Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика музыкального воспитания во II классеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие задачи музыкального воспитания в школе, которые мы рассматривали применительно к I классу, естественно, остаются и во II. Здесь продолжается формирование любви и интереса к музыке, развитие музыкальных способностей в процессе воспитывающего и развивающега обучения. Все знания, навыки имеют целью более углубленное, полноценное восприятие музыки, ее эстетическое переживание и более качественное исполнение, постоянно взаимосвязанное с восприятием. Общая характеристика второклассника. Хотя дети I и II классов имеют много общих черт (лучшее восприятие материала через игровые формы, яркую фантазию, цепкую память к тому, что вызвало интерес), все же между ними есть и определенные различия. Прежде всего, второклассник уже «опытный» школьник; ему уже привычен школьный режим, требования на уроке; его внимание становится более устойчивым (хотя объем его все - же еще невелик); более развита, чем у первоклассника, способность абстрактного мышления, т. е. способность анализировать и обобщать воспринимаемые явления и факты. Хотя воля как таковая еще мало развита, но при заинтересованности материалом, заданием второклассник может преодолевать довольно серьезные трудности. Приобретенные навыки чтения и освоение других школьных предметов способствуют расширению кругозора, в том числе музыкального. Все это создает возможности для продолжения творческого развития, столь необходимого для полноценного музыкального воспитания. Музыкальное развитие второклассника в значительной мере зависит уже от качества музыкальных занятий в I клас-, се, а не только от влияний окружающей среды (в частности, семьи). Организованные, целенаправленные, увлекательные уроки1 музыки в I классе научили детей вместе слушать музыку, выска-w зывать о ней свои впечатления, петь в хоре, слушая друг друга и т. п. Обычно по сравнению с I классом, учащиеся II класса не, составляют столь «пестрой» картины в своем отношении к музыке, в знаниях о ней, в музыкальных навыках. Однако ни в коем слу-. чае нельзя стремиться к нивелировке детей, которую следует рас-* ценивать как резко отрицательное явление. Проявляя особую за-| боту в отношении менее музыкально развитых детей (зная, что.: у всех нормальных детей могут быть развиты; музыкальные способности), учитель в то же время должен способствовать дальнейшему развитию детей одаренных, ставить перед ними индивидуальные задачи. Требовательность к детям по их способностям является одним из условий предупреждения «звездной болезни», к которой могут быть склонны некоторые музыкально одаренные дети. В настоящее время система развития навыков восприятия музыки от класса к классу находится в процессе становления. В старой программе говорилось лишь об углублении и закреплении во II классе навыков I класса, указывался репертуар и перечислялись такие умения, как замечать смену основных средств выразительности, динамики, темпа, регистра, ладовой окраски (без самого понятия «лад»), устойчивости и неустойчивости звучания, смену частей в двух- и трехчастных формах. Однако сами по себе такие умения, как, например, «замечать смену частей», нередко оказывались весьма поверхностными (и дошкольники определяют, где музыка громкая или тихая!). Вся суть в содержательности этих умений, в том, чтобы они способствовали более глубокому восприятию и переживанию музыкального содержания, его эмоциональности. Эта задача решалась дтдельными педагогами в практике их работы. Так, например, Н. Л. Гродзенская видела систему в постепенном закреплении понятия связи музыки с жизнью, которая отражается в разнообразных по характеру музыкальных произведениях. Во II классе Гродзенская давала более сложные произведения различного содержания, но примерно одной трудности в плане их художественной образности. Например, «Песня о Родине» И. О. Дунаевского — торжественная, «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского — оживленная, «песня» в ней сменяется «танцем», «Тик-так» 3. А. Левиной — шуточная, изобразительного характера, «Перепелочка», белорусская народная песня — печальная, ласково-задушевная и т. п. / В последние годы своей работы Н. Л. Гродзенская широко применяла так называемый «сбор коллекций». На основе каких-то общих черт дети определяли, в какую «коллекцию» следует поместить то или иное произведение (например, «музыкальные шкатулки», «птицы» и т. д.). Вместе с тем во II классе они выясняли, чем именно отличается, например, «Песня жаворонка» П. И. Чайковского от «Жаворонка» М. И. Глинки. Эти задания очень нравились детям, они с увлечением анализировали, сравнивали, делали выводы и, что особенно важно, активно усваивали большое количество высокохудожественных произведений. И все же сказать, что в опыте Н. Л. Гродзенской уже была отработана система развития восприятия музыки школьниками от класса к классу, — еще нельзя. Поэтому многие учителя, с восхищением наблюдая уроки самой Надежды Львовны, далеко не всегда были способны следовать за ней, ясно понимать ее систему. Более явственно эта система вырисовывается в новой программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, Она опирается на те «три кита», которые, по его выражению, представляют собой «основные сферы» музыки, овладение ими может подвести учащихся к ее вершинам. Во II классе развитие представлений & «трех китах» идет через освоение таких тем: I четверть — «Песня, танец, марш перерастают в песен- ность, танцевальность, маршевость»; II четверть — «Интонация»; III четверть — «Р азвитие музыки»; IV четверть — «Построение (формы) музыки». Как видим, темы весьма сложные и требуют от учителя прси думывания, как следует их преподносить учащимся II класса. Некоторые неопытные учителя думают,, что поскольку в программе дается краткое содержание каждого урока и некоторые методические советы, то особенно задумываться не над. чем. Однако это не так. Например, даже в I четверти II класса, более простой, поскольку она в большей степени связана с опытом и знаниями детей, такие уроки, как 3-й и 4-й,. требуют тщательной подготовки учителя: продумывания, как подвести детей к собственному выводу о том, что «поется не песня, а песенная; мелодия»; как добиться того, «чтобы ребята прониклись красотой, мужеством арии Сусанина и собственным исполнением постарались передать ее напевный характер». Эти задачи не такие простые, поскольку у второклассников (тем более в I четверти) еще не сформировались певческие навыки,, необходимые для кантиленного пения мелодии арии Сусанина. И в других случаях, эмоционально, интуитивно верно определив песенный (танцевальный, маршевый) характер звучания, дети должны не только понять, какими средствами он создается, но и передать этот характер в собственном исполнении. Иначе говоря, в этил задачах и заложен определенный комплекс — взаимосвязь восприятия (слушание), посильного разбора (грамота) и исполнительского воплощения (пение). Какие же сведения получают второклассники, осваивая репертуар программы? Слушая,, например, молодит «Утра» Э. Грига, они могут понять выразительное значение движения мелодии одинаковыми длительностями, в умеренной скорости; без больших скачков, мелодии, имеющей как бы волнообразное строение (вниз— вверх). А если бы был пунктирный ритм? (Исполнить, но не называть детям термин «пунктирный».) А если? 6s* все время звучало форте? Как достигается картина постепенного рассвета? (Нарастание динамики, более высокое звучание воздают возрастающую яркость.) Знание таких элементов музыкальной грамоты способствует и выразительности пения* и глубине восприятия. При ознакомлении с песней Т. Поггатенко на слева М. Ивенеен «Скворушка прощается» второклассники легко определяют ее характер: немного печальный, ласковый, мягкий. Иве уже понятно, почему движение мелодии плавное, без больших скачков, в умеренной динамике (р, mf), в умеренном темпе и с основной минорной окраской (небольшое отклонение в мажор может быть выяи- Для пониматгия звучания музыкально-выразительных средств важно, чтобы дети вслушивались в произведение, а если это песня, предназначенная для исполнения, то в процессе разучивания (слушания) целесообразно выявлять ее строение, ее развитие. Это будет и подготовкой к последующим темам. Так, в песне «Скворушка прощается» второклассники выделяют повтор и контрастность небольших фраз в запеве и в припеве. Добиваясь кантилены, учитель фиксирует внимание ребят на сильных долях, из которых как бы выливаются последующие звуки. Заключительную фразу, довольно трудную для исполнения, как и в других аналогичных случаях, расчленяют на простые элементы: J1 J 1) J) J) p [J>lf С на_ми ста.рый скво.руш.ка до вес.ны про.ща.ет.ся Таким образом одновременно с работой над кантиленой закрепляются понятия о сильных и слабых долях, о тактовой черте, такте, размере (к чему дети подготавливались в I классе). Названная песня хороша и для развития гармонического слуха, поскольку проходящая в сопровождении основная мелодия обогащается звучанием других голосов. С 5-го урока I четверти по программе начинается тема «Танце- вальность», в которой использованы такие произведения, как «Арагонская хота» М. И. Глинки, «Золотые рыбки» Р. К. Щедрина (из балета «Конек-горбунок»), несколько песен. В качестве примера танцевальности вместе с песенностью приведем песню Д. Львова-Компанейца на слова В. Викторова «Дружат дети
всей земли»: & Щ р Щ р I р- р ^ I И Ши _ре 1фух, ши.ре круг, му _ зы.ка зо - вет всех дру.зей, всех под.руг в шум_ный хо.ро.вод* Какие средства выразительности придают танцевальный характер этой песне? Подвижный темп, мажорный лад, движение мелодии, в которой акцент падает то на сильную, то на слабую долю (не как в марше), что создает характерный для танца «перебой». На 7-м уроке I четверти углубляется понимание учащимися темы «Маршевость». В программе сказано, что нужно «проводить урок, по аналогии с предыдущим», а новым является включение произведений, объединяющих песню и марш (песню); например, «Мне дедушка рассказывал» (муз. Д. Б. Кабалевского, сл. С. Вигдорова), где начало — «песня», середина — «марш», конец — вновь «песня». В этом же плане даются две прелюдии Ф. Шопена! Прелюдия ля мажор (№ 7) и Прелюдия до минор (№ 20). Во II четверти (тема—«Интонация»), опираясь на знания детей об интонации в речи (интонация утверждения, удивления, вопроса и т. д.), показывается аналогичное значение интонации и в музыке (роль сильных и слабых долей, характера движения мелодии— ее опорных звуков и т. д.), т. е. идет сопоставление элементов выразительности словесной и музыкальной речи. Пожалуй, особого внимания учителя заслуживает 3-й урок II четверти, где дается понятие о главных «зернах» в музыкальных произведениях, каждое из которых называют «интонацией». «В зерне — интонации — содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, главное же — характер музыки». Учителю важно не просто пересказать примеры, приведенные в программе, а продумать систему, логику построения урока, чтобы сами дети сделали те или иные выводы. III и IV четверти развивают не только темы II класса, но и I, например, «Что такое музыкальная речь» (IV четверть I класса). Таким образом, во II классе на музыкальном материале, рекомендованном для слушания и исполнения, осваиваются важнейшие музыкальные понятия об интонационной осмысленности музыкальной речи, о ее выразительности и изобразительности, о разном характере развития музыки, который отражается и в построении (формах) произведений. Эти довольно сложные по содержанию темы учитель сможет полноценно донести до второклассников только тогда, когда будет постоянно опираться на принцип связи с жизнью и метод забегания вперед. Связь с жизнью предполагает систематически привлекать имеющийся у детей опыт (общий и музыкальный), повторять, закреплять, углублять знания и навыки, полученные в I классе. Вместе с тем перед учащимися ставятся и такие задачи, которые во II классе решаются лишь в общих чертах, а более глубоко будут осваиваться в последующих классах (метод забегания вперед). Так, например, темы трех четвертей (II, III, IV) фактически будут рассматриваться и- в последующих классах (но, естественно, на другом материале). Во II классе понятие «интонация» связывается с различием интонации разговорной и музыкальной, с ее своеобразием в музыке маршевого, танцевального, песенного характера, т. е. «три кита» с привлечением понятия интонации предстают уже в более глубоком по содержанию значении, к тому же связанном с понятиями «выразительность» и «изобразительность». Следующей в новой программе является тема «Развитие музыки», где, казалось бы, уже известное детям положение «музыка — искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком)» также предстает в новом ракурсе: как исполнительский тип развития (например, при пении куплетных песен), развитие содержания программного произведения (С.Прокофьев. «Петя и волк») и развитие самой музыки, независимо от ее исполнения. В теме IV четверти знания о формах (одночастной, двухчастной, трехчастной), полученные в I классе, углубляются пониманием того, что «смена частей в музыке всегда связана со сменой различных элементов музыкальной речи (контрастом)». Кроме того, внимание детей фиксируется не только на общем характере, настроении произведения, но и на более детальном его построении, на «знаках препинания» в музыке, музыкальных фразах. Здесь опять учитель опирается на знания детей, и развитие у них навыков восприятия музыки неразрывно связано со всеми видами деятельности на уроке, прежде всего с пением. Как же решаются в этом едином процессе, специально певческие задачи? Естественно, что педагог учитывает то, в какой мере они были решены в I классе, и продолжает формирование у учащихся основных вокально-хоровых навыков. По-прежнему главной задачей в этой области является укрепление навыков естественного звонкого, кантиленного и подвижного пения, без чего не может быть выразительного исполнения. Однако эти качества формируются в усложненных но сравнению с прежними условиях: в песнях с более оживленным темпом, с более энергичным характером звучания и др. Например, «Скворушка прощается» требует легато в довольно медленном темпе (что труднее, чем в умеренном), «Дружат дети всей Земли»—легато в сочетании с активным, энергичным звучанием, «Кукушка» (швейцарская народная песня, перевод Е. Манучаровой) требует легато в сочетании с легким, подвижным звучанием. Значительную трудность в области певческой работы обычно составляет включение песен двухголосного склада. Но эта трудность преодолевается достаточно просто тогда, когда учитель верно понимает ее суть и намечает верный путь работы. Сложность освоения двухголосных песен не в пении этих голосов, а в слышании их. Поэтому подготовку к двухголосному пению следует начинать с развития гармонического слуха. Конечно, развитие гармонического слуха, этой важнейшей музыкальной способности, не мыслится задачей только одного какого-либо класса. Но во II классе ему уделяется специальное внимание. Поскольку главной трудностью в пениц на два (или несколько) голоса является слышание одновременно звучащих мелодий (звуков), то суть состоит в умении распределять внимание на разные объекты. Этому и следует учить детей. В I классе распределяют внимание на два таких «объекта»: мелодию и аккомпанемент, исполняемые одновременно. Затем их внимание фиксируется на том, что в некоторых песнях мелодия у певцов и проходящая в аккомпанементе—разные. На это же обращается внимание и при слушании музыки, особенно тех произведений, где звучит то одна, то две (или несколько) мелодии, как, например, в пьесе Р. Шумана «Веселый крестьянин». Специальные слуховые упражнения даются в пении также сначала в I классе. Они входят в так называемый подготовительный этап к двухголосному пению. Их последовательность примерно такова: дети определяют, два звука звучат одновременно или один; затем они поют верхний звук, а учитель нижний, потом наоборот — учитель поет верхний звук, а дети нижний; дети поют один звук, а учитель — нисходящее движение к терции этого звука (с фиксацией именно и движения и терции); затем учитель и дети снова меняются заданием; наконец, поочередное пение терций основного трезвучия то одной, то другой группой учащихся (например, перекличка двух «кукушек»). Но самое трудное — это одновременное пение двумя группами двух звуков и коротеньких попевок с параллельным и самостоятельным движением. Этот подготовительный этап нельзя проходить формально: он является основой для всего последующего восприятия и исполнения многоголосной музыки. Поэтому учителю не следует торопиться. Только после того, когда класс свободно поет первые упражнения, можно переходить к следующим. И по времени такие упражнения должны быть короткими, связанными с основным содержанием урока, сочетаться с наглядным изображением двух одновременно звучащих мелодий, звуков. (Здесь могут быть использованы и «лестница», и нотный стан, и рука-нотоносец, как это применяет Г. А. Струве в своей работе в хоровой студии «Пионерия».) Если дети хорошо овладели материалом подготовительного этапа, тогда они свободно перейдут и к пению двухголосных песен. Во II классе эти песни несложны. Однако и для их разучивания слух детей должен быть в определенной степени подготовлен. Иначе песню можно учить очень долго, и все же подлинного двухголосия в классе не будет. А долгое и неэффективное пение расхолаживает детей, у них пропадает интерес к нему. Пение двухголосных упражнений и песен способствует формированию и навыков слышания музыки, вслушивания в нее. А слышание двухголосного звучания в произведениях, даже не рассчитанных на их пропевание, способствует быстрейшему освоению и двухголосного пения. Музыкальная грамотность учащихся II класса (как и I), как следует из всего вышесказанного, неразрывно связана с пением и слушанием музыки, усваивается в процессе их, и лишь с целью более ясного представления той системы знаний и навыков, которая необходима и для развития музыкально-слуховых представлений, и для формирования определенных понятий (мы условно вычленим их из общего содержания урока). Наряду с закреплением знаний и навыков, полученных детьми в I классе, новым во II классе являются термины «размер» и «лад», а также подготовка к двухголосию через развитие гармонического слуха. Ш Подход к пониманию термина «размер» осуществляется через повторение осваиваемых в I классе понятий о длительностях (восьмая, четверть, половина) и закрепление понятия «иульса- ция». На примерах песен I и II классов (таких, как «Скворушка прощается») учитель дает детям понятие о сильной доле, которое знакомо им из программы по родному языку. Каждая сильная доля отмечается сверху значком акцента. Затем нужно рассказать ребятам о тактовой черте, которая ставится перед каждой сильной долей, о такте как расстоянии между двумя тактовыми чертами. После этого дать анализ того, что же получилось в каждом такте. Очень важно, чтобы дети поняли: количество звуков в такте может быть разное, а количество долей (четвертей) одинаковое. Сначала неполный такт — затакт — не дается, но потом он осваивается детьми легко и просто. Так, например, в песне «Скворушка прощается» в первом такте четыре звука (четыре восьмых), во втором — три (две восьмых и четверть), а в четвертом — один (половина), а количество четвертей в любом из них одинаковое: две четверти. Отсюда и 2 \ размер «две четверти» (показать его цифровое изображение — ]. Аналогичным образом на примере песен «Портрет Ильича» (муз. Л. Шульгина, сл. М. Ивенсен), «Наш краю» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца) и других трехдольных песен дается понятие о другом размере — три четверти. Полученные в процессе разучивания и исполнения песен знания закрепляются при слушании музыки, поскольку репертуар здесь представлен весьма широко. Важно, чтобы дети поняли, что и размер имеет свое выразительное значение, что это не просто некое «теоретическое» понятие. Поэтому двухдольный и трехдольный размеры осваиваются в их выразительном значении при сопоставлении произведений маршевого характера и танца польки с произведениями вальсового характера. Примерами двухдольного размера могут быть: «Барабанщик» Д. Б. Кабалевского, «Замечательный вожатый» А. Н. Пахмутовой (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова), «Песня о Родине» И. О. Дунаевского (сл. В. Лебедева-Кумача), а трехдольного—«Вальс» П. И. Чай- ковскогоу «Вальс» Э. Грига. Несколько позже в качестве примера трехдольного размера могут быть взяты произведения, написанные в характере мазурки (польская народная песня «Кукушка») или мазурки как таковые. Эффективен и интересен для второклассников примененный Д. Б. Кабалевским прием, способствующий пониманию выразительного значения размера. Этот прием состоит в «превращении» одной и той же мелодии то в марш, то в вальс благодаря смене двухдольного размера на трехдольный (попевкв «В нашем классе», «Крокодил н Чебурашка»). Важнейшей задачей музыкального развития вообще, а во II классе как определенный этап этого развития, является задача развития ладового чувства. (Б. М. Теилов считал ладовое чувство важнейшим показателем и составной частью музыкальности.) В I классе дети определяли общую окраску произведения и его основного, тонического трезвучия: «ясно, твердо, бодро — мажор», «мягко, более грустно — минор». Конечно, это далеко не полное определение мажора и минора, тем более что «общая окраска» зависит не только от лада: например, многие революционные песни твердого, бодрого характера написаны в миноре, а мягкие задумчивые произведения — в мажоре. Но для первоначальной фиксации внимания детей на разной окраске тонического трезвучия и произведения в целом достаточно пока еще и неполного раскрытия сущности понятия «лад». Во II классе основное внимание направлено на определение на слух мажора и минора, которое проверяется последующим вычленением тонического трезвучия. Дети с интересом обнаруживают, что, например, «Песня о пограничнике» С. Бугославского (сл. О. И. Высотской) написана в миноре, хотя звучит твердо, активно, по-боевому, но в то же время сурово, настороженно, а не радостно и ясно. Иначе говоря, выразительное значение лада постигается детьми постепенно, и во II классе — это определенный этап работы, которая начиналась в I и будет продолжаться в последующих классах. Постепенное обогащение знаний второклассников в области музыкальной грамоты способствует и качеству восприятия и исполнения ими музыки. Применение при разучивании песен их графического (нотного) изображения дополняет слуховые впечатления зрительными, делает их более конкретными, наглядными. Процесс разучивания становится эмоционально осознанным, так же как и процесс слушания. К сожалению, многие учителя выделяют музыкальную грамоту в особую область, уделяют ей много времени, но затем никак не используют ее в процессе музыкального развития и воспитания детей. В связи с этим понятия «размер», «лад» и другие остаются мертвым грузом в музыкальных представлениях учащихся. Верный же подход к музыкальной грамотности в I и II классах обеспечивает должную подготовку к освоению программы III класса.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.202 (0.011 с.) |