Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фридерик Францишек Шопен 1810-1849Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Польский композитор, пианист, крупнейший представитель польского классического музыкального искусства, виртуоз и импровизатор. Музыка Шопена пронизана лиризмом, тончайшими оттенками различных настроений. Шопен — один из немногих композиторов, который сочинял практически только для фортепиано. Его многочисленные фортепианные пьесы представляют собой разнообразные отточенные жанровые миниатюры Мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, вальсы считались музыкальным фольклором и благодаря композитору стали всеми признанными шедеврами музыкального искусства. Шопен вдохнул в них новую жизнь и новый смысл, превратив их в классические произведения для слушания, которые перекочевали с улиц в светские салоны. Шопен был настоящим новатором, часто отходившим от классических правил и норм. Он разработал лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые соответствовали природе его самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка. Неповторимый мелодический стиль Шопена склаоывался под влиянием Моцарта, польской национальной музыки и итальянской оперы. Опираясь на польский фольклор, он создал музыкальные шедевры мирового значения и уровня: в репертуаре всех пианистов мира обязательно имеются произведения Шопена. Фридерик Францишек Шопен родился в первый день весны 1 марта 1810 года, в маленьком флигеле поместья Желязова Воля под Варшавой. Его называли в семье Фри- Музыкальная восприимчивость маленького Фридерика проявилась очень рано. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать. Трехлетний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши, когда мать играла веселые танцы. Однажды ночью родители услышали звуки рояля. Оказалось, что трехлетний Фричек потихоньку пробрался к инструменту и стал подбирать танцевальную мелодию, накануне услышанную им в исполнении матери. Мать взяла его на руки и понесла в спальню, чтобы малыш не застудился. Фричек воскликнул: «Ах, мама, не сердись, я ведь играл это, чтобы тебя заменить, когда ты устанешь», — мать много занималась с воспитанниками в пансионе, который открыл его отец для детей из состоятельных семей. Мальчик рос и все чаще подходил к роялю, подбирая знакомые напевы, вслушиваясь в простые аккорды: за инструментом разучивали упражнения и нетрудные пьески воспитанники пансиона. Систематические уроки игры на фортепиано начались в семилетнем возрасте. Первые композиторские опыты Шопена тоже относятся к 7 годам — он написал два полонеза для фортепиано. Уже в 9 лет он стал выступать как пианист в аристократических салонах Варшавы, о нем стали писать газеты, рассказывая о его талантах. Все выступления маленького виртуоза принимались восторженно. Рассказывают, однажды, одетый в бархатный костюмчик с большим кружевным воротником, Фридерик после выступления оказался в центре внимания блистательной публики. После концерта на вопрос матери о том, что больше всего понравилось публике, ребенок ответил: «Мой воротничок. Знаешь, мама, все на него смотрели». Часто бывая в богатых домах польской знати, он приобрел вкус к роскоши, подчеркнутые изысканные утонченные манеры, которые в будущем отличали его в кругу творческой элиты. В 13 лет его определили в Варшавский лицей, к окончанию которого он опубликовал свое первое произведение под названием «Рондо». В этот же период он занимался музыкой частным образом с директором Варшавской консерватории. В 15-летнем возрасте произошло для Фредерика памятное событие: его пригласили выступить перед российским императором Александром I, который высоко оценил способности и дарования юного пианиста и от которого после концерта он получил награду — бриллиантовый перстень. Необходимость серьезного музыкального образования привели юношу в варшавскую Главную школу музыки — консерваторию, где он учился с 16 до 19 лет. Юный музыкант занимался музыкой не только с возрастающим увлечением, но и с внутренним чувством ответственности. По окончании консерватории завершилось его формальное музыкальное образование, но Шопен всю жизнь стремился к совершенствованию, как пианистической виртуозности, так и композиторского стиля. К этому периоду относятся сочиненные им Вариации на тему дуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан» для фортепиано с оркестром, Первая соната и ряд пьес. При окончании консерватории Шопен был официально удостоен характеристики «музыкальный гений». В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. Тогда же Р. Шуман восторженно отозвался в печати о Вариациях Шопена: «Шапки долой, господа, перед вами гений!». В 1830 году он сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Германии, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Исследователи творчества Шопена считают, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который часто называют «Революционным». Шопен был убежденным сторонником польской независимости, поэтому, узнав о падении Варшавы, отказался вернуться на родину и обосновался в Париже, где вскоре приобрел репутацию выдающегося педагога и пианиста Шопену так и не удалось вернуться на родину. Он был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами-виртуозами Ф Калькб- реннером и К. Плейелем, которые оказали ему практическую помощь в первый период его парижской жизни, композиторами Ф. Листом, В. Беллини, художником Э. Делакруа, писателями Г. Гейне, В. Гюго, другими видными представителями парижской художественной элиты. Вскоре Шопен из- за болезни легких фактически отказался от карьеры пианиста, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории. В этот период он активно сочиняет и публикует свои опусы в Париже, Лондоне и Лейпциге. Шопен любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя нередко отзывался о них с иронией. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода — Шопен был, если можно так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других. Осенью 1926 года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной — баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило немало сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд — 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, который никогда не отличался крепким здоровьем, стала зима 1838— 1839 года, прожитая с Жорж Санд на Майорке. Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по- видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 году отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже в начале 1848 года. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов — последний из них состоялся 16 ноября 1848 года. Через неделю он вернулся в Париж Он был не в силах более давать уроки. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора. Шопен умер в своей парижской квартире 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. На отпевании Шопена в парижской церкви св. Марии Магдалины присутствовало около трех тысяч человек. Звучали его Прелюдии и «Реквием» Моцарта. По желанию Шопена его сердце было перевезено в Польшу, и оно покоится в варшавской церкви Святого Креста. Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, мучительно пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах. Наследие Шопена невелико по объему, однако воплощенный в нем художественный мир универсален. Один из полюсов творчества Шопена составляют юношеские виртуозные пьесы и произведения для фортепиано с оркестром, в которых он еще придерживается традиционных форм романтического пианизма «большого стиля». Его этюды, прелюдии, ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, экспромты — совершенные во всех деталях и многообразные, как сама жизнь. Музыка Шопена почти целиком выдержана в гомофонно-гармоническом складе. Многие его пьесы написаны в популярных бытовых салонных, учебных (этюды) жанрах, однако под пером Шопена их жанровые прототипы приобретают совершенно новый масштаб Слова Шумана об одном из этюдов Шопена: «Это не столько этюд, сколько поэма», — приложимы ко всем остальным этюдам, а также к большинству мазурок, вальсов, прелюдий, ноктюрнов и др. Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную Фактуру, сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Основные сочинения Фортепианные пьегы малых форм: около 30 этюдов, 24 прелюдии, 4 скерцо, более 20 ноктюрнов, 4 баллады, экспромты, ноктюрны, рондо, вальсы, мазурки, полонезы. Крупные Формы: 3 фортепианных сонаты, 2 концерта, фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, вариации на тему Моцарта из оперы «Дон Жуан». Песни для голоса с фортепиано на польские тексты. Литература Асафьев Б. (И. ГлеЬов) Шопен. Опыт характеристики. — М., 1922. Бэлза И. Шопен. — М., 1968. Ивашкевич Я. Шопен. — М., 1963. Лейхтентритт Г. Ф. Шопен / Пер. с нем. — М., 1930. Лист Ф. Ф. Шопен, перевод с французского. — М., 1956. Мазель Л. Исследования о Шопене. — М.. 1971. Соловцов А. Шопен. Жизнь и творчество. — М., 1960. Шопен Ф. Письма: Т. 1-2. - М., 1989.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.012 с.) |