Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальный слух как краеугольная проблема.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сенсорные музыкальные способности - это фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощущении и отражают чувственную природу человека. Ведущей сенсорной музыкальной способностью является музыкальный слух. Его нельзя отождествлять с биологическим слухом. Если последний направлен на фиксацию звуков, связанных с природой, бытом, техникой, человеческим говором, проявлениями чувств и эмоций (вздохи, восклицания и т. д.), то музыкальный слух функционирует только как реакция на различные проявления музыкального искусства (характеристики музыкального звука, средства музыкальной выразительности, музыкального построения и т. д.). Поэтому порой приходится наблюдать, что музыкально развитые люди, страдающие глухотой в результате болезни, ранения или по старости, не дослышивают бытовые звуки, речь, но чутко реагируют на музыку, отмечая, в частности, фальшивые звуки. Для примера приведем на первый взгляд парадоксальную характеристику поведения генерала Аносова из уже упоминавшейся повести «Гранатовый браслет» Куприна: «Как многие глухие (генерал был контужен во время русско-турецкой войны. - Г. О.), он был страстным любителем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: "А ведь чисто взял до, черт возьми! Точно орех разгрыз". По театру проносился сдержанный смех, но генерал даже не подозревал этого: по своей наивности он думал, что шепотом обменялся со своим соседом свежим впечатлением» [Там же. С. 262]. По сравнению с биологическим слухом, музыкальный сформировался значительно позднее, в результате
длительной эволюции человеческой психики, подобно тому, как на основе органов зрения постепенно развилось чувство колорита. Появление музыкального слуха связано с высоким уровнем психической эволюции человека. В формировании музыкального слуха отразилось, с одной стороны, стремление здоровой человеческой психики к совершенствованию, с другой - это показатель качественно высокого результата активной практической деятельности, прежде всего по эстетическому освоению действительности. Музыкальный слух исторически изменялся. Он претерпел длительную эволюцию и на ранней стадии был очень примитивен, реагируя лишь на самые элементарные характеристики музыкальной ткани. Как свидетельствует Е. В. Назайкинский: «Музыкальный слух - лишь малая надстройка на фундаменте, уходящем в глубины тысячелетий. Она возводится усилиями самого человека и его воспитателей, примеряется к музыкальной жизни, к инструментам и произведениям» [Назайкинский Е., 1988. С. 177]. То есть в формировании музыкального слуха как психической функции человека в целом, так и конкретно у отдельно взятого индивидуума огромную роль сыграли волевые усилия и воспитательная работа. Фундаментом развития музыкального слуха является память в самых разнообразных проявлениях. Качество музыкального слуха отражает особенности музыкальной и общей культуры эпохи и цивилизации. Не последнюю роль играет и экологическая чистота окружающей среды (причем не только загрязненность воздуха, но и насыщенность звуками). Чем выше уровень музыкальной культуры, тем тоньше у носителей этой культуры музыкальный слух. На его качество влияет и опыт общения с музыкальными стилями и направлениями. Например, музыкальный слух любителя и знатока европейской классики отличается от музыкального слуха жителя какого-либо поселения из южной Африки, воспитанного только на традиционной музыке своей этнической группы. Итак, «музыкальный слух - основная музыкальная способность, связанная с разнообразной реакцией на музыкальные звуки и возможностью ощущать функциональные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении» [Рагс Ю., 1978, с. 625]. Музыкальный слух отличается многосторонностью, которая формируется по мере его совершенствования. У взрослого, музыкально образованного человека, приобщенного ко всем достижениям европейского академического музыкального искусства, развиты такие стороны музыкального слуха как звуковысотный слух, интонационный, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, артикуляционный, полифонический, архитектонический и т. д. Наличие столь различных сторон музыкального слуха свидетельствует о целенаправленной работе над ними и о знакомстве именно с европейской академической музыкой. Например, человек с неразвитым гармоническим слухом никогда не отреагирует на красоты элептических последований в сцене смерти Изольды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, не обладая архитектонического слухом, слушатель не отметит разницу в формообразовании между фугой Ь-тоН Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира» и «эпизодом нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича, а без отточенного тембрового слуха нельзя наслаждаться красочными тембровыми изысками Ноктюрнов для симфонического оркестра и женского хора Дебюсси. На практике все стороны музыкального слуха функционируют комплексно и дают целостное представление об услышанной музыке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.009 с.) |