Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение развития музыкально сенсорных способностей для детей старшего дошкольного возраста.



 

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, на свойствах музыкальных звуков и т. д.

Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитие ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, целостностью и непосредственностью. В восприятии музыки имеют место общие и специальные группы сенсорных процессов. Первые из них характеризуются целостностью восприятия. При этом средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях. Вторые – объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики. Существует также сенсорная способность вслушивания в музыкальную ткань, узнавания свойств музыкальных звуков и сравнения их по сходству и контрасту.

Правильное уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Прежде всего, следует дать характеристику психологической природы сенсорного развития ребенка

Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Оно предполагает задачи: формировать слуховое внимание детей; приучать их вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания; улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания; развивать музыкально – сенсорные способности. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Содержание развития музыкально-сенсорных способностей предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Основное требование развития музыкально-сенсорных способностей – практическое обучение навыкам восприятия, способам действий, активизирующим слуховое внимание. Организация первоначального сенсорного опыта нуждается в создании моделей свойств музыкальных звуков, так как понятия о них слишком сложны для дошкольников. Практическое обучение навыкам восприятия, способам вслушивания в музыкальное звучание удается в том случае, если они становятся наглядными, „вещественными”. Моделирование происходит путем использования музыкально–дидактических пособий, игр, игрушек, побуждающих детей к музыкальной самостоятельности. На этой основе детям напоминаются или вновь сообщаются обозначения различных свойств музыкальных звуков. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе и подводит детей к самостоятельным обобщениям. Внешнее моделирование помогает возникновению первых самостоятельных обобщений, которые в дальнейшем все более осознаются уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики: пения, слушания, движения, игры на музыкальных инструментах.

И.Л Дзержинская с своих совместных работах с Н.А Ветлугиной пишет ,что намечается программа музыкального сенсорного воспитания, которая предполагает развитие не только музыкальной сенсорики на занятиях, но и самостоятельное развитие ,и деятельность ребенка. Можно сделать вывод о том, что необходимость формирования восприятия отдельных свойств музыкальных звуков очень высока, также говориться о том, что с помощью этого возможно повысить культуру музыкального восприятия .Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в музыке ,и в ее особенностях ,как в виде искусства. Стоит заметить, что уяснение задач сенсорного воспитания в детском саду и их осуществление соответствующими формами работы возможно только на основе учета закономерности сенсорного развития ребенка. Необходимо подчеркнуть то, что между развитием восприятия ребенка ,и сенсорным развитием имеется очень тесная взаимосвязь. Процесс формирования детского восприятия проходит длинный и сложный путь развития, причем, сам процесс протекает не спонтанно, а путем обучения познанию окружающей действительности. [12,стр,67]

Формируя способность восприятия, необходимо одновременно развивать у детей умения выражать свои впечатления ,эмоции, это все связано с обогащением детской речи ,и повышением словарного запаса. Стоит заметить ,что формирование представлений ,закрепленных словах является очень важным фактором развития детей. Как уже было сказано ,формирование музыкальных представлений тесно связано с восприятием. Музыкально сенсорное развитие наиболее успешно и благоприятно происходит наиболее успешно при специально организованном воспитании и обучении. Усвоение детьми способов сенсорных действий при правильной организации приводит к активизации и развитии музыкальных переживаний ребенка.Важно знать, что под музыкально-сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия, то есть:

-различение свойств музыкальных звуков;

-различение их выразительности соотношений;

-качество обследования музыкальных явлений.

Обследование музыкальных явлений предполагает: вслушивание; узнавание свойств музыкальных звуков; сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Музыкально-сенсорное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относится к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные процессы, опыт и способности. Сенсорное воспитание предполагает задачи: формирование слухового внимания детей ,приучение детей ,к вслушиванию в разнообразные звукосочетания, улавливание смены контрастных и сходных звуков, и обучение способам обследования музыкального звучания. В результате сенсорного опыта дети приобретают конкретные представления о музыкальных явлениях. Само содержание музыкального опыта предусматривает воспитание у детей восприимчивости ,любви к музыке ,и интереса, формирует эмоциональную отзывчивость, и приобщает к различным видам музыкальной деятельности ,что позволяет развивать музыкальность ребенка, и его творческие способности. [7,стр,19]

Первоначальный сенсорный опыт предполагает создание моделей свойств музыкальных звуков, так как сами понятия слишком сложны для восприятия дошкольников. Стоит помнить, что практическое обучение навыкам восприятия способов вслушивания в музыкальное звучание удается только в том случае, если они становятся наглядными. Моделирование происходит путем применения музыкально дидактических игр, игрушек ,пособий, которые побуждают детей с самостоятельной музыкальной деятельности На этой основе детям напоминают или же заново сообщаются обозначение различных свойств музыки. Получение этих знаний строится на крепкой сенсорной основе ,и подводит детей к самостоятельным обобщениям, которые в дальнейшем все больше и больше осознаются ребенком ,но уже без опоры на модель. Вся эта организованная деятельность происходит в процессе музыкальной практики то есть: слушания музыки ,пения, движения, и игре на музыкальных инструментах. Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель, роль, музыкально-сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста, это- практическое обучение навыкам, умениям, и способам действий ,активизирующим слуховое внимание.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.008 с.)