Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио)↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио) Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора. Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ: ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон: ДИЕЗ - знак (#), предписывающий повышение какой-либо ступени звукоряда на полутон БЕМОЛЬ - знак (), предписывающий понижение какой-либо ступени звукоряда на полутон БЕКАР - знак (), отменяющий альтерацию той или иной степени звукоряда Если альтерации подвергается ступень какого-либо лада, уже имеющая диез или бемоль, то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения. Эти знаки встречаются достаточно редко: ДУБЛЬДИЕЗ ( – двойной диез) - знак, повышающий звук на два полутона (целый тон) ДУБЛЬБЕМОЛЬ ( - двойной бемоль) – знак, понижающий звук на два полутона (целый тон) Знаки альтерации бывают случайные и ключевые (так называемые "знаки при ключе"). СЛУЧАЙНЫЙ ЗНАКИ - знаки альтерации, выставляемые непосредственно перед нотой, к которой они относятся. В отличие от ключевых знаков, относящихся ко всему тексту музыкального произведения (или его части), случайные знаки действительны лишь до конца данного такта. КЛЮЧЕВЫЕ ЗНАКИ - в современной музыкальной нотации — знаки альтерации, выписанные в начале каждого нотоносца справа от ключа и имеющие действие на все ноты, записанные на соответствующих линейках этого нотоносца, до смены ключевых знаков. Внутри такта действие ключевых знаков может отменяться случайными знаками. В тональной музыке ключевые знаки обычно соответствуют основной тональности музыкального материала. В атональной музыке ключевые знаки не ставятся. Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе (модуляции) в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались в прежней тональности). КЛЮЧ — знак (исторически развившийся из некоторых нотных букв: f, g и др.), поставленный в начале нотоносца и устанавливающий известную высоту и название той или иной исходной ноты, в зависимости от которой определяются уже все остальные ноты. Знак этот служит как бы ключом для чтения пьесы, откуда и получил свое название. Существуют Ключи до, соль, фа, указывающие положение до и соль 1-й октавы и фа малой октавы. Графическое изображение ключей приведено на рис.1.
В настоящее время заметно повсеместное стремление отбросить все Ключи кроме скрипичного ( на 2-й линии) и басового ( на 4-й линии); впрочем, альтовый ( на средней линии) для альта и теноровый ( на 2-й линии сверху) для тромбона, фагота и виолончели находятся еще во всеобщем употреблении. НОТНЫЙ СТАН (НОТОНОСЕЦ) – нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий нотоносца ведется снизу вверх. Ноты пишутся как на линиях нотоносца так и между линиями, а также под первой линией, над пятой линией. Используются также написание нот на добавочных линиях снизу (например до первой октавы) или сверху. ПАУЗА — перерыв звучания (знак молчания) в музыкальном произведении (латинское pausis — остановка, прекращение). Такой перерыв может относиться ко всему звучанию в целом, к какой-либо группе голосов, а также к отдельному голосу. Подобно нотам, паузы имеют определенную длительность, обозначаемую в нотном письме особыми знаками (знаки, обозначающие различные длительности пауз см. в рисунках, иллюстрирующих длительности нот. РЕПРИЗА — знак, обозначающий повторное изложение музыкального материала (французское reprise — возобновление). В любых произведениях так называется повторение какого-либо раздела сразу же после его исполнения; обозначается специальным знаком. Знак репризы может использоваться для повторения всего произведения, или для повторения части произведения. III. ИНТЕРВАЛЫ ИНТЕРВАЛ (лат. intervallum — промежуток, расстояние) — сочетание двух звуков, взятых последовательно (мелодический Интервал) или одновременно (гармонический Интервал). Перечислим названия основных интервалов (по нарастанию количества охватываемых ступеней): Нотная запись основных интервалов приведена на картинке (рис. 5) (отсюда)
Приведем определение еще одного популярного интервала, который, тем не менее, уже не относится к основным интервалам. Это тритон. Если в созвучии нот не две, как в Интервале, а больше, то такое созвучие уже называется Аккорд. Значения сопутствующих понятию Интервал понятий ТОН и ПОЛУТОН приведены в разделе Общие музыкальные термины IV. РАЗНОЕ ЗВУКОРЯД - последовательность основных ступеней музыкальной системы, лада, а также всех звуков, доступных для исполнения на каком-либо музыкальном инструменте или содержащихся в каком-либо музыкальном произведении, мелодии, расположенных в восходящем или нисходящем порядке. ГАММА - последовательность звуков (ступеней) лада, расположенных начиная от основного тона (тоники) в восходящем или нисходящем порядке до его октавного повторения. СОЛЬФЕДЖИО — учебная дисциплина, ставящая своей целью развитие музыкального слуха учащихся. Этот предмет включает в себя слуховой анализ музыки и ее запись (диктант), а также сольфеджирование, т. е. пение нот с произнесением их названий (термин “сольфеджио” произошел от названий нот соль и фа). Систематические занятия сольфеджио воспитывают у учащихся чувство лада, ритма, развивают вокальную память. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ (МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА) – учебная дисциплина, изучающая нотное письмо и основные элементы музыки: лады, звукоряды, интервалы, метр, ритм, аккорды и др. Практика по приведенным в данной статье занятиям проводится в нашем хоре (хоре МИЭТ) на экспресс-курсах по сольфеджио. Понятия музыкальных размеров, тональностей, лада, знаков при ключе умышленно ("показать быстрее, чем написать") не были включены в данную статью, но они в обязательном порядке изучаются на нашем экспресс-курсе по сольфеджио. Интересующие значения понятий и терминов, которые не вошли в данный минимум, можно всегда уточнить очно у руководителей Хора МИЭТ, а также задать вопрос на нашем форуме. Статья подготовлена Федотовой Т.А. При подготовке данной статьи использованы материалы следующих изданий: Булучевский Ю., Фомин В.Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. Г. Риман.Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. Романовский Н. В.Хоровой словарь: — М.; Музыка,2005. Вахрамеев В. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1998. Г.Фридкин. Практическое руководство по музыкальной грамоте. М.: Музыка, 1988 Обновлено (17.08.2010 12:22)
Базовые понятия музыкальной грамоты (сольфеджио) Данный раздел тоже посвящен общим музыкальным терминам, но в него мы собрали те музыкальные понятия и термины, которые в большей степени принято относить к основам музыкальной грамоты, к сольфеджио. Таким образом, в этом разделе мы представляем Вашему вниманию своеобразный минимум по сольфеджио, который будет необходим каждому начинающему музыканту и начинающему артисту хора. Для удобства изучения, термины мы сгруппировали по типам I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗНАКИ: ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ – знаки, повышающие или понижающие отдельные звуки на полтона или целый тон:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.126.46 (0.011 с.) |