Структура музыкальных способностей, их характеристика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура музыкальных способностей, их характеристика.



Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические основы развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика ……..……….6

1.2 Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………14

1.3Виды музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………18

 

Глава 2. Опытно-практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей

у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

2.1. Диагностика уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..25

2.2 Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей………………………………………………………………………..32

2.3 Оценка эффективности развития музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр………………………………………………………………………………….40

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы………………………………………………………………………..49

Приложение

 

Введение

Среди многих, различных видов искусства ,музыка по праву занимает особое место ,так как, именно ее целью является формирование художественного эстетического, и всестороннего развития человека. Палитра музыки многообразна ,все что нельзя описать словами ,находит свое отражение в музыке .Само понимание музыкального искусства .как целостного духовного мира, дает ребенку представление о действительности, закономерности музыки ,и направлено на формирование музыкально-сенсорных способностей, знание ,и понимание которых, по сей день остается актуально в музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание это- целенаправленное и систематическое развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание является одним из важнейших средств формирования личности ребенка. Оно, осуществляемое в дошкольных учреждениях через хор. пение, игру на инструментах, слушание музыки и муз. грамоту, способствует формированию мировоззрения, художеств. взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств. Также нельзя упускать такое понятие, как развитие музыкально-сенсорных способностей .Под самими музыкальными способностями понимается, не только качество восприятия .которое позволяет ребенку различать отдельных компоненты музыкальных звуков ,таких как: высоту силу длительность и тембр ,но и то ,что в структуру этих способностей входит качество ,так называемого активного слушания , музицирования и ознакомление детей с различными музыкальными эталонами.

Проблема развития музыкально сенсорных способностей детей, приобретает в настоящее время особую актуальность. Л.С Выготским и А.Л Леонтьевым была выделена идея «педагогики способностей» ,которая включала в себя различные педагогические методы обучения и воспитания детей , способности которых существенно выделялись.Будь то способности к музыке,рисованию,танцам.Ведь любые способности таланты ребенка по-своему уникальны,и несомненно, должны быть развитыми.

Значение использования музыки в развитии ребенка ,и формирование музыкально-сенсорных способностей,трудно переоценить Музыка, как и другие виды искусства развивает «всеобщую универсальную способность человека, которая будучи достаточно развитой ,реализуется в любой сфере деятельности и познания» (Э.В Ильенков ,1984.)

Теории о развитии музыкально-сенсорных способностей были посвящены труды таких великих людей как Н, А, Ветлугина, Л. Н. Комисарова, И. Л. Дзержинская, А. В, А. П. Усова, Н. Г. Кононова.

Несмотря на всю важность развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников, и разработанность теоретических положений в данной области науки, на сегодняшний день задачи по развитию музыкально-сенсорных способностей остались не решенными ,в дошкольных учреждениях. Проанализировав имеющуюся литературу по данной теме,можно сделать вывод ,что из-за неразработанности методов и приемов внимания музыкально сенсорным способностям не уделяется в должной мере.

Важным средством развития музыкально-сенсорных способностей детей, является непосредственное использование игр.Ведь игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста на протяжении всего обучения в дошкольном образовательном учреждении. Основная задача игр - в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры,и вызвать интерес к данной области.А так как они доступны для детского сознания,то вызывают у детей желание и интерес участвовать в них.В итоге эти не только получают необходимые имя знания ,умения и навыки ,но и учатся любить ценить и понимать музыку.

Для того,чтобы игры вызывали желание у детей принимать активное участие в них, они в первую очередь, должны быть оформлены очень красочно, отличаться своей оригинальностью и разнообразием. Только в этом случае, задачи, стоящие перед игрой, такие как: развитие слухового восприятия ,тактильного восприятия, внимания ,эмоционально волевой сферы, памяти ,мышления, координации движений, свойства голоса, воспитание общей музыкальной речевой двигательной культуры и другие ,будут выполняться в полной мере.

 

Актуальной проблемой является выявление эффективности методов развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей старшего дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.

Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.

Анализ специально педагогической литературы ,показывает, что из всех музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей самым сложным являются игры на развитие звуковысотного слуха.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление и разработка эффективных методов развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Объектом является развитие музыкально сенсорных способностей детей дошкольного возраста.

Предметомявляются музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-сенсорных способностей.

Задачи в процессе написания работы были поставлены и решались следующим образом.

1.Изучение теоретических аспектов развития музыкально-сенсорных способностей детей в дошкольном возрасте.

2. Определение воздействия музыкально-дидактических игр еа развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

3.Разработка и применение системы музыкально дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей и выявление ее эффективности на практике.

Методы исследования:

-изучение и анализ психолого-пе6дагогической и методической литературы;

-наблюдение, беседы, анализ музыкально-игровой деятельности;

-проведение опытно-практической работы, содержанием которой является развитие у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения,2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выбери карточку»

Цель:развитие тембрового и динамического слуха.

Игровой материал:карточки с изображением улыбающегося и грустного человечка (по количеству детей).

Ход игры: Звучит музыкальное произведение. Один или двое детей выбирают нужные картинки и рассказывают об услышанной музыке. А остальные дети могут оценивать. Если ответ правильный – аплодисменты, если не правильный – то дети молчат. Если в игре выбирается двое детей, то выигрывает тот, кто больше наберёт карточек, соответствующих характеру звучания музыки.

 

Бубенчики»

Цель:развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма.


Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке.

Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.

 

Музыкальные загадки»

Цель:развитие тембрового слуха

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

 

Проведенный этап диагностики со старшими дошкольниками показал довольно удовлетворительный уровень сформированности музыкально-сенсорных способностей, хотя психологически дети были готовы к этой деятельности. Это проявилось в увлеченности использования музыкально-дидактических игр,однако действия детей имели существеннее недочеты, дети часто путались, во время игр на развитие звуковысотного слуха. Из всего этого следует, что данная музыкальная способность у детей данной группы развита довольно слабо. На основании проведенного этапа диагностики можно предположить, что при активном использовании музыкально–дидактических пособий и игр можно добиться больших результатов в развитии музыкально–сенсорных способностей

Критерии оценки были следующими:5(отлично высокий уровень),ребенок быстро и безошибочно справляется с игрой; оценка 4(хорошо средний уровень) ставилось ,когда ребенок делал незначительные ошибки или долго вникал в содержание игры; оценка3(удовлетворительно низкий уровень) ставилось когда ошибки были, но ребенок после нескольких повторений давал правильный ответ ,или если его реакция была слишком медленной.

Результат опытно практической работы представлен в таблице №1 и диаграмме №1

Данные обследования музыкально-сенсорных способностей детей подготовительной к школе группы

 

Имя ребенка Динамический слух Звуковысотный слух Тембровый слух Ритмический слух Уровень развития
Азизбек.А средний
Ева.Б высокий
Полина.В средний
Оля.Г средний
Руслан.К удовлетворительный
Соня.К средний
Максим.Л средний
Дима.П средний
Стас.П удовлетворительный
Леонид.П средний
Саша.Т средний
Марина.Е высокий
Алан.Э удовлетворительный
Ален.Э       удовлетворительный  
Полина.Ш удовлетворительный

 

 

Игры были подобраны интересно и в доступной форме. Они позволяли детям самостоятельно упражняться в усвоении способов музыкально-сенсорных действий. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков. Но для музыкально-сенсорной практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением и с эстетическим переживанием, различием музыкальных инструментов и высоты звучания музыки. На сенсорной основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей, которая несомненно важна не только для их общего развития, но и для развития музыкально сенсорных способностей.

 

Лесенка»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Две карточки с изображением лесенки. На одной карточке изображена девочка, поднимающейся по ступенькам вверх, на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз, пианино

Ход игры: В гости к ребятам приходят матрешки: Зина, Таня, Маша. Внимание фиксируется на звучании трех звуков – фа, ля, до2,на пианино После проигрывания каждого имени дети ставят матрешку на ступеньку лесенки: Зина – на нижнюю, Таня - на среднюю, Маша – на верхнюю ступеньку. Затем звуки проигрываются в разной последовательности, после чего ребята определяют, какая из матрешек поет высоко, какая низко и в каком порядке.

После того как дети закрепили знания о музыкальных звуках и их сочетаниях, педагог рассказывает детям о том, что матрешки для них приготовили концерт.

Взрослый говорит: «На концерте они будут петь втроем, вдвоем, по одной, а вы, дети, должны будете определить, сколько матрешек поет». Определяя сколько матрешек поет, дети знакомятся с понятием «звук», «интервал», «трезвучие».

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о достаточном развитии звуковысотного слуха. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

 

 

Кто как поет»

Цель. развитие тембрового слуха

Игровой материал:три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Ход игры: дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынишка – тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре , называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор и называя высоту того как поет семья. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Музыкальный репертуар. «Кто поет» Г. Левкодимова.

Во время проведения музыкально-дидактической игры дети успешно и точно выполняли требования заданий, но возникали несущественные трудности. Позже были частные просьбы проведения этой игры вновь,дети высказывали желание усложнить игру.

 

Веселый ансамбль»

Цель:Развитие звуковысотного слуха

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, колокольчики, маракасы.
Ход игры: Дети сидят полукругом ,на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают какие звуки были исполнены на этом музыкальном инструменте, а потом каждый из детей под руководством педагога пытается сыграть тот или другой звук.

Дети успешно и точно выполняли требования заданий, недочеты встречались,но весьма редко ,что свидетельствует о хорошем развитии звуковысотного слуха. Детям понравилась данная игра, были частые просьбы провести ее вновь.

 

Громко – тихо»

Цель. Развитие динамического слуха.

Игровой материал:карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бордового цвета – громкому звучанию музыки.

Ход игры.Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого звучания первой части к тихому второй и громкому – третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей может быть использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

Во время проведения музыкально-дидактической игры "Громко-тихо" у детей были обнаружены следующие трудности с выполнением заданий: возникало несоответствие между выбранными по цвету карточками и звучащей громкостью музыкального произведения. Во время повторения данной игры несколько раз в течении практики дети освоили игру, разногласия между выбором цветовой карточки и громкостью музыкального произведения более не возникало. Детям импонирует эта игра, что свидетельствует об их желании развиваться в музыкальной деятельности.

 

5.“Кот и мыши”

Цель. Развитие тембрового слуха.

Ход игры.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел.

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромчевоскликнул кот «Брысь!»

И врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеялись над котом

Они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул;

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

 

 

Дети успешно и точно выполняли игру, но она показалась им слишком легкой. Что свидетельствует о достаточном развитии тембрового слуха.

 

Принц и Принцесса».

Цель: Развитие динамического слуха

Игровой материал: Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова, Бантик.

Ход игры: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г. Левкодимова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, но некоторые допускали довольно существенные ошибки, и подглядывали. В целом, игра очень понравилась детям. Были частные просьбы поиграть в нее вновь.

 

7.Угадай колокольчик.
Цель. закрепление звуковысотного слуха.

Игровой материал: колокольчики различной тональности, по количеству детей,ширма.

Ход игры: Игра может иметь несколько вариантов.
- Детям раздаются колокольчики в наборе. Водящий звонит в колокольчик за ширмой, а участники игры должны ответить ему, выбрав соответствующий колокольчик из собственного набора.


-Каждому участнику игры выдаётся один колокольчик. Водящий звонит – и ему отвечает тот игрок, у которого соответствующий звук.

Во время проведения музыкально-дидактической игры «Угадай колокольчик» трудностей у детей не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о высоком развитии звуковысотного слуха у некоторых детей. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

8.Весёлые игрушки.
Цель:Развитие звуковысотного слуха.

Ход игры:В этой игре педагог напоминает детям о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом. Цыплёнка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигрёнка и бычка – низким, грудным. Дети пытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.


Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье —
Вместе с нами голоси:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си».
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!
Ты к ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра
Есть: высокий, средний, низкий.
Мой природный голосок,
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.
У цыпленка голос тонок,
Высоко поет цыпленок.
И тигренок не молчит —
Низким голосом рычит:
«Рррр».
А бычок мычит упрямо —
Просит молока у мамы,
Толстым голосом поет
Терпеливо маму ждет:
«Мууууу»!
Высоко щебечут птицы.
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.
А игрушки нам помогут:
Будем с ними голосить —
Наши песенки учить.

Во время проведения музыкально-дидактической игры «Весёлые игрушки» трудностей не возникало.Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о сохранности знаний о музыкальных регистрах и готовности детей к самостоятельным действиям с применением полученных знаний от музыкального руководителя. Дети оценили эту игру, были частые просьбы провести ее вновь.

 

Музыкальные стульчики».

Цель:Развитие ритмического слуха.

Игровой материал:стулья ,музыкальные инструменты по количеству детей

Ход игры: Стулья стоят по кругу, на каждом – шумовой или музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, который дети повторяют.

Во время проведения музыкально-дидактической игры трудностей при её прохождении не возникало. Дети успешно и точно выполняли требования заданий, что свидетельствует о довольно хорошо развитом уровне развития ритмического слуха. Позже дети самостоятельно использовали эту игру в свободное от занятий время.

 

Игра с инструментами».

 

Цель:Развивать ритмический слух и внимание.

Игровой материал:стулья ,музыкальные инструменты по количеству детей

Ход игры:Дети сидят на стульчиках или на ковре по кругу. В руках у каждого ребёнка инструмент, который он выбрал сам. Дети садятся так, чтобы инструменты одной группы не были рядом друг с другом, т.е. должен быть контраст в звучании. Выбирается один ребёнок, который начинает игру. Он ударяет по своему инструменту один раз, затем ребёнок, сидящий радом ударяет по своему инструменту, далее третий, четвёртый и т.д. Каждый инструмент должен прозвучать один раз. Когда игра освоена, её можно усложнить. Играть с закрытыми глазами.

Во время проведения музыкально-дидактической игры возникали небольшие трудности .Не все дети понимали то что требуется от них, но в целом ,игра им понравилась. Позже дети самостоятельно использовали эту игру в свободное от занятий время, уточняя у педагога правильность выполнения действий.

 

Непрерывность цикла заключалась в том, что после освоения музыкально-дидактической игры дети переносили их в самостоятельную игровую деятельность, и одновременно с этим происходило знакомство детей со следующей игрой.

Процесс освоения музыкально-дидактический игр происходил при соблюдении следующих педагогических условий:

- при сохранении единства восприятия музыки и игр;

- при соблюдении постепенности и систематичности формирования сенсорной основы музыкального восприятия;

- при учете возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;

Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания в играх с большим желанием. Разнообразие и усложнение игр в какой-то степени способствовал еще большему,и полноценному развитию музыкально сенсорных способностей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сама проблема формирования музыкально-сенсорных способностей дошкольников остается малоизученной.

Всем известно, что в доступной игровой форме у детей развиваются

музыкальные способности. Систематическое применение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом,это изучалось такими учеными как ДзержинскаяИ.Л,Ветлугина Н.А,Кононова Н.Г,Теплов Б.М.
В связи с этим нами была выбрана и изучена тема выпускной работы «Музыкально дидактические игры, как средство развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста». При изучении теоретических аспектов были рассмотрены вопросы музыкально-дидактической игры, ее роль в развитии детей дошкольного возраста, значение развития музыкально-сенсорных способностей, их характеристика, виды музыкально-дидактической игры для развития музыкально-сенсорных способностей, и роль музыкально-дидактической игры в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Применение на занятиях музыкальных дидактических игр, создание игровых ситуаций, в конечном итоге приводит к возникновению интереса у детей к музыке, способствует быстрому усвоению музыкального материала и развивает музыкальные способности детей. Изученные теоретические аспекты позволили говорить о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкального искусства.
В опытно-практической части была проведена диагностика, музыкально - сенсорных способностей по тембровому, динамическому, звуковысотному и ритмическому слуху, на основе игр Н.Г Кононовой ,в ходе которого выяснилось, что данные разновидности музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста низко сформированы, дети имеют слабое представление о, тональности и видах музыкальных инструментах. В тоже время, звуковысотный слух находится на удовлетворительном уровне.
Рассмотрев теоретические предпосылки коррекции музыкально-сенсорных способностей, нами была проведена серия игр Кононовой Н. Г а именно, следующие музыкально дидактические игры: «Выбери карточку»,«Бубенчики», «Простучи столько раз, сколько точек на карточке», «Музыкальные загадки», «Весело-грустно», «Лесенка», «Кто как поет», « Веселый ансамбль», и собственные игры, такие как: «Звериный ансамбль»

(усложнение игры «Веселый ансамбль»).
Основным направлениями музыкально-дидактических игр следует считать: развитие звуковысотного ,тембрового и динамического слуха и в целом всех музыкально сенсорных способностей

В ходе проведенной работы нами были решены следующие задачи:
1.Изучены теоретические аспекты развития музыкально-сенсорных способностей детей в дошкольном возрасте.
2. Определены воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
3. Применена система музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей и выявлена ее эффективность на практике.

Таким образом, цель дипломной работы достигнута: выявлены и разработаны эффективные методы развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Можно сделать вывод, о том, что музыкально-дидактические игры, являются ценным и эффективным способом развития музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста, так как они открывают перед ребенком не только новые знания, но и пути применения эти знаний в своей жизни.

На основе этого можно сделать вывод о том, что цель выпускной квалификационной работы была достигнута.

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации / Под ред. Цветковой Т.В. – М.: Сфера, 2014. – 96 с

2.Программа "От рождения до школы" в соответствии с ФГОС ДО.Под редакцией Н.Е Вераксы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1.Теоретические основы развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

1.1 Структура музыкальных способностей, их характеристика ……..……….6

1.2 Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………14

1.3Виды музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………18

 

Глава 2. Опытно-практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей

у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

2.1. Диагностика уровня развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..25

2.2 Разработка и применение системы музыкально-дидактических игр для развития музыкально сенсорных способностей………………………………………………………………………..32

2.3 Оценка эффективности развития музыкально-сенсорных способностей посредством музыкально-дидактических игр………………………………………………………………………………….40

Заключение………………………………………………………………………47

Список литературы………………………………………………………………………..49

Приложение

 

Введение

Среди многих, различных видов искусства ,музыка по праву занимает особое место ,так как, именно ее целью является формирование художественного эстетического, и всестороннего развития человека. Палитра музыки многообразна ,все что нельзя описать словами ,находит свое отражение в музыке .Само понимание музыкального искусства .как целостного духовного мира, дает ребенку представление о действительности, закономерности музыки ,и направлено на формирование музыкально-сенсорных способностей, знание ,и понимание которых, по сей день остается актуально в музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание это- целенаправленное и систематическое развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание является одним из важнейших средств формирования личности ребенка. Оно, осуществляемое в дошкольных учреждениях через хор. пение, игру на инструментах, слушание музыки и муз. грамоту, способствует формированию мировоззрения, художеств. взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств. Также нельзя упускать такое понятие, как развитие музыкально-сенсорных способностей .Под самими музыкальными способностями понимается, не только качество восприятия .которое позволяет ребенку различать отдельных компоненты музыкальных звуков ,таких как: высоту силу длительность и тембр ,но и то ,что в структуру этих способностей входит качество ,так называемого активного слушания , музицирования и ознакомление детей с различными музыкальными эталонами.

Проблема развития музыкально сенсорных способностей детей, приобретает в настоящее время особую актуальность. Л.С Выготским и А.Л Леонтьевым была выделена идея «педагогики способностей» ,которая включала в себя различные педагогические методы обучения и воспитания детей , способности которых существенно выделялись.Будь то способности к музыке,рисованию,танцам.Ведь любые способности таланты ребенка по-своему уникальны,и несомненно, должны быть развитыми.

Значение использования музыки в развитии ребенка ,и формирование музыкально-сенсорных способностей,трудно переоценить Музыка, как и другие виды искусства развивает «всеобщую универсальную способность человека, которая будучи достаточно развитой ,реализуется в любой сфере деятельности и познания» (Э.В Ильенков ,1984.)

Теории о развитии музыкально-сенсорных способностей были посвящены труды таких великих людей как Н, А, Ветлугина, Л. Н. Комисарова, И. Л. Дзержинская, А. В, А. П. Усова, Н. Г. Кононова.

Несмотря на всю важность развития музыкально-сенсорных способностей у старших дошкольников, и разработанность теоретических положений в данной области науки, на сегодняшний день задачи по развитию музыкально-сенсорных способностей остались не решенными ,в дошкольных учреждениях. Проанализировав имеющуюся литературу по данной теме,можно сделать вывод ,что из-за неразработанности методов и приемов внимания музыкально сенсорным способностям не уделяется в должной мере.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.192.241 (0.031 с.)