Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура, виды и уровни развития способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Способности как развитые функциональные системы, определяющие способы действий, свойственные той или иной человеческой деятельности, имеют сложную структуру. Структура способностей – это их строение, их состав. Так, структура математических способностей включает в себя следующие образования: способность к обобщению, способность к свертыванию процесса математического рассуждения, высокий уровень оперативной памяти, гибкость мыслительных процессов и т.п. Структура литературных способностей предполагает высокое развитие эстетических чувств, высокую сензитивность к средовым воздействиям, развитую образную память, богатое воображение, чувство языка, высокую экспрессивность и т.п. Специфическое строение имеют музыкальные, педагогические, конструкторские, врачебные способности и.т.д. Для структуры способностей очень важны и свойства темперамента и характера, поскольку именно они обеспечивают единство, общую гармонию в реализации человеком своего потенциала. Различают также виды способностей: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система психических свойств, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности. Специальные способности – это такие психические свойства, которые позволяют индивиду достигать высоких результатов в какой-либо определенной сфере деятельности. К общим способностям относится преобладающая у человека типология одного из трех типов людей, выделенных И.П.Павловым: «художественный», «мыслительный» или «средний» тип. Эта типология основана на преобладании первой или второй сигнальной системы у данного индивида. Тем, у кого преобладает первая сигнальная система, свойственны яркость образов, впечатлительность, эмоциональность. Им легче даются профессии художника, актера, музыканта, поэта. Тем, у кого преобладает вторая сигнальная система, легче оперировать абстракциями, словесно-логическими и понятийными схемами. Им легче даются профессии, относящиеся к точным наукам. «Средний» тип характеризуется относительной уравновешенностью сигнальных систем. Такие люди находят себя в широком круге человеческих профессий, в частности в системах: «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника». Специальные способности обусловлены задатками и склонностями к определенному и весьма специфическому виду деятельности. Так, способность к игре в шахматы, музыкальные или двигательные способности – это именно специальные способности. Они предполагают особые задатки и особые компоненты (так, например, двигательные способности, как, скажем, к балетным танцам, предполагают особое строение тела, опорно-двигательного аппарата, нервно-мышечного аппарата, особые свойства нервной системы, обеспечивающие быстроту и точность восприятия и управления собственными движениями. Именно поэтому в хореографических училищах существует особая система отбора детей). По уровню развития способностей выделяют следующие степени их проявления: одаренность, талантливость, гениальность. Одаренность – это наличие у человека задатков и склонностей, которые проявляются в формировании и проявлении у него способностей к тому или иному виду деятельности, о чем можно судить по быстрым темпам овладения ею и высоких результатах осуществления. Различают общую одаренность и специальную – по характеристике проявленных способностей. О человеке говорят «одаренный» до тех пор, пока он показывает успешную динамику в овладении деятельностью и ожидается, что покажет высокие результаты. Когда уровень развития способностей обеспечивает такие результаты деятельности, которые отличаются принципиальной новизной, недостижимостью для других и выделяются своей социальной ценностью, они определяются как талант, талантливость. Талант – это высочайший уровень развития способностей, который обеспечивает создание выдающихся произведений искусства, достижения выдающихся результатов в той или иной деятельности. Талантливый человек – огромная ценность в человеческом сообществе, поскольку все выдающиеся открытия, произведения техники и искусства созданы именно талантливыми людьми. Высшая степень талантливости – гениальность. Гениальность – это такой уровень развития способностей человека, при котором результаты его деятельности составляют целую эпоху в жизни общества и навсегда входят в сокровищницу человеческой культуры и цивилизации. Гениальные люди – достояние всех землян. Именно гении человечества служат путеводными маяками в вековечной борьбе людей за истину, добро и красоту как высшие ценности, составляющие смысл жизни человека и человечества. Невозможно представить себе жизнь людей без «Джоконды» гениального Леонардо да Винчи. Без бессмертных трагедий гениального Уильяма Шекспира. Гений привносит в жизнь всех людей нечто такое, что делает невозможной их прежнее существование. Становится нельзя жить так, как если бы «Моны Лизы» не было. Она есть. И сам факт присутствия этого шедевра в мире людей служит как бы напоминанием, к чему должны стремиться люди. Гений отличается от таланта тем, что открывает новые горизонты и новые пути человеческого существования. Люди, одаренные гениальными способностями к разным видам деятельности именуются конгениальными.
Развитие и формирование способностей Развитие и формирование способностей обусловлено конкретными социально-историческими условиями жизни людей и связано с овладением человеком накопленной поколениями материальной и духовной культурой. Непосредственным источником развития и формирования способностей выступает деятельность в разных ее видах: учебная, игровая, имитационная и производительная. Эта позиция составляет сущность деятельности подростка. Способности развиваются постепенно, но неравномерно. На первом этапе развития способностей проявляются репродуктивные и подражательные элементы деятельности. Для последующих этапов характерно развитие и формирование самостоятельных действий. При этом одни способности проявляются раньше, другие – позже. Важным признаком проявления способностей является обучаемость, т.е. скорость овладения элементами деятельности. Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная или физическая перегрузка, приводящие к переутомлению и снижению работоспособности. Раньше всех развиваются музыкальные и изобразительные способности (дошкольный возраст). Поэтические способности развиваются в подростковом возрасте. Математические и комбинаторные способности (способности к шахматной игре) бурно развиваются в возрасте ранней юности. Собственные открытия новых способов действий стимулируют развитие способностей. Самоуспокоенность и отсутствие адекватной мотивации резко снижают темпы развития способностей. В ходе развития способностей ярко проявляется явление компенсации, т.е. восполнение одних способностей другими. Воспитание трудолюбия и работоспособности, любви к делу и деятельности, - залог разностороннего развития человека.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятию «способности». 2. Назовите первичные умственные потенции, выделенные Л.Тэрстоуном. 3. Дайте определение креативности. Раскройте возможное соотношение между уровнем креативности и интеллекта. 4. Перечислите уровень развития способности и дайте краткую характеристику каждому из них. 5. Раскройте особенности неравномерности в развитии способностей. 6. Объясните сущность психологического понятия «задатки». 7. Охарактеризуйте структуру способностей. 8. Объясните критерии и специфику профессиональных наклонностей у трех типов людей, выделенных И. П. Павловым. 9. Проанализируйте, в чем совпадают и в чем отличаются друг от друга эпигенетический и деятельностный подходы в трактовке происхождения способностей. 10. Объясните, как и какие психофизиологические свойства нервной системы влияют на проявление различных способностей.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. 2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: Мир, 1972. 3. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1990. 4. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Педагогика, 1986. 5. Крутецкий А. В. Психология математических способностей. – М.: Педагогика, 1968. 6. Лейтес Н. С. Способности и одаренности в детские годы. – М.: Педагогика, 1984. 7. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. – М., 1989. 8. Одаренные дети. – М.: Педагогика, 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.008 с.) |