяют сами. Когда родители – лица разной национальности, трудно определить национальность их детей. Нередко они сами выбирают, какую национальность указать в паспорте.

Итак, предписанный статус очень напоминает прирожденный, но к нему не относится. В строгом же смысле предписываемым является любой статус, над которым индивид не имеет контроля или которое он занимает независимо от своих воли, желания, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называют приобретенными или достигаемыми статусами, например статус учителя, пианиста, военного и т.д.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует множество не основных: статусы пешехода, пациента, покупателя и т.д. – как правило, это временное состояние. Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются. Они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда исследователи выделяют главный или интегральный статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств и манеру поведения. Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Вид работы определяет такие «статусные ресурсы» человека, как авторитет, престиж, власть. С 90-х гг. к ведущим статусам нередко стали относить богатство человека, владение собственностью и финансовыми ресурсами, возможность «красиво жить».

Положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личным статусом. Так, знакомясь с людьми, особенно официальными представителями какой-либо организации, мы называем обычно место своей работы, социальное положение, возраст. Однако для наших близких важны не эти характеристики, а наши личные качества. Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп. В них человек может иметь высокий, средний или низкий статус, т.е. быть лидером или аутсайдером.

Поскольку каждого человека характеризует не один, а несколько статусов, Р. Мертон ввел в социологию понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека.

 

5. Постнеклассическая (постмодернистская) социология.

Сторонники постмодернистского подхода не являются единомышленниками в традиционном понимании, выработанные ими принципы и методы познания вообще не могут быть «состыкованы» в единую непротиворечивую систему, некоторые из них вообще отрицают научный статус социологии и т.д. Однако их концепции обладают принципиальной новизной и оригинальностью, ярко выраженных на фоне модерной парадигмы социального познания. Постмодернисты определяют новое состояние в социокультурного познания в первую очередь через признаки, которые отличают его от мыслителей предшествующего этапа. Они апеллируют, прежде всего, не к позитивным характеристикам этого состоя­ния, а к тем, которые легче всего можно обозначить как радикально отличающиеся от прежних.

Концептуальными особенностями постмодернизма являются следующие:

Ø акцент на процессах демассификации и дестандартиэации;

Ø преодоление принципов фордизма;

Ø отход от прежних форм индустриального производства;

Ø признание возрастающей плюралистичности общества;

Ø акцент на проблемах снижения возможности прогнозировать развитие, как отдельных общностей, так и социума в целом;

Ø признание возрастания неопределенности общественного прогресса;

Ø акцент на преодолении ранее существовавшего отчуждения;

Ø об уходе от массовости социального действия;

Ø изменение роли человека – от движущих им мотивов и стимулов до ценностных ориентации и норм поведения;

Ø изменение характера восприятия существующей реальности.

 

Политологи и социологи считают, что постмодерн обнаруживается в сфере социальной и политической в начале 70-х годов. Относительно более точной даты его рождения единого мнения нет. Многие называют 1972 год, но связывают его с разными событиями: например с выходом в свет книги «Пределы роста», опубликованной «Римским клубом», в которой делается вывод о том, что если человечество не откажется от существующего типа экономического и научно-технического развития, то в недалеком будущем оно испытает глобальную экологическую катастрофу. В целом 70-е годы стали временем самоутверждения постмодернизма.

В 80-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Вместе с тем, хотя постмодернизм и стал международным явлением, более всего он применим к характеристике культуры Западной Европы, поскольку именно здесь в наиболее четком виде имели место предшествующие ему три эпохи: Античность, Средневековье и Современность. На других континентах эпоха Современности часто оказывается в размытом виде, а в истории США отсутствуют Античность и Средневековье.

В целом можно сказать, что в ХIХ и XX веках человечество шло от одного разочарования к другому, тщетно пытаясь приблизиться к светлому будущему. В ходе эволюции многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо не реализованными, либо существенно искаженными. Так в XIX веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не через просвещение и воспитание, но с помощью грубого навязывания и насилия. Действительной движущей силой при этом выступала не цивилизаторская миссия, а экономический и политический интерес.

В результате сложилась мировая колониальная система, основанная на несправедливости, эксплуатации и угнетении. В XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме. Помимо этого человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Два из них заслуживают особого внимания, поскольку именно они во многом объясняют феномен постмодернизма.

1. Первое из них – экономический кризис 30-х годов. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил Вторую мировую войну. В то же время кризис изменил характер капитализма и собственно капиталистического производства. Реальная опасность социально-экономической и политической катастрофы заставила господствующий класс пойти на серьезные уступки и коррективы. Благодаря этому производство переставало быть производством ради производства, его непосредственной целью становились не только прибыль, но и потребление, в которое теперь включалось подавляющее большинство населения, раньше в нем не участвовавшее. Новая ситуация объективно вела к снижению остроты прежних социальных конфликтов и противоречий. Она создавала вполне приемлемые для людей условия существования, которые распространялись на две трети общества. Более того, в Швеции предпринимается попытка построить общество «трех третей», то есть общество, в котором все имеют достойные условия существования, что составляет главную особенность так называемого «шведского социализма».

2. Второе важное событие – экологический кризис, начало которого следует отнести к 60-е годам ХХ века. Этот кризис развенчал идею о преобразования и покорения природы как великом предназначении человечества. Казалось бы достигнутая победа человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, равносильной поражению. Глобальный экологический кризис парализовал человеческий дух, уничтожил прежний футуризм, устремленность в светлое будущее, ибо это будущее оказалось слишком пугающим. В равной мере экологический кризис обесценил открывшиеся возможности общества потребления. Он как бы отравил положительные и привлекательные стороны такого общества, создав ситуацию, похожую на пир во время чумы. Кризис все сделал хрупким и обреченным, а человечество впервые в истории растерялось, потеряв путеводные знаки, вектор исторического развития оказался направленным в никуда. Возникшее чувство обреченности и оборванности, незаконченности и беспомощности перед лицом непонятного и пугающего будущего наложило неизгладимый отпечаток на лицо современной цивилизации. Проявившись вначале в сфере эстетической культуры – архитектуре, литературе и искусстве, – затем оно стало распространяться и на другие сферы, в том числе отразилось на социальной структуре общества и в механизмах управления общественными процессами.

3. Третий важный фактор возникновения постмодерна – фундаментальные политические трансформации ХХ века: это, прежде всего возникновение и разрушение тоталитарных режимов (Германия, СССР, Китай), возникновение двухполюсной, а затем многополюсной мировой политической системы, начало столкновения цивилизаций, выступающих как автономные и замкнутые культурные и религиозные миры. Новая культурная парадигма заявляет о себе в изменившихся параметрах мировой политики, реформированной в результате двух мировых войн, вызвавших в ХХ веке беспрецедентный общекультурный разрыв. В области мировой политики прежняя политическая констелляция модерна – мировое господство европейских держав – была подорвана в результате первой мировой войны, на смену этому пришло господство сверхдержав – США и СССР, которые сами, все больше втягиваясь в критическую ситуацию, уже не могли неограниченно проводить свою линию даже в пределах собственных сфер влияния.

В результате, формируется постмодерная (пост-колониальная, пост-империалистическая) констелляция в сфере мировой политики. Вместе с ней возникает полицентричный мир, пронизанный (благодаря современным средствам массовых коммуникаций) сетью многообразных взаимосвязей. В этой новой политической системе «третий» и «четвертый» миры не уступают по важности «первому» и «второму», а некогда считавшиеся универсальным средством решения политических проблем войны, после столь масштабного и жестокого опыта, все в большей степени стали восприниматься как бесчеловечные, бессмысленные и самоубийственные акции. В новых условиях становятся архаикой представления об историческом миссионерстве классов, народов, культур, цивилизаций, которые в свою очередь уступают место теории «конвергенции культур». На место представлений о монополярном мире приходят представления представления о биполярном, а потом и многополюсном мире. Мировой «порядок» трансформируется в мировой «хаос», в котором стираются прежние границы, структуры, иерархии, векторы, конфигурации и т.д.

6. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности

Общество − это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

Общество неоднородно и имеет своё внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.

Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Задача социологии в связи с этим состоит прежде всего в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.

Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определённость. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество − это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система - это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Итак, мы выделим некоторые наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества:

·целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

·устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

·динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

·открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

·саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

·пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни; но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

В самой социологии структура общества рассматривается в различных ракурсах. Так, в том случае, когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) социальных явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской социологии) как целостная система, включающая четыре основные сферы - экономическую, социальную, политическую и духовную (идеологическую). По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип социальных связей, общество как социальная система включает следующие подсистемы: социальные общности (группы), социальные институты и организации, социальные роли, нормы и ценности. Каждая из них здесь представляет собой достаточно сложную социальную систему, имеющую свои подсистемы.

По уровню обобщения материала социологическое изучение общества как социальной системы включает три взаимосвязанных аспекта:

а) изучение "общества вообще", т.е. выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества (в теснейшей связи с социальной философией и при её ведущей роли);

б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации;

в) изучение отдельных конкретных обществ, т.е. обществ реально существующих стран и народов.

Вообще же рассмотрение общества под углом зрения определённой социальной системы во многом обусловливается теми задачами, которые ставятся перед соответствующим социологическим исследование

9. Культурное развитие.

Культура не является неизменной, в ней постоянно происходят изменения, связанные с изменениями в обществе.

Изменения в культуре бывают двух видов:

1. Изменения в развитии материальной культуры;

2. Изменения в развитии духовной культуры (социальных норм, ценностей, традиций, которыми люди руководствуются в своей жизни).

Считается, что изменения в культуре ведут либо к прогрессу либо регрессу. Прогресс – переход от более простых форм к более сложным формам в культуре; переход на новую, более качественную ступень развития [4, с. 265].

Прогресс в культуре - это позитивно направленная динамика социокультурных процессов. Идея о прогрессе пронизывала труды всех учёных мыслителей до Э.Дюркгейма, т.е. оно считали, что человечество движется к лучшему будущему. Учёные ХХ ст. усомнились в том, что человеческое общество движется к прогрессу, возникли теории, рассматривающие развитие общества как спиралевидный, циклический процесс. Исследователи пришли к выводу, что в развитии общества бывает и регресс [4, с. 262].

Регресс - упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградация и т.д. Учёные считают, что регресс не может быть распространён на всё общество в целом, т.к. это означало бы конец развития, однако, регресс присутствует в отдельных явления или социокультурных процессах [4, с. 266 – 267].

Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь. С одной стороны, в обществе могут происходить отдельные регрессивные изменения в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а с другой стороны, могут нарастать прогрессивные изменения при общей регрессивной направленности изменений всей системы. Ещё Ж.-Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс имеет, несомненно, прогрессивное значение для развития общества, его материального благосостояния, однако, приводит к упадку, регрессу в области нравственности.

В социологии существует достаточно разветвлённая классификация социокультурных процессов. Различные подходы позволяют выделить следующие процессы: глобализация, трансформация, борьба, модернизация, революция, эволюция и др.

Наиболее общими процессами, затрагивающими все стороны культурного развития, являются эволюция и революция [8, с. 139].

Культурная революция – совокупность культурных преобразований в процессе перехода от одного общественного устройства к другому. Эволюция – постепенное, поступательное развитие.

10. Культурные парадигмы и их содержание.

Парадигма – совокупность философских, общетеоретических, метатеоретических оснований науки, принятых в качестве образца для решения научных задач.

В современной науке существуют следующие культурные парадигмы: антропологическая парадигма (или парадигма культуры как “второй природы”), знаково-символическая (символическая) парадигма, аксиологическая парадигма [9]. В рамках этих трёх парадигм различают научные подходы: предметный, деятельностный, ценностный, технологический, символический, игровой, текстовый, коммуникативный, диалоговый, субъектный [3, с. 335].

Парадигму культуры как “второй природы” человека можно обозначить как “дескриптивную” (от лат. описывать) или антропологическую, так как она ориентирует на “описание”, реконструирование элементов культуры в связи со способами удовлетворения человеческих потребностей. Антропологическая парадигма стимулировала бурное развитие культурологического знания. Но, культура представленная как коллективный общественный продукт, фактически целиком совпала по смыслу с социальным способом существования человека (социальными нормами, институтами, способами организации отношений и действий человека). Поэтому в качестве критериев культурности на первый план неизбежно выдвинулись социальная полезность, разумность, функциональность. Но вряд ли все социально-значимое и функциональное в человеческой жизни можно однозначно отнести к культуре. Поэтому, в какой-то степени дополнением к этой парадигме, реакцией на ее неопределенность, сформировалась еще одна фундаментальная парадигма культурологического знания. Для нее исходным стало то, что культура – отдельная сфера социального мира, особый “срез” социального пространства. Культура проявляется в способности наделять человеческим смыслом все окружающее, в стремлении к пониманию окружающего мира, как природного, так и социального. Эту парадигму культурологии можно обозначить как знаково-символическую, т. к. выступая носителями смысла, все явления превращаются в особые знаки – знаки-символы. Символ, в самом общем виде, – знак, который указывает на некое смысловое образование, комплекс моральных или религиозных представлений. Понятно, что знаком-символом может выступить любой предмет или сам человек, если он выступает носителем смыслового содержания. При этом содержание знака-символа не сводится к его вещественной, образной или какой-либо иной оболочке такого знака. Знаки-символы – своего рода посредники между миром “реального”, “рационального”, “утилитарного” и “идеального”, “духовного”. Главное в них – не внешний образ, а внутреннее смысловое содержание. Таким образом, согласно символической парадигме, культура есть система смыслов, воплощенных в символической форме, с помощью которых люди вступают друг с другом в отношения, хранят и передают духовный опыт, формируют общее видение мира.Ограниченность этой программы исследования культуры – в преувеличении роли символической стороны культурного процесса. Она нацеливает на изучение значимости культурных форм в развитии общества, углубляет представление о природе культуры и выступает своего рода “связующим мостом” между антропологической и аксиологической парадигмой.

Аксиологическая (от греч. axios – ценный) или ценностная парадигма складывается во второй половине ХІХ века и является одной из доминирующих в культурологии в ХХ столетии. Культура в рамках аксиологического подхода определяется как “высшая степень облагороженности, одухотворенности и очеловеченности природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенная живущими и переданная последующим поколениям.” Ядром культуры признаются духовные ценности, а практическая их реализация в человеческой деятельности и отношениях и есть содержание культурного процесса. В рамках аксиологической парадигмы существует множество школ и направлений, но их объединяет то, что ценностные отношения рассматриваются в связи с воплощением в жизнь духовных идеалов “должного”, “достойного” человеческого существования.

Недостатком ценностной парадигмы обычно считают то, что она сужает пространство культуры, относя к ней фактически только духовные ценности [9].

Таким образом, антропологическая и символическая парадигмы в культуре ориентируют на изучение феноменов культуры в связи со способами обеспечения основных потребностей человека и формами их нормативной организации, в то время как аксиологическая – нацеливает на исследование высших уровней культуры (культурного ядра) и возможностей проникновения духовных ценностей на более низшие уровни. Все три парадигмы и, стоящие за ними многообразные школы и науки, как бы дополняют друг друга в стремлении исследовать все грани и оболочки культурного процесса

12. Социализация личности.

Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённых ролей в практической деятельности Процесс социализации двойственен. С одной стороны, это раскрытие заложенных в индивиде природных качеств, с другой – это результат внешнего воздействия среды. Взаимодействие человека со средой – ключевое в социализации.

Социализация как процесс имеет свои формы, факторы, этапы, разновидности, сложный механизм проявления, сочетающий в себе внешние воздействия на человека – внешняя информация и внутренний процесс отбора этой информации – своеобразный психологический фильтр, благодаря наличию которого можно объяснить, почему при равных условиях социализации в обществе приходиться сталкиваться не только с нормальным, но и девиантным (отклоняющимся) поведением [4, с. 51].

Различают следующие формы социализации:

Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации. К ней относятся вся система дошкольного, школьного, специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий, деятельность различных групп и социальных объединений, оказывающих воспитательное воздействие на своих членов.

Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую место в семье, кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег, сотрудников и т.д., то есть везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми [4, с. 51].

Различают также социализацию первичная и вторичная. Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники). Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов (СМИ, система образования, трудовой коллектив и т.д.). В период первичной (детской) социализации родители и ближайшее окружение ребёнка передаёт ему не только значительный объём информации о мире, в котором тому предстоит жить, но также нормы, ценности и цели своих социальных групп и своего социального класса [8, с. 208].

Вторичная социализация совпадает по времени с периодом получения формального образования, определяется уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. Главной функцией вторичной социализации личности является её интеллектуализация. Кроме этого вторичная социализация выполняет и ряд латентных функций, например, выработка навыков функционирования в условиях формальной организации [8, с. 210]. Ряд авторов употребляют в отношении вторичной социализации термины десоциализация и ресоциализация. Эти процессы, как правило, относятся к этапу именно взрослой социализации, их субъектом является уже социализированный индивид. Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. В зависимости от причин, ее вызвавших, десоциализация влечет принципиально различные последствия для личности. Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации. Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь) [7].

Рассмотрение социализации в широком смысле как освоения норм и ценностей общества, позволяет сказать, что она продолжается до смерти человека. Поэтому некоторые социологи говорят о социализации зрелости и о социализации старости [8, с. 213, 216].

Таким образом, мы выяснили, что социализация является сложным социальным процессом, который состоит из определённых элементов.

Элементы социализации:

• Социальная среда с её многообразными сферами;

• Человек с его природными задатками;

• Предметная деятельность человека;

• Круги общения человека;

• Структура сознания человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.195.47.227 (0.09 с.)