Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальное воспитание в социалистических странахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(НРБ, ВНР, ГДР) В социалистических странах одинаковое понимание задач общеобразовательной школы обусловило одинаковый, в основном, взгляд на музыкальное воспитание в этих странах. Вместе с тем в каждой стране имеются и свои, специфические черты, зависящие от особенностей национальной культуры в целом. Общим является прежде всего то, что музыкальное воспитание школьников в этих странах стало общегосударственным делом, направленным на формирование нового человека, будущего строителя коммунизма. Совпадает и отношение к репертуару, который должен быть основой музыкального воспитания,— это произведения реалистические, высокохудожественные, значимые в идейном смысле, позволяющие осуществлять воспитание и образование учащихся в их единстве. Общим является также и основное положение, высказанное В. И. Лениным: «Искусство принадлежит народу», и задача школы помочь реализации этого положения, поскольку она охватывает всех детей. Во вступительной статье к сборнику «Музыкальное воспитание в странах социализма» (М., 1975) А. Л. Островский останавливается на наиболее характерных чертах музыкального воспитания в социалистических странах. Это: цель — способствовать всестороннему формированию личности; музыкальное воспитание должно быть всеобщим; музыкальное воспитание неразрывно связано с жизнью страны; музыка должна «пробуждать художников» в народных массах, творчески воспринимающих и исполняющих музыку. Большое значение в организации, определении содержания и методов работы по музыкальному воспитанию имеют постоянные контакты представителей стран: совместное проведение конференций по обмену опытом; совместное участие в международной организации ИСМЕ и выступления в разных странах мира; взаимное участие в научной работе, личные контакты и др. Плодотворное влияние на опыт музыкального" воспитания в социалистических странах оказывает Советский Союз, о чем го Народная Республика Болгария Цель музыкального воспитания в болгарских школах довольно подробно освещается в статье Цанко Полева (сб. «Музыкальное воспитание в школе». Вып. 2. М., 1963), бывшего тогда музыкальным инспектором Минпроса Болгарии. Эта цель состоит в том, чтобы средствами музыки решать общие задачи коммунистического воспитания. Через формирование навыков восприятия и исполнения музыки, умений «разбираться» в ней формировать художественные вкусы, развивать эстетические чувства и потребности, расширять общую и музыкальную культуру. Учебный план болгарской школы предусматривает обязательные уроки музыки с I по IX классы, а в X—XII — факультативные (по 2 часа в неделю); в I классе—1 час, II—VI — по 2 часа, VII—IX — по одному уроку в неделю. Указанный для I класса 1 час в неделю является «условным», так как предполагается, что этот класс «подготовительный»,—здесь дети поют исключительно по слуху, проводят игры, хороводы с пением под музыку. Занятия эти могут быть на любом уроке, во всяком случае — ежедневно. С II класса начинается более систематическое обучение. До последних лет основными видами деятельности на уроке были пение и музыкальная грамота. Лишь с VI класса начиналось знакомство с основными жанрами, с развитием музыкальной культуры Болгарии. С IX класса давались знания в историческом плане (Гайдн, Моцарт, Бетховен), понятия о каноне, фуге, сонате, симфонии и др. Переход от пения по слуху к пению по нотам происходил на основании применения так называемой «столбицы» («лесенки»)—«метода, разработанного Борисом Тричковым и впервые опубликованного в 1923 году. В 60-е годы этот метод был подвергнут критике на том основании, что он дает хорошие результаты лишь в ограниченных рамках и не отвечает новым требованиям музыкально-слухового развития школьников. Преимущество «столбицы» в ее наглядности, в предоставлении возможности петь в удобной тесситуре, «столбица» знакомит с элементами музыкальной грамоты (строение мажорной гаммы), но на практике вся работа строилась на основе до мажора. Под влиянием музыкально-педагогической науки в СССР задачи музыки в школе и в Болгарии стали рассматриваться более широко. Если раньше в болгарской методике массового музыкального. воспитания понятие «восприятие музыки» не рассматривалось как специальный вид деятельности, предполагающий формирование у учащихся специфических навыков, то теперь, в последние годы, восприятию музыки уделяется особое внимание.
В связи с новыми задачами возникла проблема методов активизации учащихся: на уроке стали осуществляться такие формы Применение на уроках музыки различных инструментов вызвало у некоторых педагогов опасение, не «притесняют» ли они хоровое пение, не будут ли нарушены народные традиции музицирования, в которых оно занимало основное место. Однако большинство музыкантов считают, что введение инструментов не означает снижения роли хорового пения в музыкальном воспитании учащихся, но создает условия для более быстрого развития музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового), помогает овладению музыкальной грамотой, а благодаря объединению владеющих инструментами в ансамбли, оркестры — более быстрому развитию гармонического и"~полифонического слуха. В соответствии с созданной в 70-х годах «национальной программой» по музыкально-эстетическому воспитанию основными видами работы на уроке являются хоровое пение и игра на музыкальных инструментах. Слушание музыки, хотя и входит составной частью в урок, занимает несколько меньшее место. Названная программа еще не находит полной реализации, поскольку не везде есть необходимая база, но опыт последних лет показал ее достоинства и, по-видимому, перед ней открываются ясные перспективы. Положительную роль в постановке музыкального воспитания в стране играют учебники, созданные для II—IX классов и выходящие такими тиражами, что каждый учащийся имеет свою книгу, а также методические руководства для учителей, в которых раскрыты наиболее важные методические вопросы, разработаны отдельные темы, освещена постепенно усложняющаяся система пения по нотам, связанная с певческими задачами, с развитием певческого голоса (показаны отдельные приемы работы). Большое внимание в НРБ уделяется музыкальному воспитанию во внеклассное время, главным образом через организацию хоровой самодеятельности. Результаты этой работы наиболее ярко представлены в деятельности известного детского хора «Бодра смена», в течение многих лет руководимого Бончо Николаевичем Бочевым. Кроме названного коллектива, в Болгарии функционирует много и других детских хоров, показывающих высокие образцы хорового пения. Здесь сказываются и давние традиции любовного отношения народа к песне, и современные достижения в области детского хорового искусства разных стран. Как современная форма хоровой самодеятельности в последние годы все чаще организуются самодеятельные детско-юношеские хоровые школы (тина нашей детской хоровой студии), поднимающие уровень не только хоровой, но и общемузыкальиой культуры. В школьной самодеятельности имеются и оркестровые коллективы, и инструментальные ансамбли. Среди таких оркестров наибольшей известностью пользуется детско-юношеская филармония «Пионер», коллектив, «достигший удивительных результатов и признанный многими мировыми музыкантами единственным в своем роде. Подготовка инструменталистов для подобных оркестров осуществляется в 600 самодеятельных детских музыкальных школах. Эти своеобразные народные училища существуют в Болгарии наряду с государственными средними профессиональными училищами»1. Венгерская Народная Республика В 1964 году в Будапеште вышел сборник статей, освещающих музыкальное воспитание в Венгрии, в том же году переведенный (в несколько сокращенном виде) на русский язык и вышедший под тем же названием: «Музыкальное воспитание в Венгрии». Из статей сборника, посвященных как общим вопросам, так и частным, система музыкального воспитания вырисовывается довольно отчетливо. Прежде всего следует отметить роль Б. Бартока и 3. Кодая, внесших неоценимый вклад в эту область музыкальной культуры, в сохранение венгерской народной музыки, в развитие на ее основе современной венгерской музыки. В статье «Наша музыкальная педагогика и венгерская народная музыка» Михай Хайду приводит слова 3. Кодая о том, что «каждому больше всего нравится та музыка, к которой он привык с детства». Главный путь и содержание музыкального воспитания детей Кодай, таким образом, видел в обучении «родному языку», во введении их в «царство венгерской народной песни». По свидетельству М. Хайду, народная музыка в том или ином виде входит во все звенья музыкального образования: от школы до консерватории. Это могут быть разучиваемые песни или сольфеджирование небольших попевок, или анализ разных жанров народных песен. На принципах, разработанных 3. Кодаем, построена вся система музыкального воспитания в Венгрии. С раннего детства по этой системе учат своих воспитанников воспитательницы детских садов, обучавшиеся по ней в средних и высших учебных заведениях, по ней ведется работа во всех классах школы, ее изучают в профессиональных учебных заведениях. Данная организация обучения исключает какие бы то ни было разрывы и противоречия между отдельными звеньями учебно-воспитательного процесса. Отсюда высокий уровень усвоения школьниками программного материала, главным образом, в области пения и нотной грамоты, на которых, в основном, и строится вся работа. Отсюда же и главный недостаток — определенная ограниченность музыкального воспитания, слабое внимание к формированию специальных навыков восприятия музыки, незначительное использование музыки других стран и народов (как классической, так и современной). Поражает огромное количество различных небольших брошюр, предназначенных для учащихся и состоящих из упражнений, различного вида заданий (по овладению ступенями лада, метрорит- мом). Приведу лишь количественную сторону таких четырех брошюр: в первых трех дано по 100 упражнений, в четвертой—140; в некоторых других то меньше (77), то больше (333). Уже само такое изобилие специальных упражнений говорит о характере обучения, его скрупулезности, последовательности, но вместе с тем о некоторой односторонности, выражающейся в малом внимании к эмоциональной заинтересованности детей. Кроме того, ясно, что такое содержание работы требует большого учебного времени. Какое же место занимает музыка в учебных планах венгерской школы? В статье «Музыкальное воспитание в неполных средних школах и в гимназиях» Иожефа Петера (в том же сборнике) читаем: «Основой нашей школьной--системы является восьмиклассная неполная средняя школа, на ней зиждется четырехклассная гимназия. Преподаванию предмета пение-музыка в I классе неполной средней школы выделено по два полчаса в неделю, со II по VII класс по два часа в неделю. К этому надо добавить по два часа хорового пения в неделю. В первых классах гимназии проводится еженедельно по два, а во вторых классах еженедельно один урок пения-музыки. Здесь также обязательны два урока хорового пения в неделю, кроме того, могут проводиться два часа в неделю оркестровые занятия. В III и IV классах имеется возможность ознакомиться с музыкальной литературой и обучением игры на музыкальных инструментах. Введение нового учебного плана пения-музыки в неполных средних школах началось в сентябре 1963 года. Для нового учебного плана изготовлены новые учебники», Таким образом, в семи классах обычной средней школы на музыкальные занятия отводятся обязательных 4 часа в неделю, сверх которых возможно обучение игре на инструментах и оркестровые занятия. Даже в старших классах (в гимназии) обязательными оказываются минимум 3 часа в неделю. Естественно, что наличие четко разработанной системы и времени позволяет венгерским педагогам добиваться хороших результатов и в хоровом пении, и в усвоении учащимися нотной грамоты. В Венгрии же зародилась и другая форма организации массового музыкального воспитания школьников — вокально-музыкальные неполные средние школы. Габор Фриш в своей статье в указанном сборнике пишет, что это не профессиональные музыкальные учебные заведения (с восьмилетним сроком обучения). Однако е I по IV класс музыка в них занимает в неделю 6 часов, а в V—VII классах по 4 часа (уроки), и обязательных 2 часа отводится хоровому пению, т. е. с I по VIII класс по 6 часов в неделю. По желанию с III класса проводится обучение игре на инструменте: скрипке, виолончели, фортепиано, духовых инструментах. Каждую неделю на одном из двух уроков физкультуры проводится обучение народным танцам (под народную музыку). Важно подчеркнуть, что при поступлении в эти школы у детей проверяются музыкальные данные. Естественно, что уровень музыкального развития учащихся в этих школах весьма высок. Габор Фриш пишет: «К концу первого учебного года учащиеся уже знают ио памяти вместе с текстом около восьмидесяти песен, свободно читают на первый взгляд (т. е. с листа.— О. Л.) простые пентатонические напевы и способны записать их по памяти или под диктовку». Росту числа подобных школ в Венгрии способствовало то, что успеваемость их учащихся и по общеобразовательным Дисциплинам оказалась выше, чем в обычных неполных средних школах. О влиянии музыки на общее развитие детей говорил в докладе на IX конференции ИСМЕ Дьюлане Михайи: «Развитие навыков чтения, письма, счета у семилетних учащихся общеобразовательных школ с музыкальным уклоном». Он отмечал также, что приходящий в школу ребенок шести лет уже имеет значительный музыкальный опыт: знает много песен, игр с движением, знает и различает по тембру многие музыкальные инструменты, голоса, темпы, динамику; применяет эти знания в своих играх. Далее Михайи сказал: «Ежедневные мелодические и ритмические упражнения (имеются в виду упражнения, разработанные Золта- ном Кодаем) воздействуют на центральную нервную систему и особенно на нервные центры коры головного мозга. Вследствие этого более высокий уровень развития детей проявляется не только в области музыкальных навыков, но вообще они обладают лучшей способностью реагировать. Их повседневная деятельность более координированна и отличается большей быстротой»1. Другой представитель Венгрии — Каталин Форраи говорила на IX конференции ИСМЕ о том, что дети уже в очень раннем возрасте многое воспринимают, наблюдают, запоминают, сами исполняют (поют). Вследствие возбуждения музыкой разных эмоций ' возможно с ее помощью создание определенных настроений, а под влиянием эмоций — формирование воли, помимо развития восприятия, внимания, наблюдательности, памяти, воображения, мышления, т. е. важнейших качеств личности. Музыкально-слуховое развитие детей в Венгрии, тесно связанное с обучением их нотной грамоте, как известно, проводится по системе относительной сольмизации, в которой применяются условные слоговые обозначения и ручные знаки. Эржебет Сени в статье «Преподавание сольфеджио в музыкальном воспитании» дает краткое описание последовательности этой работы. Сознательное изучение звуков начинается с" малой терции вниз («зов кукушки»), «Одновременно со звуками «соль ми» становится сознательным и ритм («та-ти-ти»), Равномерная ходьба, пульсирование, метр, деление длительностей потихоньку вводят ребенка в мир музыкальных ритмов. Малая терция (s—т) дополняется звуком ля, а затем—ре и до, и тем самым дети одновременно усваивают такие характерные для венгерских народных песен звуки пентатонного звукоряда. «Фа» и «ти» характеризуют пентахорд или гексахорд (мажора и минора), они являются во многих детских песнях». Эти сведения могут быть дополнены следующими словами Дыолане Михайи: «К концу первого года обучения в объем усвоенных знаний входит: пентатоиический звукоряд; ритмические слоги «та», «ти-ти», «та-а» и соответствующие паузы- некоторые оттенки темпа и динамики (тихо, со средней силой звука, умеренно, оживленно); умение наблюдать и отмечать повторения, сходство и различие. Во II классе дети проходят: полную диатонику с новыми для них ступенями «фа» и «ти»; абсолютные (буквенные) названия звуков; новые ритмические рисунки в четырех- и трехчетвертных тактах; простейшие ладовые системы— пентатонику, пентахорд, гексахорд. Они научаются различать звукоряды и заключительные звуки разучиваемых песен; расширяют свои познания в области динамики и темпа. К ранее выученным песням и играм добавляется много новых»1. Дальнейшая система работы по музыкальному воспитанию в Венгрии освещена в докладе «От детской народной песни к шедеврам мировой литературы» Лайошне Немешсеш также на конференции ИСМЕ. За восемь лет обучения венгерский школьники разучивают около 500—600 народных песен. «Венгерские народные песни составляют ядро песенного материала до конца обучения»,— сообщила Л. Немешсеги. Однако в связи с тем что венгерская народная музыка одноголосна, начиная с III класса даются песни и других народов, которые в некоторой степени расширяют материал двухголосных и трехголосных упражнений Ко- дая и его учеников. «Для того чтобы дети, воспитывающиеся на родном музыкальном языке, могли перейти к произведениям зарубежной музыкальной литературы, с ними проводится специальная работа. В частности, тетрадь Кодая «15 двухголосных вокальных упражнений» служит подготовкой к «Сольфеджио» Бер- талотти и одновременно к инструментальной музыке. Усвоив музыкальную нотацию и научившись петь по нотам, учащиеся получают возможность знакомиться с шедеврами хоровой литературы, с характерными чертами музыки отдельных эпох и стилей. Вместе с тем они приучаются активно слушать музыку. В V классе они вступают в мир профессиональной музыки через музыку барокко. В VI классе в качестве нового материала появляется музыка венских классиков... Они упражняются также в узнавании гармонических функций главных ступеней лада, каденций и модуляций в тональность доминанты. В VII классе учащиеся знакомятся с романтической музыкой. В VIII классе после многолетней подготовки ученики приходят к музыке XX века. Они готовы к ее восприятию, так как с 9—10-летнего возраста воспитывались в мире гармонии Бартока и Кодая. К концу обучения в VIII классе учащиеся в состоянии исполнить хоровое произведение без руководства педагога и на основе полученных знаний понять произведение, которое они никогда ранее не слышали... Так реализуется в Венгрии план массового музыкального воспитания Кодая»1. Германская Демократическая Республика О музыкальном воспитании в ГДР мы имеем довольно полное представление благодаря тесным контактам, установленным советскими педагогами с немецкими коллегами. Это взаимные посещения, обмен опытом. На основании имеющихся материалов (в частности, обзоров содержания издаваемого в ГДР журнала «Музыка в школе». — См. сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып. 3. М., 1964 и Вып. 9. М., 1974) совершенно очевидна цель музыкального воспитания, поставленная перед школой ГДР: содействовать воспитанию нового человека, строителя коммунистического общества. В соответствии с данной целью намечаются и пути ее достижения; это: а) совершенствование организации музыкального воспитания; б) осуществление всеобщности его; в) содействие развитию способностей и дарований; г) систематичность и эффективность применения разработанных методов музыкального воспитания. Результаты передовой музыкальной практики и специальных исследований привели к тому, что в 1970 году видным немецким музыкантом-педагогом Карлом Хофманом была разработана новая концепция музыкального воспитания в школе, которая легла в основу новых учебных планов и программ. Интересно заметить, что эти вопросы обсуждались и решались на специальном педагогическом конгрессе (VII) ГДР. С докладом на тему о совершенствовании школьной программы по музыке К. Хофман выступил на IX конференции ИСМЕ. Одним из центральных положений, выдвинутых им, является утверждение необходимости того, чтобы школьйики осознавали, что музыка отражает общественную жизнь, что содержание произведений обусловлено убеждениями композитора, той средой (эпохой), в которую они были созданы. «Среди задач, стоящих перед преподавателем музыки в младшей ступени школы, К. Хофман выделил необходимость развития навыков пения и слушания музыки... Немецкая педагогика не считает целесообразным вытеснение пения в старших классах слушанием музыки. Пение в старших классах и слушание музыки должно иметь равное значение, а в младших классах пение должно даже преобладать. Теория музыки все шире входит в практику школьного преподавания, становясь средством к постижению учащимися закономерностей вокальной и инструментальной музыки. Работа над развитием учебных программ идет в ГДР параллельно с пересмотром комплекса знаний и навыков в области музыки, подлежащего усвоению учащимися к моменту окончания десятилетней общеобразовательной политехнической школы»[21]. Учебный план десятилетней школы, так же как и план средней школы, отводит на музыку 1 час в неделю в течение всех лет обучения. Многогранно раскрыта сущность музыкального воспитания в ГДР (цели, содержание, организация, коренные вопросы методов работы) Паулем Михелем в докладе на IX конференции ИСМЕ — «Музыкальное воспитание в ГДР на службе всестороннего и гармонического развития личности». Уже сама тема доклада говорит о позиции автора по вопросу: зачем введена музыка в школу? Пауль Михель исходит из общего положения социалистической педагогики о всестороннем, гармоничном развитии личности, на что направлена вся система народного образования ГДР, о важности единства всех сторон воспитания (умственного, нравственного, эстетического и др.), о роли искусства, в частности музыки, в «активизации эмоциональных сил человеческой личности и мобилизации ее интеллектуальных и моральных ресурсов...»[22]. В названном докладе рассмотрены разные точки зрения на роль «авангардистской» и «старой» (классической) музыки, на особенности музыкального воспитания в век НТР; разбираются взгляды на развитие музыкальных способностей у всех людей и другие существенные вопросы. Как и К. Хофман, П. Михель подчеркивает, что «в центре внимания школьного музыкального воспитания— пение и слушание музыки. Им подчинены — как средства цели — обучение музыкальной теории, использование приобретенных навыков, анализ процессов, происходящих в музыке, а также любые методические приемы (ладовые слоги, ручные знаки и др.). Любая музыкально-теоретическая работа приобретает ценность только тогда, когда помогает сделать более глубокими музыкальные переживания и побудит учащихся к собственной творческой деятельности»[23]. Поскольку проблема восприятия музыки в общеобразовательной школе до 1945 года не ставилась, в этой области еще идут поиски и системы, и методов работы. В настоящее время следование хронологическому принципу встречает все большую критику. На основании специальных исследований восприятия музыки детьми подбор репертуара проводится не по хронологическому принципу, а в зависимости от поставленной задачи по принципу сходства или контраста. «...Дети с первых же классов слушают сочинения современных композиторов, особенно композиторов ГДР. Это помогает приобрести опыт музыкального восприятия стилей и форм различных эпох»1. В различных номерах немецкого журнала «Музыка в школг» систематически публикуются материалы в помощь учителю (к какой теме целесообразно привлечь то или иное произведение, как построить работу для большей ее систематичности и т. п.). Поскольку данный журнал является ежемесячным, учитель постоянно в курсе современных проблем получает свежую информацию о музыкальной жизни в ГДР и за ее рубежами, через обзорные статьи знакомится с итогами работы, возникающими проблемами. * * * Из проведенного краткого обзора музыкального воспитания в трех странах социалистического лагеря можно увидеть, что при совпадении основной его цели — формирование всесторонне развитой личности будущего строителя коммунизма— в каждой стране есть свои особенности как в объеме проводимой работы, так и в понимании значения тех или иных видов музыкальной деятельности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.13 (0.013 с.) |