Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика музыкального воспитания в v—vi классахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Каждый класс общеобразовательной школы ставит перед учителем ряд конкретных задач, хотя необходимость преемственности от класса к классу, основные общедидактические принципы, основная цель музыкального воспитания позволяют в какой-то мерс и объединять рассмотрение методических вопросов в нескольких классах одновременно. Так, например, мы отмечали, что при всей специфике работы в I классе (начало школьной жизни) она и определенной мере предваряет занятия во II классе, а благодаря близким по характеру психолого-педагогическим данным первоклассников и второклассников многие методы работы в этих классах являются сходными. Не случайно рассмотрение наиболее значимых, общих вопросов в этих классах нередко объединяется: «Обучение и воспитание в I—II классах». III класс, как завершающий в современной структуре школы начальный этап образования, рассматривался нами отдельно, специально. Вместе с тем мы отмечали, что по своим возрастным особенностям учащиеся III класса ближе к учащимся IV, а не II класса, и поэтому общие вопросы, касающиеся группы III—IV классов, рассматриваются часто вместе. IV же класс, являясь первым в среднем звене обучения с новыми для детей формами преподавания всех дисциплин педагогами-специалистами, все же чаще рассматривается и отдельно (см. предыдущую тему курса). Учащиеся V класса по своим психофизиологическим данным ближе к VI, а не к IV классу, поэтому они и объединяются в группу V—VI классы; VII класс, в котором завершается организованное музыкальное воспитание в школах РСФСР и ряда других союзных республик, выделяется в специальную подтему. Общая характеристика учащихся V—VI классов В современной психолого-педагогической литературе подростковый возраст, к которому относятся учащиеся V и VI классов, обычно характеризуется как «трудный», «переломный». Основания к этому дают и научные данные и широкие наблюдения практиков. Обычно отмечается, что быстрое физическое развитие приводит к различным «дисфункциям». Общий рост организма (увеличение длины туловища, рук, ног) протекает более интенсивно, чем развитие сердца, кровеносной системы. Вследствие этого мозг часто не получает должного питания — возникает быстрое утомление, резко меняется настроение: от возбужденного к упадочному, вялому. Повышенная утомляемость требует особого, щадящего режима во всех видах деятельности подростка, следовательно и во время музыкальных занятий с ним. Учащиеся V—VI классов проявляют повышенную чувствительность к тому, как себя ведут с ними взрослые (родители, учителя). Они хотят быть взрослыми, самостоятельными и чрезвычайно болезненно реагируют, если к ним относятся как к детям. Каждый стремится к тому, чтобы в нем видели личность, и это стремление к самоутверждению нередко проявляется в уродливых формах, лишь бы его заметили, лишь бы с ним считались. Эти психологические особенности подростков подчас ведут к конфликтным ситуациям в классе, если учитель не учитывает причин их возникновения и не находит верного подхода к своим воспитанникам. Особенности психофизиологического развития учащихся данных классов, естественно, проявляются и на уроках музыки, может быть, особенно наглядно в области вокально-хоровой работы. В этот период уже нередко наблюдается начало мутации голосов. Поэтому при рассмотрении певческой деятельности в V и VI классах мы более подробно остановимся на этих моментах. В чем суть мутации, или перестройки, голоса? Прежде всего — в росте гортани, как в продольном, так и поперечном направлении. Мягкие ткани надставной голосовой трубы — язык, мягкое нёбо — в период мутации также меняются, что сказывается на звукообразовании, но главное — это гортань. Гортань является важнейшим органом голосообразования. До мутации гортань девочек и мальчиков мало отличается, и голоса их звучат очень похоже. Но в период мутации гортань мальчиков чаще всего начинает бурно расти (гортань мальчиков часто увеличивается в полтора-два раза, в то время как у девочек — на одну треть), увеличиваются по длине и голосовые связки (также в полтора-два раза), что ведет к понижению голоса. Вследствие роста голосового аппарата мальчики не сразу приспосабливаются к новым условиям, особенно трудно справляются они с верхними звуками (отсюда так называемые «петухи», т. е. срывы звучания голоса с привычного детского на новый, мужской, и обратно). Во время мутации, при ее бурном протекании, в гортани, кроме увеличения размеров голосовых складок, можно отметить их покраснение, набухание краев, вызванное усиленным притоком крови к растущему органу. Внешне явления мутации могут проявляться в покраснении горла, в появлении сипоты, в сокращении диапазона, главным образом за счет верхних звуков, в срывах голоса. Субъективные ощущения, в основном у мальчиков, проявляются в быстрой утомляемости, в ощущении неловкости при разговоре и пении. У девочек мутация иногда протекает медленнее, не так заметно, и поэтому иногда голосовой режим продолжается в том же виде, каким был и до мутации. Однако это совершенно неверно и нередко приводит к весьма печальным результатам. Так, длительные певческие нагрузки (пение в сложной тесситуре, на большой динамике, в течение значительного времени и т. п.) становятся причиной самых различных голосовых заболеваний (несмыкание связок, узелки и др.) и даже полной потери певческого голоса, особенно у «голосистых» девочек, выступающих запевалами в хоре, солистками. Мутирующие девочки нуждаются, как и мальчики, в бережном, внимательном отношении к меняющемуся голосу. Учителю следует помнить, что мутация может протекать по- разному: бурно или спокойно, однако все равно это требует соответственного голосового режима. И нужно иметь в виду, что нередко расцвет голоса как раз предшествует мутации: голос расцвел— жди мутации. Перестройка голосового аппарата подростков обусловливает изменения вокально-хоровой работы, вообще же психофизиологические особенности подростков требуют со стороны педагога постоянного и тактичного внимания к учащимся. Эмоциональная возбудимость детей и быстрый спад настроения обычно проявляются в нестойкости интересов: более длительное занятие на уроке чем-то одним часто ведет к нарушению дисциплины (а без обычной тишины заниматься музыкой невозможно), к нежеланию у^ить песню, слушать предлагаемые учителем произведения, высказываться о них... Нередко подростковый нигилизм проявляется в отношении к урокам музыки как «детским», «развлекательным», вовсе ненужным для «взрослой» жизни. К сожалению, такое отношение подчас укрепляется взглядами на музыкальные занятия со стороны некоторых учителей и родителей как на занятия несерьезные, практически бесполезные. И конечно, переубедить в этом учащихся и взрослых можно только тогда, когда они сами почувствуют значимость музыки в жизни, т. е. самой музыкой, а не разговорами о ней. Как же учитель может доказать, казалось бы, уже доказанный школьникам с первых классов тезис о неразрывной связи музыки с жизнью, о том, что музыка — есть жизнь, проявление жизни? Что поможет учителю сформировать стойкий интерес к музыкальным урокам? Одним из таких средств является опора на жизненный опыт школьников и, в частности, опора на знания, получаемые ими на других предметах. Естественно, что среди всех учебных дисциплин, изучаемых школьниками V—VI классов, прежде всего нужно иметь в виду историю и родную литературу. Кратко остановимся на возможности опоры на эти предметы применительно к каждому, разбираемому нами классу. Пятый класс В V классе дети изучают историю древнего мира. Содержание учебника по истории охватывает огромный период времени: от жизни первобытных людей до возникновения христианства и гибели Римской империи. Хотя в учебнике непосредственно почти ничего не говорится о музыке, однако учитель может использовать, например, некоторые мифы древней Греции, в частности рассказать ребятам об Аполлоне, боге искусства, и сопровождавших его музах — покровительницах танца, музыки, поэзии, для того чтобы подтвердить мысль о связи музыки с жизнью. Можно обратить внимание детей и на то, что на иллюстрациях, показывающих жизнь человека в разные исторические периоды, имеются изображения и музыкальных инструментов, подчеркнуть, что уже в самые отдаленные времена музыка сопровождала людей и в труде, и в войне, и в праздниках. В первом разделе учебника истории для V класса (Коров- кин Ф. П. История древнего мира. М., 1982) рассказывается, хотя и чрезвычайно кратко, о возникновении древнейшего искусства. По найденным рисункам древних людей, обнаруженным во многих пещерах, ученые установили, что искусство возникло около 30 тысяч лет назад. Интересным является тот факт, что всегда человек стремился изобразить то, что видел вокруг себя. Прежде всего это были изображения животных. Следует обратить внимание детей на такую фразу учебника: «Из подражания животным и преследующим их охотникам возникли древнейшие танцы». Сами учащиеся сообразят, что танцы требовали какого-то сопровождения, т. е. музыки, хотя бы самой примитивной — хлопков, ударов друг о друга каких-то предметов. По мере развития общества, ремесел развивались и искусства. В цитируемом учебнике в § 11 «Религия в древнем Египте» приведена пссня, прославляющая Нил, с которым у древних египтян связывалась вся жизнь. Далее в учебнике сказано: «Торжественные гимны прославляли богов и фараонов». На приведенных рисунках можно увидеть различные картины из жизни древних египтян, например изображение пира, где «хозяина и гостей развлекают... музыканты и танцовщицы». На с. 61 дается текст песни о жизни рабов, т. е. опять свидетельство связи музыки с жизнью, отражения жизни в музыке (и других искусствах). И в последующих разделах учебника тоже, хотя и не даются специальные сведения о музыке, но нередко упоминаются разные виды искусства. Например, в § 22 о культуре древнего Китая: «Китайский народ создал в древности множество сказаний, песен и повестей. Люди разных классов выражали в них свои взгляды и чувства». В § 35 об Афинах: «Юноши и взрослые мужчины собирались в гимнасиях, где известные ученые читали лекции, вели беседы. Здесь же под руководством опытных учителей греки занимались гимнастикой. В большом здании для концертов состязались лучшие музыканты и певцы Греции. Состязания собирали множество любителей музыки, определявших победителя» (с. 146). «В греческих школах... юноши учились рисованию, танцам, пению, игре на лире; греки не считали образованным человека, не умевшего петь и танцевать». На одном из рисунков греческого театра изображены хор, стоящий на орхестре, и около жертвенника — флейтист. «Театр изображен таким, каким он был в IV веке до нашей эры». Таким образом, история наглядно показывает учащимся, что музыка в тех или иных формах сопровождала человека на всех этапах развития общества, что человек, желая запечатлеть окружающий его мир, передать волнующие его чувства и мысли, всегда обращался к искусству, к музыке в частности. Показать детям определенные связи между музыкой и литературой помогут уроки литературы. Родная литература в V классе предоставляет учителю- музыканту несколько большие возможности, чем история. В учебнике-хреетоматии для V класса имеется специальный раздел о народном творчестве, приводятся стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова о Москве, России, се природе, стихи некоторых советских поэтов о В. И. Ленине. Первый же раздел учебника открывается статьей «Народ- сказитель». В пей говорится о том, как различные события жизни, ее уклад находили отражение в произведениях устного народного творчества. Например, рассказывается о том, что в течение многих веков от одного поколения к другому передавались героические песни-сказания о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. «Исполняли былины народные поэты — певцы, сказители... Как на праздник, собирались люди издалека послушать талантливого певца». Чрезвычайно важно обратить внимание учащихся на то место в статье, где говорится, что народное искусство —«сокровищница народной музыки». «Многие писатели, художники, композиторы живо интересовались народным творчеством... Любил и собирал народные сказки А. С. Пушкин... Былинный Садко стал героем оперы Н. А. Римского-Корсакова. «Золушка»—название не только старой сказки, но и современного кинофильма, пьесы, балета». Поскольку в программе по музыке для V класса даются сведения и о народных песнях, и об использовании их композиторами-профессионалами, все узнанное ребятами на уроках литературы поможет им глубже воспринять содержание и уроков музыки. Учитель музыки может интересно использовать и другие материалы. Например, в хрестоматии по литературе приведено несколько басен И. А. Крылова, в том числе «Квартет». К этой басне даны и рисунки «музыкантов» с их инструментами, пояснены и использованные Крыловым музыкальные термины: «квартет», «бас», «альт», «прима», «втора». Все это на уроке музыки поможет школьникам не только более точно представить соответствующий материал, но и покажет его значение, его проникновение в словарь писателей, поэтов, даже в повседневную нашу речь. Целесообразно привлечь внимание пятиклассников и к тому материалу, где дается некоторый итог ознакомления с творчеством А. С. Пушкина. Там, например, сказано: «Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу, и народ платит ему ответной любовью». В подтверждение сказанному можно привести примеры музыкальных произведений, созданных под влиянием творчества А. С. Пушкина. Многие дети и сами вспомнят некоторые песни и романсы на слова Пушкина, оперы, балеты. Учитель музыки дополняет эти сведения примерами из творчества современных композиторов. При этом важно, конечно, чтобы педагог не ограничился названиями произведений, а познакомил ребят с отрывками из них. Очень интересно учащимся бывает узнать, что на многие стихи (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Д. Бедного, С. А. Есенина), помещенные в учебнике, разными композиторами написана музыка, а некоторые стихи стали народными песнями (например, песня на слова Н. А. Некрасова «Назови мне такую обитель...»). Большое впечатление на школьников всегда производит песия М. Коваля «Снежинки», особенно же тогда, когда они уже знакомы со стихотворением Д. Бедного, на текст которого она написана. Учащихся V класса знакомят с понятием «олицетворение», им дается задание найти примеры олицетворения в стихах разных авторов, которые приведены в учебнике. Так, например, там напечатаны стихи А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет» (на которые М. Красевым написана музыка), С. А. Есенина «Береза» (музыку на этот текст написала Т. Попатенко). Учитель музыки может так спланировать свои уроки, чтобы использовать знания детей с наибольшей полнотой: новые понятия, термины, тексты учащиеся не только поймут, запомнят, но и прочувствуют,— музыка является в этом плане особенно сильным средством. Такая связь уроков музыки с уроками литературы, с самостоятельным чтением учащихся помогает детям понять, что музыка— не просто развлечение, что ее основное значение в том, что она передает «думы и чаяния народные», что она помогает «строить и жить». Мы уже говорили, что учителю музыки, для того чтобы опираться на музыкальный опыт школьников, надо знать, чем же они располагают в результате предшествующего обучения и в результате воздействия окружающей среды. Интересы и вкусы наших подростков весьма различны, так же как различен и уровень их общего музыкального развития. С ростом благосостояния населения растет число детей, занимающихся музыкой дома, в школьных и внешкольных музыкальных кружках, в Домах пионеров, в детских музыкальных школах, в детских хоровых студнях. Как правило, многие из этой группы школьников в V—VI классах обнаруживают довольно высокий уровень музыкального развития. Они хорошо знают немало прекрасных произведений, сами исполняют музыку соло или в коллективе, что способствует более глубокому освоению ими музыкально-выразительных средств; музыкальные интересы этих детей вследствие педагогического руководства стоят на качественно более высоком уровне, хотя, как правило, и им не чужды увлечения модными песнями и пьесами, сомнительными в художественном отношении. Большинство же учащихся, не имеющих, кроме школьных уроков, другой связи с настоящим музыкальным искусством (а как известно, школа далеко не всегда обеспечивает, особенно на начальном этапе обучения, полноценные музыкальные занятия), чаще увлекаются шлягерами, той музыкой, которая не требует особого внимания при ее восприятии. Она легко запоминается, и для ее исполнения не нужно владеть какими-либо специальными певческими навыками: напеваешь приблизительно — и достаточно. Работа с этими учащимися довольно затруднительна, тем более если учесть психофизиологические особенности возраста. Ребята данной группы, как правило, считают «школьную» музыку скучной, ненужной; слушать и слышать произведения Моцарта, Бетховена и других композиторов-классиков они не научились, не научились и петь те песни, которые предусмотрены программой. Однако наблюдается такой парадокс (отмечаемый и педагогами- практиками и исследователями): в школе учащиеся на музыкальные занятия часто смотрят как на никому ненужные, на уроках ведут себя плохо, а во внеучебное время часами слушают как^ю- нибудь «модерновую» запись или сами «музицируют», без конца повторяя на одном-двух звуках ритмическую фигуру с таким же «настойчивым» сопровождением, состоящим из одного-двух аккордов. Но именно эту музыку они считают своей и категорически возражают против всякой другой, пропагандируемой учителями. Их нетерпимость к мнению старших, нежелание «подчиняться» их «диктату», стремление доказать свою взрослость, самостоятельность нередко в полной мере проявляются на уроках музыки. Как же следует поступать учителю в таких ситуациях? Пожалуй, решающим моментом является изменение отношения к уроку музыки, к тому укоренившемуся в сознании многих мнению, что «и без музыки прожить можно». Здесь особенно важно доказательство связи музыки с жизнью, того, что музыка не случайно возникла и существует, что в самые трудные годы (в жизни общества или отдельного человека) музыка оказывается источником радости, вселяет надежду. И для того чтобы эти слова приобрели убедительный смысл, чрезвычайно важно всесторонне продумать, что целесообразно дать детям в том или другом классе '(с учетом выявленных их интересов, вкусов, уровня общего и музыкального развития). Помощь в этом, как мы уже отмечали, может оказать опора на те знания, которые школьники получают на уроках истории и литературы. Какие же сведения учитель музыки может использовать, для того чтобы школьники, изучая историю и литературу, яснее поняли и роль музыки? Кратко рассмотрим этот материал. В старой программе по музыке для школ РСФСР в общей «Объяснительной записке» о задачах, стоящих перед учителем в V—VII классах, говорилось вскользь. Отмечалось лишь то, что в этих классах нужно особенно внимательно относиться к голосам учащихся, что это предмутационный и мутационный период. Сама же программа для данных классов принципиально не отличалась от всех предыдущих, хотя, конечно, предлагался более сложный материал и другие темы. В V классе были следующие темы: I и II четверти—«Народная песня в творчестве композиторов»; III и IV четверти—«Русская музыка». В репертуаре для хорового пения названные темы фактически «не просматривались»; в нем предлагались песни (в разных обработках) русские (шесть песен), норвежская, грузинская, польские (две), много песен советских композиторов (одиннадцать*), а по теме «Русская музыка» были указаны лишь два произведения: «Жаворонок» М. И. Глинки и «Хор мальчиков» из оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Таким образом, само содержание программы противоречило задачам комплексного проведения занятий и наталкивало учителя на ведение уроков по «разделам», что давно вызывало справедливую критику, особенно острую со стороны Д. Б. Кабалевского. Как же может учитель использовать опыт, имеющийся у школьников, чтобы они с интересом осваивали предлагаемое программой содержание? Первое, что должны усвоить учащиеся, это то, что каждый народ имеет свою музыку. Поскольку они знают песни и народов СССР (белорусские, украинские, грузинские, и др., которые входят в программу или которые дети слышали или даже сами пели вне школы) и других народов (польские, венгерские, чешские и др.), учитель может поставить вопрос: «Почему каждый парод создает свою музыку?» При ответе на этот вопрос целесообразно привлекать те знания, которые имеются "у детей благодаря другим школьным предметам, чтению книг, просмотру кинофильмов и телепередач, где рассказывается о разных природных условиях (север, юг...) и отсюда — о разных условиях жизни, формах труда людей (возделывание пшеницы, хлопка, добыча руды и угля...), о разных обычаях, костюмах. А поскольку из истории развития общества могут быть приведены примеры, что музыку рождает жизнь,— следовательно, разные условия жизни рождают и разную музыку. В порядке закрепления музыкальных знаний, полученных в предыдущих классах, учитель напоминает детям знакомые танцы из балета «Щелкунчик»: «Трепак», «Испанский», «Арабский», «Китайский» и делает такой вывод: если даже человек не знает названия того или иного танца (забыл или слушает вообще впервые), он никогда не скажет, что они одинаковые, а если уже слышал и запомнил, то потом никогда не спутает. Аналогичное сопоставление можно провести и на новом для детей репертуаре, рекомендуемом программой. Например, сопоставить русскую народную песню «Ах вы, сени, мои сени» и грузинскую «Солнце, в дом войди».
В V классе учащиеся уже должны иметь представление о значении характера чередования сильных и слабых долей в такте. В том случае, если на уроках музыки они это не проходили, можно опереться на знания, полученные ими на уроках русского языка: еще во II классе детей учат выразительному чтению стихотворений, соблюдению логических ударений (дается понятие о безударных и ударных слогах). Таким образом, школьники легко отмечают в русской народной песне четкое чередование одной сильной и одной слабой доли, т. е. определяют двухдольный размер. Строение мелодии также простое, легко схватываемые мотивы одинакового (затактового) построения. В противоположность русской грузинская песня более прихотливого строения: при шестидольном размере сильные доли падают то на более долгие звуки (четверти), то на более короткие (восьмые), в связи с чем ритмически песня представляет большую трудность для исполнения в русской школе: она непривычна для учащихся. Обращается внимание и на характер движения мелодии, ее «извилистость»; при основном диапазоне звучания в квинту (секстовый звук захватывается всего один раз) движение почти все время идет в границах терции. Казалось бы, в таких рамках мелодия не может быть интересной, здесь же благодаря ритмическому рисунку и гибко «извивающейся» мелодии песня звучит своеобразно и красиво. В таком же плане проводится сопоставление темы Баяна «Дела давно минувших дней» и «Персидского хора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». И здесь ярко контрастируют широкая, распевная, былинного характера мелодия русского народного сказителя и хор восточного колорита, где движение мелодии тоже «извилистого» характера, с частым повторением секундных соотношений, как бы обволакивающих слушателя. После внимательного слушания и специального разбора дети могут уже сами заметить, где Людмила обращается к Ратмиру, хазарскому (восточному) витязю. Естественно, что приведенные примеры не единственные и не обязательные: каждый учитель может выбрать иные произведения, по тем или иным причинам, с его точки зрения, более подходящие для конкретного класса. Наша цель — раскрыть, как прием контраста помогает подросткам понять, что музыка рождается жизнью, поэтому и различна музыка разных народов. И именно поэтому музыкальное искусство столь богато по характеру, настроениям, стилям, жанрам. Если предшествующая работа со школьниками продолжалась последовательно, то в V классе' они уже знают термины «жанр» (марш, танец, песня) и «стиль» (русский, восточный). В процессе восприятия и в процессе исполнения музыки в V классе продолжается развитие музыкально-слуховых представ- леиий и гармонического слуха. Непосредственное восприятие характера (стиля, жанра) различных произведений подкрепляется и сведениями из области музыкальной грамоты. Не являясь самоцелью, музыкальная грамота помогает детям яснее представлять изучаемые на уроках явления. Так, в приведенных выше примерах применение нотной записи дает действительно наглядное представление о характере движения той или иной мелодии, своеобразии ее ритма и т. п. Кроме того, пропевание выписанных на доске примеров тем, взятых из произведений крупной формы или сложных для восприятия (воспроизведения), может способствовать формированию и слушательских, и певческих навыков. Следует заметить, что в средних классах вокально-хоровая работа составляет определенную трудность. Нередко отсутствие певческих навыков, которые должны быть сформированы в начальных классах, приводит к тому, что более сложный репертуар дети петь не могут, а доступный (более простой) они петь не хотят, так как он им не интересен. В связи с этим перед учителем стоит задача правильного подбора всего певческого материала: упражнений и песен. Если до V класса дети не привыкли к распеваниям, то давать им попевки, какие даются в начале певческого обучения («Гули вы мои», «Звонко, звонко пойте» и т. п.), довольно рискованно: они начинают смеяться, нарочно поют не то и не так как надо. Поэтому сначала целесообразно показать им, насколько важно распеться, привести голоса в рабочее состояние на таких примерах, которые интересны по самой мелодии. В качестве таких упражнений могут быть взяты отдельные фрагменты из сложных произведений, которые дети потом будут слушать, или отрывки из песен, предназначенных для разучивания. Иногда довольно трудное место в песне, взятое для предварительного упражнения, не только служит правильному формированию звука (верному дыханию, артикуляции), но и более быстрому разучиванию всей песни, что также немаловажно в сложных для работы классах. В методической литературе этот прием освещен довольно широко (назовем, например, выпуски «Музыкальное воспитание в школе», «Методические рекомендации по проведению уроков музыки в общеобразовательной школе» и др.). Особенно тщательно учитель должен продумать методику работы над двухголосием. В общеобразовательной школе этот навык вообще вырабатывается с большим трудом (прежде всего из-за единственного часа занятий в неделю), поэтому здесь большое значение имеет привлечение наглядности в различных формах: применение нотной записи,., использование грамзаписей с исполнением разучиваемой песни, особенно тех ее вариантов, где даны и отдельные партии, и их последовательное сочетание. Постоянный интерес учащихся в работе — необходимое условие ее успеха. В средних классах при разучивании песни имеет Так, например, при разучивании песни Д. Кабалевского «Спокойной ночи» (старая программа — V класс, новая — IV класс) важно, чтобы школьники прониклись ее настроением, которое ярко выявляется уже с первых тактов фортепианного вступления: в басу повторяющееся «покачивание» октав (ре— ре и ля— ля), сверху вниз на квинту и введение на слабые доли также повторяющихся аккордов, на фоне которых в пятом такте возникает основная мелодия песни. Школьникам целесообразно дать послушать, что в самом фортепианном сопровождении сочетаются мелодия и аккомпанемент; помочь им определить, как компо,- 8итор передает музыкой наступившую тишину и то, что «только ручей продолжает журчать» (более высокая тесситура, несколько более активное звучание). В разучивании песни хорошо помогает нотная запись, позволяющая наглядно увидеть строение песни: небольшие изменения во втором мотиве по сравнению с первым, секвенционное повторение третьего мотива (подход к кульминации), кульминация — и нисходящие короткие восьмые «спать», «спать», «спать». Нотная запись помогает и освоению двухголо- сия в данной песне, которое здесь дано свежо и ярко (самостоятельная партия второго голоса подголосочного характера). «Музыкальный материал для слушания» в программе 1972 года по теме «Народная песня в творчестве композиторов» составляют: «Былина о птицах» А. Лядова, фрагменты из финала Четвертой симфонии П. И. Чайковского, из «Петрушки» И. Стравинского, из Девятой симфонии Д. Д. Шостаковича. Попутно заметим, что фрагменты из «Петрушки» по программе 1970 гола и по новой программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, предлагаются в IV классе; учителю это надо иметь в виду, чтобы не создавать таких ситуаций, когда репертуар, предлагаемый школьникам как новый, оказывается уже известен им по предыдущим классам. Действительно, названные произведения могут дать яркое представление об использовании народного песенного творчества профессиональными композиторами. Но существенным недостатком является то, что слушание фактически составляет совершенно самостоятельный «раздел», так как представлен только инструментальной музыкой и никак не связан с репертуаром по пению. Освоение темы значительно могло бы выиграть, если бы школьники и спели хотя бы несколько отрывков из «композиторской» музыки, построенной на народно-национальной основе. Так, например, школьники могли бы спеть тему той же колыбельной А. Лядова, которая дается в оркестровом звучании; из 9 Заказ № 4164 Знания по музыкальной грамоте, которые предусматривала старая программа, не только никак не были связаны с содержанием вокально-хоровой работы и слушанием музыки, но и даны были формально: «знать строение мажорной гаммы», «тональности до, фа и соль мажор»; «иметь представление об интервалах». Чем должно было обогатить музыкальные представления детей знание «строения мажорной гаммы»—неизвестно; какие «представления об интервалах», в связи с чем нужно дать детям?.. Все эти вопросы в программе не находили никакого пояснения. Вместе с тем эти же знания, связанные с усвоением учащимися песенного репертуара и репертуара по слушанию музыки, могли бы быть интересны им, способствовать пониманию детьми содержания музыкальных произведений (через понимание интонационной выразительности, например, большой и малой терций, восходящей кварты, хроматизмов). Таким образом, V класс по старой программе являлся продолжением работы в предыдущих классах, он не отличался своеобразием и лишь в связи с возрастными особенностями и возможностями детей предлагал более сложный репертуар. Программа для V класса, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского, имеет коренные отличия от прежней и определенное своеобразие по сравнению с предыдущим классом. Содержание работы в V классе по этой программе объединяется вокруг двух тем, в свою очередь тесно связанных друг с другом: I—II четверти—«Преобразующая сила музыки», III—IV четверти—«В чем сила музыки». В самой программе о связи этих двух тем сказано так: «После того как учащимся стало ясно, что музыка, воздействуя на людей, влияет на жизнь, преобразует ее,— естественно поставить перед ними вопрос: в чем же заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека?». Важнейшими двумя положениями, которыми должен руководствоваться учитель в раскрытии названных тем, являются: первое— то, «что две стороны вопроса о связи музыки с жизнью — Однако при всем различии содержания двух названных задач, их материала некоторые общие методы работы сохраняются: опора на имеющиеся знания, метод сопоставления («метод контраста» по Б. В. Асафьеву), введение нового как развитие уже известного. Последнее широко используется в новой программе. Так, в «Предварительных замечаниях» к программе V класса написано: «Как всегда, новую тему лучше начинать на уже ранее усвоенном материале, который теперь... под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися по-новому, глубже и содержательнее». Далее, характеризуя основное направление работы в V классе, которое выражено в словах, что «музыка воздействует на жизнь через человека и в этом ее огромная преобразующая сила», сказано: «Убедительных примеров в программе прошлых лет учитель найдет сколько угодно без всякого труда. Важно, однако, чтобы наибольшее количество примеров приводили сами учащиеся». Постоянно присутствует в новой программе и метод контрастных сопоставлений. Так, например, на первом же уроке в V классе предлагается познакомить учащихся с русской народной песней «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» и «Вальсом» французского композитора Жака Бреля; материал 2-го урока составляют русская народная песня «Зеленая рощица», песня А. Островского «Мальчишки и девчонки» и вторая тема I части Шестой симфонии П. И. Чайковского. На 3-м уроке предлагаются для сопоставления менее контрастные произведения, и школьники должны отметить их более тонкие различия: интонации русской народной песенности в «Вальсе» фа минор П. И. Чайковского и танцевальность, наличие изящных, «кружевных» пассажей в «Вальсе» ми минор Ф. Шопена. И в репертуаре последующих уроков этот метод просматривается совершенно отчетливо. Его значение здесь обусловлено решением основной задачи музыкального воспитания в данном классе: показать многообразные возможности воздействия музыки на человека благодаря неисчерпаемому разнообразию передаваемых ею мыслей, чувств, настроений, характеров...
В программе, разработанной в НИИ школ, элементы музыкальной грамоты входят органично в содержание ур
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.199 (0.02 с.) |