Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие восприятия детей с аутизмомСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие сенсорной сферы детей с аутизмом в раннем возрасте также может представляться не просто нормальным, а даже опережающим. Родители описывают раннее внимание детей к сенсорным впечатлениям: возможность длительно сосредотачиваться на свете лампы, узорах на обоях, любовь к классической музыке. Достаточно часто сообщается о замечательной заметливости таких детей в выделении сенсорных признаков. Так, мы наблюдали ребенка, который уже до года мог в груде патефонных пластинок найти ту, которую хотел слушать, мог, крутя ручки приемника, сам установить его на определенную станцию, передающую классическую музыку. Часто внимание к сенсорным впечатлениям, выражается в раннем выделении выделение цвета, формы предметов, их избирательная фиксация может отражаться и в первых словах ребенка: («бледно-золотитстый», «круг» и т.п.). Позже большинство детей с аутизмом тоже не испытывают сложностей в выделение размера, цвета, геометрических (Sigman, Ungerer, 1981) и музыкальных форм. Cреди наблюдавшихся нами были дети рано выделявшие и фиксировавшие формы начертания букв и цифр и это тоже проявлялась в их первых словах. Опережающее выделение отдельных сенсорных впечатлений сочетается с задержкой развития представлений об обыденном окружении, их фрагментарностью, недостаточностью развития подробной, предметно и функционально организованной картины мира, отношения к вещам в соответствии с их функцией. Внимание ребенка часто привлекается не вещью, а ее частью, сенсорно привлекательной или дающей возможность извлечь эффектное впечатление (колесо, которое можно вертеть). И, если в норме дети начинают оценивать величину, узнавать сенсорные свойства, определять форму, количество предметов в процессе их использования в быту, в контексте их назначения, пользы окружающих вещей, то при аутизме отдельные «чистые» сенсорные впечатления становятся для ребенка самоценными, они рано выделяются и становятся притягательны. Известно, что дети с аутизмом находят спрятанные на рисунке геометрические фигуры легче чем умственно отсталые и обычные дети, связанные смыслом сюжетного содержания картинки (Shah & Frith, 1983). Типичным является развитие стереотипных действий, воспроизводящих одно и тоже ощущение. Это могут быть ощущения разных модальностей. Выше упоминалось о застывании в разных позах, о прыжках, беге по кругу, взмахах рук, избирательном напряжении мышц и суставов дающих вестибулярные и кинестетические впечатления. Ребенок может сосредотачиваться на мелькании изображения при переключении программ ТВ, на механическом движении барабана стиральной машины или колеса велосипеда, закрывании и открывании дверей. Может нажимать на глазные яблоки и ушные раковины, щуриться на свет, перебирать пальцами или трясти палочку перед глазами, скашивать их особым образом1, рвать бумагу на полосы, определенным образом вокализировать и т.п. Возможны и более сложные увлечения - выкладывание последовательностей кубиков, мозаики или рядов игрушек. Эти действия могут быть и примитивными, и достаточно изощренными, общее в них то, что они стереотипны, ребенок рассеяно или одержимо воспроизводит одно и то же сенсорное впечатление. И эта стереотипная активность, видимо имеет адаптивный смысл, поскольку является чрезвычайно важной для него и усиливается в моменты тревоги. Предположения о структуре нарушения восприятия при аутизме. Особые отношения ребенка с сенсорной средой, фрагментарность, и, в то же время недостаточная подробность восприятия окружающего рассматриваются многими как сенсорная дисфункция - чрезвычайно важное, возможно ключевое условие формирования всей картины детского аутизма. Многочисленные клинические и психологические наблюдения, данные экспериментальных исследований, отчеты взрослых успешно социализирующихся людей с последствиями аутизма несомненно свидетельствуют об измененной чувствительности таких детей. Она проявляется в общем снижении порога дискомфорта, при возможном отсутствии реакции даже на боль и холод и, наоборот, «сверхочарованности» другими не столь важными впечатлениями, становящимися средством стереотипной аутостимуляции (U. Frith, S. Baron-Cohen, 1987, О.Б. Богдашина, 2003, 2012). Выдвигалось предположение, что дети с аутизмом, подозреваемые в раннем возрасте в глухоте и слепоте, могут меньше использовать дистантные анализаторы, поскольку лучше чувствуют себя в ближнем мире ограниченном вкусом, обонянием, тактильными ощущениями (W. Goldfarb, 1956, E Schopler, 1965, 1966). Однако, несомненны свидетельства, что дети с аутизмом аномально воспринимают не только звук и свет и цвет, но и холод-тепло, боль (M.Rutter, 1966 и др.). Рассматривалась гипотеза перцептивной неконстантности при аутизме (E. Ornitz, E. Ritvo, 1968). Предполагалось, что процессы восприятия осложнены для аутичного ребенка в связи с неконстантностью его сенсорных порогов, и типичные для таких детей моторные стереотипии могут иметь компенсаторную функцию стабилизации параметров сенсорного входа. Против этого предположения, однако, свидетельствует то, что уже самые маленькие аутичные дети могут успешно выделять размеры и формы и читать написанные слова, что достигнув необходимого умственного возраста они формируют константность восприятия (M. Sigman, J.Ungerer, 1981). Не согласуется эта гипотеза и с существованием характерных для многих таких детей «островков», способностей, часто блестящих. Наш собственный опыт согласуется с данными о возможной музыкальной одаренности таких детей, (B. Rimland, 1978, Е. Appelbaum, и др., 1979), об исключительно точных и аккуратных рисунках (C. Park 1978, L. Selfe (1983), точном грамотном написании слов (U. Frit & M Snowling 983). Все это невозможно было бы при столь грубой дезорганизации сенсорной системы. Некоторое время считалось, что в своей основе процессы восприятия при аутизме сохранны, и аномалии, обуславливающие его фрагментарность следует искать на более высоких инстанциях переработки сенсорной информации. Однако психофизиологические исследования представили данные свидетельствующие, что и базальные процессы восприятия при аутизме могут быть нарушены, таким образом, при котором сохранность «островков способностей» детей может быть объяснима. Так, выявлены были аномалии в структуре организации зрительного восприятия, где гиперфункция низших механизмов общего схватывания контуров объектов может сочетаться со снижением влияния более высоко организованного уровня активной переработки информации, ее перцептивной группировки (Mottron et al., 2006, А.О. Прокофьев, 2009). Для развития восприятия таких детей, как мы знаем, действительно характерны трудности проработки, детализации, соединения зрительных образов, а островки их способностей проявляются именно в точной репродукции сенсорного впечатления, его эхо-воспроизведении непереработанного гештальта. Что же касается более высоких инстанций переработки сенсорной информации, то еще значительно раньше, исследуя перцептивные функции всех сенсорных модальностях, Б. Хермелин и Н. О'Коннор (1970, 1971, 1975) выявили сходные тенденции, они показали, что дети с аутизмом имеют проблемы объединения информации разных модальностей. Имея возможность видеть и слышать они используют стратегии характерные для детей с сенсорной патологией (это согласуется с клиническими наблюдениями, говорящими о том, что у такого ребенка с трудом формируется координация движений руки и взора, кажется, что ему легче действовать "не глядя"). В норме дети, интегрируя зрительную и слуховую информацию и в пространственный, и во временной порядок, реализуют, таким образом, свою способность абстрагироваться в ее организации от определенной модальности и переходить к абстрактным кодам. Аутичные же дети показывают устойчивое уменьшение тенденции к такому перекодированию, вместо этого, они предпочитают отвечать всегда в непосредственно заданном коде, а именно - в том, который исходно определен сенсорным входом. Представленные выше проблемы базальной переработки впечатлений внутри одной модальности; объединения информации разных анализаторов и ее когнитивной переработки рассматриваются в настоящее время как нарушения процессов сенсорной интеграции. Кроме того, существует, и теория связывающая нарушение развития восприятия при аутизме с еще более общими проблемами когнитивного развития – гипотеза «ослабления центрального связываниия» - ослабление центральной способности к связыванию впечатлений (Frith, 1989, Happe & Frith, 2006). Невозможно также не учитывать и характерные для аутичного ребенка проблемы смысловой интерпретации сенсорных впечатлений в силу недостаточной исследовательской активности и опыта функционального использования предметов. Пытаясь определить специфику проблем сенсомоторного развития при аутизме в целом, можно отметить: ребенок успешен и даже одарен лишь пока воспроизводит сенсорную информацию в первично полученной целой и непроработанной форме, пока может автоматически вписываться в окружение, использовать стереотипные навыки в привычной ситуации. Проблемы на всех уровнях возникают при необходимости активной переработки впечатлений: их дифференциации, группировки и объединения в новые целостности, взаимодействия впечатлений разных модальностей, перевода из одной модальности в другую, их смысловой интерпретации. Они возникают при необходимости активной организации и реорганизации программы целенаправленных действий, требующих гибкого учета обратной связи. Понятно, что трудности активной переработки информации и организации активного взаимодействия с окружением могут стать причиной фрагментарности восприятия окружающего и трудностей перенесения навыков в новую ситуацию. Попытки объяснить проблемы активной переработки и связывания впечатлений в общую дифференцированную картину окружающего снова могут вернуть нас к проблеме аномальной сензитивности и возбудимости аутичного ребенка. Так S. Greenspan (1992,1994), корень дисфункции процессов восприятия при аутизме определяет как неспособность активно переработать сенсорные впечатления, воспринять мультисенсорную стимуляцию, находясь в спокойном и внимательном состоянии. Дж. Доусон также считает, что аномальный паттерн восприятия детей с аутизмом связан с трудностями активной адаптации к различным типам, и комбинациям сенсорных стимулов. Все это заставляет нас обратиться к особенностям регуляторных процессов, к обсуждению специфики развития внимания и памяти такого ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.007 с.) |