Музыкальная грамота и музыкальная грамотность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная грамота и музыкальная грамотность



Музыкальная грамота и, шире, музыкальная грамот­ность (эти два термина ввел Д.Б. Кабалевский) представля­ет собой вид музыкальной деятельности, которая направле­на на развитие музыкальной культуры. Музыкальная грамо­та является результатом всей работы на уроках музыки. В ней сконцентрирован весь аудиальный опыт, все музы­кальные умения и навыки, которые выражены в знании средств музыкальной выразительности.

Музыкальная грамота, по сути, представляет собой ос­новы элементарной теории музыки, которая дает пред­ставления о музыкальном языке и способах его условной записи, т. е. нотной грамоте. Музыкальная грамотность рас­сматривается как часть музыкального образования, которая связана с овладением музыкальных стилей, жанров, средств выразительности музыки, сведений о ее создателях — ком­позиторах и исполнителях.

Взаимосвязь развития слуха и знаний музыкальной фа- моты общеизвестна. Однако из-за отсутствия возможнос­тей (урок музыки проводится один час в неделю), слуша­тельского опыта детей музыкальная грамота практически исключается из начального обучения. Важным условием развития музыкальной грамотности является соединение любых знаний о музыке с реальным звучанием музыки. То есть знания о музыке станут для ребенка основой музыкаль­ной культуры, если их освоение проходит все стадии: а) мышечного вчувствования, б) эмоционального сопере­живания; в) осознания взаимосвязи полученных знаний с конкретным музыкальным произведением.

Основой музыкальной грамотности как условия разви­тия музыкальной культуры становится выработка первона­чальных навыков слухового восприятия и исполнения му­зыки, накопления слухового опыта.

В программе ■Музыкальное искусство» четырехлетней начальной школы в рамках проекта «Начальная школа XXI века» упор делается на развитие обшей музыкальной культуры. Дети в первом классе должны различать жанро­вое начало (песня, танец, марш); ориентироваться в много­образии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и др.); различать характер музыки, ее динамические, регист­ровые, тембровые, метроритмические особенности. К кон­цу четвертого класса у детей закладывается основа музы­кальной культуры, которая проявляется в музыкальном кру­гозоре, музыкальной грамотности, навыках практической творческой деятельности.


Программа Г.С. Ригиной «Музыка» для начальной школы (1—4-е классы), разработанная в рамках развиваю­щей системы JI.B. Занкова, предъявляет к уровню музы­кального развития детей следующие требования: дети дол­жны научиться эмоционально и осознанно воспринимать нравственно-эстетическое содержание народной музыки и музыки, сочиненной композитооами; различать русскую музыку и музыку других народов; знать нотные знаки, дли­тельности, петь по ручным знакам и по нотам попевки и фразы из песен в основных размерах (2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8); узнавать на слух пройденные за четыре года музы­кальные произведения и знать имена пройденных компо­зиторов. В этой программе упор делается на общее разви­тие детей, на развитие музыкального слуха и музыкальных способностей.

В стандартной программе «Музыка» для начальной шко­лы, которая основана на идеях Д.Б. Кабалевского, дается перечень того, что могут освоить дети в процессе активных видов деятельности: различие звуков по высоте, длительно­сти, силе, скорости и направлению движения; соотнесение слабых и сильных долей, звуков мелодии и их длительнос­тей (метр и ритм); мелодия и сопровождение (аккомпане­мент); выразительные и изобразительные возможности зву­ков и их сочетаний.

К концу обучения в начальной школе дети должны раз­личать и понимать средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, ритм, динамика, тембр, лад, му­зыкальные формы); формы построения музыки (одночаст­ная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.); крупные фор­мы музыкальных произведений (опера, балет, симфония, концерт, вариации, кантата); различные виды исполнения музыки (музыкальные инструменты симфонического орке­стра и оркестра народных музыкальных инструментов, пев­цы — солисты).

Уровень музыкальной культуры также определяется зна­нием основных композиторов классиков и их произведе­ний, которые дети слушают на уроках музыки (П.И. Чай­ковский, М.И. Глинка, А.Н. Римский-Корсаков, А.П. Бо­родин, С.С. Прокофьев, Р. К. Щедрин, И Бах, В. Моцарт, Л«Бетховен, Э Григ, Ф. Шопен).

Объем знаний о музыке достаточно обширен практи­чески во всех перечисленных программах. Но детям очень нравится употреблять новые музыкальные термины («ре­гистр», «форте», «темп»), если педагог знакомит с ними живо, увлеченно, показывает их реальное назначение и под­крепляет реальным звучанием музыки.

Очень важно, чтобы дети правильно понимали смысл музыкальных терминов: темп — быстрый или медленный, но не тихий, спокойный; характер — маршевый, танцеваль­ный, песенный, но не веселый, задорный; настроение — печальное, грустное, радостное, веселое, но не маршевое, песенное.

Одним из обязательных условий ознакомления детей с музыкальной терминологией является их слуховое закреп­ление. Например, при знакомстве с темпом дети обяза­тельно должны соотнести его с конкретным произведени­ем и с его характером, осознать, что от темпа зависит вы­разительность музыкального произведения, изменение темпа влечет за собой и развитие музыкального образа, изменение характера, настроения всего музыкального про­изведения.

Рассказы о композиторах должны быть доступны, инте­ресны по содержанию, ппосты по изложению. Желательно из рассказа исключить даты, котооые дети еще не могут соотнести со временем. Излишне перечисление имен и Фа­милий родственников, педагогов композитора. Язык изло­жения, в отличие от описания биографий в музыкальной литературе, должен быть прост, эмоционален и понятен. Наиболее интересен для детей рассказ о детских годах ре­бенка, поскольку этот период жизни композитора им поня­тен и близок. Желательно показать жизнь композитора правдиво и образно. Очень важно рассказать детям, как раз­вивались музыкальные способности будущего композитора и что помогло ему стать известным композитором.


Дополнительной информацией при знакомстве детей с композитором могут стать главные творческие вехи или жизненные события, история сочинения произведения, ко­торое дети будут слушать.

Приведем пример рассказа о Сергее Рахманинове.

Отчаянный шалопай Се

Напротив крыльца старого дома, где появился на свет Се­режа Рахманинов, стояла вековая ель. Дом по ночам был на­полнен таинственными звуками, скрипами, шуршанием под полом, на чероаке, во оворе. Днем няньки, ключницы и прижи­валки ссорились, шептались, стучали посудой, утварью Сутра оо ночи скрипели двери, топала детвора, ворчали нянь­ки. Мальчик прислушивался к ним с замиранием, они его волно­вали, пугали и раоовали. Запахи, звуки, образы детства сохра­нились у Сережи на всю жизнь.

Первые воспоминания о музыке у Сережи связаны с непри­ятными ощущениями. Он сидит под роялем в углу гостиной и всхлипывает, наказанный после очередной шалости. За инст­рументом его мать играет старинный романс, музыка кото­рого казалась особенно обидной после наказания. Но когда за рояль саоился отец и играл шаловливую, веселую музыку, Сере­жа начинал радостно и громко смеяться, шалить

Когда Сереже исполнилось четыре года, он однижды попро сил гувернантку разрешить ему аккомпанировать на инстру менте одну из песен композитора Шуберта. Это ее рассмеши­ло, но аккорды, которые исполнил мальчик, оказались на удив­ление верными: ребенок не издал ни одного фальшивого звука.

Начались систематические музыкальные занятия Но мальчика больше влекли звуки окружающего мира, Сережу ча ровали вечерние звуки колоколов, таинственный, мудрый скрип механизма, поднимающего из колодца ведро с водой, переливы перепелов в овсяных полях, колокольчики проезжающих лоша - дей, тихое пение оевушек в роще, жужжание черного мохна­того шмеля. Звуки захватывали Сережу, и он на несколько минут уходил из реального мира в таинственный звуковой мир. Бывало, что няньки трясли его за плечи, чтобы «•вернуть на землю».

Косда семья Рахманиновых переехала в Петербург, Сере­жу устроили в подготовительные классы при консерватории.

И каждое утро «пай-мальчик» с папкой в руках, в которой находились книги и ноты, направлялся в консерваторию. Но как только Сережа получал из рук бабушки гривенник и выхо­дил за двери квартиры, тот же час направлялся на каток и с огромным наслаждением катался на коньках, которые стара­тельно прятал среди книг в сумке

В день получения зачетной книжки Сережа тайком ис­правлял единицы на четверки. Доверчивая оабушка рисовалась успехам внука и с удовольствием слушала сочиненные Сережей истории об учебе.

Оонажды, совершенно случайно история с пропусками уро­ков и подделанными отметками открылась Дома собрался со­вет, где Сережа публично сознался во всех своих прегрешениях. Родители не знали, что делать с мальчиком.

Неизвестно, чем бы это завершилось, если бы из Москвы не приехал двоюродный брат Сережи, который был известным пианистом. Он послушал игру мальчика и был очень изумлен его свободной и выразительной импровизацией. Но техника игры была слабой. Возмущенный историями шалопая Сережи, с которым никто не мог справиться, он взял 12-летнего маль­чика с собой в Москву. По приезие его опреоелили к жесткому, строгому, но талантливому учителю Николаю Сергеевичу Звереву.

Фамилия учителя оправдывала себя. Он был требователь­ным педагогом, часами заставлял играть своих учеников, ко­торые у него одновременно учились и жили. Сережа, которого Зверев называл Се, часто тихонько плакал после непомерных нагрузок за инструментом, поскольку он не привык много ра­ботать. У него болели пальцы, спина. Но учитель был неумо­лим. Его чрезмерная строгость исходила из желания выковать волевых музыкантов, из убеждения, что лишь трудолюбивые и сильные личности способны создавать музыку При этом Зве рев гордился своими учениками и, когда их представлял кому- либо, преувеличенно хвалил, от чего ребят бросало в краску. Эти похвалы вызывали у детей желание иоказать всем, что они талантливы.

Но окончательно судьбу Сережи как музыканта решила встреча с великим композитором Петром Ильичем Чайковским.

В оаин из трудных учебных дней в гостиной послышался неузнаваемо веселый голос Зверева и еще чей-то незнакомый. Чайковский! Комната закружилась перед глазами мальчиков, все с волнением наблюдали за великим композитором. Учитель представил каждого из учеников Чайковскому и усаОил по оче­реди за инструмент. Мальчики играли вдохновенно: свежо, ос­тро, молодо.

Чайковский просмотрел теоретические работы учеников и отметил оригинальность маленького музыканта. Во время обеда Сережа не один раз ловил на себе заоумчивый, но рассе­янный взгляо гостя.

Ко оню рождения своего учителя мальчики готовили по­дарки. Сергей Рахманинов выучил пьесу Чайковского «На тройке» из альбома «Времена гиоа». К торжественному обеду приехал Чайковский. Мальчики, взволнованные приездом ком­позитора готовились исполнить свои «подарки».

Первым исполнял Сергей. Он очень волновался, исчезла комната, вытянувшись вдаль длинной, бесконечной дорогой. Что-то понеслось, зазвенело, как в тумане он видел свои руки на клавишах. Когда Сергей кончил, лицо его горело, как в огне. Сердце колотилось. Он неловко поднялся с табурета. Чайков­ский встал, не проронив ни слова, пойошел к мальчику и расце­ловал его. Это была самая большая награда для Сергея. Начи­нался его долгий и гениальный путь в мир музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.135.174 (0.015 с.)