Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальная грамота в I классеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже неоднократно отмечалось, музыкальная грамотность не самоцель, а путь, средство, повышающее качество восприятия и исполнения музыки. Поэтому нельзя рассматривать музыкальную грамоту как изолированный «раздел». Вместе с тем ее нельзя давать и хаотично, как попало, вне продуманной системы, от случая к случаю. Существуют две точки зрения на начальный этап ознакомления детей со свойствами музыкального звука: одни считают, что раньше следует давать детям то, что им более близко из жизненного опыта, т. е. длительности, связывая их с движениями «шаг» и «бег», и тщательно проработать весь раздел метроритма, а затем— осваивать звуковысотность. Другие, исходя из того, что для музыки особенно характерна высота звуков, рекомендуют с этого и начинать знакомство с музыкальными понятиями (муз- грамотой) и тоже тщательно проработать сначала звуковысотный раздел, а затем — метроритмический. Однако если исходить из музыкальных впечатлений, а именно к этому призван урок музыки, то фактически и высота, и длительности звуков неразделимы, поэтому и знакомить с ними целесообразно почти одновременно. Но все же не сразу, чтобы можно было сконцентрировать внимание детей пока на чем-то одном. Так, например, можно познакомить детей с тем, как по-разному звучат на рояле (или на другом музыкальном инструменте) разные группы звуков. Одни звуки легкие, прозрачные, тонкие, как будто летят вверх, высоко, — они и называются высокими. Другие — густые, тяжелые, как будто опускаются вниз,— они называются низкими. При пении и слушании внимание детей следует обращать не только на высоту звуков, но и на то, что одни звуки тянутся, другие — нет, т. е. на то, что звуки отличаются не только по высоте, но и по протяженности, долготе, длительности, что в музыке есть звуки более долгие и более короткие. Опять-таки объяснять понятие длительности нужно на звучащем материале. Вначале лучше дать такие музыкальные примеры, где длительности звуков наиболее контрастны. Например, «Мишка» Вик. Калинникова. К этим двум свойствам музыкального звука — высота, длительность— все время привлекается внимание детей и при пении, и при слушании, и нужно, чтобы их все дети усвоили правильно и прочно. Практика показывает, что некоторые ребята довольно долго считают, что высокие— это звуки «солидные», «толстые», «большие», как, например, взрослые люди; а звуки низкие — это «маленькие», «легонькие», как маленькие зайчики, птички, т. е. эти дети совершенно иначе представляют образ и его понятие. От верного понимания «высоко — низко» зависит и последующее понимание движения мелодии «вверх — вниз», т. е. наиболее важные ввуковысотные понятия. Они легко закрепляются в игровой форме. Например, учитель предлагает детям на высокие звуки «танцевать» руками над головой, а на низкие — пальцами опущенных рук. При разучивании песен и слушании пьес с яркой мелодической линией первоклассники с интересом показывают руками высоту звуков (даже изменение направления движения мелодии) или звучание разных регистров (без названия этого слова, хотя его можно и дать, поскольку детям очень нравится, что они узнают новые, итальянские, слова). Важно, чтобы первоклассники ориентировались свободно в таких понятиях, как «выше —ниже», «поступенно» (вверх —вниз), «через ступень» (вверх — вниз). Опять-таки здесь хорошо применить игровой прием: пение по «лесенке». Мальчик (или девочка) по-разному движется по «волшебным», «поющим» ступенькам: то идет, наступая на каждую ступеньку, плавно, то прыгает через ступеньку и т. п. (Н. Л. Гродзенская), Многие педагоги связывают «лесенку» с понятием «звукоряд» — рядом звуков, идущих поступенно вверх или вниз. Говорят они и о названии этих звуков (до, ре, ми...) и о том, что таких основных названий — ступеней—всего семь, но у каждого звука есть похожие, только выше или ниже, а если их сыграть тихо вместе, то все они сливаются друг с другом. Как известно, сейчас в практике изучения нотной грамоты применяются две системы—относительная (релятивная) и абсолютная, имеющие целью наглядно представить детям основные музыкальные свойства — высоту и длительность. Если педагог уже в I классе имеет в виду дальнейшее знакомство с абсолютной системой, то названия ступеней он дает слогами сразу правильно; до, ре, ми..., поясняет, что вместе они составляют не «этаж», а октаву, что поэтому различают, в какой октаве — первой, второй или какой-то другой (некоторые педагоги ограничиваются только этими двумя, другие же дают и названия других октав) —звучит данная ступень (<?ot до2 и т. п.). Если педагог придерживается не абсолютной, а относительной системы, то он дает условные обозначения тех же ступеней: «йо», «ле», «ви»... или «мо», «ле», «ви»,.. и, применяя ручные обозначения, ту же «лесенку», формирует музыкально-слуховые представления детей в области звуковысотности. Метроритмические понятия формируются параллельно, но целесообразнее ограничить их вначале лишь двумя длительностями. Разные педагоги применяют разные обозначения: «шаг» и «бег» (четверть и восьмая), «та» и «ти» (также четверть и восьмая), графическое изображение (длинной или короткой черточками), мотивируя это тем, что дети могут при таком обозначении быстро писать диктант и на бумаге и в воздухе, когда сразу видно, кто из учащихся понял или не понял сути данного музыкального явления: чередования четвертных и восьмых длительностей. Большинство методистов и «шаг» и «та» предлагают давать в графическом изображении четверти, а «бег» и «ти» — восьмой. В старой программе I класса указанными понятиями и ограничивается объем знаний в области метроритма. В новой программе, в «Предварительных замечаниях» к ней, указываются еще и такие понятия, как «соотношение сильных и слабых долей. Количество их в такте и соотношение звуков мелодии по их относительной длительности». Эти понятия также даются на основе музыкального репертуара. Например, в хорошо знакомой детям песне «Во поле береза стояла» отмечаются ударные слоги: во поле бе-рё-за сто-я-ла. Затем записывается ритм песни, отмечаются ударные доли, соответствующие ударным слогам: J>J)J)J> J J) J) J J После нескольких аналогичных примеров на одном из последующих уроков (чтобы не перегружать внимание детей элементами грамоты) рассказывается, что перед каждой сильной долей (кроме первой, если с нее начинается мелодия) ставится черта, которая называется тактовая, а расстояние от одной тактовой черты до другой называется тактом. Отсюда в дальнейшем дается понятие о метре (размере): соотношении сильных и слабых долей в такте. Обычно сопоставляются мелодии, написанные в двухдольном и трехдольном размере. Большой трудностью для школьников является усвоение того факта, что количество звуков в разных тактах может быть разное, но в сумме их длительностей они равны. Особенно наглядна в этом плане мелодия той же песни «Во поле береза стояла»:
где количество звуков в тактах разное: четыре, три, два, а в сумме везде две четверти (может быть показан размер ^-j. б Заказ № 4164 81 Детям довольно трудно дается представление о различии между терминами «метр» и «ритм», поэтому в I классе не следует стремиться к тому, чтобы все учащиеся прочно их усвоили: к этому вопросу учащиеся еще будут возвращаться и во втором, и в более старших классах. В области музыкальной грамоты и старая, и новая программы предусматривают знакомство детей с нотной записью: с рисунком записи мелодии на нотном стане. После того как дети освоили понятие движения мелодии по ступеням и через ступень (вверх и вниз), запомнили названия ступеней, можно дать им понятие нотного стана, как своего рода «лесенки», где каждый нотный знак также соответствует какой- либо ступени. При объяснении записи нот на нотном стане следует обратить внимание детей на такую, казалось бы, простую вещь, как запись нот на линейках и между линейками. Обычно дети представляют ноту на линейке лежащей на ней. И им нужно дать совсем другой образ: на линейке — это тогда, когда кружок ноты как бы нанизан на линейку, а между линейками— это когда линейки как бы зажимают кружок ноты, он находится между ними. Если с самого начала ясно объяснить технику записи нот, то дети легко это запоминают. Запись мелодий песен на нотоносце является хорошим наглядным способом их освоения даже и тогда, когда дети не сольфеджируют, а лишь видят во врямя пения графический рисунок, следят по нему за движением мелодии. Отмечая, что понятия высоты и длительности музыкальных звуков даются в непосредственной связи, все же процесс ознакомления с ними имеет свою систему, опирающуюся на логическую последовательность освоения их детьми. Понятие о высоте дается в такой последовательности: 1) ознакомление с характером звучания контрастных регистров и понятие о высоких и низких звуках. После их освоения дается понятие «средние» звуки (между высокими и низкими те, которые обычно поют дети); 2) освоение направления движения мелодии «вверх» и «вниз», на одной высоте; 3) движение поступенное («лесенка») и через ступень; 4) разные звуки по высоте по-разному и называются: вводятся либо условные обозначения слогами «мо», «ле», «ви» и т. д., или до, ре, ми и т. д.; сведения о разных октавах, в связи с чем объясняется понятие, например, до первой октавы, до второй октавы; знакомство с нотной записью; 5) вводится понятие о завершенности (устойчивости) или \ незавершенности (неустойчивости) звучания, понятия «тоника», i «тоническое трезвучие»; 6) исходя из разного звучания тонических трезвучий в знакомых ] песнях и пьесах, дается понятие о минорной и мажорной окраске. j Каждое из названных понятий закрепляется в процессе всех видов музыкальной деятельности на уроке. I Понятие о длительности дается в такой системе: 1) звуки долгие и короткие в наиболее контрастном звучании; 2) две наиболее часто встречающиеся в песнях I класса длительности — четверть и восьмая, даваемые различными услов- ными обозначениями. Самое главное при этом, чтобы дети поняли метрическую пульсацию («доля», «четверть», «шаг», «та») и ритмическое разнообразие сочетаний даже всего двух длительностей. Например: та-ти-ти, та-ти-ти; ти-ти-та, ти-ти-та; та-та-ти- ти-та и т. д. Для закрепления этих понятий дети поют знакомые мелодии на условные ритмические слоги. Например, мелодию «Маленькой елочки» М. Красева: Шаг-бег-бег, шаг-бег-бег, бег-бег-бег-бег-шаг илиэ Та-ти-ти, та-ти-ти, ти-ти-ти-ти-та. Если дети хорошо усвоили соотношение этих двух длительностей, то вводятся названия «четверть» — J и «восьмая» J) (т. е., что JzJ)J)). Затем — понятия сильной и слабой доли, тактовой черты, такта 2 3 и размера (метра) — и —. 4 4 В новой программе I класса все вышеизложенные частные знания группируются вокруг предложенных тем, направленных на освоение учащимися ключевых знаний. I четверть — «Три кита» в музыке: песня, танец и марш» — дает представление об основных, наиболее «демократичных» музыкальных жанрах. II четверть — «О чем говорит музыка»,— продолжая ознакомление с «тремя китами», раскрывает своеобразие каждого из них и в то же время возможности музыки в передаче разных чувств, настроений человека, окружающей его жизни. Важная задача состоит в подведении школьников к таким понятиям, как «выразительность» и «изобразительность» в музыке. III четверть — «Куда ведут нас «три кита» —позволяет естественно и доступно для первоклассников дать начальные представления о таких важнейших формах серьезного музыкального искусства, как опера, балет, симфония, концерт, о музыкальных характеристиках действующих лиц (что в дальнейшем послужит освоению связи музыки с другими видами искусства). IV четверть — «Что такое музыкальная речь»—является логическим продолжением и в некоторой степени обобщением знаний, полученных в процессе приобщения школьников к разнообразным музыкальным явлениям. В то же время эта тема является важнейшим подготовительным этапом к овладению содержанием программы II класса. Поскольку I класс является началом школьных музыкальных занятий, ему придается особо важное значение. Нужно, чтобы С* 83 фундамент был заложен верно, надежно. Поэтому не следует спешить в сообщении тех или иных знаний, в формировании навыков: все они будут укрепляться, углубляться и в последующих классах. Самое главное, чтобы с I класса дети полюбили уроки музыки, понимали и чувствовали, что каждый урок вносит что-то новое в их жизнь, обогащает их знания и представления о замечательном искусстве— музыке.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.175 (0.008 с.) |