ТОП 10:

Роль философии в системе культуры



Система активности человека как социального существа: деятельность, поведение, коммуникация. Культура как система ценностей, целей, норм, определяющих активность человека как социального существа. Культура как социокод воспроизводства социальной активности человека. Гуманитарные науки как выявление норм, ценностей и правил, управляющих разными сферами социальной активности человека. Иерархическое строение этих норм, ценностей и правил. Понятие универсалий культуры: онтологии, смысложизненные ориентиры, способы и трансляции социального опыта, понятия причинности, добра и зла, объектно-субъектных отношений. Возникновение новых форм активности человека как причина кризиса старых смыслов универсалий культуры и мировоззренческих ориентаций. Философия как форма рефлексии над глубинными основаниями культуры, обеспечивающая динамику ее развития. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. Отличие философского мышления от обыденного сознания и здравого смысла. Из определения философии как рефлексии над универсалиями культуры вытекают основные функции философии:

1. Систематизация и синтез всех форм знания о мире и социальной активности человека на определенном этапе исторического развития человечества, и на основе этого синтеза выявление смыслов универсалий культуры этого этапа.

2. Критика старых смыслов универсалий культуры.

3. Обоснование новых смыслов универсалий культуры, определяющих ее дальнейшее развитие.

Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии. Направления и школы философии

Понятие мировоззрения. Взаимосвязь универсалий культуры и мировоззрения. Роль философии в системе мировоззрения.

Необходимость соотношения этапов развития философии с историческими этапами в развитии общества. Пограничные ситуации в истории человечества и философия. Основные современные подходы к изучению этапов развития общества: технологический детерминизм и цивилизационный подход. Концепции постиндустриального, информационного общества и столкновения цивилизаций. В.И. Вернадский о принципиальных недостатках современных подходов к изучению общества. Формирование коэволюционного подхода к истории человечества в философии русского космизма и в современной философии. Этапы развития общества, с точки зрения коэволюции: архаическое общество, аграрно-традиционное общество, техногенное общество. Характерные черты этих исторических типов общества.

Взаимосвязь этапов развития общества и исторических типов мировоззрения: мифологического, космоцентрического, теоцентрического и научного. Исторические типы мировоззрения в сравнении с массовым и индивидуальным сознанием.

Понятие вечных философских проблем в философии И. Канта. Почему эти вечные философские проблемы не могут быть решены раз и навсегда?

Основные направления в философии определяются тем, как отвечают на вечные философские вопросы. Например, что лежит в основе мира как целого — материальное или духовное начало? Из ответа на этот вопрос вытекают такие философские направления, как идеализм или материализм. Поскольку эти вопросы являются вечными философскими проблемами, то и принципиальные ответы на них имеют длительное историческое развитие. В свою очередь, система аргументации ответа на вечные философские проблемы, зависящие от степени развития науки и других сфер духовной жизни человеческого общества, определяет наличие определенных философских школ. Так, например, материализм, имеющий длительное историческое развитие, подразделяется на античный материализм и его школы — милетскую, атомистов, киников, механистический материализм XVIII в., диалектический материализм марксистской философии и т. д. Идеализм — на идеализм Платона, школы неоплатоников, средневековый религиозный идеализм, идеализм Гегеля и т. д.

Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания

Современные представления о структуре философского знания. Основные философские дисциплины: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социология или социальная философия (учение об обществе). Дополнительные философские дисциплины: этика, эстетика, философия языка, философия науки и т. д. Представление о философии в ранней греческой философии. Реформирование системы философского знания Аристотелем. Концепция метафизики. Научная революция второй половины XVI – XVII в. Появление понятия онтологии. Коперниканский переворот в философии И. Канта. Концепция гносеологии. Критика панлогизма Г. Гегеля Л. Фейербахом и С. Кьеркегором – формирование философской антропологии. Концепция исторического развития общества (К. Маркс и О. Конт). Формирование социологии (социальной философии) как автономной философской дисциплины. Основные направления философской мысли XX в. Роль социальной философии в современную эпоху.

Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии

Сложные отношения между философией и религией в истории общества. Единство вопросов решаемых философией и религией. Догматический характер религии и вопрошание философии. Значение философии для построения теологических учений с точки зрения Н.А. Бердяева. Трагичное положение верующего философа перед лицом социально организованной религии. Необходимость диалога между религией и философией для развития философского знания и религиозной веры. Сестринское отношение философии и искусства с точки зрения М. Хайдеггера. Искусство решает в специфически образно-эмоциональной форме те же задачи, которые решает философия в понятийно-логической форме. Использование философами образно-эмоционального языка искусства в переломные эпохи кризиса старых форм рациональности (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Необходимость критической рефлексии философа для предотвращения метаморфозы искусства в духовный наркотик в условиях кризиса современной техногенной цивилизации.

Роль философии в развитии морали.

Синонимичность понятия наука и философия в философской концепции Платона. Реформирование системы знаний о мире Аристотелем: выделение частных «философий» (отдельных научных дисциплин) и первой философии (метафизики). История науки как процесс отпочкования от философии новых научных дисциплин.

Модуль 2. Исторические типы классической философии

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии

Мифология как общая для всех народов стадия развития духовной жизни общества. Архаическое общество как социальная основа существования и функционирования мифологического мышления. Содержание мифов. Особенности мифологического мышления.

Социокультурные предпосылки кризиса и разложения мифологического мышления: а) неолитическая революция и возникновение аграрно-традиционного общества; б) разложение первобытного рода и формирование гидравлических древневосточных цивилизаций; в) рационализация духовной жизни: возникновение граней между естественным и сверхъестественным.

Особенности религиозно-мифологического мышления ранних древневосточных цивилизаций: упорядочивание мифологических сказаний, формирование иерархии богов. Миф как легитимизация зарождающегося социального неравенства.

«Осевое время» и социокультурные предпосылки формирования китайской, индийской и древнегреческой философии: общее и особенное.

Оживление мифологического мышления в переломные периоды исторического развития человечества при смене исторических смыслов универсалий культуры. Подверженность современного массового сознания мифологическим стереотипам. Растущая опасность стереотипов мифологического мышления в современную эпоху.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.006 с.)