Общая характеристика способностей




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика способностей



Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность.

При прочих равных условиях жизни и деятельности способный человек достигает значительно больших результатов по сравнению с другими людьми в том виде деятельности, которому соответствуют его нервно-психические свойства. Соответственно, неспособность означает, что у человека отсутствуют требуемые нервно-психические свойства. Поскольку любая деятельность носит комплексный характер, способности нельзя свести к одному какому-либо свойству. Способность – именно синтез свойств, которые обеспечиваются морфологическими (строение соответствующих отделов мозга и органов) и функциональными (проявляющиеся способы действий) особенностями строения нервной системы и психики конкретного индивида.

Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности.

Способности к музыке не обеспечиваются одним только музыкальным слухом. Способности к конструированию не определяются одним только воображением. Поэтому у способностей различают качественную и количественную стороны. Качественная характеристика способностей означает тот вид деятельности, в котором они проявляются (математика, музыка, поэзия, виды спорта и т.д.), а количественная характеристика описывает степень (уровень) их развития.

Способности не тождественны приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Способности выступают как нервно-психические предпосылки к потенции формирования функциональных систем, которые и обеспечивают овладение знаниями, умениями и навыками и в то же время сами формируются и развиваются в процессе обучения.

В тридцатые годы английский психолог Л. Тэрстоун выделил так называемые семь первичных умственных потенций: счетную способность; словесную гибкость; словесное восприятие; пространственную ориентацию; память; способность к рассуждению и быстроту восприятия сходства и отличий в предметах и их признаках. Согласно многочисленным психологическим и биохимическим исследованиям, общий уровень умственных способностей человека является результирующей от взаимодействия с окружающей средой, качество и насыщенность которой разными стимулами имеет огромное значение. Эта позиция получила название: эпигенетический подход.

Создание специальных тестов для измерения базисных умственных потенций (тесты интеллекта) позволило придти к выводу, что у 2-3% человеческой популяции имеется умственная отсталость, а у 1-2% людей – чрезвычайно высокий уровень интеллекта. Исследованиями также доказано, что психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни ребенка может иметь огромное значение для интеллектуального его развития. В этом отношении показаны эксперименты с животными. Так, если для крыс или кроликов создать обогащенную стимулами среду обитания – насыщенную качелями, барабанами, лабиринтами, педалями, подающими корм или включающими звонки – у них возрастает обучаемость за счет интенсивного роста коры головного мозга. По-видимому, точно такие же процессы происходят и с людьми, особенно с детьми. Вот почему культурно обогащенная среда так важна для интеллектуального развития ребенка, без чего даже генетически обусловленные высокие показатели умственных способностей могут остаться невостребованными.

Помимо интеллектуальных потенций в психологии выделяются и креативные потенции, т.е. творческие способности. Креативность – это способность человека к созданию оригинальных, нестандартных продуктов деятельности, как правило, относящихся к различным областям искусства. Между уровнем интеллекта и креативностью нет прямых соответствий. Известно лишь, что при достаточно высоком уровне интеллекта отсутствует корреляция между интеллектом и творческими способностями. Встречаются сочетания высокого уровня интеллекта и низкого уровня креативности, либо низкого уровня интеллекта и высокого уровня творческих способностей. Таким образом, проблема общих умственных способностей во многом остается открытой для современных исследований. Вместе с тем в настоящее время можно считать достоверно установленным, что именно определенные врожденные особенности нервно-мозгового аппарата, в частности, пластичность нервных процессов, наличие определенных аминокислот в структуре мозговых тканей, хорошее снабжение мозга кровью (гибкость, прочность и разветвленность мозговых сосудов и капилляров), полноценное питание и культурно обогащенная внешняя среда в сочетании с разнообразным, эмоционально насыщенным общением являются важнейшими предпосылками развития психических способностей человека.

 

Задатки, склонности и способности

Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологических) и психофизиологических (в том числе нейрофизиологических, биохимических и биофизических) основ, влияющих на предрасположенность индивида к успешному осуществлению той или иной деятельности. Конечно, строением мозга не предусмотрено, какой вид деятельности будет осуществлять человек. Это зависит от конкретных социально-исторических и социально-экономических условий его жизни. Дело здесь в другом, а именно: большая или меньшая возбудимость и подвижность нервных процессов, тонкость звукоразличительной дифференцировки слухового анализатора, легкость формирования специфического «чувства времени», длинные и гибкие пальцы – это несомненные музыкальные задатки. Но трансформируются ли эти задатки в музыкальные способности вовсе не определено самим фактом их наличия. С другой стороны, совершенно очевидно, что если два человека с одинаковым усердием будут заниматься музыкой, то больших успехов добьется тот из них, у кого изначально более благоприятные задатки. Задатки, таким образом, служат важной предпосылкой развития способностей, хотя сами способности развиваются именно в деятельности.

Как задатки развития определенных способностей могут рассматриваться и типы высшей нервной деятельности. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (сангвиноидный темперамент) благоприятствуют формированию организаторских способностей. Слабая нервная система, представители которой обладают высокой чувствительностью, благоприятна для формирования художественных способностей.

Первым признаком наличия у человека определенных задатков являются склонности. Склонности проявляются в стремлении ребенка к определенной деятельности, в интересе к содержанию тех или иных сфер человеческой деятельности. Тесная взаимосвязь между задатками и склонностями наблюдается и у взрослых. Иногда в жизни бывает так, что у человека не было возможности реализовать свои способности, например, к живописи. Но вот резкая перемена условий жизни приводит к тому, что ранее проявлявшиеся склонности на основе определенных задатков вдруг получают возможность развиться и у человека резко проявляются способности к той же живописи. Показателем склонностей является страстное влечение к деятельности, обусловленное не внешними причинами («признание», «успех»), а именно глубинным тяготением к ней.

Вот почему так важно предоставить ребенку самые широкие возможности для приобщения к различным видам труда, спорта и искусства. Тогда смогут проявиться его склонности, и на основе имеющихся задатков развиться способности. А реализация социально ценных способностей станет источником утверждения человеком себя и своего человеческого достоинства в социуме. Ведь именно социально ценные способности и придают человеку высшую ценность среди других людей.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.005 с.)