Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Ценности как способ освоения мира человекомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(аксиология) 1. Духовное производство 2. Потребности как стимул активности субъекта 3. Интересы как форма реализации потребностей 4. Ценностные основания социальной регуляции
14.1. Основой духовной жизни общества является духовная деятельность, которая имеет свои особенности, проявляющиеся через духовное производство. Духовное производство – это разработка взглядов и представлений, теорий, концепций и других идейных образований, духовных ценностей, производство общественного сознания в его исторически конкретных формах (политическое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание и т.д.). Духовное производство осуществляется особыми группами людей, то есть является специализированным производством. Но наряду с ним, в духовное производство включается и производство, осуществляемое народными массами (народный эпос, народная медицина, народные обряды, обычаи, традиции и т.д.). Духовные ценности, создаваемые в процессе духовного производства не исчезают в процессе их потребления. Выдающиеся произведения духовной культуры могут быть использованы неограниченное время. Следовательно, производство духовных ценностей и их потребление являются относительно самостоятельными процессами духовной жизни общества. Также большой самостоятельностью по отношению к духовному производству обладают процессы распределения и обращения духовных ценностей. Специфика духовного производства связана с его продуктами и характером используемого в нем труда. Продукты духовного производства отличаются, как правило, новизной, уникальностью. Одни (книги, картины) могут существовать отдельно от своих создателей, что делает возможным их длительное потребление. Ряд продуктов духовного производства потребляется в момент их создания (творчество певцов, музыкантов). Важнейшей стороной духовной жизни общества наряду с духовным производством выступают духовные потребности, то есть состояния людей, побуждающие их к познанию действительности, к творчеству, нравственному совершенствованию, к интеллектуально насыщенному общению. Духовные потребности изменяются и развиваются по мере развития духовного производства, духовной деятельности. Удовлетворение потребностей приводит не только к воспроизводству существующих и порождению новых. Разрыв между уровнем производства и духовными потребностями является источником развития духовного производства. Важнейшей особенностью духовных потребностей является их связь с социальными интересами и мировоззрением людей. Процесс удовлетворения духовных потребностей или духовное потребление имеет свои особенности: 1) духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а превращаются в богатство духовного мира человека; 2) целью духовного потребления является духовное развитие и совершенствование человека; 3) процесс потребления духовных ценностей есть в известной мере и процесс их производства (читатель, зритель, слушатель переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения жизненного опыта), то есть процесс потребления духовных благ обладает творческим характером; 4) духовное потребление тесно взаимосвязано с духовными потребностями и развитие духовных потребностей является стимулом потребления, а потребление – необходимым условием дальнейшего развития духовного потребления. Духовное потребление в большой степени зависит от духовного производства, ориентированного на регуляцию человеческой жизнедеятельности. 14.2. В механизме регуляции жизнедеятельности участвуют множество факторов, и учесть их влияние в полном объеме не представляется возможным. В силу того, что в каждой конкретной ситуации в зависимости от цели детерминирующим фактором является определенный регулятор, необходимо рассмотреть наиболее значимые для деятельности регуляторы (интересы, потребности, идеалы, нормы и ценности) и их наличное соотношение друг с другом. Сознание и поведение людей зависит от условий материальной жизни, которые формируют систему потребностей. Формирование потребностей является исходным пунктом активного отношения человека к окружающему миру и действий по их удовлетворению. В силу этого потребности представляют собой древнейшую базисную регуляцию как индивидуальных, так и групповых действий. Потребность – это состояние зависимости субъекта от объективных условий его жизнедеятельности, ибо удовлетворение потребностей происходит во взаимодействии с предметным миром и личностной сферой индивидуума. Удовлетворение потребности – это своеобразное «поглощение» энергии, труда, способностей другого человека, это вместе с тем установление связей с другими людьми через мир их знаний, способностей, навыков, умений и т.д. Состояние потребностей людей той или иной эпохи – достоверный показатель уровня развития общества, ибо в них как в объективно существующей необходимости отражается достигнутый обществом потенциал экономических, социальных и духовных возможностей, которыми располагают общество и индивид. Изменение потребностей – объективный показатель новых тенденций общественного развития. Таким образом, процесс расширения и обогащения социальных потребностей происходит не только путем создания предметов для их удовлетворения, но и затрагивает сам процесс деятельности по их производству. Вследствие этого с развитием человеческих потребностей происходит изменение способов, средств их удовлетворения, происходит преобразование всех сфер жизнедеятельности людей. 14.3. Потребности, возникая в связи с отношением человека к окружающей социальной среде, обнаруживают себя в процессе деятельности, направленной на их удовлетворение. Индивид может удовлетворять свои потребности только в обществе, соотнося их с потребностями других людей, что выступает в реальном процессе жизни как общественные отношения, как интерес. Всякая деятельность является осуществлением интересов в силу того, что в ней избирательно реализуется одна из множества возможностей, сформировавшихся на основе общественного развития. Интерес проявляется как направленность деятельности, в основе которой лежит зависимость целей социального субъекта от объективных условий его жизни. Условия жизни, место в обществе определяют цели и интересы людей, стремящихся удовлетворить свои потребности. Интересы конкретного человека – это преломление интересов его эпохи, его социального окружения. Интерес есть более или менее сознательная позиция социального субъекта в конкретных обстоятельствах, производная от его места в системе общественных отношений. Человек, действуя в соответствии со своими интересами, действует как направляющий фактор развития событий, как их движущая сила. Таким образом, можно констатировать, что интересы, являясь формами активного отношения субъекта к реализации своих потребностей, являются осознанными побудительными силами поступков человека, выбора им конкретных форм деятельности и поведения. И таковыми они являются в силу того, что в них находят отражение те общественные ценности, к которым человек стремится. Интересы, являясь непосредственными стимулами деятельности, вместе с тем являются средствами сообразования удовлетворения потребностей с ценностями и идеалами. Через идеалы интересы приобретают статус подлинно человеческих и приобщаются к системе общественных ценностей, являющейся основой осознания и осмысления интересов. 14.4. Через систему ценностей общество не только формулирует свои идеалы и конечные цели развития, но и противопоставляет себя объективному миру, поскольку стремится его изменить, преобразовать в соответствии со своими ценностями. Ценности, как элементы внутренней структуры личности, становятся неотъемлемыми компонентами ее ценностных ориентаций, являющихся регулятором деятельности, направляющим и координирующим ее. Ценностные ориентации имеют достаточно сложную структуру и включают в себя, прежде всего, ценностные представления. На основе ценностных представлений формируются идеалы, которые, будучи образами будущего, определяют: каким должно стать то или иное явление, чтобы соответствовать запросам, потребностям и интересам субъекта. Идеалы, как образы будущего, способствуют определению целей, которые ориентируют субъекта на конкретные результаты, к которым должны привести конкретные действия, чтобы они приобрели соответствующее запросам субъекта значение. Ценностные ориентации, образованные совокупностью усвоенных личностью социально значимых ценностей, формируют социальный стиль поведения. Сформировавшийся на основе ценностных ориентаций оптимальный вариант поведения закрепляется в социальных нормах, которые выступают как средство достижения цели и вместе с тем являются критерием оценки правильности предпринимаемых действий с позиции их соответствия интересам общества. Социальные нормы определяют границы допустимого во взаимоотношениях людей и в силу этого являются регуляторами деятельности. Социальные нормы, имея непосредственное отношение к социальным ценностям, вместе с тем, в силу своего функционального назначения, являются требованиями, предъявляемыми человеку со стороны общества, которые, будучи оформленными в систему правил и предписаний по поводу должного поведения в интересах обеспечения социальной стабильности, являются рамками, выход за которые считается неправомерным и недопустимым с точки зрения сохранения социальной безопасности. Если нормы проявляются как фактор, дисциплинирующий деятельность, то идеал – это, прежде всего, фактор, активизирующий деятельность, но при этом ограничивающий ее сферой желаемого должного. Идеалы, возникая в ответ на потребности общества, способствуют активизации человеческой деятельности и ее направленности на реализацию целей, порождаемых глубинными тенденциями в общественном бытии. Общественные идеалы, будучи усвоенными личностью, становятся мерилом ее самореализации, соответствующим преобразуемым в интересах общества внешним обстоятельствам. Идеалы придают смысл личностным ценностям, объединяя их в систему ценностных ориентаций. Идеалы – это проявление личной свободы, ибо, как известно, приверженность идеалам, как и сами идеалы – проявление личностного выбора. Как верно подметил Э. Фромм, «человек не свободен выбирать между тем, чтобы иметь, и тем, чтобы не иметь «идеалы», но он свободен выбирать между различными идеалами».[9]
Тема 15. Проблема познания.
1. Познание как отражение действительности. 2. Специфика научного познания и методы научного познания. 3. Специфика социального познания и методы социального познания.
15.1. При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3) процесс познания непосредственно. Субъектом познавательной деятельности является человек, главным свойством которого является способность познавать окружающий его материальный мир. Поскольку вне общества нет, и не может быть человека, то подлинным субъектом познания выступает человек не как отдельно взятый индивидуум, а как общество. Общественный характер носит не только субъект, но и объект познания. Человека интересует не камень, как таковой, а камень как объект для использования его в качестве орудия труда и материала для строительства. Понимание смыслового содержания понятий «субъект» и «объект» служит исходным пунктом понимания процесса познания. Познание возникает в результате взаимодействия субъекта (человеческого общества) и объекта (явлений, процессов внешнего мира). Познание, порожденное взаимодействием субъекта и объекта в процессе общественной практики, с самого начала своего возникновения носит общественный характер. Поскольку познание является моментом взаимодействия субъекта и объекта, то оно является одновременно и субъективным, и объективным. Познание тождественно объекту, ибо в своем содержании должно совпадать с ним. Но оно одновременно и не тождественно ему, поскольку принадлежит субъекту. Познание субъективно, ибо вне человека и человечества нет познания, а существуют только вещи. Но оно в то же время и не субъективно, поскольку направлено на объективный мир, которым субъект познавательной деятельности стремится овладеть теоретически и практически. Отражение объективного мира в процессе познания обладает творческим характером. Отражение и творчество – два понятия, которые в равной мере выражают существенные стороны познания. Одно другого не исключает, поэтому можно говорить о творческом отражении как главной особенности познавательного образа в его соотношении с объективной реальностью. Наиболее ярко творческая активность познавательной деятельности проявляется в предвидении будущего, что связано с опережающим отражением действительности. Будущее, постигаемое на основе предвидения, не обладает актуальным бытием, поскольку еще не наступило, его еще нет. Поскольку познание субъективной реальности зависит от субъекта, то возникает вопрос об истинности знаний, получаемых в результате творческого отражения объекта субъектом. Проблема истины – одна из наиболее древних и сложных проблем. Одно из первых определений истины, ставшее традиционным, было дано Аристотелем: «Истина есть такое знание, которое соответствует действительности». Итак, если истина есть характеристика знания, а знание - достояние субъекта, то каким образом истина может быть объективной? Ответить на этот вопрос можно путем рассмотрения истины как результата взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания. Тогда, с одной стороны, истина является результатом человеческой деятельности и в этом смысле она субъективна, но, с другой стороны, истина всегда объективна, поскольку ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества. Следовательно, истина может быть только объективной, и в то же время ее объективность является результатом субъективной деятельности человека и, чем объективнее истина, тем большими субъективными усилиями она достигается. Но при этом субъективная познавательная деятельность не составляет содержания истинного знания, она выполняет только роль средства движения к объективной истине. При оценке истинности знания необходимо руководствоваться принципом конкретности истины, согласно которому, абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Суть принципа конкретности истины состоит также в том, что необходимо рассматривать всякую истину в определенном контексте, в связи с условиями, при которых она формируется, в связи с вопросами, на которые она служит ответом, в связи с критериями точности и полноты, которым она должна соответствовать. Знание, содержащее объективную истину, может соответствовать отражаемому в нем объекту с разной степенью адекватности, то есть точность и полнота объективно-истинного знания об объекте могут быть различными. Это различие выражается в понятиях «абсолютная истина» и «относительная истина». Абсолютная истина понимается как абсолютное, точное и полное знание. Относительная истина понимается как относительно точное, недостаточно полное знание. Поскольку процесс познания является моментом, стороной человеческой активности, то процесс познания формируется на основе практики, которая является материальной основой познания. Будучи материальной основой познания, практика, вместе с тем, является и его конечной целью. Именно практика определяет, какие именно предметы или их стороны и свойства становятся действительными объектами познания, и какова та мера проникновения в них человеческой мысли. Одновременно практика служит и средством оценки результатов познания. Таким образом, практика выполняет функцию критерия истинности человеческого познания, то есть способа проверки и обоснования истинности знания. 15.2. Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познание. Научное знание возникает в процессе продолжения повседневной, познавательной деятельности на основе предположений здравого смысла, которые уточняются и исправляются. Научное знание представляет собой дальнейшее усовершенствование повседневных знаний. Важнейшим критерием научности знаний является их непротиворечивость, что требует соблюдать правила и законы логики. В научном исследовании различают две основные стадии познания: эмпирическую и теоретическую. На теоретической стадии научного исследования широко используются процессы абстрагирования и идеализации, в результате которых образуются новые понятия и новые теории. Научные теории представляют собой концептуальные системы, элементами которых служат логически взаимосвязанные понятия и суждения. Эмпирические понятия – это понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах. Теоретические понятия - о ненаблюдаемых объектах. Противопоставление эмпирических и теоретических понятий является относительным. Например, хотя силу тока в цепи нельзя наблюдать непосредственно, о ней можно судить по показаниям амперметра и, следовательно, можно считать наблюдаемой величиной. Данный пример свидетельствует о том, что граница между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми величинами имеет условный, временный и относительный характер. В историческом развитии эмпирические и теоретические понятия взаимно обусловливают и дополняют друг друга. Эмпирические понятия представляют первый шаг в ходе изучения окружающей действительности. Переход от эмпирических понятий к абстрактным понятиям представляет собой скачок от эмпирической стадии исследования к рационально-теоретической, отображающей сущность изучаемых предметов и явлений. В процессе научного познания разрабатываются методы, которые обеспечивают человеку овладение объективной истиной. Методы познания представляют собой формы практического и теоретического освоения действительности. Ф. Бэкон сравнивал научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Правильные методы вытекают из достоверной, проверенной практикой научной теории. Метод является научным, когда он верно отражает объективные законы мира, когда он определяется особенностями предмета исследования, законами его развития, его отраженной в сознании сущностью. Методы научного познания характеризуются следующими свойствами: · ясность или общепонятность; · направленность или подчиненность определенной цели; · результативность или способность обеспечить достижение намеченной цели; · плодотворность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие, побочные, которые не менее важны; · надежность или способность с большей степенью вероятности обеспечивать получение искомого результата; · экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени. Какими бы научными не были методы сами по себе, они не могут предопределять полностью успеха в исследовании материальной действительности, ибо важны не только хорошие методы, но и опыт их применения. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы научиться правильно и умело применять научные методы. В связи с этим учение о методах познания и преобразования действительности можно подразделить на две части: 1) учение о принципах познания; 2) учение о способах и приемах исследования, опирающихся на познавательные принципы. Первая часть связана с мировоззренческой позицией, на которую опирается исследователь в процессе познавательной деятельности. Мировоззренческая позиция имеет большое значение при исследовании социальных явлений. Вторая часть учения о методах связана с эмпирическими и теоретическими методами познания, которые опираются на исходные мировоззренческие принципы. К эмпирическим методам исследования относятся: метод наблюдения, эксперимент, измерение. Наблюдение – прямой путь получения данных об изучаемом объекте. Различают прямое и опосредованное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется при помощи органов чувств, а косвенное – с помощью приборов и различных технических средств. Эксперимент – это систематизированное и многократно воспроизведенное наблюдение объекта. В зависимости от объектов исследования эксперименты подразделяют на физические, биологические и социологические. Измерение – это количественное сравнение величин одного и того же качества, используемое при наблюдении и эксперименте. Благодаря измерениям выявляются связи между количеством и качеством. Для изучения данных, полученных на основе эмпирических методов, используются следующие теоретические методы: анализ; синтез; систематизация;, классификация; обобщение; индукция; дедукция; моделирование. Таким образом, эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны друг с другом. Эмпирическое знание – это знание о явлениях, а теоретическое знание – это знание о сущности явлений. 15.3. Науки, изучающие социальные явления подразделяют на две группы: 1)социальные науки и 2) гуманитарные науки. К социальным наукам относятся: история, политология, экономика, социология и др. науки. К гуманитарным наукам относятся: филология, искусствоведение, этнография, психология и др. Философию в равной мере можно отнести и к социальным, и к гуманитарным наукам. В социальных науках преобладает социологический подход, ориентированный на анализ общества, в рамках которого изучаются социальные связи и отношения. В гуманитарных науках преобладает гуманитарный подход, который сосредоточивается на исследовании человека, его индивидуального своеобразия, духовного и эмоционального мира, смысла и значения жизни, личностных устремлений. Общественная жизнь – это специфическая часть природы. Человек является не только природным, но и социальным существом. Социальные закономерности, в отличие от законов природного мира, недолговечны и проявляются через деятельность людей. Этим определяется специфика социального познания. Предметом социального познания являются, во-первых, деятельность людей и отношения, складывающиеся между людьми в процессе деятельности, во-вторых, результаты деятельности людей, то есть культура. Субъектом социального познания является человек или социальная группа, общество в целом. Специфика познания социальной действительности связана с тем, что история общества не только познается, но и создается людьми. Из этой главной характеристики социального познания вытекают все остальные его особенности: 1) реальные явления социальной жизни включены в контекст той или иной эпохи, страны, нации; 2) события, происходящие в той или иной стране, никогда и нигде в точности не повторяются; 3) в силу того, что социальные события обладают большой сложностью и изменчивостью, в социальных явлениях невозможно выявление констант, подобных скорости света; 4) общественные и духовные процессы невозможно изучать в лабораторных условиях[10]; 5) общественные явления являются объектом изучения социально заинтересованного субъекта, что обусловливает субъективность результатов познавательной деятельности[11]; 6) познаваемые социальные явления могут быть недостаточно зрелыми, что препятствует выявлению тенденций социально-экономического и духовного развития общества; 7) размышления над формами человеческого бытия осуществляется post factum, т.е. исходит из готовых результатов общественного развития; 8) результаты исторического развития приобретают в глазах многих людей единственно возможную форму человеческой жизни, вследствие чего научный анализ этих форм человеческой жизни избирает путь противоположный их развитию; 9) анализируемые процессы весьма скоро становятся истории, а изучение истории находится под воздействием настоящего; 10) значительные сдвиги в развитии человеческой мысли приходятся на те периоды, когда назревает кризис существующих отношений; Важной отличительной особенностью социального познания является то, что для него не имеет существенного значения непосредственная наблюдаемость изучаемых событий и фактов. Поэтому объектом исследования в процессе социального познания могут быть документы, мемуары, другая информация. Важными источниками для социальных и гуманитарных наук являются результаты вненаучного освоения действительности (произведения искусства, политические настроения, ценностные ориентации, религиозные верования и т.п.). Многие произведения художественной культуры в силу своей интегральности содержат более ценную информацию, чем научная литература. Гуманитарное познание требует от познающего субъекта умения стать на позицию наблюдателя по отношению к самому себе, к своим чувствам, мотивам и действиям. Результатом гуманитарного познания является мир исследуемого, в котором отражен сам исследователь. Изучая других, человек изучает и себя самого. Познавая себя, человек смотрит на себя глазами других людей. Исследование общества с точки зрения социологического подхода и изучение внутреннего мира личности с позиции гуманитарного подхода не исключают друг друга. Напротив, они глубоко взаимосвязаны. Это связано с тем, что в современных условиях, когда человечество столкнулось с множеством глобальных проблем, возрастает роль как общественных, так и гуманитарных наук. Познание социальных явлений имеет свою специфику, которая обусловливает необходимость применения социогуманитарных методов исследования. Ближе всего к естественно научным методам находятся методы экономического исследования. В сфере экономики используется общий для всех наук метод абстрагирования. В экономических исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и отношений с целью упрощения ситуации. Как и любая наука, экономика исходит из фактов, но эти факты настолько многочисленны, что без их обобщения невозможно не только предсказать новые экономические явления и предвидеть тенденции их развития, но и разобраться в них. Первым шагом в изучении экономических фактов должно быть их точное описание. Затем необходимо выявить связи между этими фактами. А для этого следует их распределить по группам, то есть классифицировать и систематизировать. Чем больше имеется фактов, подтверждающих обобщение, тем надежнее и достовернее оно будет. Полнота и точность используемых фактов обеспечивает возможность выдвижения проверяемых гипотез. Проверка гипотез позволяет разрабатывать различные экономические теории. Наиболее важными экономическими теориями являются: трудовая теория (теория стоимости), монетаристская теория. Наряду с этими фундаментальными экономическими теориями существует множество частных теорий, которые рассматривают проблемы развития отдельных секторов экономики: производства и обмена, потребления и распределения. В этих секторах, в свою очередь, существуют свои особые теории, например, теория ценообразования на факторы производства в рамках теории распределения или теория потребительского спроса в рамках теории потребления. Важными средствами получения информации о социальных процессах являются социологические методы, которые можно подразделить на две группы: теоретические и эмпирические. Эмпирические методы социологии отличаются большим разнообразием, поскольку социология изучает самые различные стороны жизнедеятельности людей. Наиболее популярным методом социологического исследования является опрос, репрезентативность (достоверность результатов) которого зависит от репрезентативности выборки, которая должна обеспечивать адекватное представление обо всей генеральной совокупности. Важным средством получения надежной социологической информации является включенное наблюдение, когда исследователь непосредственно участвует в работе определенного коллектива и качестве его члена, выполняет возложенные на него обязанности и одновременно проводит заранее запланированные наблюдения. Такие наблюдения дают более надежную информацию, чем извне, особенно, если исследователь внедряется в коллектив анонимно, и потому окружающие его люди не меняют своего поведения, как это часто бывает при внешнем наблюдении. Для получения информации социологи нередко прибегают к социальному эксперименту. Проведение социальных экспериментов связано с рядом трудностей, к которым следует отнести: 1) они осуществляются с социальными коллективами, которые в ходе наблюдения над ними могут изменить свое поведение и тем самым повлиять на чистоту эксперимента; 2) такие эксперименты трудно поддаются воспроизведению и тем самым проверке другими исследователями; 3) сами измерения социальных переменных трудно выразить количественно, так как при этом трудно отвлечься от субъективных факторов; 4) сами переменные могут изменяться независимо друг от друга и поэтому между ними можно установить лишь корреляционные, а не причинные связи. Все перечисленные сложности представляют препятствия для широкого использования экспериментального метода в социологии. К гуманитарным методам исследования относят методы изучения духовной деятельности человека. Исходной базой гуманитарных методов познания являются принципы интерпретации и понимания явлений и процессов культурно-исторической деятельности. К К сфере гуманитарных исследований относятся такие отрасли гуманитарного знания, как литературоведение, искусствознание, литературная и художественная критика, теория и практика перевода и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.018 с.) |