Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика учащихся IV классаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К IV классу у учащихся значительно ярче начинает проявляться способность к абстрагированию, наблюдается постепенный переход от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное словесное описание, объяснение. Однако злоупотреблять словесными пояснениями на уроке музыки нельзя: главное должна рассказывать сама музыка. Для четвероклассников характерно увеличение объема произвольного внимания, что проявляется в их способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании (слушать, исполнять музыку). Общее развитие учащихся, приобретенные ими навыки мышления — умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы проявляются и в музыкальном мышлении — в сопоставлении, сравнении музыкальных явлений, в формировании собственных суждений. Непроизвольное запоминание дополняется произвольным. Таким образом, получаемые впечатления становятся более объемными (количественно) и глубокими (качественно). Воображение, сохраняя свою силу, становится более осознанным и предметным; на его характере сказывается приобретаемый жизненный опыт. Интересы школьников делаются более избирательными: у многих ребят (однако вовсе не у всех) более отчетливо начинают проявляться склонности (к гуманитарным или точным наукам); вместе с тем отчетливее видны и «белые пятна», те или иные недостатки начального обучения. В области музыкального развития эти недостатки особенно ярко сказываются в вокально-хоровой работе: значительная часть учащихся IV класса поет фальшиво. Осознавая это, они приходят к ложному убеждению, что «музыка не для них», что у них «нет музыкальных способностей». К сожалению, такой вывод часто делают и взрослые — родители и даже сами учителя-музыканты, хотя последние должны всегда помнить, что фальшивое пение является следствием ряда причин и может быть и при отличных музыкальных способностях, даже при абсолютном слухе. Учитывая возрастные особенности четвероклассников, их ранимость, склонность делать безапелляционные выводы в отношении своих возможностей, учитель-музыкант должен быть чутким, тактичным, доброжелательно внимательным к таким детям, передавать им свою уверенность в их будущем успешном музыкальном развитии. Как и в предыдущих классах, большое значение для музыкальной работы имеет опора на получаемые детьми знания и навыки по другим предметам, в частности, на приобретенные ими навыки чтения. Привлечение этих знаний и навыков в IV классе может быть весьма эффективным, поскольку опыт детей становится значительно шире, разнообразнее, позволяет проводить больше параллелей, вызывать больше ассоциаций. Например, программа по чтению и развитию речи в IV классе требует от учащихся умения осмысленно и выразительно читать, самостоятельно находить основную мысль в небольшом художественном произведении, понимать значение средств выразительности языка (например, сравнений). Совершенно очевидно, насколько плодотворно могут быть применены данные умения на уроке музыки (и при ее восприятии, и при исполнении). К установлению целесообразных межпредметных связей между музыкой, литературой и живописью совершенно отчетливо, как мы уже отмечали, призывает новая программа по музыке. В уже цитированных «Предварительных замечаниях» говорится: «Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных». В IV классе учащимся может быть вполне понятно, почему, говоря о произведениях изобразительного искусства, употребляют выражение «цветовая гамма», а о произведениях музыкального искусства —«звуковая палитра». Однако активизация знаний учащихся, их умений размышлять, сопоставлять, сравнивать ни в какой мере не должна снижать эмоционального настроя занятий. Напротив, все возможные параллели и ассоциации должны стимулировать творческий подход учащихся к музыке, углублять ее эмоциональное восприятие. Проводимые параллели ни в коем случае не должны превращать музыку в иллюстрацию содержания произведений других видов искусства. Смысл этих параллелей в более глубоком раскрытии тезиса о неразрывной связи всех видов искусства с жизнью, о том, что искусство есть отражение жизни — отражение, своими, особыми, специфическими средствами. Учитель-музыкант учит воспитанников понимать своеобразное отражение жизни в музыке; для этого он и строит соответствующим образом учебно-воспитательный процесс так, чтобы учащиеся активно воспринимали все содержание урока и приобрели необходимые знания, навыки, умения. Правильно организовать занятия учителю поможет хорошее знание своих учащихся, знание уровня их общего и музыкального развития, того, в какой мере школьники подготовлены к освоению программы IV класса. Практика показывает, что довольно разные уровни предшествующей музыкальной подготовки детей не позволяют с первых же уроков следовать предлагаемой программе: необходимо сначала создать ту основу, на которой можно строить «новый этаж» музыкального воспитания. В связи со сказанным учителю нередко приходится составлять так называемый «переходный план», в котором предусматривается прохождение тех разделов из программ предыдущих классов, без которых невозможно дальнейшее продвижение вперед. Эти разделы в разных классах могут отличаться друг от друга, поскольку отличается и уровень музыкального развития детей. Мы здесь отметим лишь наиболее общие моменты. Слуховые навыки, необходимые для продолжения работы в IV классе. Уметь охватить своим вниманием произведение от начала и до конца его звучания (поэтому объем произведений в начале обучения должен быть небольшим). Характеризуя произведения разных (основных) жанров (марш, танец, песня),уметь вычленить значение таких средств выразительности, как регистр, темп, динамика, общая «окрашенность» произведения или составляющих его частей (мажорная, минорная). Понимание выразительного значения высоты звуков включает и навык наблюдения за высотным строением мелодии (в песне, инструментальном произведении), за направлением ее движения, его характером (поступенным, скачкообразным, извилистым, на одном звуке). Одновременно с уточнением понятий о высоте звуков повторяются (а для некоторых учащихся, возможно, это и новое) выразительные значения длительности звуков (более долгие, менее долгие, короткие) и их условные обозначения (графическое изображение четверти, восьмой, половины, целой); учащиеся также вспоминают (или узнают) о разном чередовании сильных и слабых 2 3 6 долей, благодаря чему создается размер (метр, счет) —, —, —, 4 4 8 имеющий большое выразительное значение (двухдольный размер в польке, трехдольный в вальсе и т. д.). Вслед за этим дети вспоминают (или опять-таки узнают впервые) и более сложные вопросы: об устойчивости и неустойчивости звуков в музыкальном произведении, о тяготении неустойчивых в устойчивые, благодаря чему в каждом произведении можно услышать, вычленить, спеть три самых устойчивых звука (тоническое трезвучие) и самый устойчивый звук (тоника, первая ступень). Все эти сведения даются непосредственно на музыкальном материале, при восприятии и исполнении музыки детьми. Певческие навыки, необходимые для продолжения работы в IV классе. Понимая разницу между речью и пением, учащиеся должны уметь тянуть звук, т. е. петь: при этом уметь распределять дыхание на всю фразу (понятие о фразе им знакомо и из уроков по родному языку и из предыдущих уроков музыки), мягко заканчивать фразу, выпевать несколько звуков на один слог, менять окраску звука в зависимости от содержания исполняемого произведения, т. е. уметь петь мягко, светло, легко и петь активно, ярко, энергично, но без «форсировки». Различать на слух двухголосное изложение и владеть навыком элементарного двухголосного пения. В отличие от I—III классов, где двухголосное пение обычно проводится без разделения на партии вследствие еще большой близости голосов по тембру и диапазону и где разные голоса песни при разучивании исполняются поочередно то одной, то другой частью класса, в IV классе уже формируются хоровые партии. Навыки в области музыкальной грамоты. К IV классу учащиеся должны знать условные обозначения высоты и длительности звуков (графические, слоговые); понимать нотную запись, чтобы уметь следить по ней за движением мелодии в разучиваемой песне или в произведении для слушания. Все элементарные знания и умения, которые дети должны были получить на уроках музыки в первых трех классах (их, если необходимо, надо восстановить или дать заново) и которые были отмечены как содержание «переходного плана», даются не теоретически, в отрыве от музыки, а лишь в процессе непосредственного «общения» с музыкой, при активном участии детей во всех видах деятельности на уроке. И главное здесь — верно намеченный репертуар. Подбирая его, можно идти двумя путями: на более легком материале решать задачи, необходимые для дальнейшего продвижения вперед в быстром темпе, и на более сложном, рекомендуемом для IV класса, постепенно и последовательно прорабатывать отсутствующие у детей ключевые знания и навыки, предусмотренные в программах I—III классов. Этот принцип сохраняет свою значимость при работе по любой программе. Так, если окажется, что учащиеся, придя к IV классу новой программы, не имеют тех знаний, навыков, умений, которые ^были предусмотрены в программе предыдущих классов, то в период «переходного плана» они должны их получить. Без такой предварительной подготовки четвероклассникам нельзя задавать, например, следующие вопросы: «Какому народу могла бы принадлежать эта песня? Как вы думаете, композиторская эта песня или народная? Сколько голосов прозвучало в этой песне? (Двухголосие.) В каком ладу написана эта песня? (В мажорном, минорном или переменном.) В какой форме?..» Все данные вопросы могут быть поставлены детям только тогда, когда они получат? определенные знания и их общее музыкальное развитие, в частности развитие музыкального слуха, достигнет требуемого уровня. Естественно, что без соответствующей подготовки четвероклассникам не по силам разучивание на 2-м уроке I четверти такого произведения, как «Жаворонок» М. И. Глинки, или на 3-м уроке мелодии второй части поэмы Г. В. Свиридова «Памяти Есенина» («Поет зима, аукает»). Эти произведения на первых уроках могут быть заменены более легкими, но аналогичными по содержанию, на которых дети могут получить те знания и навыки, какие предусмотрены в программе и необходимы для освоения темы. Чтобы показать, как на репертуаре программы IV класса можно решать более простые задачи (предусматриваемые в начальной школе), возьмем песню А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Гайдар шагает впереди», песню, интересную четвероклассникам и доступную даже для 1-го урока в I четверти (как она и указана в новой программе). После прослушивания песни школьники легко определяют, что это песня-марш, несколько тревожного, но в то же время решительного характера. Они так же легко могут отметить ее «пульс», в связи с чем учитель дает понятие о сильных и слабых долях, их различном чередовании п разных песнях (пьесах), и отсюда — понятие о выразительном значении четырехдольного размера. Сравнив звучание той же мелодии, но исполненной ровными четвертями и восьмыми, с тем, как она написана композитором, учитель может подвести учащихся к пониманию выразительного значения ритма (при этом дети могут припомнить ранее известные мелодии, написанные в аналогичных ритмах). На материале этой же песни можно показать наличие неустойчивых и устойчивых звуков, особенно явное тяготение к устойчивости в конце куплета, и дать понятие о тонике и тоническом трезвучии. Детям будет интересно узнать, что минорный лад в этой песне придает ей несколько суровый характер, что именно минором создается ее тревожное настроение (мажор дал бы более светлую, радостную окраску, которая здесь не подходит), а четкий пунктирный ритм и размер ~ способствует созданию энергичного, волевого характера мелодии. В процессе разучивания песни учитель может обратить внимание на характер построения мелодии, на повторяемость первых фраз в первом и втором предложениях, которая создает впечатление настойчивости. Вместе с тем такой анализ поможет детям быстрее запомнить мелодию, что является немаловажным фактором вообще в работе с детьми, а особенно с такими классами, у которых еще не воспитаны должный интерес и уважение к музыкальным занятиям. Самым трудным в работе над песней «Гайдар шагает впереди» является выработка энергичного звучания, но без «фор- сировки». В этом снова может помочь обращение к общему образу песни, к ее характеру: сдержанному и некрикливому. Таким образом, постепенно, не перегружая детей большим количеством сведений на отдельных уроках, постоянно связывая эти теоретические сведения с их практическим значением (выразительные средства) и тем самым добиваясь выразительного исполнения произведения самими детьми, учитель осуществляет воспитывающее обучение, реализуя такие дидактические принципы, как доступность, наглядность, систематичность, активность, единство эмоционального и сознательного, единство художественного и технического. Приведя пример того, как на данной песне можно познакомить школьников с важнейшими элементами музыкальной речи, мы вовсе не хотим сказать, что только так и следует строить работу с ней в IV классе. Учитель сам может решить, какие знания он сообщит в этом случае, а какие даст в связи с другими произведениями. Мы здесь только проиллюстрировали, что имеется в виду под «переходным планом», когда учитель вынужден восполнять отсутствующие у детей знания, формировать навыки, которые к IV классу уже должны бы быть у учащихся. При осуществлении «переходного плана», а также и во всей последующей работе в IV классе, как мы уже отмечали, большое значение имеет связь содержания уроков музыки с содержанием других предметов, опора на тот опыт, те знания, которые получают учащиеся, например, из «Родной литературы» и из «Рассказов по истории СССР». Уже на самых первых страницах «Родной литературы» для IV класса говорится о том, что «песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки — это все произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли таг лантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались (люди тогда еще не умели писать), а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок — сам народ». Поскольку в программах, и в прежней и в новой, во всех классах предусматривается знакомство с народной песней (разных народов), то учитель может привлекать четвероклассников, чтобы выяснить с ними вместе разницу между произведением «композиторским» и народным; а так как и «композиторская» музыка имеет народную основу, то ребята могут уже сами определить, чем отличается, например, музыка С. С. Прокофьева от музыки А. И. Хачатуряна, укажут, что в одном случае основа — русская музыка, а в другом — армянская. Учитель-музыкант может использовать в своей работе тот факт, что дети в IV классе учат наизусть стихотворение Н. И. Ры- ленкова и разбирают некоторые его образные выражения. Приведем это стихотворение полностью: Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Ребята вдумываются в то, почему поэт называет русскую природу «застенчивой»; в чем разница между словами «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться». От знакомых детям образов полей, березовых рощиц, небольших речек — картин русской природы легко протянуть ниточки к этим же картинам, отраженным в живописи И. И. Левитана, поэзии А. С. Пушкина, музыке П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова... И здесь им вполне понятным станет призыв поэта (Рыленкова) «всмотреться», «вслушаться» в окружающую действительность, а следовательно, и в произведении искусства. Из новой программы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, в этом плане большую пищу воображению, чувству и мысли учащихся может дать вслушивание в мелодии 1 части Третьего концерта для фортепиано С. В. Рахманинова и его же «Вокализа»; в «Жаворонок» М. И. Глинки; во вступление к «Хованщине» М. П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» и др. Привлекая разные виды искусства, учитель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, что каждое из них своеобразно, что музыка не иллюстрирует произведение поэтического или изобразительного искусства, а по-своему «рассказывает», «рисует» и ширь полей, и задумчивую прелесть осенней рощи на берегу скромной речки. В каждом конкретном случае (произведении) учитель может обратить внимание ребят на характер мелодии, на ее широкое «дыхание», спокойное, плавное движение ритмического рисунка, на постепенные, глубокие динамические подъемы и спады. Хорошо при этом привлечь музыкальные впечатления, имеющиеся у детей; например, знакомые песни такого же характера: «Наш край» Д. Кабалевского (сл. А. Пришельца), «В лодке» М. Раухвергера (сл. О. Высоцкой), «Здравствуй, гостья зима» Р. Глиэра (сл. И. Никитина), «Родина слышит» Д. Шостаковича (сл. Е. Долматовского) и др. Существенную помощь учителю музыки может оказать и содержание многих «Рассказов по истории СССР», которые даются учащимся IV класса. Они читают, например, о походах А. В. Суворова, о Бородинской битве, о Н. Г. Чернышевском и Н. А. Некрасове, о борьбе народа с самодержавием... Эти знания помогут школьникам глубже проникнуться чувством того или иного произведения, входящего в программу по музыке. Таким образом, стержень всех музыкальных занятий — ознакомление с музыкой как частью жизни человека, как средством выражения заветных дум и чаяний народных, средством передачи всего того, что волнует и радует людей. Однако чрезвычайно важно, чтобы музыка раскрывалась перед учащимися как особое искусство, хотя и связанное с другими, но имеющее свои выразительные возможности, свой особый музыкальный язык. Поэтому в процессе знакомства с теми или иными произведениями учитель постоянно учит детей слушать и слышать, обогащает при этом их знания сведениями из музыкальной грамоты, которые помогают углублению эмоций, возникающих под влиянием музыки, работе воображения детей, осознанию ими получаемых впечатлений, расширению их кругозора. Поскольку в IV классе учащиеся должны воспринимать и исполнять более сложные произведения, чем на начальном этапе обучения, чрезвычайно важно формировать у них навык более вдумчиво вслушиваться в музыкальное произведение. Для того чтобы они могли услышать музыку при восприятии произведений литературы или живописи, им уже недостаточно «схватывать» лишь общий характер, настроение (это задача для младших клас Поскольку вслушивание в непрерывно развивающееся музыкальное произведение задача трудная, особенно для малоподготовленных школьников, решать ее нужно постоянно, на разном материале и в разных видах деятельности. Особенно важна систематичность и последовательность в развитии. гармонического слуха. Как доказано в специальных исследованиях (например, в исследовании О. П. Соколовой), до начала разучивания двухголосных песен дети должны пройти через подготовительный этап, суть которого в формировании умения распределять слуховое внимание на несколько «объектов». Самый простой и доступный для детей пример-задание: различение в произведении мелодии и аккомпанемента. В песне «Гайдар шагает впереди» оба эти элемента звучат очень ярко: мелодия без аккомпанемента и аккомпанемент без мелодии лишаются своей выразительности, песня разрушается, хотя и сохраняет некоторые присущие ей черты. Аналогичное задание могут выполнить дети, слушая и другие произведения: «Жаворонок» М. И. Глинки, «Поет зима, аукает» Г. В. Свиридова.
Подготовкой к восприятию более сложной музыкальной фактуры могут служить и небольшие специальные упражнения, построенные на интонациях, часто встречающихся в репертуаре (своего рода «формулы», «ключи»), или на интонациях разучиваемой песни или произведения для слушания музыки. Упражнения эти должны быть краткими и простыми, но с очень ясной, конкретной задачей. В уроке они могут занимать полторы — две минуты, и - г г\ i
() Л f Щ fj Тай со.ло вей v о ко.шеч ка Вей В IV классе такие упражнения целесообразно давать с использованием нотной записи, помогающей детям наглядно представить характер движения мелодии, ее длительности. Особенно важно использование нотной записи при разучивании песен в двухголос-
Фц $ о При пропевании партии одного голоса (ее разучивания с помощью нот) дети, поющие в другой партии, следят по нотам за их соотношением, т. е. не остаются сторонними наблюдателями (что обычно отрицательно сказывается на ходе урока). Их слуховые и зрительные впечатления сочетаются, образуют более прочные музыкально-слуховые представления. При этом полученные ими сведения по музыкальной грамоте приобретают жизненную значимость (в приведенном примере — понимание выразительного значения смены характера мелодии, ее ритма в припеве по сравнению с запевом, минорного лада, придающего песне определенную мягкость, задушевность даже в припеве, несмотря на довольно подвижный темп и использование «быстрых», т. е. мелких, длительностей (шестнадцатых и восьмых). Такое органичное использование нотной грамоты при ознакомлении с песней и при ее разучивании ни в какой мере не нарушает целостности урока, музыкальная грамота не превращается в обособленный самостоятельный «раздел». Умелое привлечение нотной грамоты способствует развитию навыков и восприятия и исполнения музыки.
Приведем хотя бы только еще один пример из новой программы— знакомство четвероклассников с музыкой как «главным действующим лицом» в кинофильме «Звуки музыки» (музыка Р. Роджерса). Услышав в исполнении эстонского детского хора эпизод «Разучивание нот», школьники заметят и полное повторение отдельных фраз типа «эхо» (поочередное пение учителя и детей); и повторение отдельных фраз, но на разной высоте; яркие остановки на неустойчивых звуках, после которых особенно утвердительно звучит тоника; звучание одноголосной мелодии без сопровождения инструмента и с сопровождением, которое также меняется (движение четвертями — на движение восьмыми). Иначе говоря, учитель по своему усмотрению может дать те или иные сведения по музыкальной грамоте, но опираясь на непосредственные впечатления детей, Расширяя музыкальный кругозор школьников, показывая им неразрывную связь музыки с жизнью, с другими видами искусства, учитель постоянно, хотя и ненавязчиво, обучает детей, дает им те необходимые знания и навыки, которые помогают полнее и глубже воспринимать музыку. Как уже отмечалось, одним из важных моментов работы в IV классе является развитие у учащихся гармонического слуха. Приведенные выше примеры упражнений и песен вполне отвечают этой задаче. О развитии гармонического слуха следует помнить при реализации всего содержания программы, конечно, не выдвигая это на первый план (особенно в сознании детей), а рассматривая как существенный «фон» в музыкальном развитии учащихся. Даже такая простая песня, как, например, «Белая дорожка» В. Ренева, дает возможйость детям услышать в сопровождении звучание нескольких голосов, заметить, что начальная мажорная окраска сменяется на минорную, но затем вновь возвращается. Осваивая звучание мелодии и сопровождения, дети опять-таки вслушиваются в музыкальную ткань произведения, распределяют свое внимание на несколько «объектов». Так, например, слушая, а затем разучивая «Колыбельную Волховы» Н. А. Римского-Кор- сакова, они отмечают выразительное значение сопровождения, которое подчеркивает выразительность основной мелодии, отмечают «переплетение» голосов — человеческого и звучащего на фортепиано... Все это незаметно, но последовательно служит развитию важнейшей музыкальной способности — музыкального слуха, без которого фактически нет и музыкального восприятия. Одновременно с развитием музыкального слуха учителю в IV классе часто приходится уделять также специальное внимание формированию координации между слухом и голосом у учащихся, не получивших должного развития в предыдущих классах. Говоря о музыкальном воспитании в начальных классах, мы уже отмечали, что фальшивое пение детей может быть вызвано разными причинами и учителю важно знать, почему поет фальшиво данный ребенок. Тогда педагог, опираясь на эти знания, может давать краткие индивидуальные задания такому ребенку. Практика показывает, что в IV классе чаще всего дети поют фальшиво из-за привычки петь, не вслушиваясь в заданное звучание и в то, что получается при их собственном пении; они приблизительно слышат и то и другое. Поэтому для исправления фальшивого звучания иногда бывает достаточно, чтобы ребенок прослушал небольшой отрывок мелодии в умеренном темпе и сразу же воспроизвел его так же, не торопясь. В этом хорошо помогает игровой прием («эхо», «кукушка» и др.). В работе могут принять участие дети, поющие чисто, поскольку неточно интонирующий ученик легче схватывает и воспроизводит мелодию с детского голоса, который ему ближе по звучанию, чем голос учителя или тембр инструмента. Важнейшим условием в достижении успеха является вера учителя в способность ребенка преодолеть имеющийся у него недостаток и укрепление этой веры у самого ребенка, убеждение его в том, что при желании, а следовательно, при хорошем внимании он может петь не только чисто, но и красиво. В решении данной задачи, как и вообще всех воспитательных задач, учителю необходимы такт, доброжелательность, выдержка, терпение; он должен не торопить ученика, а уделять ему ненавязчивое, но постоянное внимание, поскольку формирование каждого навыка требует системы и времени. Естественно, что со стороны ученика, кроме веры в свои возможности и желания достичь хороших результатов, также должны быть проявлены настойчивость, выдержка, но они приходят как бы сами собой, если ему интересно учиться. (Известно, что одно и то же задание воспринимается совершенно по-разному, если оно дается как награда или как наказание: вспомним задание Тому Сойеру выкрасить забор.) Поскольку музыкальное развитие происходит только в процессе непосредственной музыкальной деятельности, учителю следует беречь каждую минуту урока, как можно меньше отводить времени разговорам, предоставляя «слово» самой музыке. Но, конечно, И слово учителя необходимо: оно направляет внимание детей, стимулирует их активность, будит фантазию и т. п. Оно должно быть совершенно ясным, понятным и образным, интересным. Как показывает опыт передовых учителей и специальные исследования, наиболее эффективного музыкального развития достигают те учителя, которые, решая самую узкую, частную задачу,— а они есть и в слушании музыки, и в пении,— не отрывают ее от главного направления проводимой работы, видят в ней звено единого комплекса. У таких учителей урок не распадается на «разделы», а составляет целое, комплекс разных видов деятельности, направленных к единой цели. Конечно, каждый вид деятельности на уроке — хоровое пение, слушание музыки, музыкальная грамота, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, импровизация — должен быть хорошо продуман учителем; каждый из этих видов деятельности включает в себя комплекс определенных знаний, навыков, более сложных и более простых элементов. Но как систему ее имеет в виду только учитель. Так, в IV классе продолжается вокально-" хоровое развитие учащихся, у них продолжают формировать навыки кантилены, напевности и звонкости, подвижности голоса, • которые закладывались еще в I классе. Но здесь значительно бо- j лее сложный репертуар, требующий не просто чистоты и точности исполнения, а уже достаточно глубокой выразительности, эмоционально пережитой и осознанной. Именно поэтому учитель мобилизует все средства поддержания интереса детей к работе, вместе с тем формируя у них настойчивость в преодолении трудностей,. навык трудиться, воспитывая понимание того, что настоящая | творческая радость приходит только в награду за труд. (В IV^ac-, се учащимся уже могут быть понятны слова П. И. Чайковского,. что'вдохновение не приходит к ленивым.) \ 11 2 Расскажем, как следует вести работу над песней П. И. Чайковского «Колыбельная песня в бурю» (из старой программы для IV класса) и песней М. И. Глинки «Жаворонок» (из новой программы). В том и другом случае большое значение имеет показ песни детям. Надо, чтобы она им понравилась, чтобы им захотелось ее самим петь. Учитывая своеобразие состава учащихся IV класса (о чем речь шла выше), можно предположить, что в их слуховом багаже преобладают интонации современных детских песен типа «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского), «Дважды два — четыре» (муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова), «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. М.Пляц- ковского) и им подобных. Может оказаться, что дети не подготовлены к восприятию интонационного строя ни «Колыбельной», ни «Жаворонка», потому первое впечатление от песен бывает неблагоприятным. (Нам приходилось сталкиваться с таким фактом.) Начать разучивание песен при такой ситуации было бы педагогической ошибкой. Нужно построить занятия таким образом, чтобы ребята несколько раз прослушали произведение, и прослушали заинтересованно. Соответствующий настрой может создать небольшая вступительная беседа учителя. В ней он может напомнить детям о любимых всеми произведениях П. И. Чайковского (если предполагается разучивание «Колыбельной»), например назвать «Вальс» и «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера», сказать несколько слов о «Детском альбоме» (если дети слушали пьесы, входящие в него) и о сборнике песен, в который также входят знакомые им произведения «Лизочек», «Мой садик», т. е. разные «картинки» из жизни (почему и называется «Альбом»). Разные события, веселые и печальные, разные настроения — обо всем музыка может рассказать ярко, образно. Здесь можно исполнить вступление и мелодию «Колыбельной» без слов (хотя бы только первое предложение), и, конечно, никто из детей не ошибется в определении ее характера, даже в названии «Колыбельная». Похвалив ребят за то, что они умеют слушать и понимать музыку, на этом можно закончить первую встречу с песней. На следующем уроке нужно вспомнить с детьми, какую новую музыку П. И. Чайковского они слушали (или начало какого произведения). Затем рассказать, что это произведение любят многие, не только дети, но и взрослые, и исполняют ее не только дети, но и артисты. После этого хорошо прослушать запись «Колыбельной», например, в исполнении С. Я. Лемешева. При повторном прослушивании дети могут заметить, что музыка эта не «просто колыбельная», что она не только «успокаивает», «баюкает», но что з ней есть и какая-то тревога и это понятно, так как она поется «в бурю». На следующих занятиях рекомендуется сопоставить «Колыбельную» П. И. Чайковского с другими колыбельными, уже знакомыми детям или новыми (например, с «Колыбельной» Флис-Моцарта, «Колыбельной» Брамса или другими): важно, чтобы они вновь и вновь с интересом вслушивались в музыкальный образ произведения. Обычно на втором- 8 Заказ К» 4164 третьем уроке некоторые ребята уже подпевают отдельные отрывки; теперь можно переходить и к разучиванию песни со всем классом. Вероятно, у неопытного педагога возникнет в связи со сказанным мысль: «А будет ли интересно детям учить песню, которую они в общем уже знают?» По отношению к такой музыке, как «Колыбельная» или «Жаворонок», можно сказать совершенно определенно: да, будет интересно. Такую музыку, чем больше знаешь, тем больше любишь. В этом отличие высокохудожественных произведений от преходящих пустячков, которые хотя и нравятся какое-то время (и не только детям), но потом надоедают и забываются. Этот факт отмечают многие педагоги. Но, конечно, разучивание не должно быть скучным: темп прохождения любого музыкального материала должен быть активным, живым, чему способствует, в частности, наглядность, осуществляемая путем применения нотной записи. Глядя на нотный плакат (нотную запись мелодии песни), учащиеся быстро осваивают построение произведения, запоминают, какие фразы или части фраз повторяются, какие контрастируют и чем именно, как создается кульминация песни (постепенное повышение мелодии, как бы укрепление на самой высшей точке с одновременным усилением динамики,— и возврат к основному характеру звучания). Этот «разбор» не является оторванным от музыки теоретическим разговором, а все время связан со звучанием любого элемента, о котором идет речь. При таком методе разучивания (а не по слуху с голоса учителя!) песня запоминается легко и быстро, тем более что ее общий образ уже был знаком детям по предыдущей работе. И важно подчеркнуть, что разучивание не сводится только к правильному интонированию и ритмическому воспроизведению мелодии: одновременно следует вести работу над выразительностью исполнения. Именно понимание момента кульминации помогает выразительному исполнению, пению с нарастающей динамикой,— и вновь возврат к пению более спокойному, мягкому, ласковому. Здесь должны, как и во всех других случаях, реализовываться принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического. Выразительности исполнения способствует и внимательное вслушивание в аккомпанемент песни, имеющий в «Колыбельной» особенно важное значение. Вместе с тем продолжается и решение тех более узких задач, о каких говорилось выше: работа над кантиленой, над мягким окончанием фраз, над пониманием выразительности неустойчивых и устойчивых звуков, размера, мелодии и аккомпанемента, над развитием музыкального слуха, в частности гармонического. Аналогичная работа может быть проведена и при разучивании «Жаворонка» М. И. Глинки. Пробудить интерес к произведению можно с помощью небольшой предварительной беседы учителя, где он коротко расскажет об эпизоде из «Судьбы барабанщика» А. Гайдара, который приводится в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского. Мысли Сережи близки и понятны четвероклассникам. Им тоже сначала покажется непонятным, как это такую музыку можно назвать «солдатской» песней. Поняв же, что солдат бережет людей, жизнь, ее красоту, они поймут: именно потому, что музыка «Жаворонка» говорит о чем-то прекрасном, Гайдар и назвал ее «солдатской». После такой беседы дети б
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.164 (0.015 с.) |