Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды эмоциональных реакций (эмоции) и эмоциональных состояний



Среди простых эмоций, т.е. биологически обусловленных психических состояний, можно выделить следующие: агрессия (гнев), боль, голод, жажда, оргазм, усталость, страх, отвращение, радость, презрение, интерес и нейтральное состояние. Уже из этого перечисления легко заметить, что среди биологически детерминированных, отрицательные эмоции явно преобладают. Это связано, по-видимому, с тем, что в процессе эволюции и жизни у всех живых существ и у человека количество опасностей и угроз значительно превышало число обещаний благополучия.

Каждая из этих простых эмоций связана с удовлетворением или ущемлением некой базисной потребности человека: безопасности и самосохранения, пищевой и сексуальной, предпочтения и отвержения.

Несмотря на то, что эти эмоции могут достигать опасной для жизни и здоровья интенсивности, они являются простыми, т.к. однозначны и возникают по одной и той же схеме, а именно в результате обратной связи, которая возникает в психике в ответ на угрозу и положительное обещание. Еще одной особенностью простых эмоций является то, что они не могут длиться долго, так как приводят к нервно-психическому истощению. В случае же, если эти эмоции затягиваются (например, эмоция голода), они могут изменить поведение человека до неузнаваемости. Если же человек отказывается изменить поведение в силу именно сознательного решения, эти эмоции могут притупляться, что подчас чревато гибелью человека. Так, например, бывает с эмоцией голода.

Среди видов эмоциональных состоянийвыделяются следующие: аффекты, стресс и фрустрация, настроение, страсть.

От простых эмоций эмоциональные состояния отличаются значительной длительностью. Они также обусловлены не только органическими потребностями человека, но и особенностями внешней среды, взаимоотношениями и собственными действиями человека.

Рассмотрим их в отдельности.

Аффект. Аффект – кратковременное интенсивное экспрессивно яркое эмоциональное состояние, имеющее безотчетный и диффузный характер. «Безотчетный» означает, что сознательный контроль за своими действиями в состоянии аффекта снижен или отсутствует. «Диффузный» означает, что аффект может захватить и психические процессы, а не ограничиться самим по себе психическим состоянием. Аффект изменяет восприятие, мышление, волю, память. Чаще всего аффекты носят отрицательную (ярость, ужас, паника), но могут иметь и ярко выраженную положительную (восторг, энтузиазм, эйфория) окраску. Любая эмоция может перейти в стадию аффекта. Аффект может быть вызван как природными, так и общественными событиями. Аффекту нельзя давать развиваться. По возможности надо помочь человеку срочно переключить внимание, вслед за чем, обычно активируется волевая регуляция поведения. В то же время нельзя злоупотреблять подавлением аффективных состояний, в особенности положительных, т.к. это препятствует нормальному функционированию психики и подрывает здоровье.

Стресс. Стресс – это состояние эмоционального напряжения, обусловленное неожиданными, угрожающими или особо значимыми ситуациями, в которых происходит мобилизация всех ресурсов организма и психики. Диапазон эмоциональных проявлений при стрессе велик: от слабого волнения до истощения и даже дезорганизации психических функций. В стрессе выделяется физиологический и собственно психический компонент. Стресс существует в трех формах: импульсивной, генерализованной и тормозной (при которой человек делается неспособным к активным действиям). Стресс может оказывать как положительное воздействие на психику (эустресс), так и отрицательное (дистресс). Причина, вызывающая стресс, называется «стрессор». Стрессоры могут быть реальные (физический раздражитель) и психические (воображаемые, напоминающие о чем-то неприятном). Эмоциональное состояние, вызываемое непреодолимыми (объективно или субъективно) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, называется фрустрацией. Фрустрация, следовательно, это разновидность стресса, вызванная безуспешными попытками добиться желаемого. Причина фрустрации называется «фрустратор». В обыденном сознании фрустрация переживается как неудача. Чрезвычайно важно воспитывать в себе устойчивость к стрессам и фрустраторам.

Настроение. Настроение – это относительно слабо выраженное и неустойчивое эмоциональное состояние. Оно как бы создает субъективный эмоциональный фон, сопровождающий психические процессы. Одна и та же работа при разном настроении может казаться то скучной, то интересной. Настроение есть, в сущности, эмоциональный тонус человека. Причины настроения зачастую бывают неосознанными. Кроме того, настроение может быть вызвано сугубо органическими причинами. Так, при недостатке магния в организме человек испытывает подавленное настроение. При вдыхании «веселящего газа» (окись азота), применявшегося в анестезии, у человека возникает повышенное настроение.

Настроение свойственно испытывать как отдельным людям, так и человеческим сообществам (например, упаднические настроения во время общественных кризисов, радостные настроения в дни торжеств и побед).

Страсть. Страсть – это интенсивное, стойкое, доминирующее над всеми остальными эмоциональное состояние, подчиняющее себе деятельность и поведение человека. Причины формирования страсти разнообразны. Это могут быть и внешние побудители (предмет желания) и внутренние (верования, убеждения человека), и организмические (патология высшей нервной деятельности и деятельности мозга). Положительные социально значимые страсти формируют увлеченного человека, преданного своему делу (искусству, науке, спорту и т.д.) Отрицательные формируют антисоциальную направленность человека (страсть к азартным играм, игровым автоматам, спиртному и т.п.). Как и во всех психических состояниях выделяются низменные и возвышенные страсти.

Страсть отличается слабой управляемостью и избирательным отношением к миру, сосредоточивая внимание человека исключительно на своем предмете.

В различных этических системах страсти, даже положительные, оцениваются по-разному. Есть этические системы, которые отдают безусловное предпочтение бесстрастности человека.

 

11.5. Высшие эмоции (чувства) человека

Высшими эмоциями называются эмоциональные состояния человека, вызываемые социально значимыми и культурно обусловленными факторами. Они именуются чувствами или высшими чувствами человека. По содержанию выделяют этические, эстетические, интеллектуальные, праксические и религиозные высшие чувства.

Уровень психического развития человека зависит от развития этих чувств. Высшие чувства являются продуктом общественно-исторического культурного становления человечества. В психологии отсутствует исчерпывающая классификация чувств в связи с их разнообразием и изменчивостью. Однако помимо содержания, чувства подразделяются на конкретные (любовь к ребенку), обобщенные (любовь к детям) и абстрактные (любовь к человечеству, чувство трагичности и т.д.).

Этические чувства – это сложные переживания, относящиеся к оцениванию поступков и действий других людей и себя с позиции норм, которые приняты в данной общественной культуре как абсолютные. Иными словами, высшие этические чувства – это чувства, которые возникают, когда человек оценивает что-то и относится к этому как к добру или злу. К высшим этическим чувствам относятся чувства: любви, долга, преданности, сострадания, стыда, прощения, негодования и др.

Интеллектуальные чувства – это сложные психические состояния, порождаемые психикой в познавательной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относятся: удивление, сомнение, радость открытия, уверенность, любовь к истине, недоумение, переживание таинственности мира (мистическое чувство), чувство иронии и др.

Эстетические чувства – это сложные эмоциональные состояния, отражающие, прежде всего, отношение человека к явлениям мира с позиции: прекрасное – безобразное.

Эстетические чувства отражают способность человеческой психики откликаться на гармонию и дисгармонию мира, стремление людей к прекрасному и отторжение безобразного и уродливого. Среди эстетических чувств выделяются: чувства эстетического удовольствия (наслаждение от восприятия красок, движений, звуков, форм); чувства прекрасного и совершенного (когда человек глубоко переживает явление как такое, которое соответствует его идеалу); чувства возвышенного и величественного (выражающие преклонение человека перед мощью природы и человечества).

Чувства трагического, комического (юмор), возвышенного и прекрасного – важнейшие регуляторы общественного развития человека.

Праксические чувства – это чувства, порождаемые и сопровождающие как преобразовательную (творческую, созидательную), так и рутинную деятельность человека. Они возникают в деятельности, проявляясь в форме увлеченности, удовлетворенности работой, или же в виде скуки, пресыщенности деятельностью. Особенно ярко праксические чувства проявляются тогда, когда деятельность соответствует целям и ценностям человека, его способностям и общественным идеалам.

«Чувство шага» у футболистов, «чувство воды» у пловцов, – яркие примеры праксических чувств. Пресыщение, утомление – также праксические чувства, только отрицательные, обусловленные чрезмерной нагрузкой и выполняющие сигнальную функцию, направленную на самосохранение человека.

Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития человека.

Особое место в истории человеческой культуры занимали и занимают религиозные чувства.

Религиозные чувства – это высшие чувства человека, охватывающие сложный спектр эмоциональных состояний, относящихся к религиозному культу. Религиозные чувства, по-видимому, явились культурной основой для этических и эстетических чувств, поскольку объединяли в себе общественные основания идеальных ценностей и оценок. Однако в настоящее время они во многом утрачивают свою значимость, поскольку человеческое познание привело к дифференциации высших чувств на интеллектуальные, этические и эстетические, каждое из которых отделило свою толику переживаний от первоначальной основы. Вместе с тем, до сих пор религиозные чувства весьма распространены, особенно в некоторых странах. Эти чувства включают в себя: чувство веры в сверхъестественное (Бога, провидение, загробную жизнь, чудо и т.п.), т.е. безосновательные, но субъективно чрезвычайно значимые ожидания в отношении получения чаемых благ для себя или для близких (спасения, выздоровления, успеха в делах и т.п.); чувство преклонения перед непостижимостью тайн и сакрального; чувство собственной греховности (т.е. недостойности перед абсолютным величием сакрального) и др.

Современные религии пытаются продлить прежде всего этическую основу собственного существования, в то время как научная психология получает все больше доказательств того, что религия и чувства, ее сопровождающие, есть лишь форма психической активности, выработанная людьми для управления собственными психическими состояниями на донаучном этапе развития человеческой культуры и цивилизации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте анализ универсальной схемы функционирования психики. Объясните термины «психическое состояние» и «состояние сознания».

2. Дайте определение понятию «эмоциональное состояние». Приведите примеры эмоций.

3. Проанализируйте причины возникновения эмоций. Назовите три уровня проявления эмоциональных состояний.

4. Перечислите основные особенности эмоциональных состояний человека.

5. Дайте описание простейших эмоций.

6. Охарактеризуйте виды эмоциональных состояний.

7. Опишите высшие эмоции человека (чувства).

8. Опишите физиологические основы эмоций.

9. Дайте психологический анализ стресса как вида эмоциональных состояний.

10. Проанализируйте причины возникновения страсти и сравните такие виды эмоциональных состояний как страсть и аффект.

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1977.

2. Вартанян Г.А., Петров Э.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций. – К.: Политиздат Украины, 1987.

4. Изард К.Э. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

5. Якобсон П.М. Психология чувств. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т. 1. Часть 2. – М.: Мир, 1992.

7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. – М.: МГУ, 1976.

8. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.: Наука, 1981.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.007 с.)