Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика способностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Способности – это психические свойства человека, наличие которых позволяет ему максимально успешным образом выполнять ту или иную деятельность. При прочих равных условиях жизни и деятельности способный человек достигает значительно больших результатов по сравнению с другими людьми в том виде деятельности, которому соответствуют его нервно-психические свойства. Соответственно, неспособность означает, что у человека отсутствуют требуемые нервно-психические свойства. Поскольку любая деятельность носит комплексный характер, способности нельзя свести к одному какому-либо свойству. Способность – именно синтез свойств, которые обеспечиваются морфологическими (строение соответствующих отделов мозга и органов) и функциональными (проявляющиеся способы действий) особенностями строения нервной системы и психики конкретного индивида. Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Способности к музыке не обеспечиваются одним только музыкальным слухом. Способности к конструированию не определяются одним только воображением. Поэтому у способностей различают качественную и количественную стороны. Качественная характеристика способностей означает тот вид деятельности, в котором они проявляются (математика, музыка, поэзия, виды спорта и т.д.), а количественная характеристика описывает степень (уровень) их развития. Способности не тождественны приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Способности выступают как нервно-психические предпосылки к потенции формирования функциональных систем, которые и обеспечивают овладение знаниями, умениями и навыками и в то же время сами формируются и развиваются в процессе обучения. В тридцатые годы английский психолог Л. Тэрстоун выделил так называемые семь первичных умственных потенций: счетную способность; словесную гибкость; словесное восприятие; пространственную ориентацию; память; способность к рассуждению и быстроту восприятия сходства и отличий в предметах и их признаках. Согласно многочисленным психологическим и биохимическим исследованиям, общий уровень умственных способностей человека является результирующей от взаимодействия с окружающей средой, качество и насыщенность которой разными стимулами имеет огромное значение. Эта позиция получила название: эпигенетический подход. Создание специальных тестов для измерения базисных умственных потенций (тесты интеллекта) позволило придти к выводу, что у 2-3% человеческой популяции имеется умственная отсталость, а у 1-2% людей – чрезвычайно высокий уровень интеллекта. Исследованиями также доказано, что психическая стимуляция уже с первых месяцев жизни ребенка может иметь огромное значение для интеллектуального его развития. В этом отношении показаны эксперименты с животными. Так, если для крыс или кроликов создать обогащенную стимулами среду обитания – насыщенную качелями, барабанами, лабиринтами, педалями, подающими корм или включающими звонки – у них возрастает обучаемость за счет интенсивного роста коры головного мозга. По-видимому, точно такие же процессы происходят и с людьми, особенно с детьми. Вот почему культурно обогащенная среда так важна для интеллектуального развития ребенка, без чего даже генетически обусловленные высокие показатели умственных способностей могут остаться невостребованными. Помимо интеллектуальных потенций в психологии выделяются и креативные потенции, т.е. творческие способности. Креативность – это способность человека к созданию оригинальных, нестандартных продуктов деятельности, как правило, относящихся к различным областям искусства. Между уровнем интеллекта и креативностью нет прямых соответствий. Известно лишь, что при достаточно высоком уровне интеллекта отсутствует корреляция между интеллектом и творческими способностями. Встречаются сочетания высокого уровня интеллекта и низкого уровня креативности, либо низкого уровня интеллекта и высокого уровня творческих способностей. Таким образом, проблема общих умственных способностей во многом остается открытой для современных исследований. Вместе с тем в настоящее время можно считать достоверно установленным, что именно определенные врожденные особенности нервно-мозгового аппарата, в частности, пластичность нервных процессов, наличие определенных аминокислот в структуре мозговых тканей, хорошее снабжение мозга кровью (гибкость, прочность и разветвленность мозговых сосудов и капилляров), полноценное питание и культурно обогащенная внешняя среда в сочетании с разнообразным, эмоционально насыщенным общением являются важнейшими предпосылками развития психических способностей человека.
Задатки, склонности и способности Природные предпосылки проявления и становления способностей называются задатками. Задатки – это совокупность морфологических (анатомо-физиологических) и психофизиологических (в том числе нейрофизиологических, биохимических и биофизических) основ, влияющих на предрасположенность индивида к успешному осуществлению той или иной деятельности. Конечно, строением мозга не предусмотрено, какой вид деятельности будет осуществлять человек. Это зависит от конкретных социально-исторических и социально-экономических условий его жизни. Дело здесь в другом, а именно: большая или меньшая возбудимость и подвижность нервных процессов, тонкость звукоразличительной дифференцировки слухового анализатора, легкость формирования специфического «чувства времени», длинные и гибкие пальцы – это несомненные музыкальные задатки. Но трансформируются ли эти задатки в музыкальные способности вовсе не определено самим фактом их наличия. С другой стороны, совершенно очевидно, что если два человека с одинаковым усердием будут заниматься музыкой, то больших успехов добьется тот из них, у кого изначально более благоприятные задатки. Задатки, таким образом, служат важной предпосылкой развития способностей, хотя сами способности развиваются именно в деятельности. Как задатки развития определенных способностей могут рассматриваться и типы высшей нервной деятельности. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (сангвиноидный темперамент) благоприятствуют формированию организаторских способностей. Слабая нервная система, представители которой обладают высокой чувствительностью, благоприятна для формирования художественных способностей. Первым признаком наличия у человека определенных задатков являются склонности. Склонности проявляются в стремлении ребенка к определенной деятельности, в интересе к содержанию тех или иных сфер человеческой деятельности. Тесная взаимосвязь между задатками и склонностями наблюдается и у взрослых. Иногда в жизни бывает так, что у человека не было возможности реализовать свои способности, например, к живописи. Но вот резкая перемена условий жизни приводит к тому, что ранее проявлявшиеся склонности на основе определенных задатков вдруг получают возможность развиться и у человека резко проявляются способности к той же живописи. Показателем склонностей является страстное влечение к деятельности, обусловленное не внешними причинами («признание», «успех»), а именно глубинным тяготением к ней. Вот почему так важно предоставить ребенку самые широкие возможности для приобщения к различным видам труда, спорта и искусства. Тогда смогут проявиться его склонности, и на основе имеющихся задатков развиться способности. А реализация социально ценных способностей станет источником утверждения человеком себя и своего человеческого достоинства в социуме. Ведь именно социально ценные способности и придают человеку высшую ценность среди других людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.192 (0.006 с.) |