ТОП 10:

Становление философии в культурах древнего Востока



Восточная философия как образец философского мышления аграрно-традиционного общества. Особенности западной и восточной философии с точки зрения современной компаративистики.

Понятие бытия и небытия в восточной и западной философии. Дуализм субъект-объектных отношений в западной философии и его отсутствие в философии Востока. Экстравертность западного мышления и интровертность восточной мысли. Понятие истинности суждения в западной и восточной философской мысли. Интуитивизм восточной философии и рационализм философии Запада.

Теоретичность Запада и практицизм Востока. Активизм западной и отрешенность восточной философии. Отличия учений о человеке. Преемственность и традиционализм в развитии философии на Востоке и борьба идей в философии Запада.

Практические следствия развития восточной и западной философии: китайской – техника взаимоотношений между людьми; индийской – техника контроля личности над своими психическими переживаниями; западной – техника покорения сил природы и их превращение в силы самого человеческого общества.

Победа в XIX — XX в. западной модели техногенного общества. Кризис современного техногенного общества и необходимость усвоения наследия Восточной философии: 1) совершенная система психотехники; 2) принципы гармонии между интересом личности и общества; 3) минимизация воздействия человека на окружающую природную среду.

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции

Особенности формирования древнегреческой цивилизации. Древнегреческий полис как социальное основание развития древнегреческой философии. Натурфилософские ориентации досократической философии. Достижения натурфилософии досократической философии: постановка проблемы первоначала всего сущего (милетская школа), концепция теоретического знания (Анаксимандр), идеи числовой гармонии мира (Пифагор), идеи диалектического развития природы и общества (Гераклит), концепция единства бытия и мышления (Парменид, Зенон Элейский), теория атомизма (Левкипп, Демокрит). Роль натурфилософов в развитии европейской научной мысли.

Расцвет афинской полисной демократии и школа софистов. Сократический поворот в развитии античной философии. Основная проблема классической древнегреческой философии: отличие эпистеме (знания) от докса (мнение). Философия Платона и Аристотеля как вершина античной философии. Роль философии Платона и Аристотеля в формировании начал теоретического знания и теоцентрического типа мировоззрения.

Упадок классического древнегреческого полиса и основные школы эллинистического этапа развития античной философии. Кризис античной цивилизации III – V вв. н. э. Античный неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Прокл) и превращение философии в теологию.

Достижения античной философии: 1) формирование теоретических оснований научного знания, частные науки как следствия общей теории (идея метафизики); 2) критическое отношение к традициям, опыт философских дискуссий; 3) философские школы как прообраз будущих научных школ; 4) формирование первых научных систематик (система знания Аристотеля).

Теоретическая созерцательность античной философии и науки. Отсутствие экспериментального естествознания. Социокультурные причины созерцательности античной философии.

Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

Возникновение христианства как духовная революция античного общества. Христианство как синтез восточной религиозной мысли и поздней античной философии. Значение христианства в развитии философии: 1) идея бесконечности (монотеистическое понятие Бога) против идеи конечности космоса античных мыслителей; 2) разграничение natura naturata (Бог-творец) и natura naturans (сотворенная природа) против единства и всеобщей одушевленности космоса в космоцентрическом мировоззрении; 3) идея человека как венца творения против идеи человека как части космического целого в античной философии; 4) идея векторной направленности истории против идеи истории как круговорота в космоцентризме; 5) идея равенства людей перед Богом против идеи космической иерархии и природного неравенства людей в космоцентрическом мировоззрении.

Теоцентрический тип мировоззрения. Апологетика и патристика II — V вв. как начальный этап формирования и развития средневековой философии. Особенности развития средневековой схоластики в VI — X вв. Этап «высокой» схоластики XI — XIII вв. Проблемы средневековой философии: характеристика понятия «Бог», соотношение веры и разума, природа универсалий.

Социокультурные предпосылки формирования техногенного общества в Западной Европе. Исторические условия развития поздней схоластики: ослабление могущества католической церкви в XIV — XV вв., кризис феодализма, формирование централизованных монархий в Западной Европе.

Значение поздней схоластики для формирования идейных предпосылок коперниканской научной революции и Реформации. Иоанн Дунс Скот: сверхразумность всех истин веры – автономия разума по отношению к вере. Уильям Оккам: однородность мира, созданного Богом, отрицание небесно–земной природы церкви, роль опыта в процессе познания («бритва Оккама»). Майстер Экхарт: непосредственная связь верующего с Богом. Роджер Бэкон: роль опыта и математики в познании природы. Джон Уиклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола как непосредственные предшественники Мартина Лютера.

Философия эпохи Ренессанса

Исторические предпосылки итальянского Возрождения. Особенности философской мысли раннего этапа европейского Возрождения: XIV — первая половина XV вв. Лоренцо Валла и Николай Кузанский как выдающиеся представители философской мысли раннего Возрождения. Флорентийская школа неоплатоников и Северное Возрождение: вторая половина XV – первая четверть XVI в. Роль философии эпохи Возрождения в идейной подготовке реформационного движения и научной революции.

Социокультурные предпосылки коперниканской революции в области естествознания и великих социальных революций XV – первой половины XVII вв.

Николай Коперник и начало великой научной революции второй половины XVI – XVII вв. Роль Тихо Браге, И. Кеплера и Г. Галилея в развертывании коперниканской научной революции.

Программа реформации М. Лютера. Особенности основных направлений реформационного движения.

Взаимосвязь коперниканской научной революции и реформационного движения. Итоги коперниканской научной революции: разрушение теоцентрической картины мира, секуляризация естествознания, формирование новых методов научного познания. Итоги и последствия социальных революций: подорваны, а в отдельных странах полностью уничтожены позиции католической церкви как оплота феодального порядка; заложен фундамент национального развития отдельных европейских государств, сформирован «дух капитализма»; процесс секуляризации обществознания (разочарование в идее «богоугодного правления»).

Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре

Социальные предпосылки формирования новоевропейской философии: достижения и противоречия реформационного движения и коперниканской научной революции.

Роль философии Р. Декарта и Ф. Бэкона в создании методологии математического и экспериментального естествознания. Основные характеристики классического естествознания: 1) идея суверенности познающего разума («cogito» Р. Декарта); 2) акцент на объектной стороне познания (принцип всеобщего сомнения Р. Декарта и критика идолов познания Ф. Бэкона); 3) поиск самоочевидных онтологических принципов; 4) идеал познания – в построении абсолютно истинной картины природы; 5) механистический натурализм; 6) аналитизм.

Роль Г. Гроция и С. Пуффендорфа в формировании новоевропейской концепции естественного права. Т. Гоббс и Б. Спиноза: формирование естественно-правовой парадигмы социального знания Нового времени. Принципиальные отличия классической теории естественного права и новоевропейской. Основные характеристики естественно-правовой парадигмы социального знания: 1) десакрализация социально-гуманитарного знания; 2) математическое естествознание как образец для построения социальной теории; 3) приоритет индивида перед социумом (теория общественного договора); естественное равенство людей; 5) концепция естественных прав человека; 6) законы рационального поведения человека как естественные законы устройства общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.005 с.)