Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкально-компьютерным технологиям»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа государственного междисциплинарного экзамена «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ» по направлению «050600.62 – Художественное образование» Профиль «Музыкально-компьютерные технологии» Екатеринбург 2012
Программа государственного междисциплинарного экзамена «Теория и методика обучения музыкально-компьютерным технологиям» По направлению «050600.62 – Художественное образование» Профиль «Музыкально компьютерные технологии»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 49 с.
Составитель: Перевышина Н.Ю., зав. кафедрой художественного образования, канд. пед. наук, доцент; Самакаева М.Ю., доцент кафедры художественного образования, к.п.н.; Бородин А.Б., доцент кафедры художественного образования, к.п.н.; Бунькова А.Д., старший преподаватель кафедры художественного образования;
Программа обсуждена на заседании ученого совета института музыкального и художественного образования УрГПУ Протокол от 03.05.2012 г. № 8.
Директор ИМХО ___________________Р.В.Панкевич
Пояснительная записка
В современных условиях инновационной стратегии развития художественного образования существенно повышаются требования к профессиональной подготовки педагогических кадров. В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника, профессиограмма бакалавра художественного образования включает следующие виды профессиональной деятельности: · научно-исследовательскую; · организационно-воспитательную; · преподавательскую; · коррекционно-развивающую; · культурно-просветительскую. Согласно положениям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «050600.62 – Художественное образование» выпускник, получивший степень бакалавра художественного образования должен быть готов осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся средствами различных видов искусства; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта; быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы (п. 1.3.). Таким образом, профессия преподавателя в сфере художественного образования с одной стороны, требует интегративно-комплексного характера знаний, умений и навыков в области теории и практики художественного образования, с другой стороны – технологической профильной подготовки в выбранном направлении профессиональной деятельности (в соответствии с перечнем профессионально-образовательных профилей подготовки бакалавров по направлению «050600.62 – Художественное образование». Цель данной программы: выявить уровень профессиональной готовности выпускниковк практической деятельности в различных сферах культуры, искусства и художественного образования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели: · проверка системы межпредметных знаний, умений и навыков выпускников в области художественного образования и ее связи с практической, творческой и педагогической деятельностью в сфере педагогики искусства; · выявление степени владения информационными ресурсами художественного образования, осознания их значимости в развитии инновационных культурно-образовательных технологий в различных областях современного искусства; · обеспечение межпредметных связей с дисциплинами «Педагогика», «Психология», «История искусств», «История и теория художественного образования», «Психология полихудожественного образования», «Взаимодействие искусств в развитии личности», «Художественно-педагогический практикум», «Методология художественного образования», «Диагностика художественных способностей», «История художественного образования на Урале», «Информационные ресурсы художественного образования», «Разработка мультимедийных продуктов», «Компьютерное моделирование», «Дизайн», «Векторная и растровая графика», «Информационные технологии в музыке» и др.; · стимулирование мотивации выпускников к самостоятельной художественно-творческой деятельности путем включения в содержание подготовки заданий для самостоятельной работы; · осознание значимости теоретической и практической подготовки бакалавров художественного образования в будущей профессиональной деятельности педагога в сфере художественного образования; · создание условий для развития творческой индивидуальности выпускников в процессе подготовки художественно-творческих заданий. В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) бакалавр должен уметь: · участвовать в исследованиях по проблемам развития художественного образования; · владеть основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - художественное образование; · приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; · изучать обучающихся и воспитанников в образовательном процессе; · строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования с использованием современных здоровьесберегающих, информационных технологий, знания иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия; · создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду в соответствии с профилем подготовки; · проектировать и осуществлять профессиональное самообразование; · вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления; · реализовывать образовательные задачи культурно-просветительского характера в профессионально-образовательной области. Поэтому в соответствии с требованиями п. 7.2. ГОС, итоговая государственная аттестация бакалавра художественного образования включает государственный междисциплинарный экзамен по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам профильной подготовки, а также защиту выпускной квалификационной работы. Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «050600.62 – Художественное образование» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Минобразованием России, а также методических рекомендаций УМО по педагогическому образованию. Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе рабочих учебных программ общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки, определяющих в совокупности уровень профессиональных компетенций выпускников по направлению художественное образование. Соответственно вопросы к экзамену сформулированы так, чтобы можно было выявить уровень профессиональных компетенций выпускников в разных сферах художественного образования детей и юношества.
ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА Итоговая государственная аттестация бакалавров художественного образования начинается государственным междисциплинарным экзаменом по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам, а завершается защитой квалификационной работы. При такой последовательности государственный междисциплинарный экзамен выступает не только как часть итоговой государственной аттестации, но и как условие успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Проблемы, выносимые на государственный междисциплинарный экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные аспекты теории и практики художественного образования в области музыкально-компьютерных технологий. Экзаменационный билет состоит из трех вопросов и включает в себя: § психолого-педагогическую проблему в области педагогики искусства; § прикладной вопрос по современным информационным технологиям в сфере музыкального искусства; § выявление уровня владения знаниями, умениями и навыками в области своей профессиональной деятельности (музыкально-компьютерные технологии). Сформулированные в программе 78 вопросов, включающие комплексные знания, умения и навыки в области общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной подготовки, объединены в 26 билетов. Примерная структура ответа выпускника: § Основные понятия, категории. Сущность предмета, явления или объекта. Системная взаимосвязь с другими компонентами художественно-образовательного цикла. § Краткая история появления/развития предмета, явления, объекта и его современное состояние. § Соединение в ответе теоретического и прикладного подходов при рассмотрении данной проблемы. Все члены ГАК, в соответствии с критериями, оценивают ответ студента по четырехбальной шкале, затем в процессе обсуждения выставляется единая отметка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Отметка выставляется после окончания сдачи государственного экзамена всей группой выпускников и обсуждения результатов членами Государственной аттестационной комиссии. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 1. Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании Самоценность искусства. Место искусства в развитии личности. Функция отражения действительности. Коммуникативная, этическая, эстетическая, каноническая и эвристическая, познавательно-просветительская, общественно-преобразующая, личностно-преобразующая, компенсаторная, психотерапевтическая функции искусства; их реализация в системе общего и дополнительного художественного образования. 2. Цель и задачи художественного образования в рамках обязательного (общего), дополнительного и профессионального образования Проблема цели в современном художественном образовании. Различные подходы к пониманию цели и задач художественного образования. Основные задачи общего художественного образования: развитие у детей любви и эмпатии к различным видам искусства, творческих художественно-познавательных способностей, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с художественными ценностями, в художественном самообразовании. Задачи дополнительного и профессионального художественного образования. 3. Дисциплины художественного цикла и принципы их преподавания в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования Комплекс художественных дисциплин общеобразовательной школы, их содержание. Учебные дисциплины художественных школ и студий искусств, их характеристика. Принцип единства художественного образования и личностного развития. Свобода и творческая активность. Изучение искусства по законам искусства. Принцип системной целостности развития художественного восприятия, художественно-образной памяти, художественного воображения и художественного мышления. Принцип опоры на деятельность и личностный подход. Принципы опоры на творческий метод. Единство индивидуальной и коллективной форм творческой деятельности. 4. Личность ребенка как эпицентр художественно-образовательной системы. Качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования Организация содержания и процесса художественного образования с учетом возрастных особенностей учащихся. Мотивация учебной и художественной деятельности ребенка. Моторная и сенсорно-перцептивная, интеллектуально-волевая активность ребенка и ее включение в учебную и художественную деятельность. Креативность и эмпатийность – качества личности учащихся, имеющие приоритетное значение в процессе художественного образования. Музыкальность – комплекс способностей, проявляющийся в различных видах музыкальной деятельности. Общие музыкально-эстетические способности – эстетическое отношение к музыкальному искусству, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве. Специальные музыкальные способности – способность переживания, различения, представления, воспроизведения ладовысотных соотношений и музыкального ритма. Музыкальный слух. Музыкальное мышление. Музыкальная потребность. 5. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для общеобразовательной школы Характеристика программ «Музыка» (авторский коллектив под руководством Д.Б. Кабалевского), «Музыка» (авторский коллектив под руководством Ю.Б. Алиева), «Музыка» (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), «Музыка» (Бакланова). 6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования Характеристика программ «Клавишный синтезатор»(И.М. Красильников), «Ансамбль клавишных синтезаторов» (И.М. Красильников), «Студия компьютерной музыки» (И.М. Красильников). 7. Характеристика основных элементов содержания художест-венного образования Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству как основа художественного образования. Роль эстетического переживания при восприятии художественного произведения. Художественные знания как знания какого-либо вида искусства и как знания об каком-либо виде искусства. Художественно-теоретические и художественно исторические знания. Художественные умения и навыки. Организация художественно-творческой учебной деятельности школьников. 8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла Типы уроков дисциплин художественного цикла. Вводно-информационные уроки: урок-беседа, урок-лекция (исследование, путешествие, репортаж, описание), проблемный урок. Уроки освоения художественных знаний и умений: урок творчества, урок-исследование, урок-дискуссия (регламентированная), урок-«мнемотурнир», урок-беседа, урок-ролевая игра (расследование, суд, путешествие, сочинение, составление тезауруса или опорно-логического конспекта и т. д.), урок-концерт, урок-анализ, урок «открытых мнений», урок-«квазидиалог». Контрольные уроки. 9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла Дифференцированные подходы в художественном образовании. Многообразие методов обучения художественным дисциплинам. Методика организации творческой деятельности учащихся. Овладение образным языком искусства. Формирование ассоциативно-образного мышления. Художественное осознание мира. Классификации методов обучения. Общепедагогические информационно-рецептивные, репродуктивные, продуктивные методы и методы контроля. Методы проблемного обучения. Игровые методы обучения. Комплексные методы формирования творческой активности. Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия. Учебно-методическое обеспечение для занятий музыкально-компьютерных технологий в ДМШ и ДШИ. Пособие В. Роллина - А. Талера, пособие Д.Декслера - К Харле, пособие Т. Лангхорста, пособие Т.Берроуза, пособие Д. Доусетта, 6 тетрадей А.Беттина, 6 тетрадей по обучению детей Н. Хайнесса. «Школа игры на синтезаторе» С.С. Важов, «Школа игры на синтезаторе» В.Г. Пешняк, «Основы аранжировки» И.Г. Шавкунов. «Учусь аранжировке» И.М. Красильников. «Музыкальный компьютер» Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко. История развития звукозаписи. Требования к ПК для создания музыкальных композиций История развития звукозаписи. Эволюция звуковых носителей. Устройства для звуковых и музыкальных носителей. Технологий производства современных музыкальных носителей. Виниловые пластинки, СD и DVD однослойные и многослойные. Мини диски, флешкарты. Первые опыты записи звука Эдуарда-Леонома Скотта де Мартенвиля (фоноавтограф). Фонограф Томаса Эдисона. Рекордер и граммофон Эмиля Берлинера. Пластинка фирмы Victor (США). Пластиковая магнитофонная лента с магнитным покрытием. Компакт-кассета фирмы Philips. DAT-магнитофоны. Компакт-диск. Носители звука: восковой валик, грампластинка (диск из шеллака, винила), магнитная лента, оптические носители (CD, DVD, SACD), электронные носители (гибкий диск, жесткий диск, флэш-память). Звукозапись с помощью мембраны, микрофона. Монофоническая, стереофоническая и многоканальная запись. Аналоговая и цифровая звукозапись. Требования к ПК для создания музыкальных композиций. Производительность компьютера: объем и скорость оперативной памяти, вычислительная мощность процессора, объем и скорость жесткого диска, наличие привода DVD/CD-RW, звуковая карта, звуковые мониторы. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ Основные требования к ответу:
Оценка «отлично» ставится студенту, если он раскрыл основные понятия и положения в области теории и практики художественного образования; полно, развернуто, структурировано и логично ответил на все вопросы экзаменационного билета; использовал примеры из практической деятельности для иллюстрации теоретических положений; продемонстрировал методологический подход к анализу художественно-педагогических явлений, представив несколько точек зрения на проблему; профессионально разрешил проблемную ситуацию; продемонстрировал свободное владение программным обеспечением в области современного искусства и художественного образования, умение его практического использования в профессионально-педагогической деятельности; полно и оперативно отвечал на дополнительные вопросы. Оценка «хорошо» ставится студенту, если он частично раскрыл основные понятия и положения в области теории и практики художественного образования; в целом достаточно полно, развернуто, структурировано и логично ответил на все вопросы экзаменационного билета; использовал примеры из практической деятельности для иллюстрации теоретических положений; профессионально разрешил проблемную ситуацию; продемонстрировал хорошее владение программным обеспечением в области современного искусства и художественного образования, умение его практического использования в профессионально-педагогической деятельности; ответил на большую часть дополнительных вопросов. Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если он раскрыл не все основные понятия и положения в области теории и практики художественного образования; не достаточно полно, развернуто, структурировано и логично ответил на вопросы экзаменационного билета; затруднялся в использовании примеров из практической деятельности для иллюстрации теоретических положений; не смог полностью разрешить проблемную ситуацию; продемонстрировал слабый уровень владения программным обеспечением в области современного искусства и художественного образования, умения его практического использования в профессионально-педагогической деятельности; испытывал затруднения в ответах на дополнительные вопросы. Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, если он не мог раскрыть основные понятия и положения в области теории и практики художественного образования; испытывал большие затруднения в ответах на вопросы экзаменационного билета либо не смог на них ответить; продемонстрировал слабый уровень владения программным обеспечением в области современного искусства и художественного образования, отсутствие умений его практического использования в профессионально-педагогической деятельности; не ответил на дополнительные вопросы. ЛИТЕРАТУРА 7.1 Основная литература
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.200 (0.016 с.) |