Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Михаил Иванович Глинка 1804-1857Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником русской классической музыки. Он пооотожил лучшее, что было созоано его пребше ственниками, и написал то, что рус скую музыку поставило на уровень с европейской Его иболевали размышления о глубоких национальных корнях культуры кажоого нароиа. Он глубоко проникся проблемой русской музыкальной культуры, понимая, что ее развитие должно основываться на национальных корнях. Мысль о национальной музыке все более и более захватывала композитора. Опера «Иван Сусанин» — первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной ирамы. Это более чем опера, это национальная эпопея, это лирическая ора- ма, возведенная на благоробтю высоту своего первоначального назначения, когда она была еще не легкомысленной забавой, а обрядом патриотическим и религиозным. В «Камаринской» Глинка утвероил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Это глубоко национальное, самобытное произведение. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Родился Глинка 1 июня 1804 года в Смоленской губернии в селе Новоспасском в имении своих родителей. Родители в основном жили в Петербурге. Будущий композитор был болезненным ребенком, и его часто отвозили в имение к бабушке. Там он часами мог слушать колокольный звон местной церкви. Пораженный красотой звонов, он пытался их воспроизвести, подобрав для этого различной величины медную утварь. Заметив любовь к музыке, в деревню привезли сЬортепиано, от которого ребенок не хотел отходить. Еще мальчиком он очень любил слушать народную музыку и оркестр крепостных музыкантов, который был у дядюшки. С детства освоил игру на скрипке, флейте и фортепиано. В 13 лет его направляют учиться в Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. В этот период он много времени уделял занятиям по фортепиано и теории, изучению языков. Его первым произведением были вариации для арфы или фортепиано на тему одной из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». По окончании учебы в 18 лет он поступает на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре уходит в отставку и начинает серьезно заниматься музыкой. Известность композитор приобретает как автор фортепианных пьес и романсов. В 26 лет он отправляется на четыре года за рубеж — в Италию и Германию. В Италии он поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры Оперный сезон был необычайно насыщенным, и Глинка был охвачен новыми впечатлениями. После каждого оперного спектакля, он садился за рояль и подбирал мелодии, которые только что слышал в опере. Возвращается композитор в Россию с желанием воплотить творческие замыслы. Этот период стал началом работы над оперой о национальном герое Иване Сусанине, Глинка принимается за сочинение оперы, не дожидаясь даже окончательного выбора сюжета - тстолько ясно представляется ему характер музыки будущего произведения. По этому поводу он пишет в своих «Записках», что мысль о русской опере запала ему в душу и постоянно в голове вертелась «Марьина роща»- Глинка был настолько увлечен идеей написания оперы, что моментально был создан план всего произведенитя Глинка пишет, что в его воображении возникли многие музыкальные темы и даже подробности разработки фраментов раньше, чем появилось либретто оперы. Опера «Жизнь за царя», так композитор назвал оперу об Иване Сусанине, была написана и исполнена через 6 лет. Первая постановка имела большой успех. В эти же годы Глинка женится на Марье Петровне Ивановой, своей дальней родственнице, о которой он пишет 1 Глинка М.И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка: В 2-х т. Т. 1. — М., 1973. своей матери сразу же после женитьбы, что та кроме доброго и непорочнейшего сердца, пюбит порядок и бережливость. Она очень рассудительна и чрезвычайно умеренна в желаниях, несмотря на молодость и веселый характер. Молодая жена всем была хороша для Глинки, но относилась несерьезно к музыкальному таланту своего мужы Она ничего не понимала в музыке Однако чувства Глинки к Марье Петровне были настолько сильными и искренними, что обстоятельства, которые впоследствии развели их судебы, в то время казались не столь существенными (там же). Вдохновленный успехом оперы «Жизнь за царя» Глинка приступает к работе над «Русланом и Людмилой» — первой русской сказочно-эпической оперой. Идея новой оперы на сюжет поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина возникла у композитора ещё при жизни поэта. Глинка вспоминает в «Записках», что он надеялся составить план по указанию Пушкина, однако преждевременная кончина великого поэта лишила возможности учесть в либретто пожелания автора поэмы. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось в 1842 году, день в день через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Премьера оперы была встречена публикой неожиданно для Глинки прохладно, но прогрессивные музыканты и любители музыки активно поддержали новации композитора. С 1844 г. композитор постоянно путешествовал по Европе. Он посетил Францию, Испанию, Германию. Каждое путешествие оставляло у композитора неизгладимые впечатления, которые вдохновляли его на новые произведения. Так появляются оркестровые произведения «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Он много концертировал по Европе и участвовал в постановках своих опер. Произведения Глинки пользовались неизменным успехом во многих странах. Особенно было отрадно, что его произведения были высоко оценены композиторами. Так, об увертюре «Арагонская хота» великий Лист отозвался с большим восхищением. Он отметил живой, острый характер и оригинальность этой пьесы с отточенной филигранной мелодикой. Особенно его восхитили «счастливые неожиданности», которые убеждали слушателей в их необходимости самой логикой развития музыки[37]. За рубежом Глинка пишет одно из самых замечательных произведений — «Камаринская». Симфоническая фантазия «Камаринская» написана на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой «Заинька попляши». Это произведение стало одним из первых симфонических произведений в отечественной музыке, и Глинка по праву считается родиночальников симфонизма в России. П.И. Чайковский сказал, что из «Кома- ринской», как из желудя выростает дуб, вырос симфонизм русской школы. Последние годы Глинка много путешествовал и жил в Петербурге, Варшаве, Париже и Берлине. Он был полон творческих планов, но очень болезненно относился к критике, это мешало его творчеству. Несколько начатых партитур он сжег. Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестоа Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочери Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. Умер Глинка в 1857 году в Берлине, его прах был перевезен в Петербург и похоронен на кладбище Александро-Не- вской лавры. Основные сочинения Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский». Симфонические произведения: испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде», симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия». Инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы: вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др. Вокальные произведения: 80 произведений для голоса с фортепиано (Популярные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на стихи Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на стихи А.С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» и др.). Глава IV. «Музык шьная копилка> Литература Глинка М.И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка: В 2 т. Т. 1-2. — М., 1973-1977. Асафьев Б. Глинка. — М., 1947. Канн-Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинке. - М„ 1968. Левашева О.Е. М.И. Глинка: Кн. 1-2. - М., 1987-1988. Ремезов И. Две оперы М.И. Глинки — М., 1960. Третьякова Л.С. Молодая музыкальная Россия. — М., 1985. Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке — М., 1957.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.01 с.) |