![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио) Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора. Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ: ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон: ДИЕЗ - знак (#), предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон БЕМОЛЬ - знак ( БЕКАР - знак ( Если альтерации подвергается ступень какого-либо лада, уже имеющая диез или бемоль, то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения. Эти знаки встречаются достаточно редко: ДУБЛЬДИЕЗ ( ДУБЛЬБЕМОЛЬ ( Знаки альтерации бывают случайные и ключевые (так называемые "знаки при ключе"). СЛУЧАЙНЫЙ ЗНАКИ - знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой, к которой они относятся. В отличие от ключевых знаков, относящихся ко всему тексту музыкального произведения (или его части), случайные знаки действительны лишь до конца данного такта. КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. В тональной музыке ключевые знаки обычно соответствуют основной тональности музыкального материала. В атональной музыке ключевые знаки не ставятся. Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности).
КЛЮЧ — знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты. Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. Существуют Ключи до, соль, фа, указывающие положение до и соль 1-й октавы и фа малой октавы. Графическое изображение ключей приведено на рис.1. В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все Ключи кроме скрипичного ( НОТНЫЙ СТАН (НОТОНОСЕЦ) – нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты пишутся как на линиях нотоносца так и между линиями, а также под первой линией, над пятой линией. Используются также написание нот на добавочных линиях снизу (например до первой октавы) или сверху. ПАУЗА — перерыв звучания (знак молчания) в музыкальном произведении (латинское pausis — остановка, прекращение). Такой перерыв может относиться ко всему звучанию в целом, к какой-либо группе голосов, а также к отдельному голосу. Подобно нотам, паузы имеют определенную длительность, обозначаемую в нотном письме особыми знаками (знаки, обозначающие различные длительности пауз см. в рисунках, иллюстрирующих длительности нот.
РЕПРИЗА — знак, обозначающий повторное изложение музыкального материала (французское reprise — возобновление). В любых произведениях так называется повторение какого-либо раздела сразу же после его исполнения; обозначается специальным знаком. Знак репризы может использоваться для повторения всего произведения, или для повторения части произведения. III. ИНТЕРВАЛЫ ИНТЕРВАЛ (лат. intervallum — промежуток, расстояние) — сочетание двух звуков, взятых последовательно (мелодический Интервал) или одновременно (гармонический Интервал). Перечислим названия основных интервалов (по нарастанию количества охватываемых ступеней): Нотная запись основных интервалов приведена на картинке (рис. 5) (отсюда) Приведем определение еще одного популярного интервала, который, тем не менее, уже не относится к основным интервалам. Это тритон. Если в созвучии нот не две, как в Интервале, а больше, то такое созвучие уже называется Аккорд.
Значения сопутствующих понятию Интервал понятий ТОН и ПОЛУТОН приведены в разделе Общие музыкальные термины IV. РАЗНОЕ ЗВУКОРЯД - последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком-либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. ГАММА - последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных начиная от основного тона (тоники) в восходящем или нисходящем порядке до его октавного повторения. СОЛЬФЕДЖИО — учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащихся. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись (диктант), а также сольфеджирование, т. е. пение нот с произнесением их названий (термин “сольфеджио” произошел от названий нот соль и фа). Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают вокальную память. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ (МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА) – учебная дисциплина, изучающая нотное письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм, аккорды и др. Практика по приведенным в данной статье занятиям проводится в нашем хоре (хоре МИЭТ) на экспресс-курсах по сольфеджио. Понятия музыкальных размеров, тональностей, лада, знаков при ключе умышленно ("показать быстрее, чем написать") не были включены в данную статью, но они в обязательном порядке изучаются на нашем экспресс-курсе по сольфеджио. Интересующие значения понятий и терминов, которые не вошли в данный минимум, можно всегда уточнить очно у руководителей Хора МИЭТ, а также задать вопрос на нашем форуме.
Статья подготовлена Федотовой Т.А. При подготовке данной статьи использованы материалы следующих изданий: Булучевский Ю., Фомин В.Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. Г. Риман.Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. Романовский Н. В.Хоровой словарь: — М.; Музыка,2005. Вахрамеев В. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1998. Г.Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1988 Обновлено (17.08.2010 12:22)
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио) Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора. Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ: ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон:
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.117.166 (0.014 с.) |