Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль философии в системе культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Система активности человека как социального существа: деятельность, поведение, коммуникация. Культура как система ценностей, целей, норм, определяющих активность человека как социального существа. Культура как социокод воспроизводства социальной активности человека. Гуманитарные науки как выявление норм, ценностей и правил, управляющих разными сферами социальной активности человека. Иерархическое строение этих норм, ценностей и правил. Понятие универсалий культуры: онтологии, смысложизненные ориентиры, способы и трансляции социального опыта, понятия причинности, добра и зла, объектно-субъектных отношений. Возникновение новых форм активности человека как причина кризиса старых смыслов универсалий культуры и мировоззренческих ориентаций. Философия как форма рефлексии над глубинными основаниями культуры, обеспечивающая динамику ее развития. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. Отличие философского мышления от обыденного сознания и здравого смысла. Из определения философии как рефлексии над универсалиями культуры вытекают основные функции философии: 1. Систематизация и синтез всех форм знания о мире и социальной активности человека на определенном этапе исторического развития человечества, и на основе этого синтеза выявление смыслов универсалий культуры этого этапа. 2. Критика старых смыслов универсалий культуры. 3. Обоснование новых смыслов универсалий культуры, определяющих ее дальнейшее развитие. Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии. Направления и школы философии Понятие мировоззрения. Взаимосвязь универсалий культуры и мировоззрения. Роль философии в системе мировоззрения. Необходимость соотношения этапов развития философии с историческими этапами в развитии общества. Пограничные ситуации в истории человечества и философия. Основные современные подходы к изучению этапов развития общества: технологический детерминизм и цивилизационный подход. Концепции постиндустриального, информационного общества и столкновения цивилизаций. В.И. Вернадский о принципиальных недостатках современных подходов к изучению общества. Формирование коэволюционного подхода к истории человечества в философии русского космизма и в современной философии. Этапы развития общества, с точки зрения коэволюции: архаическое общество, аграрно-традиционное общество, техногенное общество. Характерные черты этих исторических типов общества. Взаимосвязь этапов развития общества и исторических типов мировоззрения: мифологического, космоцентрического, теоцентрического и научного. Исторические типы мировоззрения в сравнении с массовым и индивидуальным сознанием. Понятие вечных философских проблем в философии И. Канта. Почему эти вечные философские проблемы не могут быть решены раз и навсегда? Основные направления в философии определяются тем, как отвечают на вечные философские вопросы. Например, что лежит в основе мира как целого — материальное или духовное начало? Из ответа на этот вопрос вытекают такие философские направления, как идеализм или материализм. Поскольку эти вопросы являются вечными философскими проблемами, то и принципиальные ответы на них имеют длительное историческое развитие. В свою очередь, система аргументации ответа на вечные философские проблемы, зависящие от степени развития науки и других сфер духовной жизни человеческого общества, определяет наличие определенных философских школ. Так, например, материализм, имеющий длительное историческое развитие, подразделяется на античный материализм и его школы — милетскую, атомистов, киников, механистический материализм XVIII в., диалектический материализм марксистской философии и т. д. Идеализм — на идеализм Платона, школы неоплатоников, средневековый религиозный идеализм, идеализм Гегеля и т. д. Проблемное поле философии. Формирование системы современного философского знания Современные представления о структуре философского знания. Основные философские дисциплины: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), философская антропология (учение о человеке), социология или социальная философия (учение об обществе). Дополнительные философские дисциплины: этика, эстетика, философия языка, философия науки и т. д. Представление о философии в ранней греческой философии. Реформирование системы философского знания Аристотелем. Концепция метафизики. Научная революция второй половины XVI – XVII в. Появление понятия онтологии. Коперниканский переворот в философии И. Канта. Концепция гносеологии. Критика панлогизма Г. Гегеля Л. Фейербахом и С. Кьеркегором – формирование философской антропологии. Концепция исторического развития общества (К. Маркс и О. Конт). Формирование социологии (социальной философии) как автономной философской дисциплины. Основные направления философской мысли XX в. Роль социальной философии в современную эпоху. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии Сложные отношения между философией и религией в истории общества. Единство вопросов решаемых философией и религией. Догматический характер религии и вопрошание философии. Значение философии для построения теологических учений с точки зрения Н.А. Бердяева. Трагичное положение верующего философа перед лицом социально организованной религии. Необходимость диалога между религией и философией для развития философского знания и религиозной веры. Сестринское отношение философии и искусства с точки зрения М. Хайдеггера. Искусство решает в специфически образно-эмоциональной форме те же задачи, которые решает философия в понятийно-логической форме. Использование философами образно-эмоционального языка искусства в переломные эпохи кризиса старых форм рациональности (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Необходимость критической рефлексии философа для предотвращения метаморфозы искусства в духовный наркотик в условиях кризиса современной техногенной цивилизации. Роль философии в развитии морали. Синонимичность понятия наука и философия в философской концепции Платона. Реформирование системы знаний о мире Аристотелем: выделение частных «философий» (отдельных научных дисциплин) и первой философии (метафизики). История науки как процесс отпочкования от философии новых научных дисциплин. Модуль 2. Исторические типы классической философии Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии Мифология как общая для всех народов стадия развития духовной жизни общества. Архаическое общество как социальная основа существования и функционирования мифологического мышления. Содержание мифов. Особенности мифологического мышления. Социокультурные предпосылки кризиса и разложения мифологического мышления: а) неолитическая революция и возникновение аграрно-традиционного общества; б) разложение первобытного рода и формирование гидравлических древневосточных цивилизаций; в) рационализация духовной жизни: возникновение граней между естественным и сверхъестественным. Особенности религиозно-мифологического мышления ранних древневосточных цивилизаций: упорядочивание мифологических сказаний, формирование иерархии богов. Миф как легитимизация зарождающегося социального неравенства. «Осевое время» и социокультурные предпосылки формирования китайской, индийской и древнегреческой философии: общее и особенное. Оживление мифологического мышления в переломные периоды исторического развития человечества при смене исторических смыслов универсалий культуры. Подверженность современного массового сознания мифологическим стереотипам. Растущая опасность стереотипов мифологического мышления в современную эпоху.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.01 с.) |